Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Проблема справедливого и рационального распределения ограниченных ресурсов государства всегда являлась актуальной темой для исследований. Экономическая наука еще с момента своего зарождения уделяла значительное внимание тематике финансов государства. Наиболее важные шаги в понимании и переосмыслении теории финансов государства были сделаны в XVIII в. такими известными исследователями, как Уильям Петти, Адам Смит, Иоганн Юсти, Ф. Кенэ. Труды И. Юсти «Системы государственных финансов» (1766) и А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) можно по праву назвать фундаментом современной теории государственных финансов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3
1. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………….5
1.1 Экономические основы бюджетного планирования и
программирования…………………………………………………...5
1.2 Бюджетное планирование, как составная часть финансового
планирования, методы бюджетного планирования………………..7
1.3 Задачи и принципы бюджетного планирования………………10
1.4 Методы регулирования и сбалансирования бюджетов……….12
2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА………16
3.БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС…………………………………………..24
3.1 Составление, рассмотрение и утверждение бюджета………....24
3.2 Порядок исполнения бюджета……………………………….....28
3.3 Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности………...31
4. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РАЗВИТЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАНАХ……………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 73.70 Кб (Скачать файл)
  • единства бюджетной системы;
  • принцип разграничения доходов и расходов бюджетов;
  • принцип самостоятельности;
  • сбалансированности;
  • гласности;
  • достоверности;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Все эти принципы в той  или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них  имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные  принципы.

    1. Принцип последовательности вступления в бюджетный процесс органов исполнительной и представительной власти. Стадии бюджетного процесса делятся примерно поровну между органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной власти (а они рассматривают и утверждают проект бюджета и после исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет об исполнении бюджета - в этом и выражается последовательность).
    2. Принцип ежегодности бюджета - бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.
    3. Принцип публичности и гласности - имеет особое значение, т.к. бюджетный процесс, процедура абсолютно публичная и гласная, бюджет обсуждается в представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует необходимость опубликовать закон "О бюджете" того или иного уровня, а также закон "Об исполнении бюджета" того или иного уровня. Гласным должно быть и отклонение бюджета.
    4. Принцип специализации бюджетных показателей - он основан на бюджетной классификации, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям. В состав бюджетной классификация РФ входят:
  • классификация доходов бюджетов РФ;
  • функциональная классификация расходов бюджетов РФ;
  • экономическая классификация расходов бюджетов РФ;
  • классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
  • классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов, муниципального долга;
  • классификация видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;
  • ведомственная классификация расходов РФ.

Принцип специализации показателей  бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация - специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение не только для процессуальных норм бюджетного права, но и лежит в основе материальных норм бюджетных права.

Также составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование  – перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного  уровня.

Задачами бюджетного процесса являются:

  • выявление материальных и финансовых резервов государства;
  • максимально приближенный к реальности расчет доходов и расходов бюджетов;
  • обеспечение сбалансированности бюджетов;
  • согласование бюджетной политики с реализуемой экономической программой;
  • осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д.

В основе организации бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность  правильно и в сроки, установленные  законодательством, составить, утвердить  и исполнить бюджет. Основными  принципами организации бюджетного процесса являются:

  • единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета, которые состоят в том, что бюджетная система России должна объединять все бюджетные доходы и расходы в федеральном бюджете, территориальных бюджетах и местных бюджетах в соответствии с законодательством;
  • реальность планируемых бюджетных доходов, которая достигается как обоснованием размеров всех источников доходов, так и социально-экономическим обоснованием расходов бюджетов;
  • гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов выражаются в том, что на всех стадиях бюджетного процесса проектные показатели подвергаются всестороннему обсуждению;
  • соблюдение бюджетной классификации выражается в том, что при организации бюджетного процесса следует руководствоваться единой бюджетной классификацией на всех уровнях бюджетной системы;
  • периодичность бюджетов, которая заключается в ежегодном составлении бюджета на календарный финансовый год;
  • отражение в бюджете на очередной финансовый год социально-экономической политики, изложенной в Бюджетном послании Президента РФ.[1]

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности: составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение бюджета, исполнение бюджета, составление и утверждение  отчета об исполнении бюджета. Продолжительность  всех стадий различна по странам, но в  большинстве из них, подобно России, процесс длится более трех лет.

