Бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.
Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально – экономического развития Российской Федерации на конкретный год. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.

Содержание

Введение 5
1 Особенности бюджетного процесса в России 7
1.1 Бюджетная система в РФ 7
1.2 Бюджетный процесс в РФ 15
1.3 Участники бюджетного процесса 18
2 Организация бюджетного процесса 24
2.1 Стадии бюджетного процесса 24
2.2 Составление проекта бюджета 30
2.3 Исполнение бюджета 34
3 Сравнительный анализ бюджетного процесса РФ с развитыми странами 38
3.1 Сравнительный анализ РФ с Германией 38
3.2 Сравнительный анализ РФ с Великобританией 45
Заключение 49=
Список использованной литературы 51

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Финансы .docx

— 164.88 Кб (Скачать файл)

В ФРГ налоги используются как средство воздействия на накопление частного капитала во имя стимулирования темпов экономического роста. Налоговое регламентирование условий накопления общественного капитала является в настоящее время одним из основных инструментов государственного регулирования экономики.

Проведем сравнительный  анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ и ФРГ в 2006-2010 гг. в РФ и ФРГ. Рассмотрим сначала налоговые доходы ФРГ. В 2008году их объем в абсолютном выражении составил 216,8 млрд. евро. По сравнению с 2006 годом налоговые доходы увеличились на 14,6 млрд. евро, а к 2010г. планируется их увеличение еще на 8,9 млрд. евро. В общем с 2006 и до 2010 налоговые поступления должны четкую тенденцию к увеличению.

В ФРГ наибольший удельный вес принадлежит НДС в структуре налоговых доходов (36,12%) все же преобладают прямые налоги. Значительный удельный вес составляют такие прямые налоги, как подоходный налог, налог на прибыль. Так же в ФРГ высокое налоговое бремя в сравнении с другими европейскими странами. Налоговые доходы составляют приблизительно 75%. Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли от экономической деятельности государственных предприятий и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно включаются многомиллиардная прибыль центрального банка ФРГ. Несколько меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также средства от реализации этих участий.

Проанализируем налоговые  доходы РФ в 2006-2010 гг. и сравним с аналогичным периодом ФРГ. Налоговые доходы РФ в 2008г. составили 3298,76 млрд. руб. их объем уменьшился по сравнению с 2006, но прогнозируется увеличение в 2009-2010 гг. В 2010 на 1294,39 по сравнению с 2008 г.

В РФ наибольший вес имеют  налоги на товары, реализуемые на территории РФ; налог на прибыли и налоги за пользование ресурсами. В ФРГ наибольший удельный вес имеет подоходный налог и НДС. В РФ преобладают косвенные налоги, а в ФРГ прямые. Преобладание прямых налогов говорит о высокой степени справедливости распределения доходов в обществе. Налоговое бремя ФРГ остается высоким в сравнении с другими странами. В РФ налоговое бремя более низкое, хотя суммы которые подлежат налогообложению меньшие, чем в ФРГ. Налоговые доходы ФРГ в абсолютном выражении в 3, 2 раза больше, чем в РФ.

 

    1. Сравнительный анализ РФ с Великобританией

 

Финансовая система Великобритании включает в себя четыре традиционных звена:

1) Государственный бюджет

2) Местные бюджеты

3) Специальные внебюджетные  фонды

4) Финансы государственных  предприятий.

Великобритания - унитарное  государство, и ее бюджетная система  имеет два уровня, отношения между  которыми оставались неизменными с  викторианских времен до конца 1980-х  гг. Реформы, проведенные в последние десятилетия, существенно уменьшили роль местных бюджетов в экономике.

Государственный бюджет страны состоит из двух частей:

1) консолидированного фонда,  который включает текущие поступления  средств и их расходование;

2) национального фонда  займов, куда входят доходы и  расходы государства, связанные  с движением капитала.

Основная часть расходов финансируется из консолидированного фонда (98 %), который формируется преимущественно налоговыми поступлениями (95 %). К неналоговым поступлениям относятся доходы от продажи государственной собственности, административные взыскания и др.

Приоритетной сферой расходов государственного бюджета Великобритании в последнем десятилетии XX в. являлась социальная защита населения. В 1999 г. эта статья заняла 36 % всех расходов бюджета. Особенностью Британии также является увеличение к концу десятилетия удельного веса расходов на образование (с 2 % в 1990 до почти 4 % в 1999 г.).

Доходная часть национального фонда займов формируется за счет процентов, поступающих от корпораций и местных органов власти как плата за кредит, части прибыли Банка Англии, средств некоторых специальных фондов. Расходная часть включает затраты на обслуживание государственного долга и некоторые другие.

Доходы двух фондов в 1999 г. составили 328 278 млн. ф. ст. и превысили сумму их расходов на 295 млн. ф. ст., что и составило профицит государственного бюджета. Бюджет 2000 г. был исполнен с самым большим в истории страны профицитом - 2,7 % ВВП. Причиной профицита стало снижение затрат на пособия по безработице благодаря сокращению числа безработных (с 4,3 % в 1999 г. до 3,7 % в 2000 г.). Кроме того, в апреле 2000 г. правительство провело среди телекоммуникационных компаний аукцион на предоставление услуг мобильной связи третьего поколения, позволяющих владельцам мобильных телефонов получать видео- и интернет-услуги. Полученные от продажи лицензий средства превысили планируемые в бюджет поступления в 7 раз и достигли 22,5 млрд. ф. ст., что более 2 % ВВП страны. Профицит бюджета дал возможность пересмотреть некоторые государственные программы 2001 г. Изменения в основном коснулись налоговой системы, а также увеличения расходов на образование и здравоохранение.

