Бюджетный дефицит, причины его возникновения, формы покрытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия бюджетного дефицита, причины его возникновения и формы покрытия. В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
Рассмотреть понятие и сущность бюджетного дефицита;
Изучить виды бюджетного дефицита;
Рассмотреть причины возникновения дефицита;
Проанализировать состояние бюджетного дефицита;
Рассмотреть способы покрытия бюджетного дефицита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….……..3
Теоретические основы бюджетного дефицита…………………….…....5
Понятие и сущность бюджетного дефицита…………….…….….5
Виды бюджетного дефицита…………………………………..…...8
Причины возникновения бюджетного дефицита……………….. 11
Анализ бюджетного дефицита в России за 2011 г. ……………………14
Состояние бюджетного дефицита в России ……………………..14
Государственный долг, как следствие бюджетного дефицита….18
Финансирование бюджетного дефицита и балансирование государственного долга Российской Федерации….……………………20
Прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2012-2014 гг. и источники его финансирования ……...…………………………….20
Влияние государственного долга на развитие экономики России…………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……….30

Вложенные файлы: 1 файл

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

В целом внешний  и внутренний государственный долг за этот промежуток времени увеличился, но внутренний долг больше внешнего, и к 2012 году эта разница составляет 993 млрд. рублей.

Источниками покрытия государственного долга являются:

1) кредитные  соглашения и договоры, заключенные  от имени РФ с кредитными  организациями, иностранными государствами  и международными финансовыми  организациями;

2) государственные  ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;

3) договоры о  предоставлении государственных  гарантий РФ, договоры поручительства  РФ по обеспечению исполнения  обязательств третьими лицами;

4) переоформленные  долговые обязательства третьих  лиц в государственный долг  РФ на основе принятых федеральных законов;

5) соглашения  и договоры, в том числе международные,  заключенные от имени РФ, о  пролонгации и реструктуризации долговых обязательств.

 Подводя итог необходимо отметить, что экономика России уже перешла, все мыслимые критические пороги по наращиванию долга и поэтому имеет смысл выработать прогноз выхода из «долговой ямы», глубина которой такова, что ставит под сомнение многие позитивные проектировки развития экономики России в ближайшей перспективе.

 

3. ФИНАНСИРОВАНИЕ  БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И БАЛАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2012-2014 гг. и источники его финансирования

 

Правительство России одобрило основные характеристики федерального бюджета на 2012-2014 годы. Правительство РФ на заседании одобрило проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов». Согласно законопроекту, дефицит бюджета РФ в 2012 году составит 9503,4 миллиарда рублей (1,5% ВВП), в 2013 году - 1,005 триллиона рублей (1,6% ВВП), а в 2014 году - 478,5 миллиарда рублей (0,7% ВВП).

Прогнозируется, что общий объем доходов федерального бюджета в 2012 году составит 11,789 триллиона  рублей, расходов - 12,658 триллиона рублей. В 2013 году доходы бюджета ожидаются на уровне 12,715 триллиона рублей, а расходы - 13,720 триллиона рублей, в 2014 году - 14,101 триллиона и 14,580 триллиона рублей соответственно.

В течение последующих  трех лет бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться. По словам Кудрина, с 2013 года будет возобновлено действие нормы Бюджетного кодекса по ограничению размера дефицита федерального бюджета 1%.

У власти была альтернатива – либо разом сократить расходы, либо изыскать дополнительные источники  для покрытия дефицита. Первое неизбежно повлекло бы за собой снижение уровня социальной поддержки граждан, свертывание антикризисных мер и программ развития, поэтому решено было выбрать второй вариант.

Речь идет о  выпуске облигаций федерального займа (ОФЗ), которые при желании банков государство сможет обменивать на их привилегированные акции.

В ближайшие  годы ситуация в экономике останется  неопределенной, поэтому власти РФ должны вести жесткую и ответственную  бюджетную политику, необходимо продолжить политику снижения неэффективных расходов.

Расходы на 2013-2014 годы должны быть перегруппированы, многое придется отменить или перенести.

