Бюджет РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 22:40, реферат

Краткое описание

Бюджет, занимая центральное положение в финансовой системе, является неотъемлемым признаком государства, основой его суверенитета. Для реализации целей и задач, стоящих перед государством и муниципальными образованиями, им необходимо сконцентрировать в своих руках значительные денежные ресурсы, которые и образуют бюджет страны.
Термином «budget» в Англии в средние века обозначалась «сумка, кошелек». Так называли портфель, в котором английский министр казначейства носил деньги и свои отчеты, а также регулярно выступал перед Палатой лордов. С течением времени данное слово стало обозначать «отчет министра казначейства перед парламентом».

Содержание

Введение…………………………………………………………...…….1
Глава 1. Бюджетное право: понятие, предмет и нормы…………...…..2
Глава 2. Система, методы и источники бюджетного права Республики…4
Заключение……………………………………………………………....6
Список литературы..............................................................................7

Вложенные файлы: 1 файл

бюджет.doc

— 53.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………...…….1

Глава 1. Бюджетное право: понятие, предмет и нормы…………...…..2

Глава 2. Система, методы и источники бюджетного права Республики…4

Заключение……………………………………………………………....6

Список литературы..............................................................................7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджет, занимая центральное положение в финансовой системе, является неотъемлемым признаком государства, основой его суверенитета. Для реализации целей и задач, стоящих перед государством и муниципальными образованиями, им необходимо сконцентрировать в своих руках значительные денежные ресурсы, которые и образуют бюджет страны.

Термином «budget» в Англии в средние века обозначалась «сумка, кошелек». Так называли портфель, в котором английский министр казначейства носил деньги и свои отчеты, а также регулярно выступал перед Палатой лордов. С течением времени данное слово стало обозначать «отчет министра казначейства перед парламентом».

В настоящее время понятие «бюджет» рассматривается в разных аспектах. Бюджет как экономическая категория представляется совокупностью общественных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств и местных фондов денежных средств, необходимых государству и местному самоуправлению для выполнения своих задач и функций. Бюджет как экономическая категория составляет финансовую основу функционирования государственного и местного самоуправления, являясь центральным звеном финансовой системы общества, с которым связаны все ее звенья. По своему материальному содержанию бюджет — это Централизованный фонд денежных средств государства или местного самоуправления. Как правовая категория бюджет — это основной финансовый план государства или местного самоуправления, роспись доходов и расходов, облеченная в форму закона.

Установление рыночных отношений в Республике Казахстан нисколько не умаляет роль государственного регулирования общественных отношений в сфере бюджетной (финансовой) деятельности. Использование республиканского и местных бюджетов в социально-экономическом развитии государства предопределяет наличие специальной группы бюджетных отношений, возникающих в связи с формированием, распределением и организацией использования этих бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

Глава.1 Бюджетное право: понятие, предмет и нормы

 

В процессе формирования, распределения и использования денежных фондов государства и местного самоуправления возникают сложные и разнообразные общественные отношения. Эти отношения регламентируются нормами финансового права, которые в совокупности образуют бюджетное право. Бюджетное право — основной и самый крупный раздел финансового права, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе Республики Казахстан (далее РК). Именно с бюджетного права начинается Особенная часть финансового права.

Предметом регулирования бюджетного права как основного раздела особенной части финансового права являются бюджетные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и организации использования республиканского и местных бюджетов, как составной части (центрального звена) финансовой системы РК. Они отличаться спецификой и целенаправленностью, формами проявления, связанными с функциями по планомерному формированию и распределению или организации использования финансовых ресурсов государственного бюджета, а также государственным финансовым контролем за этими процессами.

В юридической литературе имеются различные определения бюджетного права, схожие по своему содержанию. Они характеризуют бюджетное право как совокупность правовых норм, регулирующих бюджетное устройство, структуру бюджетной системы, порядок распределения доходов и расходов между бюджетами разных уровней; регламентирующих бюджетный процесс и бюджетные права, субъектов. То есть основным отличием бюджетного права является объем регулируемых общественных отношений, составляющих его предмет.

Таким образом, бюджетное право можно определить как подотрасль финансового права, включающую в себя систему норм и принципов, регулирующих общественные отношения по формированию, распределению

и использованию централизованных денежных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны, а также устанавливающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства РК.

Так же, бюджетное право можно определить следующим образом: это основной раздел особенной части финансового права, регулирующий отношения, возникающие в процессе организации и функционирования бюджетного устройства РК, в том числе в процессе бюджетной деятельности РК и ее (местных) административно-территориальных образований.

