Страховой рынок в России - тенденции развития и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение страхового рынка России, рассмотрение теоретических основ функционирования рынка страховых услуг, в частности его место в финансовой системе, функции и структура. Также, изучение современного состояния российского страхового рынка, проанализированы проблемы и рассмотрены перспективы развития страхования в РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

Раздел 1. Общая характеристика страхового рынка…………………………………….5

1.1. Понятия и функции страхового рынка……………………………………..5

1.2. Структура страхового рынка………………………………………………...8

1.3. Становление страхового рынка в России…………………………………..12

Раздел 2. Современное состояние страхового рынка…………………………………...15

2.1. Основные тенденции развития страхового рынка в России………………15

2.2. Государственное регулирование страхового рынка……………………….20

2.3. Проблемы страхового рынка………………………………………………..23

Раздел 3. Перспективы развития страхового рынка в России………………………….29

Заключение………………………………………………………………………………...32

Список использованной литературы……………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы- курсовая.DOC

— 246.00 Кб (Скачать файл)

   Непродуманная политика в области страхования в России, наоборот, влечет за собой процветание иждивенчества со стороны большей части населения, привыкшего возмещать все за счет государства. Стихийные бедствия, межнациональные конфликты и т.п., неизбежно приводят к потере имущества, получению увечья, гибели. В странах с развитой страховой культурой, причиненный ущерб, естественно, в подобных случаях возмещается страховыми компаниями, что имеет свои преимущества. Во-первых, выплаты соразмерны причиненному ущербу, во вторых, государство может оказать дополнительную помощь.

     Среди наиболее насущных проблем,  стоящих перед российским страхованием, можно выделить также острейшую проблему фактического отсутствия адекватных инвестиционных инструментов, удовлетворяющих требованиям страховщиков. Вопрос о том, каким образом разместить временно свободные денежные средства страховых компаний, прежде всего страховые резервы, стал сейчас настоящей головной болью для страховщиков. Суть проблемы состоит в том, что порядок размещения страховых резервов строго регламентируется государством и отклонение от установленных правил со стороны страховых компаний может стоить им лицензии на право занятия страховой деятельностью. Однако, установив определенные обязательные правила, государство не несет никакой ответственности, если выполнение указанных правил приведет к негативным последствиям. Практически отсутствуют инструменты, обеспечивающие гарантированные государством условия надежности инвестирования страховщиком страховых резервов, прежде всего, в части своевременной их возвратности и оговоренной доходности.

     К наиболее серьезным проблемам  страхового рынка относится также  введение обязательных видов  страхования под патронажем некоторых  министерств и ведомств. Как правило, страхователи не получают никакой страховой защиты, а министерства или уполномоченные коммерческие организации аккумулируют средства практически на безвозмездной основе, а затем расходуют их далеко не всегда в интересах страхователей. В результате обязательное страхование становится способом отчисления и перераспределения финансовых ресурсов в пользу отдельных министерств и ведомств.

         Во многих случаях обязательное страхование представляет собой дополнительные поборы с граждан, зачастую даже не предполагающих о том, что их «застраховали». В большинстве случаев такое страхование соответствует не интересам государства, а интересам отдельных страховых компаний, сумевших решить в свою пользу проведение такого страхования. К примеру, пользуясь правовой безграмотностью населения, организации Росгосстраха, угрожая судом, до настоящего времени проводят так называемое «обязательное государственное страхование имущества граждан». Мало того, что договор страхования заключается с нарушением действующего законодательства (Гражданским Кодексом России предусмотрена обязательность письменной формы договора с указанием определенных обязательных атрибутов, без указания которых, договор страхования считается недействительным), но и само страхование противоречит действующему Гражданскому Кодексу, который определяет государственное страхование как страхование за счет государства, а не за счет граждан. Используя магические слова «обязательное государственное страхование» организации Росгосстраха, давно уже не представляющие интересы государства пытаются поправить свое финансовое положение.

   Отдельного  рассмотрения заслуживает проблема налогообложения операций, связанных  со страхованием. Специалисты в области страхования неоднократно отмечали, что ряд положений российского налогового законодательства создает препятствия развитию страхования в нашей стране. При этом именно реформирование налогообложения страхователей, потребителей страховых услуг, является вопросом первостепенной важности.

   Существование страхового рынка зависит, прежде всего, от наличия потребности предприятий и населения в страховании и их способности оплачивать страховые услуги. В настоящее время налогообложение потенциальных клиентов страховых компаний настолько нерационально, что большая их часть теряет всякий интерес к заключению договора.

