Страховой рынок в России - тенденции развития и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение страхового рынка России, рассмотрение теоретических основ функционирования рынка страховых услуг, в частности его место в финансовой системе, функции и структура. Также, изучение современного состояния российского страхового рынка, проанализированы проблемы и рассмотрены перспективы развития страхования в РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

Раздел 1. Общая характеристика страхового рынка…………………………………….5

1.1. Понятия и функции страхового рынка……………………………………..5

1.2. Структура страхового рынка………………………………………………...8

1.3. Становление страхового рынка в России…………………………………..12

Раздел 2. Современное состояние страхового рынка…………………………………...15

2.1. Основные тенденции развития страхового рынка в России………………15

2.2. Государственное регулирование страхового рынка……………………….20

2.3. Проблемы страхового рынка………………………………………………..23

Раздел 3. Перспективы развития страхового рынка в России………………………….29

Заключение………………………………………………………………………………...32

Список использованной литературы……………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы- курсовая.DOC

— 246.00 Кб (Скачать файл)

   Отмена  крепостного права, замена натурального хозяйства денежным, развитие капиталистических отношений создавали предпосылки для формирования национального страхового рынка. Начали возникать новые акционерные общества без монопольных привилегий: в 1858 г. – Петербургское и Московское; в 1867 г.- «Русское»; в 1870 г. – «Коммерческое» и «Варшавское»; в 1871 г. – «Северное»; в 1872 г. – «Якорь»1.

   Конкуренция, борьба за средства страхователя породила множество страховых компаний и  одновременно создала условия для  их объединения, прежде всего с целью затруднить проникновение конкурентов на собственный рынок и обеспечить единые правила страхования. В 1874 г. съезд представителей акционерных страховых обществ предпринял первые шаги по объединению страховщиков. Конвенция, принятая на съезде, предполагала установление общих страховых тарифов по видам страхования, а также ведение общей статистики. Тарифное соглашение получило название Страхового синдиката – по сути первого монополистического объединения в России.

   Для придания устойчивости страховым операциям в этот же период организуются общества взаимного страхования. За период 1863 – 1865 гг. было образовано 12 таких обществ.

   В  1875 г. наблюдался резкий рост активности на страховом рынке, существенно увеличился сбор страховых премий. За 1876 – 1885 гг. в России было создано 32 общества взаимного страхования.

   В 1885 г. был снят запрет на деятельность в России иностранных страховых  обществ. Все иностранные общества специализировались только на личном страховании населения. Доля иностранного капитала в страховом деле в 1890 г. составляла 24,4%2. Иностранные страховые общества подчинялись общей системе государственного страхового надзора. За право проведения страховых операций в России иностранные страховщики обязаны были предварительно внести в государственное казначейство денежный залог в сумме 500 тыс. руб. золотом. Кроме того, в качестве обязательного условия требовалось резервировать 30 % собранных страховых платежей на счетах государственного банка. К концу XIX в. в России сложился страховой рынок, на котором, наряду с отечественными страховщиками, были представлены и иностранные страховые компании.

   По  примеру других государств Россия стала  рассматривать финансовые ресурсы страховых обществ как важный источник крупных инвестиций, в том числе и в государственные займы. Особую значимость эти ресурсы имели в обслуживании государственного внутреннего и внешнего долга.

   Начавшаяся  в 1914 г. Первая мировая война и  последовавшие за ней крупнейшие экономические и политические потрясения в российском обществе привели к глубочайшему финансово-экономическому и политическому кризису. Падение покупательской способности рубля обесценивало страховые суммы заключенных договоров, страховые платежи. После октябрьской революции 1917 года началась национализация страхового дела. На фоне этих событий предпринимались попытки переправить капиталы страховых компаний за границу. 23 марта 1918 г. был подписан Декрет Совета Народных Комиссаров «Об установлении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального». На первом этапе социалистических преобразований страхового дела по-прежнему сохранялась коммерческая основа старых организационных форм страхования. В ноябре 1918 г. принят Декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике», которым была закреплена государственная монополия на страхование во всех видах и формах. В условиях, когда деньги почти полностью утратили свое значение как форма накоплений и сбережений, а также как платежное средство о развитии страхового рынка не могло быть и речи. В декабре 1920 г. было отменено государственное имущественное страхование в связи с тем, что оно потеряло всякую экономическую целесообразность. Но уже в 1921 г. государство предприняло меры по возобновлению страхования в России. При Народном комиссариате финансов создается главное управление Госстраха – государственной страховой организации, монополизировавшей весь страховой рынок России. На протяжении многих десятилетий страхование в России оставалось в  исключительном ведении государства. Только в 1988 г. с принятием Закона «О кооперации в СССР», кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование, началась демонополизация страхового дела в стране. Рассмотрению дальнейшего развития страхового рынка в России, его проблемам и перспективам посвящены следующие главы данной работы.