Бюджетное право это раздел особенной части финансового права, регулирующий отношения, возникающие в процессе организации бюджетного устройства, а так же в связи с формированием, распределением и организацией использования центрального и местных бюджетов.1

Нормы бюджетного права, входящие в систему финансово- правовых норм, классифицируются по общим основаниям. Наиболее ярко бюджетные нормы проявляются в характере воздействия на участников отношений. Так, уполномочивающие нормы содержат конкретные предписания органам государственной власти и местного самоуправления в отношении формирования доходов и осуществления расходов бюджета, порядка составления проекта бюджета, управления государственным долгом, применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства. Запрещающие нормы в категоричной форме предписывают субъектам (в том числе и органам власти различного уровня) не совершать определенные действия. Например, бюджетным учреждениям запрещено получать кредиты у кредитных организаций, физических и юридических лиц, а предоставление бюджетных кредитов не допускается в случае наличия задолженности по предыдущим кредитам.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются

на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РК, состав доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д.

К бюджетным процессуальным относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, порядок составления и утверждения отчетов об исполнении республиканского бюджета и внебюджетных фондов, осуществление государственного и муниципального финансового контроля в бюджетной сфере и иные отношения.

Нормы бюджетного права находят свое закрепление в различных

законодательных и подзаконных актах.

 

 

 

 

 

Глава 2. Система, методы и источники бюджетного права Республики Казахстан

 

В основе институтов бюджетного права лежат группировки организационных и материальных бюджетных отношений, выступающих в качестве предмета бюджетного права. Соответственно группировкам общественных отношений группируются и нормы бюджетного права. Следовательно, массив отдельных норм бюджетного права, совокупность которых выражается в целостной системе, внутри которой они группируются в определенной последовательности и взаимосвязи в различные институты составляют бюджетное право. Здесь следует отметить, что налицо две крупные группы материальных и организационных норм бюджетного права, из которых и слагается система бюджетного права. В соответствии с назначением каждой группы норм всю систему норм бюджетного права принято делить на две части: общую и особенную.

Общая часть включает институты:

1) бюджетное устройство;

2) управление в области финансов;

3) правовые основы бюджетного  планирования;

4) правовые основы бюджетного  контроля.

Особенная часть включает институты:

1) правовое регулирование доходов  бюджета;

2) правовое регулирование  расходов  бюджета;

3) правовое регулирование государственного  кредита.

Нормы общей части бюджетного права в основном регулируют организационные бюджетные отношения, нормы особенной части – материальные бюджетные отношения.

Бюджетное право использует два метода правового регулирования :

  1. Императивный метод. Наиболее отчетливо проявляет себя при реализации таких способах бюджетной деятельности, как добывание государством денежных средств посредством их односторонне-принудительного их изъятия.
  2. Диспозитивный метод. Применяется для правового регулирования тех бюджетных отношений, которые по своей экономической природе являются кредитными (отношения государственного заимствования и отношения бюджетного кредитования).

Нормы бюджетного права содержаться в большом числе разнообразных нормативных правовых актах или источниках. Разнообразие норм бюджетного права предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К ним относятся нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного  государственного управления.

Следовательно, к источникам бюджетного права относятся нормативные правовые акты различной юридической силы, издаваемые уполномоченными на то органами государственной власти, в которых содержаться нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе организации, функционирования бюджетного устройства и бюджетной деятельности государства. Итак, источники бюджетного права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержаться материальные и организационные нормы бюджетного права.  Числу источников бюджетного права относятся:

  1. Конституция Республики Казахстан
  2. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года
  3. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008
  4. Закон «О республиканском бюджете на 2012-2014 годы»
  5. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Как уже было сказано предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и организации использования республиканского и местных бюджетов.

Бюджетные правоотношения, урегулированные нормами бюджетного законодательства, общественные бюджетные отношения, участники которых, обладая взаимными правами и обязанностями, реализуют содержащиеся в этих нормах предписания по поводу осуществления бюджетной деятельности.

Виды бюджетных правоотношений:

1. Бюджетные правоотношения на  уровне республиканского бюджета.

2. Бюджетные правоотношения на  уровне местных бюджетов.

3.Межбюджетные правоотношения между республиканским и местными бюджетами.

4. Материальные бюджетные правоотношения.

5. Организационные бюджетные правоотношения.

6. Двухсторонние и многосторонние  бюджетные правоотношения.

Таким образом бюджетное право – это основной раздел особенной части финансового права, регулирующий отношения, возникающие в процессе организации и функционирования бюджетного устройства РК, в том числе в процессе бюджетной деятельности РК и ее административно-территориальных образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Финансовое право: Учебник / О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева Ф59 и др.; Отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 536 с.
  2. Финансовое право. Учебник. Вострикова Л.Г. «Юстицинформ». 2007
  3. Финансовое право Республики Казахстан. Особенная часть:Учебник. – Алматы: ТОО «Издательство «НОРМА-К», - 2002, 344с.Найманбаева С.С. Финансовое право: Учебник (Общая и особенная части). – Алматы: Данекер, 2004. – 526 с.
  4. Финансовое право : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.А.Мальцев. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Бюджет РК