Бюджетный дефицит в РК и пути его снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 22:31, контрольная работа

Краткое описание

Целью является рассмотрение особенностей республиканского бюджета, показать проблемы связанные с формированием доходной части бюджета.

Вложенные файлы: 1 файл

макроэконом контрольная.doc

— 328.50 Кб (Скачать файл)

Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловила коренное уменьшение системы доходных поступлений – она стала строиться на базе налоговых платежей, взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.1

Возрастающий дефицит  бюджета, инфляция и обесценение  капитала, убыточность, платежный кризис – все эти явления свидетельствуют о финансовых взаимоотношениях предприятий и государства (прежде всего с бюджетной системой), влиянии на реальный сектор общей государственной политики финансовой стабилизации.

Возникновение нового рыночного  типа финансовых взаимосвязей государства и предприятий не избавило казахстанскую экономику от неэффективности к стабилизации государственного бюджета. Объективно присущие положительные свойства и преимущества рыночной экономики не реализуются в конкретных казахстанских условиях.

Ситуация неплатежеспособности в сфере финансовых взаимоотношений  предприятий и государства проявляются  в системно воспроизводящихся явлениях: хронической неплатежеспособностью  предприятий по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды; снижении реального бюджетного потенциала и вынужденности проведения политики непрерывного секвестирования бюджетных расходов, упадок и оттеснение на второстепенные роли инвестиционной функции государственных финансов; низкой собираемости налогов и массовом сокращении доходов от налогообложения.2

Главная причина бюджетного кризиса - недостаточность доходов, ежегодные ошибки в оценке собираемости налогов. Важнейшее условие выхода из кризиса - продолжение начатых  в конце 1996 - начале 1999 года налоговых преобразований, дополнение их рядом новых положений. При этом нужно учитывать некоторые объективные обстоятельства и делать выводы из опыта налоговых реформ.

Первое. Попытка  сразу построить в Казахстане налоговую систему, характерную  для стран с развитой экономикой, не увенчалась успехом. Ныне действующая налоговая система не учитывает особенностей мотивации отечественных налогоплательщиков, что делает ее неэффективной. Доходы скрываются, капитал перетекает из легального сектора в теневую экономику, вывозится за границу.

Второе. Ужесточение  налогового администрирования, безусловно, необходимо, но возлагать на него особые надежды было бы ошибкой. Собираемость налогов не удастся увеличить  путем административного давления без формирования для предприятий  действенных экономических стимулов честно платить налоги, без сокращения бартерных операций и вытеснения денежных суррогатов.

Третье. Решая  задачу существенного повышения  собираемости налогов, нельзя надеяться  только на снижение налоговых ставок. Такое снижение важно, но, взятое изолированно, не окажет решающего воздействия на наполняемость бюджетов всех уровней.

С ныне действующей  налоговой системой выход из бюджетного и экономического кризиса будет  для Казахстана непозволительно  долгим и трудным. Сложившиеся налоговые отношения стали для кого-то привычными, для кого-то удобными, но в целом страна несет огромные потери.

Стратегическим  направлением совершенствования налоговой  системы должно стать ее упрощение. Мы имеем массовое сокрытие доходов  и низкую собираемость налогов, что приходится компенсировать высокими налоговыми ставками. Страдают люди, не желающие или не имеющие возможности скрывать доходы, т.е. люди честные и работящие, которые должны быть опорой, а не жертвой государства. Поэтому следует решительнее открываться от тех налогов, уплату которых трудно контролировать.

Второе направление - дальнейшее сокращение налоговых  льгот. Сейчас право на налоговые  льготы определяются не рынком, не потребителем, а административным механизмом. Получение  этих льгот зависит не от важности для общества того или иного вида деятельность, а от способности лоббировать свои интересы во властных структурных уровнях.

Третье направление - изменение структуры налогов. Нужно  двигаться в сторону постепенного отказа от налогов, возлагающих дополнительное бремя на прирост доходов и прибыли, зарплаты, объемов производства, инвестиций, занятости. Это создаст мощные стимулы для модернизации производства, увеличения внешних и внутренних инвестиций.

Бюджет - важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций.

 

Поступления бюджета

 

1. Поступлениями  бюджета являются доходы, суммы  погашения бюджетных кредитов, поступления  от продажи финансовых активов  государства, займы.

2. Доходами бюджета  являются налоговые, неналоговые  поступления, поступления от продажи основного капитала, поступления трансфертов.

3. Доходы не  имеют целевого назначения, за  исключением целевых трансфертов.  Введение новых видов доходов,  отмена или изменение действующих  осуществляются с обязательным  внесением изменений или дополнений  в настоящий Кодекс.

4. Налоговыми  поступлениями являются налоги  и другие обязательные платежи  в бюджет, установленные Налоговым и Таможенным кодексами Республики Казахстан.

5. Неналоговыми  поступлениями являются обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан, кроме предусмотренных Налоговым и кодексом Республики Казахстан, таможенным законодательством таможенного союза и (или) Республики Казахстан, не относящиеся к поступлениям от продажи основного капитала, связанные гранты, а также деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе, кроме трансфертов.

6. Поступлениями  от продажи основного капитала  являются поступления в бюджет денег:

1) от продажи  государственного имущества, закрепленного  за государственными учреждениями;

2) от продажи  товаров из государственного  материального резерва;

3) от продажи  земельных участков, находящихся  в государственной собственности, в частную собственность или предоставления их в постоянное или временное землепользование либо реализованных иным способом в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан или международными договорами;

4) от продажи  нематериальных активов, принадлежащих государству.

