Сущность, функции и роль Федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. Исходя из этой цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить состояние системы финансового контроля в РФ на современном этапе развития экономики;
- определить круг органов исполнительной власти, на которые возложено проведение финансового контроля;
- изучить методы проведения финансового контроля в РФ;

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 36.84 Кб (Скачать файл)

1.1 Сущность, функции  и роль Федерального бюджета 
 
 
 
 
 

Введение

Финансам как  экономической категории внутренне  присуща контрольная функция, т.е. объективная способность создавать  определенные последствия в экономике  при их субъективной организации. Поэтому  на практике контрольная функция  финансов реализуется в форме  финансового контроля.

Государство не может реализовать свою внешнюю  и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических  программ, не располагая финансовыми  ресурсами, а также не осуществляя соответствующий контроль за законным их формированием и расходованием.

Существование финансового контроля объективно обусловлено  наличием контрольной функции, присущей финансам. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов  и фондов, они объективно отражают ход распорядительного процесса. Когда Россия переходит на рыночные отношения, финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития государственного частного производства.

Финансовый контроль - регламентированная нормами права  деятельность государственных, муниципальных, общественных организаций, хозяйствующих  субъектов и иных лиц по проверке своевременности и точности финансового  планирования, обоснованности и полноты  поступления доходов в соответствующие  фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения  законности в финансовой и хозяйственной  деятельности и предупреждает бесхозяйственность и расточительность, позволяет выявлять факты злоупотреблений и хищений.

Таким образом, в любом государстве необходим  контроль за расходованием государственных средств, своевременностью и аккуратностью пополнения государственной казны. В условиях качественного преобразования российской экономики, изменения структуры форм собственности, внедрения принципов федерализма происходят значительные изменения самой формы работы финансовых органов, а значит, обостряется проблема государственного финансового контроля. При этом роль этого вида контроля постоянно увеличивается в связи с необходимостью в новых условиях создать эффективный финансовый механизм распределения и перераспределения общественных средств.

Данная работа посвящена изучению целей, задач, принципов, форм, методов контроля за исполнением исполнения бюджета.

Целью настоящей  курсовой работы является изучение системы  государственного финансового контроля в Российской Федерации. Исходя из этой цели, необходимо решить следующие  задачи:

- изучить состояние  системы финансового контроля  в РФ на современном этапе  развития экономики;

- определить  круг органов исполнительной  власти, на которые возложено  проведение финансового контроля;

- изучить методы  проведения финансового контроля  в РФ;  

1. Исполнение федерального  бюджета в РФ

Исполнение  бюджета - это важнейший  этап бюджетного процесса действия по мобилизации  и использованию  бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют  органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и  физические лица-плательщики  налогов в бюджет, получатели бюджетных  средств.

Исполнение  бюджета основано на следующих принципах: единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих  доходов на единый бюджетный счет и  осуществление всех предусмотренных  расходов с единого  бюджетного счета; обеспечения  бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия  средств на едином бюджетном счете.

Исполнение  бюджета начинается после его утверждения  органом представительной власти. В финансовых органах готовится  организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета. В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств  заимствований и  расходов утвержденного  бюджета в соответствии с действующей  бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе  распорядителей и  получателей бюджетных  средств, и направляется для сведения в  органы представительной власти и контрольно-счетные  органы.

Роспись доходов и расходов составляется по каждому  главному распорядителю  бюджетных средств  и по всем разделам, главам и статьям  бюджетной классификации. Она разрабатывается  на основании балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись  доходов и расходов бюджета документ, регламентирующий взыскание  платежей в бюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных  в бюджете. Кассовое исполнение бюджета, т.е. операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов  бюджета и платежам за счет бюджетных  средств, осуществляется либо органом Федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.

Исполнение  бюджета по расходам означает обеспечение  финансирования мероприятий, предусмотренных  росписью расходов, и имеет ряд  этапов.

1) Утверждение и  доведение бюджетных  ассигнований до  распорядителей и  получателей бюджетных  средств. На основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения Финансовый орган и главные распорядители бюджетных ассигнований на период действия утвержденного бюджета доводят объемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядителями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и получателей через Федеральное казначейство посредством представления утвержденного распределения средств федерального бюджета либо через уполномоченные банки (для местных бюджетов).

2) Принятие бюджетных  обязательств бюджетополучателями.

Бюджетное обязательство - это  оформленное бюджетополучателями  право предъявления требования к бюджету. На основании доведенных до получателей бюджетных  средств лимитов  бюджетных обязательств они имеют право  принятия обязательств на осуществление  расходов. Лимиты бюджетных  обязательств формируются  финансовым органом  и доводятся до всех получателей  бюджетных средств. На основании уведомлений  о выделенном лимите бюджетных обязательств получатель средств  бюджета обладает правом осуществления  закупок, начисления установленных денежных выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обязательств при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

3) Подтверждение и  выверка исполнения  бюджетных обязательств. Расходование бюджетных  средств не может  быть произведено  без завершения  исполнения бюджетных  обязательств. Бюджетополучатель  обязан представлять  в финансовый орган  документы, подтверждающие  реализацию бюджетных  обязательств.

4) Расходы и платежи  по реализованным  бюджетным обязательствам. Расходование бюджетных  средств осуществляется  в форме списания  денежных средств  бюджетных счетов  в целях исполнения  платежных обязательств  бюджетов в пользу  юридических и  физических лиц.  Основанием для  расходования бюджетных  средств является  платежный документ, оформленный в  порядке, установленном  финансовым органом.  При этом объем  расходуемых бюджетных  средств не может  превышать исполненных  подтвержденных бюджетных  обязательств. Сумма денежных средств, списанных с бюджетного счета в целях исполнения платежного обязательства, представляет собой кассовый бюджетных расход.

