Бюджетный дефицит, причины его возникновения, формы покрытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия бюджетного дефицита, причины его возникновения и формы покрытия. В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
Рассмотреть понятие и сущность бюджетного дефицита;
Изучить виды бюджетного дефицита;
Рассмотреть причины возникновения дефицита;
Проанализировать состояние бюджетного дефицита;
Рассмотреть способы покрытия бюджетного дефицита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….……..3
Теоретические основы бюджетного дефицита…………………….…....5
Понятие и сущность бюджетного дефицита…………….…….….5
Виды бюджетного дефицита…………………………………..…...8
Причины возникновения бюджетного дефицита……………….. 11
Анализ бюджетного дефицита в России за 2011 г. ……………………14
Состояние бюджетного дефицита в России ……………………..14
Государственный долг, как следствие бюджетного дефицита….18
Финансирование бюджетного дефицита и балансирование государственного долга Российской Федерации….……………………20
Прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2012-2014 гг. и источники его финансирования ……...…………………………….20
Влияние государственного долга на развитие экономики России…………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……….30

Вложенные файлы: 1 файл

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый вид бюджетного дефицита имеет свои особенности и формы проявления, на основе которых можно их различать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Причины возникновения бюджетного дефицита

 

Как говорилось ранее, бюджетный дефицит  является отрицательной экономической  категорией, но однозначно отнести  его к катастрофическим ситуациям  не возможно, так как дефицит может быть связан с различными причинами. И в соответствии с этим различают несколько состояний бюджетного дефицита:

Во-первых, дефицит может возникнуть в связи  с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономического положения, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. 

Во-вторых, дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных  стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. 

В-третьих, бюджетный дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных  связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но соответствующих политических решений. 

Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием: чрезмерных государственных расходов; ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы; циклических спадов в экономике

Образование дефицита возможно, когда государство расходует деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налоговые платежи поступают в меньших размерах по сравнению с надеждами правительства, то в стране образуется бюджетный дефицит и государственный долг.[12]

Существует  много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда:

  1. Увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с неблагоприятной экологической обстановкой);
  2. Увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах, где возрастает доля молодого населения, или в связи с проведением мероприятий по сокращению безработицы);
  3. Увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами;
  4. Увеличение расходов, связанных с развитием рыночной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики;
  5. Увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;
  6. Сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;
  7. Уменьшение доходов в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов. 
    Причин бюджетного дефицита может быть много, например:
  8. спад общественного производства;
  9. рост предельных издержек общественного производства;
  10. массовый выпуск «пустых» денег;
  11. излишне, неоправданно раздутые социальные программы;
  12. оборот «теневого» капитала в огромных масштабах;
  13. огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и т.д.

Поэтому, можно сделать вывод, что существует много причин для возникновения  бюджетного дефицита, но следует четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, и какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО  ДЕФИЦИТА В РОССИИ ЗА 2011 ГОД

2.1. Состояние бюджетного дефицита в России

 

На  основе данных Министерства Финансов Российской Федерации можно составить таблицу доходов и расходов, которая в дальнейшем поможет определить бюджетный дефицит.[4]

Таблица 1

Показатели  доходов и расходов за 2008-2012 гг., млрд. руб.

Год

2008

2009

2010

2011

2012

Доходы

8056,9 

8706,1 

9408,2 

7455,7

9503,4

Расходы

6901,6 

8282,8 

9034,6 

9389,8

11239,9


                                                                                                                      [5]

На  основе данной таблицы можно рассчитать дефицит бюджета.

Таблица 2

Дефицит бюджета за 2008-2012 гг., млрд. руб.

Год

2008

2009

2010

2011

2012

Дефицит

1155,3

423,3

373,6

-1934,1

-1736,5


 

По данным этой таблицы мы видим, что бюджетный  дефицит в нашей стране наблюдается  только в 2011 и 2012 году. В остальное время, с 2008  до 2010 года, в нашей стране наблюдался профицит, то есть доходы государства превышали расходов. 

Найдем абсолютный прирост (убыль) бюджетного дефицита за 2008-2012 гг. (разность между двумя уровнями ряда, показывающая насколько данный уровень ряда превышает уровень, принятый за базу сравнения).

а) базисный абсолютный прирост, млрд. руб.

Базисный  абсолютный прирост ∆уб определяется как разность между сравниваемым уровнем yи уровнем, принятым за постоянную базу сравнения yo

∆уб = yi - yo

За базу сравнения  мы возьмем дефицит бюджета за 2010 год.