7. Поступлениями  трансфертов являются поступления  трансфертов из одного уровня  бюджета в другой, из Национального  фонда Республики Казахстан в  республиканский бюджет.

8. Суммами погашения  бюджетных кредитов являются  поступления в бюджет, связанные с возвратом основного долга по полученным из бюджета кредитам, а также юридическими лицами требований по оплаченным государственным гарантиям.

9. Поступлениями  от продажи финансовых активов  государства являются поступления  в бюджет от продажи долей участия, ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций, находящихся в государственной собственности, государственных учреждений и государственных предприятий в виде имущественного комплекса, а также иного государственного имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении государственных предприятий.

10. Займами являются  поступления денег в бюджет, связанные  с выпуском государственных эмиссионных  ценных бумаг и (или) заключением  договоров займов. 

 

Расходы бюджета

 

Расходами бюджета являются затраты, бюджетные кредиты, приобретение финансовых активов, погашение займов.

Затратами являются бюджетные  средства, выделяемые на невозвратной основе.

Бюджетными кредитами  являются деньги, выделяемые из бюджета на возвратной, срочной и платной основе.

Приобретением финансовых активов  являются бюджетные средства, направляемые на приобретение в государственную  собственность долей участия  и ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных  организаций.

Погашением займов являются бюджетные средства, направляемые на погашение основного долга в соответствии с международными договорами о государственных займах, ратифицированными Республикой Казахстан, а также по внутренним займам.

 

 

Ненефтяной  дефицит (профицит) республиканского бюджета

 

 Ненефтяной дефицит  (профицит) республиканского бюджета  равен сумме поступлений в  республиканский бюджет без учета  поступлений займов и поступлений  трансфертов из Национального  фонда Республики Казахстан, за  вычетом расходов республиканского бюджета, за исключением погашения займов.

 Ненефтяной дефицит  не утверждается и используется  в аналитических целях. Для  снижения зависимости расходов  бюджета от нефтяных поступлений  размер ненефтяного дефицита  в долгосрочном периоде должен уменьшаться за счет целенаправленного развития ненефтяного сектора экономики.  

 

Чистое бюджетное  кредитование

 

Чистое бюджетное кредитование определяется как разница между  бюджетными кредитами и погашением бюджетных кредитов. 

 

Сальдо по операциям  с финансовыми активами

 

 Операции с финансовыми  активами включают в себя:

1) приобретение  финансовых активов;

2) поступления  от продажи финансовых активов  государства.

 Сальдо по операциям  с финансовыми активами определяется  как разница между приобретение  финансовых активов и поступлениями от продажи финансовых активов государства.

 Приобретение финансовых  активов и поступления от продажи  финансовых активов государства  осуществляются в соответствии  с нормативными правовыми актами  Республики Казахстан.

 

Дефицит (профицит) бюджета

 

Дефицит (профицит) бюджета  равен разнице между доходами и затратами, чистым бюджетным кредитованием  и сальдо по операциям с финансовыми  активами.

Полученная величина с  отрицательным знаком является дефицитом, с положительным знаком — профицитом бюджета. 

 

 

Финансирование  дефицита (использование профицита) бюджета

 

 Финансирование дефицита  бюджета обеспечивается путем  покрытия дефицита бюджета за  счет заимствования и используемых  остатков бюджетных средств.

Объем финансирования дефицита бюджета определяется как превышение суммы полученных займов, используемых остатков бюджетных средств над суммой погашения основного долга по займам.

Значение финансирования дефицита бюджета устанавливается  с положительным знаком и соответствует  величине дефицита бюджета.

 Использование профицита  бюджета осуществляется путем  расходования профицита бюджета,  средств займов, используемых остатков  бюджетных средств на погашение  основного долга по займам.

Объем использования профицита  бюджета определяется как превышение суммы погашения основного долга по займам над суммой полученных займов и используемых остатков бюджетных средств.

Значение использования  профицита бюджета устанавливается  с отрицательным знаком и соответствует  величине профицита бюджета.

 

Государственный бюджет

 

Государственный бюджет формируется на основе республиканского и местных бюджетов. О принятии государственного бюджета незамедлительно  информируется Парламент Республики Казахстан.

На время  действия государственного бюджета  действие закона о республиканском бюджете и решений маслихатов о бюджетах всех уровней местного бюджета приостанавливается.

Государственный бюджет действует в течение срока, на который введено чрезвычайное или военное положение.

С прекращением действия  государственного бюджета производится уточнение республиканского и местных бюджетов.

Доходы государственного бюджета на 2011 – 2013 годы определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей социально-экономического развития страны на среднесрочный период с учетом положений Налогового и Таможенного кодексов и других нормативных правовых актов, а также влияния вступления Казахстана в Таможенный союз.

В расчетах доходов  на 2011 год учитывалось повышение  заработной платы работникам бюджетной  сферы на 30%.

Доходы государственного бюджета (без учета трансфертов), в % к ВВП

Наименование  показателей

2011 год

2012 год

2013 год

Доходы

16,8

17,0

17,4

налоговые поступления

16,3

16,7

17,0

неналоговые поступления

0,4

0,3

0,3

поступления от продажи основного капитала

0,1

0,1

0,1

Информация о работе Бюджетный дефицит в РК и пути его снижения