Бюджет государства как инструмент государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение роли бюджета государства в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- Определить экономическую сущность государственного бюджета;
- Дать понятие бюджета и рассмотреть его функции в Российской Федерации;
- Провести анализ государственного регулирования экономики и Российской Федерации с помощью бюджета;
- Определить основные тенденции развития бюджета Российской Федерации на современном этапе;

Содержание

Введение……………………………….……………………………………………..3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства...…...……………6
1.1. Экономическая сущность бюджета государства..……………………………6
1.2. Функции бюджета…………………………………... …………………………9
2. Роль бюджета государства в национальной экономике.....……...…………....24
2.1. Значение бюджета в экономических, политических и
социальных направлениях развития общества……………………………...24
2.2. Основные проблемы функционирования бюджета государства……… …..27
3. Совершенствование бюджетных отношений в РФ…...….……………………31
3.1. Предложения по развитию бюджетных отношений в РФ ………………….31
3.2. Направления совершенствования бюджетных отношений…………………32
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованной литературы……………………………………………...45

Вложенные файлы: 1 файл

по финансам.docx

— 523.87 Кб (Скачать файл)

Одним из негативных моментов в докладе, по нашему мнению, является отсутствие вариантности при определении параметров инфляции на среднесрочную перспективу. Очевидно, что при реализации благоприятного варианта развития приток иностранной валюты в страну продолжит тенденцию укрепления рубля и Банку России, для того чтобы сдержать падение доллара, в разумных пределах придется увеличивать денежную массу, что усилит инфляционное напряжение. 

Необходимо отметить, что в структуре экспорта как при умеренном, так и при благоприятном сценарии прогнозируется рост доли машиностроения и оборудования.  

Интересным нам представляется определение направлений налогового реформирования, которое должно идти двумя путями. С одной стороны, повышение инвестиционной привлекательности несырьевых отраслей экономики, а с другой – выравнивание нормы отдачи на капитал путем перераспределения фискальной нагрузки. Однако отказ от дифференциации НДПИ в зависимости от качества месторождения и намерение повысить расчетный курс доллара при определении суммы налога не отвечает требованиям перераспределения и оптимизации налоговой нагрузки. 

Предлагаемые меры по снижению ЕСН действительно могут привести к серьезному расширению фонда оплаты труда, однако эффект от реализации этой меры должен коснуться всех предприятий, таким образом перераспределения налоговой нагрузки также не происходит. То есть непонятно, что именно планируется предпринять в налоговой системе для стимулирования инвестиционной привлекательности, с учетом выпадения определенных доходов в связи с уже принятыми решениями. 

Прогноз параметров регулируемых цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий на основе трехгодичного планирования является скромным продвижением вперед по направлению к цивилизованному установлению цен. Это в определенной степени должно облегчить хозяйственное планирование субъектов монополий.

Интервью

Доходы бюджета РФ снизились | 11 декабря, 2008          

Вчера Минфин РФ опубликовал предварительную оценку исполнения федерального бюджета за январь-ноябрь 2008 года. Согласно опубликованным данным, в январе—ноябре 2008 года доходы федерального бюджета составили 8,66 трлн руб., или 97% от годового плана, расходы — 6,18 трлн, или 80% от запланированных. Но при этом поступления в казну за последний месяц снизились. Так, поступления от ФНС снизились с 437 млрд руб. в октябре до 204 млрд руб в ноябре, ФТС тоже собрали меньшую сумму – 347 млрд руб. в ноябре против 470 млрд руб. в октябре. Также снизились доходы бюджета за последний месяц из других источников.

Начальник аналитического отдела, Департамент финансовых рынков ИК "Грандис Капитал"

Денис Барабанов

Дефицит федерального бюджета России в ноябре составил 298,76 млрд. руб., или 7,1% ВВП за месяц. В ноябре 2007 г. дефицит составил 268,75 млрд. руб., однако тогда он был связан с выделением больших средств в уставные фонды госкорпораций. Нынешняя причина – замедление экономики. Компании платят меньше налогов (сбор налогов сократился в ноябре в 2 раза по сравнению с октябрем), поэтому мы думаем, что статистика за декабрь будет еще хуже. Правда, в нынешних условиях иного было трудно ожидать.

На 2008 год бюджет будет исполнен в полном объеме, для этого есть все возможности, так как по итогам года бюджет будет профицитным.

Что касается бюджета-2009, то здесь вопрос сложный. Здесь многое зависит от цен на нефть, от параметров бюджета (будет ли корректировка базового прогноза по цене на нефть).

