Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Проблема справедливого и рационального распределения ограниченных ресурсов государства всегда являлась актуальной темой для исследований. Экономическая наука еще с момента своего зарождения уделяла значительное внимание тематике финансов государства. Наиболее важные шаги в понимании и переосмыслении теории финансов государства были сделаны в XVIII в. такими известными исследователями, как Уильям Петти, Адам Смит, Иоганн Юсти, Ф. Кенэ. Труды И. Юсти «Системы государственных финансов» (1766) и А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) можно по праву назвать фундаментом современной теории государственных финансов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3
1. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………….5
1.1 Экономические основы бюджетного планирования и
программирования…………………………………………………...5
1.2 Бюджетное планирование, как составная часть финансового
планирования, методы бюджетного планирования………………..7
1.3 Задачи и принципы бюджетного планирования………………10
1.4 Методы регулирования и сбалансирования бюджетов……….12
2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА………16
3.БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС…………………………………………..24
3.1 Составление, рассмотрение и утверждение бюджета………....24
3.2 Порядок исполнения бюджета……………………………….....28
3.3 Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности………...31
4. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РАЗВИТЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАНАХ……………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 73.70 Кб (Скачать файл)

Бюджетная отчетности РФ, субъектов  РФ и муниципальных образований  является годовой. Отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным.

Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в  законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

Высший исполнительный орган  государственной власти субъекта РФ представляет отчет об исполнении бюджета субъекта РФ для подготовки заключения на него не позднее 15 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета субъекта РФ проводится в срок, не превышающий 1,5 месяца.

Местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета  для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц.

Орган государственного (муниципального) финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных  администраторов бюджетных средств.

Заключение на годовой  отчет об исполнении бюджета представляется органом государственного (муниципального) финансового контроля в законодательный (представительный) орган с одновременным  направлением соответственно в Правительство  РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местную администрацию.

Одновременно с годовым  отчетом об исполнении бюджета представляются проект закона (решения) об исполнении бюджета, иная бюджетная отчетность об исполнении соответствующего бюджета  и бюджетная отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, иные документы, предусмотренные  бюджетным законодательством РФ.

По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета  законодательный (представительный) орган  принимает решение об утверждении  либо отклонении закона (решения) об исполнении бюджета.

Годовой отчет об исполнении бюджета субъекта РФ представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не позднее 1 июня текущего года.

Годовой отчет об исполнении местного бюджета представляется в  представительный орган муниципального образования не позднее 1 мая текущего года.

Законом (решением) об исполнении бюджета утверждается отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год  с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета.

Бюджетная отчетность РФ представляется Минфином России в Правительство  РФ.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит рассмотрению Государственной Думой и утверждению федеральным законом.

Федеральным законом об исполнении федерального бюджета утверждается отчет об исполнении федерального бюджета  за отчетный финансовый год с указанием  общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) федерального бюджета.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в Государственной Думе подлежит внешней проверке Счетной палатой  РФ.

На основании внешней  проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств  федерального бюджета Счетная палата РФ готовит заключение на  годовой  отчет об исполнении федерального бюджета  и не позднее 15 сентября текущего финансового  года представляет его в Государственную  Думу, а также направляет его в  Правительство РФ.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета представляется Правительством РФ в Государственную  Думу не позднее срока внесения проекта  федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

По предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной  инициативе Генеральный прокурор РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ могут выступить или представить  доклады с анализом рассмотренных  в течение отчетного финансового  года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства РФ.

По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает  либо отклоняет федеральный закон  об исполнении федерального бюджета.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.БЮДЖЕТНЫЙ    ПРОЦЕСС    В    РАЗВИТЫХ     ЗАРУБЕЖНЫХ

СТРАНАХ

 

Составление проекта  бюджета – один из важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия бюджетного дефицита, а также распределение доходов между звеньями бюджетной системы.

Работа по составлению  проекта государственного бюджета  начинается задолго до начала нового бюджетного года: в ФРГ – за шесть  месяцев, в Японии – за семь, во Франции  – за 14, в США – за 18 месяцев. Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти, как правило, министерством финансов (казначейством), а в США – специальным органом – Службой управления и бюджета при президенте.

До начала составления  проекта бюджета министерство финансов (или специальный орган в США) направляет директивные указания руководителям  министерств и государственных  ведомств с предложением представить к определенному сроку расчеты смет расходов и возможных доходов. В одних странах им сообщаются общие контрольные цифры (или рекомендации) возможных ассигнований (Франция), которые служат основой бюджетных заявок (запросов) и смет в целом, в других – бюджетные заявки государственные ведомства высылают самостоятельно.

В ходе составления бюджета  происходит длительный обмен сведениями, предложениями, оценками между главой государства, министерством финансов (или специальным органом), министрами и иными главами государственных  ведомств. Решение спорных вопросов иногда требует вмешательства главы  государства. При принятии решений  о бюджете учитываются  перспективы  экономического развития, степень инфляции, уровень занятости, число пользующихся социальной поддержкой. Согласованные бюджетные решения принимаются с учетом данных исполненного ранее утвержденного бюджета, включая бюджет текущего года. Затем министерство финансов (специальный орган) начинает разрабатывать бюджетные показатели и другие бюджетные документы.

