Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена целым рядом причин: * Ежедневно в СМИ обсуждают проблему долгов России и их реструктуризации и возмещения; о денежной эмиссии и ее влиянии на цены через инфляцию и прочее.
* Для России парадоксально так же и то, что наш бюджетный дефицит формируется исключительно из долгов - как внутренних, так и внешних. Безумная политика бесконечных займов, начатая еще советскими руководителями, была с успехом продолжена и современными российскими правителями. В итоге наш внешний долг составляет на современном этапе порядка 150 млрд. долл. США.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА……...…4
1.1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА………………………………………………………4
1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА………………………………………………………………………7
1.3. СУЩНОСТЬ ДЕФИЦИТА………………………………………………...11
1.4. ДЕФИЦИТ, ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ДОЛГ…………………...…15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РФ…………………………………………..17
2.1 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РФ…………………………...17
2.2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА……… 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...……….34

Вложенные файлы: 1 файл

курсач нормальный.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Дефицит федерального бюджета  определился в объеме 62,3 млрд. рублей и составил 61,5 % к предельному  объему, установленному Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год". Дефицит сложился на уровне 1,4% к ВВП, и 9,3 % к расходам бюджета против заложенного в бюджете 2,54 % ВВП и 17,6 % к расходам. Первичный профицит федерального бюджета составил 100,3 млрд. рублей, или 2,2% ВВП.  
Дефицит федерального бюджета в 2000 году по произведенному финансированию определился в объеме 62,3 млрд. рублей и составил всего 61,5 % к годовым бюджетным назначениям. Отношение к ВВП сложилось на уровне 1,4%, а к расходам бюджета - 9,2%.  
Внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2000 г. составили 53,6 млрд. рублей (96,8 % к годовым бюджетным назначениям).  
Включенное в эту сумму сальдо поступлений от приватизации в размере -4,6 млрд.рублей включает возврат субъектам Российской Федерации средств от приватизации части государственного пакета акций РАО "Газпром" в сумме 1,4 млрд.рублей, а также сокращение источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета на 11,5 млрд. рублей в результате реструктуризации долга ОАО "КАМАЗ" перед федеральным бюджетом.  
Сальдо по привлечению и погашению внутреннего государственного долга, направленные на финансирование дефицита федерального бюджета в 1999 году с учетом новации составили 41,8 млрд. рублей.  
Доход от размещения государственных ценных бумаг фактически составил 256,9 млрд. рублей. Погашение госдолга - 215,1 млрд.рублей.  
Сальдо по госзапасам составило 16,2 млрд.рублей и сложилось из поступления от реализации госзапасов драгоценных металлов и драгоценных камней в сумме 25,6 млрд.рублей и расходов по финансированию госзапасов - 9,4 млрд.рублей.  
Внешние источники финансирования составили 47,4 млрд. рублей, или 103,2% к бюджету 1999 года.  
Изменение остатков на счетах федерального бюджета Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации за 2000 год (без учета остатков на счетах УФК) с учетом фактически произведенного финансирования составило - 38,8 млрд. рублей. Т.е. остатки увеличились с 12,87 млрд. рублей в начала года до 51,6 млрд. рублей на 1 января 2001 года.  
Необходимо отметить, что при анализе исполнения федерального бюджета на кассовой основе (а не на основе финансирования) остатки средств на счетах органов федерального казначейства увеличатся на 9,3 млрд.рублей за счет остатков на лицевых счетах бюджетополучателей.  
Такой большой объем денежных остатков вызван в том числе поступлением средств на доходные счета в последние дни декабря, в то время как финансирование расходов федерального бюджета за 1999 год было завершено 29 декабря и оборотов по завершению операций 1999 года не проводилось (в прошлые годы заключительный период занимал весь январь, а в 1998 году длился до 15 марта 1999).  
Государственный внутренний долг  
По состоянию на 1 января 2001 года верхний предел государственного внутреннего долга составил 583,6 млрд. рублей, или 90% от верхнего предела, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" в сумме 648,3 млрд. рублей. Против фактического объема государственного внутреннего долга, составлявшего 767,4 млрд. рублей (по состоянию на 01.01.99 г.), госдолг сократился в 2000 году на 24% или на 183,8 млрд. рублей. 