   Прежде  всего целесообразно было бы отменить ограничение на включение в себестоимость затрат юридических лиц на страхование. В настоящее время на себестоимость могут быть отнесены расходы на страхование, не превышающие в сумме 1% от объема реализации продукции и услуг предприятия. Опыт показывает, что этого явно недостаточно. Если затраты на страхование принципиально признаны производственными затратами и включаются в себестоимость (хотя бы и в ограниченном размере), надо сделать следующий шаг и снять этот лимит.

   Кроме того, перечень видов страхования, взносы по которым включаются в себестоимость, можно несколько расширить. В частности, в него должны быть включены страхование гражданской ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда без каких-либо ограничений, а также страхование экспортных кредитов.

   Внедрение некоторых послаблений в вопросах налогообложения страховых операций, естественно, приведет к некоторому уменьшению поступлений в бюджет. Однако эти суммы, не смогут сравниться с той выгодой, которую получит государство посредством экономии средств на всевозможных компенсирующих выплатах, так как гражданам будет выгодно  за счет своих средств обеспечивать свою страховую защиту и, в случае необходимости, компенсировать свои убытки не за счет государства, а за счет средств страховых компаний, как это делается во всем цивилизованном мире.

   Особого внимания требует проблема развития долгосрочного страхования жизни в России, так как оно успешно решает вопросы социального обеспечения.

   В частности, пенсионное страхование позволяет получить дополнительную пенсию к государственной. Причем не только пенсию по старости, но и пенсию по инвалидности, что снижает нагрузку на расходную часть бюджета, поскольку снижает затраты государства на социальное обеспечение граждан, а государство сосредотачивается на защите наименее обеспеченных слоев населения, в отличие от государственных и негосударственных пенсионных фондов, обеспечивает страховую защиту в случае смерти застрахованного. Также позволяет выплачивать пенсию не только от суммы собранных страховых взносов, но также учитывать и инвестиционный доход.

   Страхование ренты обеспечивает застрахованным лицам дополнительный доход, не зависящий от выплат из бюджета. Страхование жизни позволяет накопить определенную сумму денежных средств, а также защищает финансовые интересы семьи застрахованного на случай его смерти.

   Следует отметить, что для развития долгосрочного  страхования жизни необходима серьезная государственная поддержка. На деле, наше законодательство сдерживает развитие страхования жизни (речь здесь идет о реальном долгосрочном страховании жизни, а не разного рода способах ухода от налогов при помощи псевдостраховых схем). И Налоговый Кодекс, и действующий сейчас Закон «О подоходном налоге» предусматривают включение в налогооблагаемую базу физического лица взносов работодателя по страхованию жизни. То есть, налог должен быть уплачен уже сегодня, несмотря на то, что реальную выгоду работник получит через много лет. Понятно, что это сделано с целью пресечения попытки ухода от налогообложения с помощью страхования. Но как раз по «зарплатному» страхованию это бьет в последнюю очередь, так как оставляет возможность для использования следующей схемы: взносы предприятие перечисляет по имущественному страхованию, а выплаты работники получают по страхованию жизни. При этом не требуется, чтобы предприятие вносило большие суммы по страхованию жизни, так как этот договор, всего лишь, прикрытие, создающее видимость законности такой операции. Реально же страдает в первую очередь честное долгосрочное страхование, которое должно быть аккумулятором и поставщиком на рынок долгосрочных и дешевых инвестиционных ресурсов.

   Среди проблем российского страхового рынка можно выделить также значительные региональные диспропорции и неразвитость его инфраструктуры: страховых брокеров и агентов, оценщиков, экспертов, актуариев, система подготовки страховых кадров. Страховые компании-лидеры сосредоточены в ведущих финансово-промышленных центрах. Только в Москве сосредоточено 25% всех реально функционирующих страховых компаний, на долю которых приходится 45% всей совокупной страховой премии.

   Следующим проблемным вопросом отечественного страхового рынка, является скудность предложений. Сегодня российские страховщики предоставляют клиентам не более 30 - 40 страховых продуктов, в то время как в развитых странах перечень страховых услуг насчитывает более 300 разнообразных видов. В виду нестабильности экономики страны, практически отсутствуют долгосрочные накопительные программы, которые во многих странах являются приоритетными и пользуются популярностью у населения.

   Нестабильность  финансово-экономической и социально-политической ситуации в стране и отсутствие четкой государственной политики в области страхования  также оказывают негативное влияние на состояние страхового рынка. Практически полностью потеряно доверие страхователей к долгосрочному страхованию и страхованию с отсроченными выплатами.