Бюджетный процесс в Великобритании начинается с составления проекта бюджета. В этом участвуют министерства и ведомства, подающие заявки в казначейство. На основании представленных заявок составляется проект бюджета, который для рассмотрения и одобрения направляется в Кабинет министров. Для дальнейшего рассмотрения проект бюджета поступает в нижнюю палату парламента (палату общин). Утверждается проект верхней палатой (палатой лордов), куда он поступает после рассмотрения в палате общин. Силу закона бюджет получает после того, как его подпишет королева Англии.

Стадия исполнения бюджета, т.е. бюджетный год, в Великобритании начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта. Кассовое исполнение бюджета в стране осуществляет Банк Англии. Ответственность за контроль над исполнением бюджета несет казначейство и его структурные подразделения.

Местные органы власти в трех частях Великобритании: Англии, Уэльсе и Шотландии - имеют различную структуру. В Англии двухступенчатая система местных органов власти, включающая графства и округа в сельской местности и городах в урбанизированных районах. В 1992 г. в Уэльсе и Шотландии была введена одноступенчатая система местных органов управления.

После Второй мировой войны  в компетенцию органов местного самоуправления входило финансирование социальных услуг, транспорта, образования, жилищно-коммунального хозяйства. Позже их полномочия были значительно сужены. Местные органы власти утратили право на строительство и приобретение жилья, приватизацию местного транспорта и коммунальных сетей, из-под их контроля были выведены некоторые типы образовательных учреждений, расходные обязательства муниципалитетов существенно сократились. В настоящее время из местных бюджетов финансируется всего 36 % всех государственных расходов.

Государственные предприятия Великобритании делятся на три вида: государственные корпорации (наиболее развиты), смешанные предприятия и ведомственные. Государственные корпорации в большинстве своем функционируют в национализированных отраслях промышленности. Деятельность государственных предприятий Великобритании отвечает стратегическим интересам государства и не всегда основывается на рыночных механизмах, вследствие чего они, как правило, убыточны.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Бюджетное устройство - важнейший  элемент финансовой системы любого государства. Бюджетное устройство зависит от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и ее структурных элементов. Выделяют две формы бюджетного устройства: унитарную - 2 звена: государственный бюджет и местные бюджеты (Великобритания, Франция, Италия, Япония); и федеративную - 3 звена: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты (США, Германия, Канада, Швейцария).

Несмотря на ограниченность форм бюджетного устройства, каждая страна имеет свои национальные особенности  бюджетного устройства.

В Германии наряду с вертикальным бюджетным выравниванием существует также и горизонтальное - перераспределение  доходов от более богатых земель к менее богатым. Во Франции бюджетное устройство отличается стабильностью и устойчивостью на протяжении ряда лет. В Великобритании уменьшена роль местных бюджетов.

Для Российской Федерации, на рубеже веков, в результате ее перехода к рыночной экономике, характерно углубление бюджетного кризиса, вызванного отсутствием  не только выверенной бюджетно-налоговой  стратегии, но и твердой законодательной  базы, регулирующей кредитно-денежные и бюджетно-финансовые отношения. Сегодня бюджет не может обеспечить всех потребностей государства, вызывая многочисленные споры в рядах экономической элиты, проводящих непрерывные поиски путей выхода из кризиса. Информационная независимость основных участников бюджетного процесса при принятии финансовых решений является не только гарантий выбора наиболее оптимальных путей для развития экономики страны, но и обеспечивает исполнение основных положений Конституции РФ, определяющих самостоятельность ветвей власти, поддерживая тем самым дальнейшее развитие демократии в современной России.

Таким образом, ознакомившись  с бюджетным устройством наиболее крупных представителей как унитарных, так и федеративных государств, рассмотрев роль налогов в бюджетном устройстве этих стран, можно сказать, что для  создания эффективного бюджетного устройства в Российской Федерации необходимо изучение опыта развитых зарубежных стран, где накоплена богатая информация в сфере создания эффективной национальной бюджетной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Бюджетный кодекс РФ. М.: Ось-89, 2002. - 192с.

2. Конституция и законодательные акты Российской Федерации.

3. Конституция Российской Федерации. М.: ООО «ВИТРЭМ», 2001. -48с.

4. Матук Ж. Финансовые системы Франции и других стран. - М.: АО «Финстатинформ», 2000. - 363 с

5. Налоговый кодекс РФ Электронный ресурс. / Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Режим доступа: http://www.garweb.ru, свободный. - Загл. с экрана.

6. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Н.Е. Зайца, Т.И. Василевской. - Мн.: БГЭУ, 2000. - 367 с.

7. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Князева и Д.Г. Черника. - М., 1997. - 357 с.

8. Научитель М.В. Бюджетные и налоговые системы зарубежных стран. - Гомель, 1998. - 130 с.

9. Федеральный закон «О бюджетной классификации российской Федерации» Электронный ресурс. / Университетская информационная система Россия. Режим доступа: http://www.budgetrf.ru, свободный. -Загл. с экрана.

10. Федеральная налоговая система США: современные особенности // США. Канада. - 2000. - №8. -с. 18-39.


Информация о работе Бюджет