Страховой рынок в России - тенденции развития и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение страхового рынка России, рассмотрение теоретических основ функционирования рынка страховых услуг, в частности его место в финансовой системе, функции и структура. Также, изучение современного состояния российского страхового рынка, проанализированы проблемы и рассмотрены перспективы развития страхования в РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

Раздел 1. Общая характеристика страхового рынка…………………………………….5

1.1. Понятия и функции страхового рынка……………………………………..5

1.2. Структура страхового рынка………………………………………………...8

1.3. Становление страхового рынка в России…………………………………..12

Раздел 2. Современное состояние страхового рынка…………………………………...15

2.1. Основные тенденции развития страхового рынка в России………………15

2.2. Государственное регулирование страхового рынка……………………….20

2.3. Проблемы страхового рынка………………………………………………..23

Раздел 3. Перспективы развития страхового рынка в России………………………….29

Заключение………………………………………………………………………………...32

Список использованной литературы……………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы- курсовая.DOC

— 246.00 Кб (Скачать файл)

   1) группа «Согласие», работающая, прежде всего, в металлургии и объединяющая 11 страховых компаний, включая «Интеррос - Согласие» и «Капитал-Полис»;

   2) группа военно - страховой компании, включающая кроме ВСК, Военно-медицинскую СК, «ВСК - Тур», и ряд других финансовых, сервисных, торговых, производственных организаций;

   3) группа НАСТА (Национальная страховая группа), ориентированная на работу с крупными корпоративными клиентами и представленная в 70 регионах страны;

   4) группа «ЛУКойл», созданная на базе СК «ЛУКойл», в составе которой вошли «Медведь ЛК», «Индустрия Ре», «ЛК - Сити», «Русская СК», НПФ «ЛУКойл Гарант»;

   5) группа «Прогресс», созданная нефтяной компанией ЮКОС, состав  которой  вошли  страховые  компании   «Прогресс - Гарант», «Прогресс» и НПФ «Прогресс -Доверие»;

   6) группа РОСНО, включающая РОСНО - МС, «РОСНО - Центр», НПФ РОСНО, «Медэкспресс», «СамараРОСНО»;

   7) холдинг «Долгосрочные инвестиции», включающий страховые компании «Природа», «Универс - Ре», УНИСО, НЭСО, банк «Кузнецкий мост» и др.;

   8) Урало - Сибирское соглашение, объединяющее более 30 страховых компаний Москвы, Санкт - Петербурга, Кемеровской области и других регионов России. В их числе страховые компании «Лига», БАСК, «Коместра», «Отечество», Балтийское СО и другие.

   Крупными  страховыми компаниями являются «Росгосстрах», имеющий 80 дочерних обществ в субъектах РФ, и «Ингосстрах», имеющий 10 дочерних и зависимых страховых компаний в России и ряд дочерних организаций за рубежом.

   Стимулом  процесса реструктуризации российского  страхового рынка стал закон «О внесении изменений и дополнений в Закон  Российской Федерации о страховании» от 31.12.97 г., которым предусматривалось увеличение минимального размера оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств.

   Предполагается, что увеличение уставного капитала будет происходить путем выпуска  дополнительных акций. Страховые компании в основном сохранят  нынешний состав акционеров благодаря выкупу акций за счет нераспределенной прибыли прошлых лет или оплаты соответствующей части нового выпуска. Возможно привлечение новых акционеров, но оно не будет массовым, так как большинство страховых компаний - это закрытые акционерные общества. Следует отметить, что увеличение уставного капитала представляет серьезную проблему для страховых компаний, которые нуждаются в значительном притоке новых средств. Реальный путь к этому - продажа акций на открытом рынке. Однако до сих пор акции страховых компаний не котируются ни в биржевой, ни во внебиржевой торговле, что существенно сужает возможности привлечения дополнительных ресурсов.

   Можно полагать, что структурные изменения  на страховом рынке будут идти преимущественно в следующих направлениях. Во-первых, создание холдинговых групп страховых компаний, остающихся юридически самостоятельными и связанных между собой участием в уставных капиталах и в управлении. Во-вторых, полное объединение, создание в результате поглощений небольших компаний филиалов или дочерних фирм крупных страховщиков. В частности, «Ингосстрах» заявил о готовности приобрести акции компаний, испытывающих сложности с увеличением уставного капитала и преобразовать их в свои филиалы или дочерние компании.

   Консолидация  страхового рынка идет преимущественно  за счет поглощения московскими компаниями небольших региональных страховщиков. Формирование путем слияния компаний нового юридического лица, станет, видимо, более редким вариантом, поскольку это вызовет необходимость получения новой лицензии, а, следовательно, временные потери в развитии.

   Важным  направлением согласования интересов  всех сторон является инвестирование части технических и свободных  резервов на территории региона. При  этом, во-первых, должны соблюдаться законодательные требования и рекомендации органа страхового надзора к размещению резервов. Во-вторых, необходимо отказаться от практики, когда под давлением региональных администраций страховщики осуществляют инвестиции, приводящие к утрате вложенных средств и банкротству компаний. Однако ключевой проблемой является наличие надежных финансовых инструментов, в которые могут быть инвестированы страховые резервы. К числу таких инструментов в разрезе отношений страховых компаний с регионами могли бы относиться муниципальные ценные бумаги и акции местных компаний. Реальное решение этой проблемы тесно связано с восстановлением финансовых рынков в России, устойчивой кредитоспособностью регионов, что потребует, по меньшей мере, нескольких лет. 

