Бюджет государства как инструмент государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение роли бюджета государства в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- Определить экономическую сущность государственного бюджета;
- Дать понятие бюджета и рассмотреть его функции в Российской Федерации;
- Провести анализ государственного регулирования экономики и Российской Федерации с помощью бюджета;
- Определить основные тенденции развития бюджета Российской Федерации на современном этапе;

Содержание

Введение……………………………….……………………………………………..3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства...…...……………6
1.1. Экономическая сущность бюджета государства..……………………………6
1.2. Функции бюджета…………………………………... …………………………9
2. Роль бюджета государства в национальной экономике.....……...…………....24
2.1. Значение бюджета в экономических, политических и
социальных направлениях развития общества……………………………...24
2.2. Основные проблемы функционирования бюджета государства……… …..27
3. Совершенствование бюджетных отношений в РФ…...….……………………31
3.1. Предложения по развитию бюджетных отношений в РФ ………………….31
3.2. Направления совершенствования бюджетных отношений…………………32
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованной литературы……………………………………………...45

Вложенные файлы: 1 файл

по финансам.docx

— 523.87 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………….……………………………………………..3

1. Экономическая сущность и функции бюджета государства...…...……………6

1.1. Экономическая сущность бюджета государства..……………………………6

1.2. Функции бюджета…………………………………... …………………………9

2. Роль бюджета государства в национальной экономике.....……...…………....24

2.1. Значение бюджета в экономических, политических и

социальных направлениях развития общества……………………………...24

2.2. Основные проблемы функционирования бюджета государства……… …..27

3. Совершенствование бюджетных отношений в РФ…...….……………………31

3.1. Предложения по развитию бюджетных отношений в РФ ………………….31

3.2. Направления совершенствования бюджетных отношений…………………32

Заключение………………………………………………………………………….42

Список использованной литературы……………………………………………...45

Приложение…………………………………………………………………………47

Введение

Выбирая тему курсовой работы, я решила остановиться на таком актуальном вопросе в наше время, как «Роль бюджета государства в Российской Федерации».

Здесь актуальность рассматривается с точки зрения, что бюджет – это инструмент государственного регулирования экономики, который напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.

Достижение всего этого, требует выполнение ряда задач, основные из которых это полноценное финансирование социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловным выполнением государством своих обязательств.

Объектом дипломной работы является бюджет государства как инструмент государственного регулирования экономики, его проблемы исполнения бюджетов разных уровней в Российской Федерации.

Целью исследования является рассмотрение роли бюджета государства в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

- Определить экономическую сущность государственного бюджета;

- Дать понятие бюджета и рассмотреть его функции  в Российской Федерации;

- Провести анализ государственного регулирования экономики и Российской Федерации с помощью бюджета;

- Определить основные тенденции развития бюджета Российской Федерации на современном этапе;

- Исследовать проблемы формирования государственного бюджета России и предложения по их урегулированию;

- Рассмотреть основные тенденции развития государственного бюджета и дать прогноз социально-экономического развития России на будущее;

- Привести предложения по совершенствованию бюджетных отношений.

Цели и задачи работы определили её структуру. Курсовая работа состоит из следующих частей:

- Введение, в котором определяется актуальность, объект исследования, описываются цели, задачи, структура дипломной работы;

- Теоретическая часть, в которой излагается сущность и структура государственного бюджета Российской Федерации;

- Практическое исследование, в котором анализируется роль государственного бюджета как инструмента государственного регулирования экономики с использованием основных методов инструментов;

- Рекомендательная часть, в которой приводятся основные тенденции развития бюджета Российской Федерации на современном этапе; рассматриваются проблемы формирования государственного бюджета России и предложения по их урегулированию, а также основные тенденции развития государственного бюджета и прогноз социально-экономического развития России.

- Заключение, содержащее общие выводы и предложения в целом по работе;

- Библиографический список 26 наименований использованных источников.

В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы исследования различных авторов, учебные пособия, статистический материал, Законы о бюджетах на очередной финансовый год (на федеральном уровне, региональном и местном).

1. РОЛЬ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

   1.1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета  государства.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.

Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.

Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.

Централизуя и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Перераспределение ресурсов между секторами экономики, отраслями, социальными группами и территориями является важным рычагом реструктуризации экономики, реализации целевых и научно-технических программ.

При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Сектор государственного управления отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат - с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.

