Бюджет государства как инструмент государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение роли бюджета государства в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- Определить экономическую сущность государственного бюджета;
- Дать понятие бюджета и рассмотреть его функции в Российской Федерации;
- Провести анализ государственного регулирования экономики и Российской Федерации с помощью бюджета;
- Определить основные тенденции развития бюджета Российской Федерации на современном этапе;

Содержание

Введение……………………………….……………………………………………..3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства...…...……………6
1.1. Экономическая сущность бюджета государства..……………………………6
1.2. Функции бюджета…………………………………... …………………………9
2. Роль бюджета государства в национальной экономике.....……...…………....24
2.1. Значение бюджета в экономических, политических и
социальных направлениях развития общества……………………………...24
2.2. Основные проблемы функционирования бюджета государства……… …..27
3. Совершенствование бюджетных отношений в РФ…...….……………………31
3.1. Предложения по развитию бюджетных отношений в РФ ………………….31
3.2. Направления совершенствования бюджетных отношений…………………32
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованной литературы……………………………………………...45

Вложенные файлы: 1 файл

по финансам.docx

— 523.87 Кб (Скачать файл)

      С той же целью крайне важно направить бюджетную систему, включая межбюджетные отношения между уровнями государственного управления, на стимулирование экономического развития и срочно устранить всякого рода давление, препятствующее росту и развитию. Кроме давления системы бюджетных трансфертов (особенно на местные государственные органы), в этом отношении следует обратить внимание на сложность налогообложения малого бизнеса и методы, применяемые налоговой полицией. Важной частью региональной политики в целом были бы стимулирующие инвестиции, налогово-бюджетные меры, которые поощряли бы регионы, где наблюдается наиболее развитое предпринимательство и самый большой экономический рост. В настоящее время нежелательно облагать налогами вновь созданные ресурсы, чтобы перераспределять их в более экономические отсталые регионы, даже в интересах преодоления социально-экономических асимметрий. 

      Формирование системы межбюджетных отношений является на сегнодняшний день одной из важнейших задач, стоящих перед Правительством. 

      Для стабилизации экономики и финансов необходимо проинятие следующих мер по упорядочению межбюджетных отношений:  

      ·утверждение новой методики распределения финансовой поддержки регионов, устраняющей субъективизм и обеспечивающей эффективное выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, стимулирующей увеличение сбора налогов; 

      ·инвентаризация и жесткое регулирование региональных заимствований, обеспечивающее их целевой и эффективный характер; 

      ·обеспечение прозрачности региональных бюджетов; 

      ·отмена взаимозачетов по бюджетам субъектов Федерации; 

      ·заключение договоров субъектов РФ об обслуживании в органах Федерального казначейства и проведение через них денег по оплате за энергию и газ региональных бюджетополучателей; 

      ·консолидация в региональные бюджеты внебюджетных фондов, стимулирование собственных налоговых усилий через увязку объемов полученных трансфертов из ФФПР;  

      ·обусловленность представляемых трансфертов, в том числе отказ от предоставления трансфертов регионам, использующим зачеты, накапливающим задолженность по заработной плате работникам бюджетных организаций;  

      ·особый порядок отношений с высокодотационными регионами, включающий жесткие правила контроля за разработкой, утверждением и исполнением их бюджетов; 

      ·введение механизма внешнего финансового управления для регионов, находящихся в состоянии финансового кризиса; 

      ·создание Фонда региональных финансов для стимулирования усилий по оздоровлению региональных финансов. 

      Для решения проблемы бюджетного устройства Рф необходимо пересмотреть сложившиеся отношения между бюджетами различных уровней, а также придерживаться следующих принципов: 

      ·самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т. д.); 

      ·законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;  

      ·соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов); 

      ·нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи; 

      ·наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики. 

      Таким образом, развитие российской модели бюджетно-налогового федерализма должно обеспечить адаптацию сложившегося механизма межбюджетных отношений к достижению основной цели экономической политики – финансовой стабилизации. 

      В ближайшем будущем важнейшая задача – остановить экономический спад в России. Экономика должна вырваться из порочного круга на верный путь развития и экономического роста. Одна из проблем, которую необходимо для этого решить, это проблема демонетизации. Это невозможно без решения необычайно сложных вопросов общей экономической политики. Но трудно будет развить хоть какую-нибудь эффективную систему бюджетного федерализма, пока эти проблемы не решены и не обеспечен экономический рост. 

       Библиография 

         

      1. Конституция Российской Федерации. Принята 12.12.1993. 

      2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98. 

      3. Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». 

      4. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" 

      5. Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год". 

      6. Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год". 

      7. Заявление Правительства Российской Федерации о немедленных мерах по стабилизации финансового рынка и о бюджетно-налоговой политике в 1998 году // Финансы, 1998, № 6. 

      8. Правительство Российской Федерации. Программа стабилизации экономики и финансов. // Вопросы экономики, 1998, № 7. 

      9. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 1997, № 11 

      10. Бюджетный процесс пошел. По проекту на 1997 год // Экономика и жизнь. 1996. № 38 (сентябрь).  

      11. Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления // Российский экономический журнал, № 10, 1996 

      12. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 1995 

      13. Добиться стабильности финансовой системы (интервью с А.Я.Лившицем) // Финансы, № 9, 1996 

      14. Илларионов А. «Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997 гг.» // «Вопросы экономики» №2, 1998 

      15. Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики, № 1, 1997 

      16. Исправников В. Налоговые камни в бюджетном огороде // Экономика и жизнь. 1996. № 20. 

