Бюджетный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:13, контрольная работа

Краткое описание

Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально - экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

Содержание

Введение
1 Бюджетный процесс в Российской Федерации
1.1 Понятие бюджетного процесса и его принципы
1.2 Участники бюджетного процесса
1.3 Органы, обладающие бюджетными полномочиями
1.4 Полномочия участников бюджетного процесса
1.5 Составление проекта бюджета
1.6 Общие положения рассмотрения и утверждения бюджетов
1.7 Рассмотрение и утверждения бюджета
1.8 Исполнение бюджета
1.9 Отчет об исполнении бюджета
2. Бюджетный процесс в зарубежных странах
Заключение
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетный процесс в РФ.docx

— 43.62 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1 Бюджетный процесс в Российской  Федерации

1.1 Понятие бюджетного процесса  и его принципы

1.2 Участники бюджетного процесса

1.3 Органы, обладающие бюджетными  полномочиями

1.4 Полномочия участников бюджетного  процесса

1.5 Составление проекта бюджета

1.6 Общие положения рассмотрения  и утверждения бюджетов 

1.7 Рассмотрение и утверждения  бюджета

1.8 Исполнение бюджета

1.9 Отчет об исполнении бюджета

2. Бюджетный процесс в зарубежных  странах

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

Введение

Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры  ее развития на предстоящий год и  среднесрочную перспективу. Поэтому  разработке его показателей уделяется  особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.

Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной  жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным  государством, под бюджетом государства  понимается бюджет России (федеральный  бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием  социально - экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства  осуществляется на основе прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.

Средства федерального бюджета  должны использоваться с соблюдением  норм федерального закона, утвердившего его, например, средства федерального бюджета на 2008 год должны направляться в соответствии с Федеральным  законом “О федеральном бюджете  на 2008 год” на:

- государственное управление и  местное самоуправление;

- судебную власть;

- международную деятельность (в  том числе на международное  сотрудничество);

- правоохранительную деятельность  и обеспечение безопасности государства;

- фундаментальные исследования  и содействие научно - техническому  прогрессу;

- промышленность, энергетику и  строительство;

- сельское хозяйство и рыболовство;

- охрану окружающей природной  среды и природных ресурсов;

- транспорт, дорожное хозяйство,  связь и информатику;

- образование;

- здравоохранение и физическую  культуру;

- иные расходы.

На уровне образований местного самоуправления (районов, городов, районов  в городах, сел, поселков) создаются  местные бюджеты.

1. Бюджетный процесс  в Российской Федерации

1.1 Понятие бюджетного  процесса и его принципы

Государственный бюджет является одним из важнейших звеньев финансовой системы страны. Через бюджет производится мобилизация финансовых ресурсов государства  и расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих  органов государственной власти.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

Бюджетный процесс - регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства  по составлению, рассмотрению и утверждению  бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об его исполнении.

Нормы бюджетного процесса предписывают правила и порядок  применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован  весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента  утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных  субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Деятельность государственных  органов от начала составления государственного бюджета до утверждения отчёта о  его исполнении длиться около  трёх с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса, которые последовательно  сменяют одна другую. В частности  это стадии:

Составления.

Рассмотрения.

Утверждения.

Исполнения и заключения.

Составления и утверждения  отчёта об исполнении.

Сам бюджет действует в  течение одного года с 1 января по 31 декабря, то есть финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации  длится 12 месяцев. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и  этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объём  национального дохода государства, перераспределяются по-разному государственные  средства, в зависимости от задач, решаемых государством в данный период времени. Кроме того, ежегодно изменяются потребности каждого субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в денежных средствах, что зависит от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем году.

Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета, его исполнения, составление, рассмотрение и утверждение отчёта об исполнении бюджета остаётся неизменным.

На каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые  не могут быть решены в другое время. Так, вопросы бюджетного регулирования  за счёт процентных отчислений от федеральных  налогов и налогов республик  в составе Российской Федерации, а также вопросы финансовой поддержки  территорий решаются в момент составления  бюджета. Окончательно процентные отчисления от регулирующих источников для нижестоящих  территорий и вопросы финансовой поддержки утверждаются вышестоящими представительными органами в момент утверждения вышестоящего бюджета. Этим достигается, на стадии принятия закона о бюджете, сбалансированность показателей бюджета.

Вопросы открытия бюджетных  ассигнований решаются финансовыми  органами и банком только после утверждения  соответствующего бюджета и т. п.

В основе бюджетного процесса лежат определённые принципы, соблюдение которых даёт возможность правильно  составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в связи с принятием Бюджетного кодекса РФ для всей бюджетной системы предусмотрены общие принципы. Это:

единство бюджетной системы;

разграничение доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы;

самостоятельность бюджетов;

полнота отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

сбалансированность бюджетов;

эффективность и экономичность  использования бюджетных средств;

общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

гласность;

достоверность бюджета;

адресность и целевой  характер бюджетных средств.