Опять же при дефиците бюджета необязательно проводить секвестирование, расходы можно будет покрыть за счет других источников. Мы не думаем, что какие-то статьи будут сокращать в 2009 году. В дальнейшем, если нефть останется на уровнях ниже 50 долл. (что маловероятно), то придется урезать некоторые статьи расходов (например, это может коснуться повышение зарплат бюджетникам и т.п.).

Главный экономист УК «Финам Менеджмент»

Александр Осин                

Как Вы считаете, из-за чего доходы бюджета РФ за последний месяц снизились?

Это результат кредитного шока сентября – октября т.г., в результате которого ставки по рублевым облигациям выросли в среднем до 20-30% и в результате российские компании практически потеряли возможность рефинансировать свою деятельность на внутреннем рынке. Внешние займы при этом были и в относительно спокойные времена весьма затруднительны для мелких и средних российских компаний.

Кроме того на показатели Бюджета повлияли финансируемые государством антикризисные меры. Последний раз бюджет РФ был исправлен 26 ноября 2008 г. Новые поправки предусматривают применение двух новых видов госгарантий на общую сумму 300 млрд. руб.

Будет ли эта тенденция развиваться в дальнейшем?

В целом, антикризисные расходы ЦБ и Минфина на поддержку экономики сейчас превысили 6 трлн. руб., или 13% ВВП России. В результате Минфин в своих документах отмечает возможность появления дефицита бюджета на сумму 30 млрд. руб. уже в 2009 г. и отмечает возможность общего бюджетного дефицита РФ на ближайшие три года в размере 187,5 млрд. руб. Дефицит будет замещаться на внутреннем рынке, а также, по всей видимости, потребуется использование средств резервных фондов.

Будет ли бюджет 2008 года исполнен в полном объеме?

По-видимому, да.

Каков Ваш прогноз на выполнение бюджета в 2009 году? Что говорит в пользу исполнения бюджета в 2009 году в полном объеме, и какие потенциальные риски могут сделать бюджет дефицитным? Что стоит предпринимать руководству страны для сохранения бюджета в запланированных объемах?

При средних ценах на нефть выше $60 за баррель бюджета РФ оценивается как бездефицитный или практически бездефицитный. Учитывая, в том числе, текущую политику ОРЕС, общую ситуацию на финансовых рынках я считаю, что такой средний уровень нефтяных цен в следующем году возможен. С другой стороны, расходы государства на макроэкономическое стимулирование в следующем году увеличат расходы бюджета на несколько сотен миллиардов рублей.

Для наиболее скорого преодоления фазы бюджетных рисков в данной связи государственным органам необходимо, на мой взгляд, активизировать практику непосредственного контроля ЦБР за использованием господдержки коммерческими банками; расширить список корпоративных облигаций, принимаемых в залог Банком России. Кроме того, разрушению «тромбов» российской экономико-кредитной системы сейчас способствовало бы наметившиеся в корпоративном секторе России тенденции консолидации капитала и реструктуризации долговой нагрузки.

Если возникнет угроза дефицита бюджета, то какие статьи расходов будут сокращены в первую очередь?

Сейчас расходы, связанные с социальной сферой, по крайней мере, региональные бюджеты, сокращают в последнюю очередь. Расчет здесь делается, на мой взгляд, на сравнительно скорую стабилизацию ситуации в российской, мировой экономике. Возможно, такая тенденция в следующем году сохранится. При этом сокращению подвергнется финансирование определенных инвестиционных проектов.

Профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций ГУ-ВШЭ

Александр Абрамов                Александр Абрамов

Как Вы считаете, из-за чего доходы бюджета РФ за последний месяц снизились?

Будет ли эта тенденция развиваться в дальнейшем? Будет ли бюджет 2008 года

исполнен в полном объеме?

Снижение поступлений налога на прибыль может быть вызвано рядом причин. У предприятий упали продажи, происходит затоваривание готовой продукции. Нет факта реализации, нет и прибыли.

Вторая причина – нет денежных средств, чтобы оплатить налоги. Не нужно забывать и о налоговых инициативах премьер-министра, который обещал снизить налог на прибыль задним числом. Видимо, это тоже исполнено.

Каков Ваш прогноз на выполнение бюджета в 2009 году? Что говорит в пользу исполнения бюджета в 2009 году в полном объеме, и какие потенциальные риски могут сделать бюджет дефицитным? Если возникнет угроза дефицита бюджета, то какие статьи расходов будут сокращены в первую очередь?

Вопрос о дефиците бюджета в основном зависит о мировых цен на нефть. При ценах 40 долл. и ниже, бюджет 2009 г. с большой вероятностью станет дефицитным.