 

   

Раздел 2. Современное состояние страхового рынка.

    2.1. Основные тенденции  развития страхового  рынка в России. 

   Расширение  самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, резкое снижение сферы государственного воздействия на развитие производственных отношений и распределение материальных благ, в корне изменили процесс формирования отечественного страхового рынка, его содержание, виды страховых услуг, предлагаемых физическим и юридическим лицам.

   Началом создания отечественного добровольного  страхования  следует считать факт реальной демонополизации страховой деятельности и, как следствие  этого - быстрый рост числа альтернативных страховых организаций. Предпосылками развития страхового дела в России явились:

   1) укрепление негосударственного  сектора экономики; 

   2) рост объемов  и  разнообразия  частной собственности, физических и юридических лиц, как  источника  спроса на страховые услуги (при этом, важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного  кредитования, а также приватизация государственного жилого фонда);

   3) сокращение всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного социального страхования и соцобеспечения.

   Общественное  развитие России обусловило необходимость перехода к страховому рынку, функционирование которого опирается на познание и использование экономических законов, таких как закон стоимости, закон спроса и  предложения.

   В 1992 г. страховые фирмы России охватывали примерно 10 -12%  ее страхового поля. За период 1992 - 1996 г.г. число страховых фирм, имеющих государственные лицензии, возросло более чем в 4,3 раза.  Данные показатели также свидетельствуют о том, что становление страхового рынка  в России до 1997 г. осуществлялось высокими темпами.

   Доля  России в общемировом объеме страховых  услуг (по размеру собранных премий) составила примерно 0,3%, что соответствует  уровню Индии, но уступает Норвегии и  Китаю. В целом степень развития страхового дела в России существенно  отстает от большинства стран с рыночной и переходной экономикой (таб.2).

   
   Страна Совокупная премия, (млн. долл.) Премия на душу населения, (долл.) Премия/ВВП, в %
   Великобритания    113164    1589,7    11,3
   Швейцария    24137    2894,5    11,2
   Франция    117029    1761,5    9,8
   США    594195    2280,0    8,6
   Германия    116391    1176,8    6,4
   Канада    34148    1168,0    6,2
   Польша    4725    5,5    5,6
   Италия    35419    464,1    3,6
   Венгрия    740    19,0    3,6
   Чили    2079    129,0    3,6
   Россия    10013    69,0    2,7
   Бразилия    14719    74,0    2,4
 

   Таб. 2. Показатели страховой деятельности в различных странах. 
 

   Финансовая  стабилизация в 2000 г. создала определенные предпосылки для роста объема страховых услуг. Снижение темпов инфляции и поддержание обменного курса рубля давало основания рассчитывать на развитие долгосрочного страхования жизни и привлечение в страховой сектор сбережений граждан. Позитивным фактором явилось принятие Постановления Правительства РФ «Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998 - 2000 годах». Однако финансовый кризис отчетливо высветил проблемы и трудности развития страховой отрасли.

   Потребности в страховой защите имущественных  интересов юридических лиц и  населения с учетом повышенных рисков и изношенности основных производственных фондов покрываются в незначительной степени. Существующая оценка доли страхуемых в настоящее время потенциальных рисков в 10%, приводимая некоторыми экспертами, является явно завышенной.