В Российской Федерации  с 1992 г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его  осуществления в  составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.

Основные  функции Федерального казначейства в бюджетном  процессе государства: организация исполнения федерального бюджета; контроль за его исполнением; управление бюджетными доходами и расходами; регулирование межбюджетных отношений; финансовое исполнение внебюджетных фондов; управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации; осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.

При казначейском исполнении федерального бюджета  регистрация поступлений, регулирование объемов  и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на

;/H2>

Исполнение  федерального бюджета  осуществляется на основе: отражения Федеральным  казначейством всех операций и средств  федерального бюджета  в системе балансовых счетов; централизации  в Федеральном  казначействе всех поступлений  в федеральный  бюджет и платежей из федерального бюджета; совершения Федеральным  казначейством всех кассовых операций с  использованием единого  счета и управления этим счетом.

Кассовое  исполнение федерального бюджета Российской федерации возлагается  на Федеральное казначейство.

Федеральному  казначейству принадлежит  право открытия и  закрытия счетов федерального бюджета, а также  определения их режима. Единый счет федерального бюджета - он же единый счет Федерального казначейства находится в Центральном  банке Российской Федерации.

Таким образом, исполнение федерального бюджета  по доходам включает: перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет Федерального казначейства; распределение в  соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов; возврат  излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов  федерального бюджета  и отчетность о  доходах федерального бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией.

Исполнение  расходов федерального бюджета предусматривает  осуществление процедур санкционирования и  финансирования этих расходов.

Санкционирование  расходов федерального бюджета включает в себя: утверждение  и доведение бюджетных  ассигнований из федерального бюджета; утверждение  и доведение лимитов  обязательств федерального бюджета; принятие обязательств федерального бюджета; подтверждение платежных  обязательств федерального, бюджета.

В ходе исполнения бюджета  возможны изменения  плановой величины расходов. Изменение бюджетных  ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого бюджетополучателя может быть осуществлено введением режима сокращения расходов бюджета главным распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий.

Одна  из основных причин изменения бюджетных  ассигнований - невыполнение плана по доходам. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений  доходов бюджета  или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более  чем на 5%, то руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять решение  и ввести режим  сокращения расходов. При этом в решении  о введении режима сокращения расходов должны быть указаны  дата, с которой  вводится режим сокращения, а также размеры  сокращения.

Если  же в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений  доходов бюджета  или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более  чем на 10%, то орган  исполнительной власти вправе принять решение  и ввести режим  сокращения расходов. При этом в решении  о введении режима сокращения расходов должны быть указаны  дата, с которой  вводится режим сокращения, а также размеры  сокращения. В этом случае сокращение расходов осуществляется в  одной и той  же пропорции для  всех видов расходов и бюджетополучателей, а также объектов, включенных в адресную инвестиционную программу.

Аудит исполнения бюджета. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в исполнительном органе субъекта Российской Федерации или  местного самоуправления может назначаться  внутренний аудит  отчета об исполнении бюджета, осуществляемый органами Министерства финансов Российской Федерации согласно заключенным соглашениям  между исполнительным органом субъекта Российской Федерации  или местного самоуправления и Министерства финансов Российской Федерации.

В установленном порядке  финансовые органы представляют квартальные и  годовой отчеты об исполнении бюджета  в представительные органы власти. Годовой  отчет об исполнении бюджета представляется в контрольно-счетный  орган представительного  органа власти. Квартальные  отчеты об исполнении бюджета подлежат утверждению исполнительным высшим органам власти. Годовой отчет  об исполнении бюджета  подлежит утверждению  представительным органом  власти.

Орган представительной власти принимает решение  по отчету об исполнении бюджета после  получения аудиторского заключения соответствующего контрольно-счетного органа.

Если  в ходе внешнего аудита бюджета будет  выявлено несоответствие исполнения утвержденному, росписи доходов и расходов бюджета, бюджетным ассигнованиям, при условии, если не вводился режим сокращения расходов, соответствующий представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета. В случае отклонения отчета представительным органом власти исполнительный орган имеет право обратиться в Прокуратуру Российской Федерации для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Если законодательство субъектов Российской Федерации либо правовые акты местного самоуправления предусматривают ответственность исполнительного органа перед представительным (досрочное прекращение полномочий, выражение недоверия и другие), то представительный орган вправе возбудить процедуру привлечения к ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц. После утверждения отчетов об исполнении бюджетов исполнительные органы власти публикуют эти отчеты в открытой печати.


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Сущность, функции  и роль Федерального  бюджета  

Федеральный бюджет — составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.

В статье 16 БКРФ дается следующее определение Федерального бюджета - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения Расходных обязательств Российской Федерации.

Основные функции  управления государством возложены  на центральные органы власти. Для  выполнения ими их обязанностей и  финансового обеспечения общегосударственных  мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. В конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации  находится федеральный бюджет, федеральный  налоги и сборы и т.д.

Через федеральный  бюджет осуществляется процесс распределения  и перераспределения ВВП и  созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено  финансирование общегосударственных  органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высокоспециализированных специалистов.

Средства федерального бюджета – главный источник финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного  комплекса, развития перспективных  направлений в сфере производства, освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании  и развитии искусства, культуры, средств  массовой информации.

Для решения  всех этих задач федеральный бюджет в соответствии с бюджетным кодексом РФ формируется за счет федеральных  налогов и неналоговых доходов.

Бюджет  выполняет ряд  функций:

1.  Аккумулирующая или функция образования бюджетного фонда - Данную функцию выполняют доходы бюджета. Структура доходов непостоянна и зависит от общего экономического положения в стране и приоритетов экономической политики в стране.

Информация о работе Сущность, функции и роль Федерального бюджета