Бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.
Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально – экономического развития Российской Федерации на конкретный год. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.

Содержание

Введение 5
1 Особенности бюджетного процесса в России 7
1.1 Бюджетная система в РФ 7
1.2 Бюджетный процесс в РФ 15
1.3 Участники бюджетного процесса 18
2 Организация бюджетного процесса 24
2.1 Стадии бюджетного процесса 24
2.2 Составление проекта бюджета 30
2.3 Исполнение бюджета 34
3 Сравнительный анализ бюджетного процесса РФ с развитыми странами 38
3.1 Сравнительный анализ РФ с Германией 38
3.2 Сравнительный анализ РФ с Великобританией 45
Заключение 49=
Список использованной литературы 51

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Финансы .docx

— 164.88 Кб (Скачать файл)

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчётов об их исполнении.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением  бюджета.

Банк России совместно  с Правительством России разрабатывает  и представляет на рассмотрение Государственной  Думы основные направления денежно-кредитной  политики государства, обслуживает  денежные счета Казначейства РФ, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных  средств - это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных  средств, имеющий право распределять средства между распорядителями  и получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных  средств - это орган исполнительной власти, распределяющий средства между  бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных  ассигнованиях, утверждает сметы доходов  и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных  средств.

Бюджетополучатель (бюджетное  учреждение) - это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально- культурные мероприятия и т.д.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно - счётные органы (Счётная палата РФ, контрольно – счётная палата субъёктов РФ, муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчётов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

Особыми бюджетными  полномочиями  наделено  Министерство финансов РФ, которое:

• составляет проект федерального бюджета и представляет его в  Правительство РФ, а также принимает  участие в разработке проек­тов  бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• разрабатывает по поручению  Правительства РФ Программу го­сударственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и  размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных  ценных бумаг, проводит регист­рацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и му­ниципальных ценных бумаг;

• осуществляет по поручению  Правительства РФ сотрудничествос  международными финансовыми организациями;

• ведет государственные  книги (реестры) внутреннего и внешнегодолга  РФ;

• осуществляет управление государственным долгом РФ;

• организует исполнение федерального бюджета, а также бюдже­тов субъектов  РФ и местных бюджетов в случае заключения соот­ветствующих бюджетных  соглашений;

• исполняет федеральный  бюджет;

• осуществляет предварительный  и текущий контроль над испол­нением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих  бюджет­ных соглашений;

• составляет отчет об исполнении упомянутых бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

• составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;

• представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;

• открывает лицевые счета  главных распорядителей, распорядите­лей  бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетныесчета получателей  бюджетных средств;

• обладает правом требовать  от главных распорядителелей, распо­рядителелей  и получателей бюджетных средств  представления отчетовоб использовании  средств федерального бюджета и  иных сведений,связанных с получением, перечислением, зачислением и использова­нием средств федерального бюджета;

• получает от кредитных  организаций сведения об операциях  сбюджетными средствами и средствами государственных внебюджет­ных фондов.

Бюджетные полномочия Банка  России:

1. Банк России совместно  с Правительством Российской  Федерации разрабатывает и представляет  на рассмотрение Государственной  Думы основные направления денежно-кредитной  политики.

2. Банк России обслуживает  счета бюджетов.

3. Банк России осуществляет  функции генерального агента  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации.

Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования  финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления  властных полномочий, дает государству  реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Бюджетное законодательство РФ закрепляет основы бюджетного процесса и регламентирует его. Понятие бюджетного процесса четко раскрывает задачи, которые поставлены перед органами государственной власти. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Большое значение при регулировании бюджетного процесса имеет бюджетная классификация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Организация бюджетного процесса

2.1 Стадии бюджетного процесса

 

В финансовой системе каждой страны одно из ведущих мест принадлежит  бюджету государства. В отличие от других сфер и звеньев он охватывает все общество, каждое юридическое и физическое лицо. В бюджете переплетается огромная гамма интересов и противоречий. По степени своего влияния - это основной финансовый институт. С одной стороны, бюджет является финансовой базой для реализации государством своих функций, а с другой - инструментом влияния на различные стороны общественно-экономической жизни. Это настолько важное звено финансов, что представить себе страну без бюджета просто невозможно.