Нет сомнения, что все эти принципы в той или иной мере присущи  и бюджетному процессу. Однако некоторые  из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также  свои особенные принципы. Так, во-первых, в основе бюджетного процесса лежит  принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов  исполнительной и представительной власти, где проект бюджета обязательно  составляют исполнительные органы, закон  или решение о бюджете принимаются  представительным органом, а исполняют  бюджеты всех уровней органы исполнительной власти.

Очень важен принцип ежегодности бюджета, который включает в себя такое важное основополагающее правило, как обязательное принятие бюджета до начала планируемого года. Выполнение именно этого правила делает бюджетную деятельность более прозрачной и обеспечивает более эффективную возможность осуществлять бюджетный контроль за всеми потоками бюджетных средств. Кроме того, ежегодность даёт возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т. д.

Особое внимание в бюджетном  процессе заслуживает принцип публичности  и гласности, которые для бюджетного процесса предполагают, что проект бюджета до его принятия широко обсуждается  как представительными органами, так и общественностью. Принятый бюджет обязательно публикуется  в печати. Широкое обсуждение проектов бюджетов, их обязательное опубликование  после принятия, а также отчётность исполнительных органов власти перед  представительными об исполнении бюджета  также служат обеспечению прозрачности бюджетной деятельности в государстве  и таким образом помогают исполнить бюджет реально и с наименьшими потерями. Гласным должно быть и отклонение бюджета.

В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчётов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения. Кроме того, решения представительных органов по бюджету должны публиковаться в печати.

Органы представительной и исполнительной власти также постоянно отчитываются перед широкой общественностью  о ходе исполнения бюджета.

Важным для бюджетного процесса остаётся принцип специализации  бюджетных показателей, который  состоит в том, что в основе и составления, и исполнения бюджета  лежит бюджетная классификация, которая предполагает группировку  всех доходов бюджетов всех уровней  по источнику возникновения, а расходов по целевому назначению, по направлениям деятельности.

Принцип специализации показателей  бюджета осуществляется на всех стадиях  бюджетного процесса. Бюджетная классификация - специальный юридический акт, ледащий  в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь  в виду, что бюджетная классификация  имеет значение не только для процессуального  бюджетного права, но и лежит в  основе материального бюджетного права.

1.2 Участники бюджетного  процесса

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетный  процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению  и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов, утверждению и  исполнению бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент страны;

- органы законодательной (представительной) власти;

- органы исполнительной власти;

- органы денежно - кредитного  регулирования;

- органы государственного и  муниципального финансового контроля;

- государственные внебюджетные  фонды;

- главные распорядители и распорядители  бюджетных средств;

- иные органы, на которые возложены  бюджетные, налоговые и иные  полномочия;

- бюджетные учреждения;

- государственные и муниципальные  унитарные предприятия, другие  получатели бюджетных средств;

- кредитные организации, осуществляющие  отдельные операции со средствами  бюджетов.

Участниками бюджетного процесса, обладающими  бюджетными полномочиями на федеральном  уровне, являются:

- Президент Российской Федерации;

- Государственная Дума и Совет  Федерации Федерального Собрания  Российской Федерации;

- Правительство Российской Федерации,

- Министерство финансов Российской  Федерации;

- Федеральное казначейство;

- органы, осуществляющие сбор доходов  бюджета;

- Банк России;

- Счетная палата Российской  Федерации;

- государственные внебюджетные  фонды;

- главные распорядители и распорядители  бюджетных средств;

- иные органы.

1.3 Органы, обладающие  бюджетными полномочиями

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями входят:

1. финансовые органы, определяемые  указом Президента страны;

2. органы денежно - кредитного  регулирования, то есть Банк  России;

3. органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым  относятся:

- Счетная палата Российской  Федерации;

- контрольные и финансовые органы  исполнительной власти;

- контрольные органы законодательных  органов субъектов Российской  Федерации и представительных  органов местного самоуправления.

Бюджетные полномочия законодательных  органов включают рассмотрение и  утверждение бюджетов и отчетов  об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы и иные полномочия.

Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления связаны:

- с составлением проекта бюджета;

- с внесением его с необходимыми  документами и материалами на  утверждение на утверждение законодательного  органа;

- с исполнением бюджета;

- с управлением государственным,  муниципальным долгом;

- с ведомственным контролем за исполнением бюджета;

- с представлением отчета об  исполнении бюджета с другими  полномочиями.

Бюджетные полномочия Банка России направлены: на совместную с Правительством страны разработку и представление  на рассмотрение Государственной Думы основных направлений денежно - кредитной  политики; на обслуживание счетов бюджетов; на осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам  Российской Федерации.

Информация о работе Бюджетный процесс в РФ