   Экономический кризис тяжело ударил по всей экономике  России, включая и страховой сектор. Замораживание государственных ценных бумаг и резкое падение курса рубля имеют два основных последствия для страхового бизнеса - сокращение платежеспособного спроса на страховые услуги и снижение платежеспособности самих страховых компаний.

   Из-за девальвации национальной валюты и  сопутствующего ей роста цен в условиях значительной зависимости России от импорта, существенно уменьшились реальные доходы населения и активы предприятий. Вследствие этого, произошло резкое сокращение спроса на страхование, которое, как правило, имеет замыкающий характер в потребностях населения и предприятий (за исключением случаев обязательного страхования в силу закона или по условиям контрактов).

   Кризисные явления, в сочетании с требованием  увеличения уставного капитала, приведут к еще большему снижению числа страховщиков - их останется не более нескольких сотен. В основном это будут московские компании и региональные страховщики, опирающиеся на финансовые и промышленные корпорации, а также на местные органы власти.

   Из  этого логически вытекает, что  развитие страхового рынка не может происходить без серьезной и продуманной государственной поддержки. В свете сказанного совершенно очевидна необходимость разработки страховой идеологии и внедрение ее, в первую очередь, в сознание государственных чиновников, депутатов парламента и широких слоев населения.

 

Раздел 3. Перспективы развития страхового рынка  в России. 

   Анализ  состояния и перспектив страхования  в России невозможен без понимания того, что страховой рынок является частью экономики страны. Отношения, складывающиеся на рынке, формируются в процессе взаимодействия трех основных групп участников. Это потребители страховых услуг, страховые предприниматели и государство. И отношения эти достаточно сложные.

   Потребители занимают наиболее важное положение  в рыночных отношениях. Можно с  уверенностью утверждать, что и в  ближайшей, и в долгосрочной перспективе единственным заслуживающим внимания источником развития российского страхового рынка будут являться денежные средства, которые потребители страховых услуг будут тратить на страхование. Это тем более важно, что в силу причин как макроэкономического, так и внутриотраслевого характера инвестиционную деятельность страховых организаций в современной России нельзя рассматривать как источник воспроизводства страхового капитала. Поэтому состояние платежеспособного спроса на страховые услуги должно волновать всех участников рынка. И говорить о нем следует без предвзятости, которая сегодня более, чем в советские времена, присуща официальным заявлениям.

   Анализ  показывает, что в течение ряда лет предложение услуг по реальному  страхованию превышает платежеспособный спрос на них как со стороны  юридических, так и физических лиц. Эта диспропорция существует на фоне крайне низкого уровня удовлетворения страховых потребностей: 80 - 90% собственности предприятий и организаций в России не застрахованы.

   При сохранении основ экономической  политики государства едва ли можно  рассчитывать на то, что платежеспособный спрос предпринимателей и населения на ресурсы, товары и услуги будет расти в среднем не более 1 - 2% в год. Эта оценка имеет еще большее отношение к спросу на страховые услуги, потребность в которых не относится к разряду первоочередных. Иными словами, в долгосрочной перспективе мы столкнемся с угрозой фактической консервации платежеспособного спроса на страхование на крайне низком уровне.

   Для страхового сообщества это очень  важный сигнал, мы должны представлять себе ту экономическую реальность, в которой нам придется оперировать в будущем. Какие выводы следует сделать из этого?

   Главный вывод таков, что в течение ближайших 10 лет страховой рынок будет иметь дело с таким потребителем страховых услуг, платежеспособность которого будет серьезным образом ограничена. Когда у потребителя ограничены средства, он становится очень привередливым в их расходовании. И такой потенциальный страхователь станет главным клиентом, с которым связаны основные перспективы развития российского страхового рынка на достаточно длительную перспективу. Ведь дело в том, что тот относительно устойчивый круг потребителей страховых услуг, который уже сложился на российском страховом рынке к данному моменту, это фактически предел, это максимум того, чего можно было достигнуть при экстенсивном пути развития спроса на страхование в нашей стране.

   Особенность настоящего момента состоит в  том, что отечественные страховщики всячески хотят буквально силой «затащить» российских предпринимателей и население в страхование. Связана такая оценка с тем, что в обществе просто нет и не будет денег для оплаты широкого перечня видов обязательного страхования. Это путь либо очень богатых стран, либо стран с высокой долей участия государства в экономике. Современная Россия ни к тем, ни к другим странам не относится.

   Надо  понять, что закон недостаточно принять, необходимо обеспечить условия для того, чтобы он реально работал. В настоящее время, когда в России отсутствуют главные предпосылки для исполнения законов по обязательному страхованию, они неизбежно превратятся в орудия разрушения потенциального рынка. 

Информация о работе Страховой рынок в России - тенденции развития и перспективы