Первая и вторая стадии бюджетного процесса (составление, рассмотрение и утверждение) продолжаются более  года. Третья стадия (исполнение бюджета) – один год. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение (четвертая стадия) – около полугода. Для завершения исполнения бюджета  кроме бюджетного периода (финансового  года) предоставляется льготный период продолжительностью в один месяц, в  течение которого заканчиваются  операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Финансовый год вместе с льготным периодом называется счетным периодом.[7]

Содержание бюджетного процесса определяется государственным и  бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов  власти и органов местного самоуправления. Основными законодательными актами, регулирующими все стадии бюджетного процесса являются Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ (БК РФ), иные законодательные  акты федерального уровня, регулирующие отдельные вопросы организации бюджетного процесса на разных уровнях бюджетной системы, законодательные акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, определяющие организацию бюджетного процесса в конкретных субъектах РФ и муниципальных образованиях. Помимо этого порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов соответствующих уровней регулируется Указами Президента РФ, а также нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти соответствующего уровня и органов местного самоуправления.

Конституция РФ определяет федеративное устройство РФ, общие  основы разграничения полномочий Президента РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе в области бюджетного процесса на разных уровнях.

Бюджетным кодексом РФ определяются, с одной стороны, основы организации  бюджетного процесса на всех уровнях  бюджетной системы РФ, включая  принципы организации и функционирования бюджетной системы РФ, компетенцию  участников бюджетного процесса, основы составления, рассмотрения, утверждения  и исполнения бюджетов, вопросы формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, бюджетную классификацию, установление форм бюджетной документации и отчетности и, с другой стороны, порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, находящегося в ведении федеральных  органов власти, – федерального бюджета.

Вопросы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения региональных бюджетов регламентируются бюджетным  законодательством субъектов РФ. Бюджетный процесс на местном  уровне регулируется решениями представительных органов местного самоуправления.[грязнова]

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития России, субъектов Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка перспективного финансового плана, баланса ресурсов, на основании которых органы исполнительной власти и участники бюджетного процесса осуществляют разработку проектов бюджетов [1].


В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями в соответствии с БК РФ, включаются:

  1. финансовые органы;
  2. органы денежно-кредитного регулирования (Банк России);
  3. органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
  • законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
  • исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • органы государственного (муниципального) финансового контроля;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
  • главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
  • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
  • получатели бюджетных средств.(Ст.152 БК РФ)

Состав участников бюджетного процесса шире, чем состав органов, обладающих бюджетными полномочиями. К ним помимо органов, обладающих бюджетными полномочиями, относятся: Президент  РФ, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами, главные распорядители и распорядители  бюджетных средств, бюджетные учреждения, государственные и муниципальные  унитарные предприятия как бюджетополучатели, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Вместе с тем, следует еще раз подчеркнуть, что в соответствии со ст. 153 и 154 Бюджетного Кодекса РФ органы законодательной  и исполнительной власти обладают бюджетными полномочиями, хотя они и не включены в состав органов, обладающих бюджетными полномочиями в соответствии со ст. 151.[3]

Внутри финансовых органов  всех уровней организационно-методическую работу по  бюджетному  планированию, ведут соответствующие  бюджетные  подразделения: департаменты бюджетной политики Министерства финансов РФ и министерств финансов республик в составе РФ, бюджетные комитеты, управления и отделы исполнительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они направляют, координируют и организуют многогранную деятельность финансового аппарата по составлению проектов бюджетов.[11]

3.БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС.

 

3.1 Составление, рассмотрение и утверждение бюджета.

Реализация бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы  РФ последовательно проходит четыре стадии, как это показано на рис.1.




 





 

 

Рисунок 1 – Стадии бюджетного процесса

 

На первых двух стадиях  бюджетного процесса происходит составление, рассмотрение и утверждение бюджетов всех уровней бюджетной системы  РФ. По причине важности бюджета как инструмента финансового регулирования, стадии бюджетного процесса жестко регламентированы бюджетным законодательством с указанием конкретных сроков предоставления информации органами власти всех уровней в целях составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов.

Первым этапом бюджетного процесса является составление проекта  бюджета. Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового  обеспечения расходных обязательств.

БК предусмотрено, что проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период. Так, в 2007 г. Правительство РФ впервые осуществляло подготовку проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов». Проекты бюджетов Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного страхования в 2007 г. также формировались на трехлетний период.

Информация о работе Бюджетный процесс