   Российский рынок пока не достиг высокого уровня концентрации. На нем оперирует большое количество мелких компаний с чрезвычайно низким финансовым потенциалом. В России зарегистрировано примерно столько же страховых компаний, сколько в Великобритании, Франции и Германии вместе взятых. Однако совокупные активы 30 крупнейших российских страховых компаний составляют менее 7 млрд. руб., что соответствует размеру средней западной компании. О низком потенциале российских компаний, неустойчивости их положения свидетельствуют постоянные изменения в списке ведущих компаний.

   В 2002 г. в Государственном реестре  было официально зарегистрировано 1408 страховых компаний, из них реально работают на страховом рынке 1176. В динамике их число заметно уменьшается в связи с возрастанием минимальной величины уставного капитала и естественными процессами концентрации капитала. По сравнению с 1997 г. число страховых компаний сократилось почти вдвое. Очевидно, этот процесс будет продолжаться. Согласно правительственной концепции развития страхования в России, минимальный размер уставного капитала страховщиков должен быть повышен до 40 - 60 млн. руб. В начале 2004 г. почти 80% страховых организаций располагали уставным капиталом менее 10 млн. руб.

   На  страховом рынке России уже в  конце 90-х гг. преобладал частный  капитал. В общем числе страховых организаций частные компании составляли 36%, находящиеся в смешанной собственности - 58%, государственные - 5%, муниципальные - 1%.

   Начиная с 2000 г. наметилась тенденция ухода  государства со страхового рынка, выражающаяся в продаже пакетов акций, принадлежащих государству в капитале крупных страховых компаний. Например, «Росгосстрах» передан в управление компании «Тройка Диалог», принято решение о выходе государства из числа владельцев «Ингосстраха». В настоящее время кроме «Росгосстраха» и «Ингосстраха» государство косвенным образом участвует в капитале страховых компаний «Гута-Страхование», «Инкасстрах», «Чрезвычайная СК», «СК правоохранительных органов», «Российский страховой центр», «Жива», «Мегарусс».

   Несмотря  на значительное количество страховых компаний, уровень конкуренции на страховом рынке нельзя признать высоким. Фактические показатели свидетельствуют о высоком уровне монополизации этого рынка, который к тому же возрастает. По данным Министерства по антимонопольной политике РФ, страхование является самой монополизированной отраслью российской экономики. На долю 10 крупнейших страховых компаний приходится 58% рынка по добровольным видам страхования; 50 крупнейших страховщиков собирают более 80% всего объема страховых премий.

   В  первой десятке лидеров, находятся универсальные страховые компании: «Промышленно-страховая компания» (ПСК), группа «АльфаСтрахование», РОСНО, «Лига», «Якорь», Национальная страховая группа (НСГ), СК «ЛУКойл», «Росгосстрах», «Ингосстрах», «Интеррос - Согласие».

   Большинство лидеров страхового рынка - это страховщики, учрежденные промышленными и банковскими структурами. Так, «Газпром» является соучредителем страховых компаний СОГАЗ и «Газпроммедстрах». РАО «ЕЭС России» владеет контрольными пакетами акций страховых компаний, обслуживающих электроэнергетику, в числе которых «Лидер», «Энергогарант», «Энергополис», «Росэнерго». В нефтяной промышленности почти каждая крупная компания создала свою страховую организацию: «Роснефть» - «Нефтеполис», «Славнефть» - «Сибирь» и др. В оборонно-промышленном комплексе работают страховые компании, учрежденные «Рособоронэкспортом»: Русский страховой центр, «Жива» и «Мегарусс»; в авиации - «Авиа» и АФЕС; на железнодорожном транспорте учрежденные МПС, страховые компании ЖАСО, ЖАСКО, ТЭСТ - ЖАСО. Финансово - промышленные группы имеют в своем составе собственные страховые компании, такие как «АльфаСтрахование», «Спасские ворота», «Промышленно - страховая компания» и др.

   Монополизация страхового рынка логически завершается  процессами объединения страховых компаний в страховые группы, формирование которых существенно ускорилось в связи с активным внедрением в страхование промышленно-финансового капитала. В их числе:

Информация о работе Страховой рынок в России - тенденции развития и перспективы