∆у2008 = 1155,3-373,6 = 781,7

∆у2009 = 423,3 - 373,6 = 49,7

∆у2010= 373,6- 373,6  = 0

∆у2011 = -1934,1- 373,6  = -2307,7

∆у2012 = -1736,5 - 373,6  = -2110,1

б) цепной абсолютный прирост, млрд. руб.

Цепной  абсолютный прирост ∆уц – разность между сравниваемым уровнем yи уровнем, который ему предшествует, yi-1

∆уц = yi - yi-1

За сравниваемый уровень мы возьмем дефицит бюджета  за 2009 год.

∆у2009 = 423,3- 1155,3 = -732

∆у2010 = 373,6- 423,3 = -49,7

∆у2011 = -1934,1- 373,6 = - 2307,7

∆у2012 = -1736,5 + 1934,1= 197,6

На  основе рассчитанных данных можно составить сводную таблицу, рассчитанных показателей.

Таблица 3

Показатели  абсолютного прироста (убыли) бюджетного дефицита за 2008-2012 гг.

№ п/п

Показатель

Ед. изм.

2008

2009

2010

2011

2012

1

Дефицит федерального бюджета

млрд. руб.

1155,3

423,3

373,6

-1934,1

-1736,5

2

Абсолютный  прирост

млрд. руб.

 

3

Базисный

781,7

-2110,1

0

-2307,7

49,7

4

Цепной

0

-732

-49,7

- 2307,7

197,6


 

  Из таблицы видно что, по  сравнения с взятым за базис периодом 2010 годом, по сравнению с 2012 годом бюджетный дефицит увеличился на 49,7 млрд. руб.

А по цепному  абсолютному приросту видно, что бюджетный дефицит в 2012 по сравнению с 2011 увеличился на 197,6 млрд. руб.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации являются:

 внутренние  источники :

1. кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

2.    государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

3.   бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

4.   поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

5.    сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

6.   изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

внешние источники:

1.    государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

2.     кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, могут быть внутренние источники в следующих формах:

1.    государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;

2.    бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

3.    кредиты, полученные от кредитных организаций;

4.    поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

5.     изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут  быть внутренние источники в следующих  формах:

1.    муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

2.    кредиты, полученные от кредитных организаций;

3.    бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

4.    поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

5.    изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Таким образом, можно сделать  вывод, что за последние года в  нашей стране преобладает дефицит бюджета, это свидетельствует о  не эффективности   экономической политики государства по устранению бюджетного дефицита, но в настоящее время существует много способов его покрытия.

2.2. Государственный долг, как следствие бюджетного дефицита

 

Одной из проблем, порождаемых бюджетным дефицитом  – это проблема государственного долга.

Государственный долг – это сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная  за всё время существования страны.

Динамика государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2012 годах (в абсолютных размерах и относительно ВВП) представлена в следующей таблице.[18]

Таблица 4

Динамика государственного долга РФ за 2008-2012 гг.

 

На 1 января 2008 г.

На 1 января 2009 г.

На 1 января

2010 г.

На 1 января

2011 г.

На 1 января

2012 г.

Изменение  2012 г. к 2008 г.

Гос. долг РФ, млрд. руб.

2402,8

2692,0

3923,4

5499,2

7026,8

4624

% к ВВП

7,3

6,5

9,7

12,7

14,6

7,3

Гос. внутренний долг, млрд. руб.

1301,2

1499,8

2515,3

3301,8

4109,7

2808,5

% к ВВП

4,0

3,6

9,7

7,6

8,5

4,5

Гос. внешний долг, млрд. руб.

1101,6

1192,2

1408,1

2197,4

2917,1

1815,5

% к ВВП

3,3

2,9

3,5

4,9

6,1

2,8


 

По данной таблице  видно, что государственный долг Российской Федерации на 2012 год  составил 7027,8 млрд. рублей, и по сравнению  с государственным долгом на 2008 году он увеличился на 4624 млрд. рублей.

Внутренний  государственный долг на 2012 год составляет 4109,7 млрд. рублей, и по сравнению с 2008 годом он увеличится на 2808,5 млрд. рублей.

Внешний государственный  долг на 2012 год составляет 2917,1 млрд. рублей,  и по сравнению с 2008 годом он увеличится на 1815,5 млрд. рублей.

Информация о работе Бюджетный дефицит, причины его возникновения, формы покрытия