Рыночные условия хозяйствования предполагают свободное движение капиталов и товаров, стихийное формирование отношений между участниками воспроизводственного процесса, натуральных и стоимостных пропорций. При этом частный капитал не в состоянии решить многие проблемы социально-экономического развития. В этой связи государство осуществляет прямое (с помощью законодательных и иных нормативных актов) и косвенное социально-экономическое регулирование. Косвенное регулирование осуществляется через финансовую и кредитную политику, в реализации которой центральную роль играет государственный бюджет. Рычагами государственного воздействия при налогообложении являются налоговые ставки и льготы, оказывающие влияние на объем производства, предложение и спрос на отдельные виды товаров и услуг. При расходовании средств государство осуществляет финансирование государственных программ, направленных на содействие развитию тех или иных отраслей и производств, изменение структуры производства, субсидирует отдельные отрасли и предприятия. Рычагами государственного воздействия являются также льготные и беспроцентные кредиты и гарантии по банковским ссудам.

Благоприятное воздействие бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и предприятий, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, надежного контроля за сменой стадий экономических циклов, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения.

Государство использует различные экономические, финансовые, кредитно-денежные и административные методы воздействия на экономику. Одним из них является фискальная политика. Под фискальной политикой государства понимается совокупность мер в области налогообложения и правительственных расходов, направленных на изменение реального объема производства, контроль над инфляцией и увеличение занятости.

Крупным направлением бюджетной политики и соответственно функций бюджета является использование бюджетных средств для экономической и социальной стабильности, создания условий экономического роста, сглаживания последствий экономических и финансовых кризисов. При этом все большее внимание уделяется проблемам долгосрочного характера, связанным с научно-техническим прогрессом, структурной перестройкой экономики, накоплением капитала, эффективным экономическим ростом. Государственные инвестиции составляют от 20 до 40% общего объема инвестиций.

Государственные финансы и их сердцевина - бюджет страны оказывают воздействие на основные экономические показатели в силу того, что сектор государственного управления является сектором экономики, участвующим в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Его расходы наряду с инвестиционным и потребительским спросом являются составной частью совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение сумм частного сектора, которые могут быть использованы для расходов. Изменения этих величин оказывают существенное влияние на экономическую ситуацию в стране.

В отношении воздействия государственных финансов общепризнанными являются два основных положения. Согласно первому увеличение государственных расходов ведет к росту совокупного спроса в экономике и соответственно к росту выпуска продукции и занятости. Влияние изменения государственных расходов некоторой мере аналогично воздействию инвестиционного спроса. Согласно второму положению увеличение налогообложения (чистых налогов, т.е. сумм, взимаемых государством, за минусом социальных трансфертов и т.п.) ведет к сокращению личных располагаемых доходов домашних хозяйств, сокращению расходов, выпуска продукции и занятости.

Бюджет утверждается законодательным органом власти - Парламентом.

Республиканский бюджет РФ (или федеральный бюджет России) является ведущим звеном бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства и утверждается Федеральным Европейским собранием РФ как закон.

Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субьектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

Внешними источниками финансирования бюджетного дефицита являются кредиты международных финансовых организаций в том числе Международного валютного фонда (МВФ).

Основные задачи политики в области финансирования дефицита федерального бюджета:

- увеличение доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий и др. инвесторов;

- продолжение курса на неинфляционное покрытие дефицита при последовательном сокращении обьема внешних заимствований.

В целом задачи бюджетной политики можно сформулировать следующим образом:

- удержать экономику от спада производства;

- обеспечить финансовую стабилизацию;

- стимулировать инвестиционную активность, добиться увеличения доли накопления в национальном бюджете;

- сокращать непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;

- укреплять доходную часть бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

- создание системы действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;

- усиление контроля за величиной государственного долга.

Состав и структура расходов федерального бюджета.

Классификация расходов федерального бюджета РФ приведена на рис.1. Каждая группа расходов функционального назначения делится по ведомственному признаку.

Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера.

Текущие расходы включают закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.

Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

В условиях рынка резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения.

Рис.1. Классификация расходов федерального бюджета РФ

Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, основными принципами которого являются:

- достижение максимального эффекта при минимуме затрат;

- целевой характер использования бюджетных ассигнований;

- предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;

Информация о работе Бюджет государства как инструмент государственного регулирования экономики