   Страховщики ищут более эффективные пути закрепления на региональных рынках. В частности, получает распространение практика заключения соглашений о сотрудничестве ведущих российских компаний с администрациями краев и областей. Так, «Росно» заключила соглашение с администрациями Ленинградской и Саратовской областей, Промышленно-страховая компания – с Липецкой, Орловской и Тульской областями. В том же направлении действует страховая группа «Спасские ворота», группа «Ренессанс-Страхование» и другие страховщики. В соглашениях предусматривается приоритет деятельности страховщиков на территории региона в обмен на инвестиции средств в региональные объекты.

   В большинстве российских промышленных регионов, включая Свердловскую, Тюменскую, Томскую и Иркутскую области, происходит сокращение имущественного страхования. Обострение экономического кризиса, приведшего к дальнейшему сокращению объемов производства в 2008 г., оказывает негативное влияние на размеры имущественного страхования. В то же время, в целом ряде регионов доля обязательного страхования заметно превышает средний уровень по России. В Бурятском АО она составляет 100%, в Магаданской, в Камчатской, в Астраханской областях, в Ставропольском крае колеблется от 91 до 95%. Это отражает очень слабое развитие в данных регионах добровольных видов страхования. 

2.2. Государственное  регулирование страхового  рынка. 

   Как ни в какой другой отрасли предпринимательской  деятельности в страховой деятельности велика роль государственного воздействия. Государство само осуществляет страхование и ведет государственный надзор в области страхования. Такое внимание к этому виду предпринимательства связано с социальной значимостью функции страхования, так как страховой случай означает для страхователя катастрофу, что в свою очередь приводит к страховому случаю в экономике страны, к разрыву в цепочке производства. Несчастье одного страхователя является социально значимым для всего народного хозяйства. Страхование позволяет достаточно быстро восстановить нарушенное страховым случаем имущественное положение страхователя, восстановить разрушенные связи в хозяйственных правоотношениях воспроизводства. В функционировании страхового механизма, в страховой деятельности, заинтересованы каждый из страхователей и государство.

   Государственное воздействие на страховую деятельность осуществляется через представляемую отчетность о деятельности страховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регулирование страховой деятельности (рис. 1).

   Государственный надзор за страховой деятельностью по содержанию разграничивают на предварительный и текущий. К предварительному надзору относится проверка соответствия страховых организаций установленным требованиям и выдача лицензий на право осуществления определенных видов страховой деятельности, а также регистрация объединений страховщиков и внесение в реестр страховых брокеров. К текущему надзору относится проверка соблюдения требований законодательства профессиональными участниками страховой деятельности: обзор и анализ отчетности, приостановление и отзыв лицензий, исключение страховых брокеров из реестра и т.п.

 
 
 

 
 

 
 

Государственное страхование   Лицензирование
Обязательное  страхование Соблюдение  страхового законодательства
Антимонопольное регулирование Тарифы
Уставный  капитал Перестрахование
Налогообложение Формированием размещение резервов
Аудит Платежеспособность
  Обеспечение гласности
 

   Рис. 1. Государственное регулирование страхового рынка. 

   Основным  источником правового регулирования  страховой деятельности и страхового надзора в Российской Федерации является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» 31.12.97г. и принятый Росстрахнадзором: Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 19.05.94 г, Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, от 19.06.95 г., Положение о страховом пуле от 18.05.95 г., Временное положение о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации от 19.02.95 г., Правила размещения страховых резервов от 14.03.95 г., Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни от 18.03.94 г., Положение о порядке проведения валютных операций по страхованию и перестрахованию, утвержденное ЦБ РФ 15.12.95 г. и пр.

   Страховой надзор в настоящее время осуществляет департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. Основные функции надзора определены в ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»:

  1) выдача страховщиками лицензий на осуществление страховой деятельности;

  2) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

  3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

  4) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

  5) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;

  6) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

   Для исполнения возложенных обязанностей федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе:

  1) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении (многие сведения поступают от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан);

  2) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

  3) при выявлении нарушений страховщиками требований закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

  4) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

   Для осуществления текущего надзора  за деятельностью страховых организаций постановлением Правительства РФ от 26.06.93 г. «О территориальных органах страхового надзора», предусмотрено создание территориальных органов страхового надзора, которые вправе проводить проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также граждан. 

       2.3. Проблемы страхового  рынка. 

   Страховой рынок России характеризуется рядом  проблем, от разрешения которых зависит не только его стабильность сегодня, но и существование завтра. Самая большая проблема страхового рынка в том, что государство в лице его властных органов до настоящего момента не желает воспринимать страхование как стратегический аспект развития экономики государства. Это в свою очередь, порождает определенные негативные для развития страхового рынка обстоятельства, например, в виде налогового прессинга, в результате которого страховые услуги не только теряют свою привлекательность, но и становятся невыгодными. Общее состояние налогообложения в страховой сфере характеризуется отсутствием системы, единой методологической базы, доминированием ведомственного подхода к установлению налогов, отсутствием стимулов к развитию страхового рынка. Сегодня прибыль от страховой деятельности облагается по ставке - 25 %. На протяжении определенного времени по действовавшему законодательству страховая выплата по случаю смерти, как бы кощунственно это не звучало, рассматривалась как доход и облагалась подоходным налогом.  Не секрет, что в большинстве развитых стран,  средства, направляемые на страхование, исключаются из налогооблагаемой базы, а получаемые страховые суммы не облагаются налогом. Естественно, что при таком подходе возможен прогресс на рынке страховых услуг. Грамотная политика государства в данной области воспитывает у граждан потребность в страховании, а государство снимает с себя обязательства по возмещению своим гражданам всевозможных ущербов и убытков, экономя в конечном итоге значительные средства. Кроме того, поощряя страхование, государство с помощью страховых компаний получает огромные инвестиционные средства для собственной экономики.

Информация о работе Страховой рынок в России - тенденции развития и перспективы