      17. Калиниченко Н., Рубченко М., Привалов А. Налоговая «чрезвычайка» (ВЧК-2) // Эксперт. 1996. № 40 (от 21 октября). 

      18. Ковалева А.М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 1996. 

      19. Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист, № 11, 1996 

      20. Концепция бюджета: Pro et contra // Экономика и жизнь. 1996. № 42 (октябрь). 

      21. Кризис федерального бюджета как зеркало российской экономики», «Банковское дело» №6, 1997 

      22. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 1997. 

      23. Курьеров А. «Общие тенденции», «ЭКО» №10, 1997 

      24. Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики, № 8, 1995 

      25. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. // Вопросы экономики, 1998, № 3. 

      26. Лившиц А. Я. Основные ориентиры финансовой политики // Финансы, №1, 1997 

      27. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 1998, № 5. 

      28. Льготы: быть или не быть // Экономика и жизнь. 1996. № 37 (сентябрь). 

      29. Ляско А. «Бюджет на куриных ногах», «Экономика и Жизнь» №10, 1998 

      30. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы, 1998, № 6. 

      31. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований // Финансы, 1997, № 11. 

      32. Налоги: федеральные и местные // Финансовая газета. 1996. № 12. 

      33. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 1999, № 5. 

      34. О финансовых основах местного самоуправления и формировании бюджетов муниципальных образований в 1998 году (Решение Совета по местному самоуправлению РФ) // Финансы, 1997, № 11. 

      35. Опять авансы, опять долги (интервью с Н.П. Шмелевым) // Московский Комсомолец, 26 марта 1997

36. Павлова Л. «Источники финансирования бюджетного дефицита», «Экономист» №1, 1998 

      37. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга // Экономист, № 4, 1996 

      38. Пансков В. Налоги и налоговая политика-99 // Российский экономический журнал. 1999. № 1. 

      39. Первое полугодие 1996 года. Кризис, которого никто не заметил // Коммерсант. 1996. № 21 (от 11 июня). 

      40. Петров В.А. Бюджет-98: приоритеты и финансовые механизмы экономического роста // Финансы, 1997, № 11. 

      41. Петров В.А. Основные направления бюджетной политики до 2001 года // Финансы, 1998, № 5. 

      42. Петров Ю., Афонина С. Коллизии налоговой системы и налоговый кодекс // Российский экономический журнал. 1996. № 5-6. 

      43. Подколзина И.А. Кредитно-денежная и бюджетная политика в Европе. http://www.fiper.ru  

      44. Подпорина И. Современные проблемы бюджетного регулирования // Экономист, № 7, 1998. 

      45. Покой должнику может только сниться // Экономика и жизнь. 1996. № 40 (октябрь). 

      46. Послание вдумчивым избирателям. Президент о бюджете // Коммерсант.1996. № 22 (от 18 июня). 

      47. Прогнозные ориентиры на 1999 год и на период до 2001 года», «Экономист» №3, 1998 

      48. Пронина Л.И. О местных финансах в проекте Бюджетного кодекса // Финансы, 1998, № 6. 

      49. Пыхова И.А. К решению проблем межбюджетных отношений на территории // Финансы, 1998, № 6. 

      50. Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма. Сокращенный вариант доклада, подготовленного экспертами и консультантами Всемирного банка / Под общ. ред. Кристин Валлих. М. 1993. 

      51. Россия на пути к 2000 году (Доклад экспертного института) // Вопросы экономики. 1996. № 2. 

      52. Санина М.А. Налоговую систему России необходимо совершенствовать // Финансы. 1996. № 7. 

      53. Социально-экономическое положение России - М., Госкомстат, 1997 

      54. Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М., Финансы и статистика, 1996 

      55. Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики, 1998, № 3. 

      56. Финансовая стабилизация в России. М.: «Прогресс- Академия», 1998 год 

      57. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.  

      58. Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 1995 

      59. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997. 

      60. Хурсевич С. Н. Бюджетный федерализм и бюджетный дефицит // Финансы, № 4,1996 

      61. Хурсевич С. Н. Перспективы денежного и неденежного исполнения бюджетов в России // Финансы, 1998, №№ 5,6. 

      62.http://www.fiper.ruсайт Фонда информационной поддержки экономических реформ, электронный справочник «Социально-экономические проблемы России». 

      

Заключение

Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать вывод о том, что на современном этапе бюджетная система нуждается в реформировании прежде всего нормативно-правовой базы. В курсовой работе в первую очередь предпочла необходимым рассмотреть материалы, касающиеся основных понятий государственного бюджета и бюджетной системы, а также его экономической сущности. И основные направления поступлений и расходования бюджетных средств.

Итак, Бюджетная система государства - совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы - бюджетное устройство страны.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства (региона), утверждаемый соответствующим представительным органом власти.

С экономической точки зрения понятие государственного бюджета раскрывается через совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны, при этом бюджет рассматривается как триединое понятие - как денежные отношения, как экономическая форма существования распределительных отношений, как самостоятельная экономическая категория.

Информация о работе Бюджет государства как инструмент государственного регулирования экономики