Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Проблема справедливого и рационального распределения ограниченных ресурсов государства всегда являлась актуальной темой для исследований. Экономическая наука еще с момента своего зарождения уделяла значительное внимание тематике финансов государства. Наиболее важные шаги в понимании и переосмыслении теории финансов государства были сделаны в XVIII в. такими известными исследователями, как Уильям Петти, Адам Смит, Иоганн Юсти, Ф. Кенэ. Труды И. Юсти «Системы государственных финансов» (1766) и А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) можно по праву назвать фундаментом современной теории государственных финансов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3
1. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………….5
1.1 Экономические основы бюджетного планирования и
программирования…………………………………………………...5
1.2 Бюджетное планирование, как составная часть финансового
планирования, методы бюджетного планирования………………..7
1.3 Задачи и принципы бюджетного планирования………………10
1.4 Методы регулирования и сбалансирования бюджетов……….12
2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА………16
3.БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС…………………………………………..24
3.1 Составление, рассмотрение и утверждение бюджета………....24
3.2 Порядок исполнения бюджета……………………………….....28
3.3 Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности………...31
4. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РАЗВИТЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАНАХ……………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 73.70 Кб (Скачать файл)

Субъектам РФ и территориальным  государственным внебюджетным фондам, а также местным бюджетам предоставлено  право выбора составлять и утверждать проект соответствующего бюджета сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период). При этом выбор одного из вариантов горизонта планирования должен быть оформлен законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, за исключением закона (решения) о бюджете.

На федеральном уровне непосредственным составлением проекта  бюджета занимается Минфин России, на региональном и местном уровнях  – финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление проекта бюджета  основывается на:

1) бюджетном послании Президента РФ;

2) прогнозе социально-экономического  развития соответствующей территории;

3) основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В своем Бюджетном послании Президент РФ определяет приоритеты и основные направления бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на очередной финансовый год.

Бюджетное послание Президента РФ – прямое руководство к действию как для исполнительных, так и  для законодательных органов  государственной власти РФ.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее трех лет. Для поселений установлен период – очередной финансовый год либо очередной финансовый год и плановый период.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается  Минэкономразвития России и представляется Правительству РФ.

Определяющую роль в процессе подготовки проекта бюджета играет прогнозирование доходов бюджета и планирование бюджетных ассигнований.

Доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории с учетом действующего законодательства РФ, законов субъектов  РФ и муниципальных правовых актов  представительных органов муниципальных  образований.

Порядок и сроки составления  проектов бюджетов бюджетной системы  РФ регламентированы положениями БК.

Правительство РФ, высшие исполнительные  органы государственной власти субъектов  РФ, местные администрации муниципальных  образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа соответственно проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период и проекты федеральных  законов о бюджетах государственных  внебюджетных фондов РФ на очередной  финансовый год и плановый период не позднее 15 октября текущего года, проект решения о местном бюджете  – не позднее 15 ноября текущего года.

В законе (решении) о бюджете  должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся  общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета, а также нормативы распределения  доходов между бюджетами бюджетной  системы РФ в случае, если они  не установлены бюджетным законодательством.

Законом (решением) о бюджете  устанавливаются:

- перечень главных администраторов  доходов бюджета;

- перечень главных администраторов  источников финансирования дефицита  бюджета;

- распределение бюджетных  ассигнований по разделам, подразделам,  целевым статьям и видам расходов  классификации расходов бюджетов  в ведомственной структуре расходов  на очередной финансовый год  (очередной финансовый год и  плановый период);

- общий объем бюджетных  ассигнований, направляемых на исполнение  публичных нормативных обязательств;

- объем межбюджетных трансфертов,  получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);

- общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода;

- источники финансирования  дефицита бюджета на очередной  финансовый год (очередной финансовый  год и плановый период);

- верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга  и (или) государственного внешнего  долга по состоянию на  января  года, следующего за очередным  финансовым годом (очередным финансовым  годом и каждым годом планового  периода), с указанием в том  числе верхнего предела долга  по государственным .или муниципальным  гарантиям; 

- иные показатели бюджета  (ст. 184.1 БК).

В случае утверждения бюджета  на очередной финансовый год и  плановый период проект закона (решения) о бюджете утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета.[2]

3.2 Порядок исполнения бюджета

Исполнение бюджета –  следующая стадия бюджетного процесса после его утверждения. Из всех стадий бюджетного процесса исполнение бюджета  представляет собой наиболее трудоемкий процесс и связано с деятельностью  многочисленных органов власти по исполнению бюджета. По сути, на этой стадии происходит основная текущая работа системы  налоговых, таможенных и других органов  по сбору запланированных налоговых  и неналоговых доходов бюджетов, а также распределение имеющихся  средств в соответствии с законами о бюджете между участниками  бюджетного процесса.

Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов РФ, бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета  обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом  государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

В настоящее время в  Российской Федерации действует  казначейская система исполнения бюджета, пришедшая взамен действовавшей  в России с 1918 по 1992 гг. банковской системы  кассового исполнения бюджета. На самом деле, система казначейств уже существовала в России вплоть до 1917 г., но была упразднена. Поэтому образование в Российской Федерации единой централизованной системы органов Казначейства России ознаменовало второе рождение казначейской системы исполнения бюджета.

В 1992 г. Указом Президента РФ от 08.12.1992 № 1556 «О Федеральном казначействе»  в целях проведения государственной  бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств была создана единая централизованная система органов Казначейства России с подчинением ее Министру финансов РФ. Это означало передачу централизованной системе органов  Казначейства России всех функций по исполнению и контролю за исполнением федерального бюджета явилось обеспечение устойчивости финансовой системы.

Казначейская система  исполнения бюджета отличается от банковской прежде всего тем, что в ее основе лежит принцип единства кассы. Этот принцип означает, что казначейство на едином счете контролирует все  денежные потоки, возникающие в процессе исполнения бюджета, как по доходам, так и по расходам бюджета. Вместо множества разрозненных счетов  распорядителей бюджетных средств вводится единый счет Казначейства России, на котором отражаются все поступления в федеральный бюджет и все платежи, осуществляемые из федерального бюджета.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

- зачисление на единый  счет бюджета доходов от распределения  налогов, сборов и иных поступлений  в бюджетную систему РФ, распределяемых  по нормативам, действующим в  текущем финансовом году, установленным  БК, законом (решением) о бюджете  и иными законами субъектов  РФ и муниципальными правовыми  актами со счетов органов Казначейства  России и иных поступлений  в бюджет;

- возврат излишне уплаченных  или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за  несвоевременное осуществление  такого возврата и процентов,  начисленных на излишне взысканные  суммы;

- зачет излишне уплаченных  и излишне взысканных сумм  в соответствии с законодательством  РФ;

- уточнение администратором  доходов бюджета платежей в  бюджеты бюджетной системы РФ;

- перечисление Казначейством  России средств, необходимых для  осуществления возврата (зачета) излишне  уплаченных или излишне взысканных  сумм налогов, сборов и иных  платежей, а также сумм процентов  за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Казначейства России, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, в порядке, установленном Минфином России (ст. 218 БК).

Последовательное описание этапов и процедур исполнения бюджета  по доходам и расходам предусматривает  право финансовых органов на установление порядка исполнения соответствующего бюджета в рамках установленных  БК требований.

Исполнение бюджета  по расходам предусматривает:

- принятие бюджетных обязательств;

- подтверждение денежных  обязательств;

- санкционирование оплаты  денежных обязательств;

- подтверждение исполнения  денежных обязательств.

Получатель бюджетных  средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Получатель бюджетных  средств подтверждает обязанность  оплатить за счет средств бюджета  денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных  с выполнением оперативно-розыскных  мероприятий, в соответствии с платежными документами (ст. 218.1 БК).

Операции по исполнению бюджета  завершаются 31 декабря. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года также прекращают свое действие 31 декабря.

До последнего рабочего дня  текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные  к оплате в установленном порядке  бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете  бюджета.[2]

 

3.3 Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности

Составление и утверждение  отчетности об исполнении бюджета является завершающей стадией бюджетного процесса. В 2007 г. в состав БК введен новый раздел VIII.1 «Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности», который содержит единую методологию и порядок составления, проверки и утверждения бюджетной отчетности.

После внесения изменений  в бюджетное законодательство правоотношения, возникающие при ведении бюджетного учета и составления бюджетной  отчетности, образовали собой самостоятельную  стадию бюджетного процесса, которая регулируется положениями БК обособленно.

Единая методология и  стандарты бюджетного учета и  бюджетной отчетности устанавливаются  Минфином России.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему  сбора, регистрации и обобщения  информации в денежном выражении  о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных  образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию  РФ.

Бюджетная отчетность включает:

    1. отчет об исполнении бюджета;
    2. баланс исполнения бюджета;
    3. отчет о финансовых результатах деятельности;
    4. отчет о движении денежных средств;
    5. пояснительную записку.

Отчет об исполнении бюджета  содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Баланс исполнения бюджета  содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.

Отчет о финансовых результатах  деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам  классификации операций сектора  государственного управления.

Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам классификации  операций сектора государственного управления.

Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной  отчетности, а также сведения о  выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах  использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств  в отчетном финансовом году.

Информация о работе Бюджетный процесс