Состояние бюджета, уровень  его влияния на общество, характер и результаты этого влияния зависит  от двух основных факторов - бюджетной  модели и налагооблажения бюджетного процесса. Определяющим фактором при этом является построение бюджетной модели. Неправильная бюджетная модель или такая модель, что не соответствует конкретным историческим и социально-экономическим условиям, ведет как к подрыву финансовой базы государства, так и к существенному уменьшению бюджетного воздействия. Лучшая организация бюджетного процесса в таких условиях не может обеспечить надлежащей роли бюджета. Однако это не означает, что организация бюджетного процесса является второстепенным явлением. Она вторична относительно бюджетной модели, но отнюдь не пассивна. Четко отлаженный бюджетный процесс может некоторое время удерживать шатким бюджетную модель. Это требует значительных усилий, но в целом возможно. В то же время плохая организация бюджетного процесса может привести к тому, что даже лучшая бюджетная модель будет неэффективной.

Сочетание двух негативных факторов - недееспособной бюджетной  модели и дезорганизованного бюджетного процесса - неизбежно вызывает финансовый кризис в государстве.

При таких условиях первоочередной становится задача совершенствования  организации бюджетного процесса. Естественно, обязательным является и изменение, или перестройка, бюджетной модели. Но она требует определенного времени, и в этот период бюджет тоже должен полностью выполнять свои функции. Итак, организация бюджетного процесса, который охватывает составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета и утверждение отчета о его выполнении, имеет очень важное значение. Управление бюджетом только тогда эффективно, когда оно опирается на четко организованную систему бюджетного процесса.

Выделяют следующие стадии бюджетного процесса (рис. 3):

  • составление проектов бюджетов — подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;
  • утверждение проектов бюджетов — принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;
  • исполнение бюджетов — получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете;
  • контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов — текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.

Каждая стадия имеет своё назначение, все они должны быть соблюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки. Помимо стадий Бюджетный кодекс РФ определяет порядок осуществления государственного и муниципального контроля над исполнением бюджета, а также прописывает меры и порядок ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно- кредитного регулирования, органы государственного контроля. Органом денежно- кредитного регулирования является Банк России.

 

Рисунок 3 – Стадии бюджетного процесса

 

Органами государственного или муниципального финансового  контроля являются: Счётная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные  органы законодательных органов  субъектов РФ который составляется бюджет, называется бюджетным годом. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного года, т.к. в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий. Кроме бюджетного года существует понятие льготный срок- это время для завершения финансирования отдельных объектов и закрытия финансовых отчётов. Деятельность государства от начала составления проекта бюджета до утверждения отчёта о его исполнении длится около трёх лет и называется бюджетным циклом.

1. Составление проекта бюджета осуществляется исполнительными органами власти. Этой работе предшествует разработка планов-прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории России (СФБ).СФБ выражает финансовую программу в общем виде, отражает требования финансовой политики, структура доходов и расходов СФБ приближается к бюджету.

Бюджет выражает финансовую программу конкретно. Сфб - позволяет органам исполнительной власти разрабатывать постепенно бюджетные расходы и делать расчеты для определения доходов бюджета.

Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов ведется  Минфином РФ, а также налоговыми и таможенными органами.

При составлении бюджета  используются методы:

    • метод экономического анализа - определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий, выявляет причины отклонений;
    • нормативный метод - в основе норма определенной статьи расхода. Умножением натуральной единицы на норму получают общую сумму расхода;
    • экстраполяционный метод - определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предшествующие годы и распространяет полученные суммы на будущий год.

2. Рассмотрение и утверждение бюджетов осуществляется законодательными органами (Федеральным Собранием (Парламентом) РФ, представительными органами субьектов федерации и местными органами самоуправления).

Проект бюджета, полученный Советом Гос. Думы направляется в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения. На основании заключения комитет решает вопрос о принятии проекта федерального закона «О федеральном бюджете» к рассмотрению в Гос. Думе. Все материалы передаются Президенту, Совету Федерации, Комитетам Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную Палату на заключение.

Получив заключение от каждого  комитета, Комитет Гос. Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам составляет сводное заключение по проекту и представляет его на рассмотрение в Гос. Думу, которая начинает его рассмотрение в нескольких чтениях.

При необходимости Правительство  РФ направляет в Думу изменения и  дополнения в заключительные акты о  налогах.

При рассмотрении бюджета в первом чтении Гос. Дума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, принципы взаимодействия федерального бюджета с бюджетами субьектов Федерации.

Информация о работе Бюджет