Для покрытия дефицита бюджета в 2012 году, помимо Резервного фонда, правительству придется расконсервировать Фонд национального благосостояния (ФНБ), а также увеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям.

По данным Reuters, на внешние займы, к которым Россия не прибегала с 1998 года, придется $18 млрд (570 млрд рублей). Ранее власти предполагали занять в порядка $10 млрд через выпуск еврооблигаций, но теперь в Минфина заговорили о желании занять денег еще и у Всемирного банка – так дешевле, чем на открытом рынке.

Наращивание внешних  займов – это возврат к старой модели, генерирующей рост денежной массы за счет притока капитала извне и разгоняющей инфляцию, не одобряют такую идею эксперты, опрошенные "Ведомостями". При среднегодовом курсе 31,1 рубля за доллар, прогнозируемом Минэкономразвития, объем внешних займов составит порядка $19 млрд, что повысит внешний долг страны почти на 50%. Лучше увеличивать внутренние займы, советуют эксперты: у банков скопилось много ликвидности, вложения в бумаги Минфина были бы хорошей альтернативой покупкам менее доходных зарубежных государственных облигаций.

Итак, в 2012-2014 гг. федеральный бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться – с 1,5 процента ВВП страны в 2012 г. до 1 процентов ВВП в 2014 г. в целях сокращения дефицита бюджета Правительство РФ нацелено на: сокращение неэффективных расходов; существенное сокращение расходов на инвестпрограммы, в том числе на строительство объектов транспортной системы и культуры; отсутствие индексации зарплат бюджетников. Для покрытия дефицита бюджета в 2012 году, помимо Резервного фонда, правительству придется расконсервировать Фонд национального благосостояния, а также увеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям. Пополнить бюджет планируется за счет дополнительных доходов путем введения квотирования этилового спирта для производства вино-водочной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Влияние государственного долга на развитие экономики России

 

Среди проблем  современной бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Она является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.

В целом анализ показывает, что рынок государственного долга фактически способен выполнять функции аккумулирования источников бюджетного дефицита, стабилизации денежного оборота и способа регулирования ликвидности банковской системы. Вместе с тем он пока не стал инструментом поддержки экономического роста и инвестиционной активности.

Расширение  объемов государственных внутренних заимствований должно осуществляться с учетом мер по минимизации финансовых рисков. Это предусматривает увеличение средних сроков обращения размещаемых  долговых инструментов и сокращения спекулятивной составляющей, расширение спектра применяемых долговых инструментов, а также удержанием процентных ставок на уровне, близком к показателю инфляции, в целях дальнейшего сокращения доли расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих расходах федерального бюджета и объеме ВВП.

Соотношение расходов на обслуживание государственного долга  к доходам федерального бюджета  у Российской Федерации является высоким по сравнению со странами с сопоставимым уровнем экономического развития.

Динамика изменения  объема и структуры государственного долга за последние годы повлияла на объем ассигнований федерального бюджета по его обслуживанию. Планируемые  расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации в 2012 г. сократились по сравнению с 2008 г. на 4624 млрд. руб. и составили 7026,8 млрд. руб. (2402,8 млрд. руб. в 2008 г.).

Снижение объемов  расходов федерального бюджета в 2012 г. по обслуживанию государственного долга обусловлено существенным сокращением размера внешнего государственного долга Российской Федерации за последние годы.

Из вышеприведенных  данных видно, что абсолютная величина государственного внешнего долга Российской Федерации за последние годы стала  снижаться, и на сегодняшний день основная проблема заключается не в самой величине внешнего долга, а в непомерной тяжести его обслуживания (уплаты процентов и сумм погашения, которые по оригинальному графику платежей приходятся на данный календарный год) за счет расходов федерального бюджета.