Сокращать скорее всего будут те статьи, по которым сейчас складывается наибольший процент недофинансирования по факту текущего исполнения бюджета. Это две статьи - административные расходы и социальные нужды. Хотелось бы надеяться, что правительство найдет в себе мужество резко сократить бюджетные статьи на проведение Олимпийских соревнований в Сочи.

Что стоит предпринимать руководству страны для сохранения бюджета в

запланированных объемах?

Составление бюджета – очень сложная работа. Скорее всего, бюджет 2009 г. будет перекраиваться через пару месяцев, когда для правительства станет очевидно, что реалии изменились.

Думаю, что, наконец откажутся от составления бюджета на трехлетнюю перспективу. Когда в 1980-85 гг. я учился в Московском финансовом институте, мэтры в области бюджетного процесса нам говорили, что бюджет невозможно составлять более чем на год. Хотя тогда за окнами был социализм, и вовсю составлялись планы социально-экономического развития на 5 лет. Возможно, нынешний министр финансов учился в другом институте. Но мне кажется, что мои учителя были правы тогда, правы и сегодня.

Автор теории самофинансирования экономики России; автор книги "Bush economy: Financial Terrorism"

Михаил Вилкин                Михаил Вилкин

Бюджет РФ зависит о мировых цен на нефть. Это стыд и позор.

Следует наладить финансирование по цепочке ЦБ-коммерческие банки - потребители кредита.Тогда не будет кредитных проблем у коммерческих структур страны, и не будет резкого падения прибыльности. Ведь падение прибыльности обусловлено кредитными проблемами, а кредитные проблемы являются следствием больной банковской системы. Т.е. лечить надо, в первую очередь, не бюджет, а банковскую систему. Но тут есть проблема. В США, да и во всем мире, определенные круги имеют возможность скупить активы по дешевке. Если ликвидировать финансовый кризис, такая возможность исчезнет. В том числе и в России.

Главная  Журналы  Журнал «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях»  23(215) - 2008 декабрь

Основные направления совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации

Текущий номер: 23

Сквозной номер: 215

Год: 2008

Месяц: декабрь

Рубрика: Всероссийское совещание по организации бюджетного учета и отчетности

Автор: Ерошкина Л.А.

В 2008 г. завершается реализация Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации на 2006 - 2008 гг., принятой Правительством РФ в апреле 2006 г., основными задачами которой являлись укрепление финансовой состоятельности субъектов Российской Федерации, создание системы стимулов для увеличения собственной доходной базы и улучшения качества управления финансами, повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов. 

    В продолжение начатой работы Министерством финансов РФ подготовлен проект Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления финансами на период 2009 - 2011 гг., реализация которой будет проходить по следующим основным направлениям: продолжение работы по приведению расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, формированию стимулов к увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов, совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов и формирование нового качества финансового менеджмента в сфере управления региональными и муниципальными финансами. Автор подробно рассматривает основные направления совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Межбюджетные отношения в Российской Федерации в 2009–2011 гг.

Опубликовано: 3 июля 2008 00:00:00

Тема: Экономика / Финансы

Регион: Приволжский округ / Республика Башкортостан

Структура: Власть / Региональные органы власти

28–31 мая в Уфе (Республика Башкортостан) состоялся семинар-совещание руководителей финансовых органов субъектов РФ на тему «Межбюджетные отношения в Российской Федерации в 2009–2011 гг.». В мероприятии приняли участие руководители финансовых органов субъектов РФ, представители Государственной Думы и Совета Федерации, а также сотрудники Министерства финансов РФ и Министерства регионального развития РФ.

Зинаида ЕВСЕЕНКОВА

С приветствием и пожеланием плодотворной работы к участникам обратился Президент Республики Башкортостан М. Г. Рахимов. Он отметил политическую стабильность в республике, рост производства, объемов сельхозпродукции. Хорошие темпы развития показывают обрабатывающие отрасли. В Башкортостане сохраняется тенденция к увеличению объемов работ в строительстве, в том числе жилищном. Налоговая политика республики способствует собираемости налогов, бюджет исполняется успешно. Формируются автономные учреждения.

Заместитель министра финансов РФ А. Г. Силуанов поблагодарил руководство республики за теплый прием. Он отметил, что на заседании предстоит обсудить концепцию повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления финансами субъектов РФ и муниципальных образований на период 2009–2011 гг., проблемы совершенствования налоговой политики Российской Федерации, актуальные вопросы развития казначейской системы, предложения по порядку распределения доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию, основные подходы к формированию бюджета на 2009–2011 гг. в условиях нового Бюджетного кодекса РФ, направления совершенствования межбюджетных отношений и многое другое.

Информация о работе Бюджет государства как инструмент государственного регулирования экономики