При разработке проекта бюджета на предстоящий год, а во многих развитых странах на длительную перспективу (четыре-пять лет) используют различные методы исчисления доходов и расходов, которые претерпели в историческом плане значительные изменения. С расширением масштабов мобилизации ресурсов и необходимостью наиболее эффективного их использования стали применять сначала в США (с 1960-х годов), а затем и в других странах программно-целевой метод, в том числе системный анализ, экономические модели, электронно-вычислительную технику.

Рассмотрение  и утверждение проекта бюджета. После одобрения высшим исполнительным органом (кабинетом министров, канцлером в Германии, президентом в США), проект бюджета поступает в законодательный орган – парламент для рассмотрения и утверждения его. Как правило, проект бюджета обсуждается каждой палатой отдельно (сначала в верхней, а затем в нижней – во Франции, либо одновременно в обеих палатах – в США, Германии). В каждой палате парламента функционируют специальные комитеты и комиссии, которые занимаются конкретными бюджетными вопросами, часто по программам. Они детально анализируют соответствующие статьи проекта бюджета, вносят коррективы и дают заключение с объяснительной запиской.

После принятия бюджета каждой палатой при отсутствии разногласий  между ними выносится общее решение  парламента о бюджете. Если же разногласия  возникли, то их должна снять согласительная комиссия, состоящая из представителей двух палат.

При рассмотрении проекта  бюджета в парламенте важное значение имеет бюджетная инициатива, т.е. право членов парламента вносить изменения в представленный правительством проект бюджета. В некоторых странах (Франция, Великобритания и др.) члены парламента, не являющиеся членами правительства, не имеют права вносить предложения по увеличению предусмотренных расходов или установлению новых налогов. Такое правило расширяет возможности правительства воздействовать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию в стране. В США бюджетные права конгресса значительно шире. Ограничения бюджетных прав парламента проявляются и в том, что законодательная власть принимает не бюджет как единый документ в целом (США), а ежегодные постановления о бюджетных назначениях, предоставляя полномочия президенту расходовать средства на определенные цели, но устанавливая верхний потолок. Некоторые статьи бюджета вообще не рассматриваются, а утверждаются автоматически.

Вторая стадия бюджетного процесса заканчивается принятием  закона о бюджете в целом или  утверждением отдельных бюджетных  назначений по статьям (программам) –  президентом в США, королевой  – в Великобритании.

Исполнение бюджета означает получение утвержденных документов, в основном налогов, и осуществление предусмотренных бюджетных расходов в соответствии с выделенными ассигнованиями. Этот этап продолжается в течение года, который называется финансовым, или бюджетным годом. Его временные границы в разных странах различны.

Важный элемент этой стадии бюджета, т.е. организация сбора бюджетных  средств на территории страны, их хранение и выдача, а также ведение учета  и отчетности. В большинстве стран  существует банковская система кассового  исполнения бюджета, при которой  банки, в основном центральный банк, являются главным кассиром государства. В основе кассового исполнения бюджета  – принцип единства кассы: все  бюджетные средства поступают на единый расчетный счет министерства финансов (казначейства) в центральном банке, с которого и осуществляются все расходы государства.

В ряде развитых стран действует  правило секвестра, которое предполагает право правительства пропорционально  снижать статьи расхода принятого  бюджета в течение времени, оставшегося  до конца текущего года. Так, в США  секвестр применяется к определенным программам и вводится при возможном  превышении установленного предела  расходов. Принятие закона конгрессом о секвестре оговаривается определенными  условиями.

Составление отчета об исполнении бюджета министерством финансов и утверждение его парламентом – последняя стадия бюджетного процесса, начинающаяся после окончания финансового года.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сейчас стало очевидно, что сама бюджетная реформа еще  не завершена. До настоящего времени  не нашло должного применения в бюджетном  процессе программное финансирование, или, как его чаще называют бюджетирование, ориентированное на результат. С  одной стороны, инструменты программного финансирования в российском бюджете  представлены довольно широко, но с  другой – они не являются ключевой его частью. Более того, эффективность  многих из них, в частности бюджетных  целевых программ, регулярно подвергается жесткой критике самого Правительства  РФ.

Очевидно также, что влияние  мирового финансового кризиса не могло не отразиться на бюджетной  системе России: уже приняты меры по снятию ограничений в бюджетном  законодательстве на дефицит федерального бюджета, а также временно сокращен срок бюджетного планирования до одного года. Это позволит оперативно принимать  корректирующие решения в области бюджетной политики с целью снижения негативных последствий кризиса. Вместе с тем данные меры носят временный характер и после поэтапного сбалансирования бюджета эти ограничения будут сняты.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (редакция от 06.04.2011г.).
  2. Афанасьев Мст.П. Бюджет и бюджетная система: учебник/ Мст.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов; под ред. Мст.П<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman',

Информация о работе Бюджетный процесс