Расходы по обслуживанию государственного долга становятся фактором торможения реализации политики преодоления опасности техногенных катастроф, запредельного износа фондов и, в целом, обеспечения перевода экономики на уровень развития высоких технологий. В сочетании с продолжающемся процессом утечки капитала из финансового оборота национальной экономики, выведение финансовых ресурсов из бюджетной системы, резко снижает потенциал развития экономики (отсутствие средств на:

1) развитие производств  с нанотехнологиями;

2)разведку новых месторождений;

3)реконструкцию  и модернизацию предприятий авиатранспорта;

4) финансирование  сельскохозяйственной отрасли и  т.д.).

До недавнего  времени рынки облигаций в  России показывали значительный рост по всем сегментам, что было связано  с улучшением кредитного качества национальных компаний, с увеличением количества инвесторов и с благоприятным общим фонов на долговых рынках. Однако, мировой кредитный кризис, разразившийся во втором полугодии 2007 года, внес серьезные коррективы в данный сегмент экономики. Не помогли даже рекордно высокие цены на нефть и активная поддержка государства. Иностранные инвесторы сбавили темпы покупки российского долга и перестали активно участвовать в новых размещениях, некоторые из них закрыли лимиты на уровень долга ниже суверенного. Для российских корпораций резко снизилось количество возможностей по рефинансированию, это не замедлило отразиться на рынке первых технических дефолтов из-за невозможности рассчитаться по оферте или даже выплатить купоны.

Подлили масла  в огонь крупные кредиты государственных заемщиков со значительной премией к рынку. Это в совокупности с сокращением количества рыночных выпусков привело к существенной переоценке риска на рынке и повышению стоимости заимствований.

Но рынок  не закрылся окончательно, уже начиная с февраля-марта 2008 года объемы первичных размещений начали соответствовать докризисным. Основной поддержкой для рынка стала уже состоявшаяся и имеющая серьезные позиции внутренняя база инвесторов – местные банки и управляющие компании. Другим важным фактором восстановления рынка облигаций является возможность занимать на внешних рынках, где присутствует положительная динамика.

Таким образом, в условиях кризиса произошел  сдвиг в сторону высококачественных бумаг с государственным участием.

Все это говорит о необходимости продолжения переговорного процесса по реструктуризации внешнего долга. Надо не только стремиться к избавлению от внешнего долга, но главное - уметь эффективно его использовать на благо отечественной экономики. Для этого нужны глобальные и эффективные инвестиционные проекты и надежная кредитно-банковская система.

Таким образом, можно сделать вывод, что текущая ситуация в области государственных заимствований характеризуется проведением достаточно взвешенной политики в области внешних и внутренних заимствований, а также переходом к применению методов активного управления долгом с целью сокращения расходов на его обслуживание. При этом акцент в политике государственного заимствования на неуклонное снижение внешнего долга снижает потенциал этого важнейшего института развития национальной экономики, особенно важного в условиях активной ее интеграции в мировое экономическое сообщество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом социальных выплат).

Нельзя сделать  однозначный вывод о том хорошо или плохо явление бюджетного дефицита. Дефицит может возникнуть в результате серьезного спада производства и экономического кризиса. Или же дефицит представляет собой неспособность правительства профинансировать собственные расходы. Но дефицит может явиться  и результатом экономической политики государства: снижение налогов с целью стимулирования производства. Как показывает история, в этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся  дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.

Иными словами, природа и последствия бюджетного дефицита полностью зависят от действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лёгкостью возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики. В этом и заключается суть бюджетного дефицита.

 

Если говорить об экономике Российской Федерации, то можно сделать вывод, что экономика России уже перешла, все мыслимые критические пороги по наращиванию долга и поэтому имеет смысл выработать прогноз выхода из «долговой ямы», глубина которой такова, что ставит под сомнение многие позитивные проектировки развития экономики России в ближайшей перспективе.

Потому что  за последние годы мы видим, что Россия наращивает дефицит бюджета, и на 2012 год он составляет 1736,5 млрд. рублей. В государствах с развитой экономикой бюджетный дефицит в пределах 3% от ВВП считается нормальным явлением. А по проделанному выше анализу мы видим, что он превышает 3 % и составляет 14,6 %

Бюджетный дефицит  имеет ряд функций:

Информация о работе Бюджетный дефицит, причины его возникновения, формы покрытия