Государственный внутренний долг по государственным ценным бумагам  составил 563,5 млрд. рублей, из них:  
по ГКО/ОФЗ с учетом новации на отчетную дату - 522,1 млрд. рублей;  
по облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ) - 4,9 млрд. рублей;  
по облигациям государственных нерыночных займов (ОГНЗ) - 2,7 млрд. рублей;  
задолженность организаций АПК и предприятий отраслей промышленности, переоформленная в векселя Минфина России - 28,1 млрд. рублей.  
Привлечение и погашение государственного внутреннего долга  
Доход от размещения государственных ценных бумаг фактически составил 256,9 млрд. рублей, что на 10,7 млрд.рублей выше задания установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год".  
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.99 № 687 "О внесении изменений в пункт 27 постановления Правительства Российской Федерации от 22.03.99 № 327" Минфин России дополнительно реализовал ОГСЗ выпуска 1998 года на 2,0 млрд. рублей по номинальной стоимости, что привело к увеличению внутренних источников финансирования дефицита бюджета на 2,4 млрд. рублей.  
Привлечение средств в сумме 256,9 млрд. рублей сложилось:  
из приобретения за счет денежных средств:  
* ОФЗ-ПД Банком России - на сумму 174,7 млрд. рублей;  
* ОФЗ-ПД Сбербанком России - на сумму 22,5 млрд. рублей;  
* ОФЗ-ПД Агентством по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) - на сумму 10,03 млрд. рублей;  
* ОФЗ-ПД Пенсионным фондом РФ- на сумму 6,5 млрд. рублей;  
привлечения средств на фондовом рынке:  
* ОГСЗ - на сумму 2,4 млрд. рублей;  
* ОГНЗ - на сумму 15,0 млрд. рублей;  
* ГКО - на сумму 4,12 млрд. рублей;  
привлечения кредитных ресурсов:  
* Сбербанка России - на сумму 15,0 млрд. рублей;  
* Внешэкономбанка России - на сумму 6,6 млрд. рублей.  
* На покрытие дефицита федерального бюджета с учетом погашения кредита ВЭБа в октябре-ноябре 1999 года направлено 15,0 млрд. рублей.  
По источникам финансирования дефицита федерального бюджета снижение от запланированных бюджетных показателей по ГКО/ОФЗ составило 2,0 млрд. рублей.  
Для привлечения необходимых денежных средств на покрытие кассовых разрывов и дефицита федерального бюджета была осуществлена эмиссия ОФЗ-ПД, а для привлечения денежных средств нерезидентов со счетов "С" осуществлен выпуск ГКО. Фактическое привлечение по ОФЗ-ПД за 2000 г. составило 99,4 млрд. рублей, в том числе по Банку России 60,4 млрд. рублей. В связи с необходимостью выполнения показателей монетарного финансирования привлечение денежных средств внутри года проводилось с последующим выкупом размещаемых обязательств. Общие затраты на проведение операций "репо" составили 57,5 млрд. руб., в том числе по Банку России 28,0 млрд. рублей.  
В итоги по исполнению бюджета за 2000 год включены результаты по переоформлению портфеля Банка России соответственно по привлечению и погашению основной суммы долга по ОФЗ-ПД в 2000 году отражаются суммы в 114,4 и 103,0 млрд. рублей.  
По ОГНЗ снижение источников финансирования дефицита бюджета на 1,052 млрд. рублей произошло за счет увеличения объемов эмиссии до 15,0 млрд. рублей (против 5,0 млрд. рублей по плану), с последующим погашением внутри года в объеме 14,5 млрд. рублей. 

В целях социальной поддержки  граждан старших возрастов до начала реализации положений Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ в соответствии с Указами Президента России и  постановлениями Правительства Российской Федерации, принятыми в 1997-2000 годах о выплате предварительной компенсации по гарантированным вкладам граждан Российской Федерации, было перечислено в 2000 году Сбербанку России 2,65 млрд. рублей в счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 2000 год в размере 3,0 млрд. рублей. Из перечисленных средств фактически выплачены за отчетный год компенсации по гарантированным сбережениям в размере 2,27 млрд. рублей. Средства на компенсацию перечислялись Сбербанку России исходя из фактической потребности для обеспечения бесперебойной выплаты сумм компенсации.  
По данным Сбербанка России, представляемым Минфину России еженедельно, по состоянию на 25 декабря 2000 года фактически выплачена компенсация вкладчикам Сбербанка России до 1922 года рождения включительно - 1,38 млрд. рублей, наследникам первой очереди родившимся до 1922 года включительно - 0,08 млрд. рублей, инвалидам 1 группы - 0,22 млрд. рублей, наследникам владельца гарантированных сбережений на оплату ритуальных услуг - 0,57 млрд. рублей.  
Во исполнение статьи 93 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" заключено Соглашение между Банком России и Минфином России о погашении государственного внутреннего долга СССР в части, приходящейся на Российскую Федерацию, учитываемого в составе государственного внутреннего долга Российской Федерации, облигациями федерального займа с постоянным купонным доходом от 21 октября 1999 г. № 01-01-06/05-508 на сумму 0,19 млрд. рублей со сроком погашения 1 декабря 2015 года.  
Обслуживание государственного внутреннего долга  
Суммарные расходы на обслуживание государственного внутреннего долга в 2000 году составили 73,9 млрд. рублей. 
Расходы на обслуживание по ГКО/ОФЗ за 2000 год составили 50,1 млрд. рублей, что на 0,2 млрд. рублей больше предусмотренных в бюджете. При этом превышение расходов по ОФЗ-ПД составило 0,85 млрд. рублей в результате выпуска и размещения облигаций с последующим выкупом в 2000 году. Кроме того, в связи с увеличением числа инвесторов льготной категории, имеющих право на полное погашение в денежной форме, принадлежащих им обязательств, расходы по ГКО/ОФЗ превысили плановые на 0,36 млрд. рублей. Одновременно с этим, по ОФЗ-ФК купонные выплаты за указанный период снизились на 1,0 млрд. рублей по сравнению с запланированным объемом, что связано с отказом от проведения новации части инвесторов.  
В соответствии со статьей 96 Федерального закона " О федеральном бюджете на 1999 год" по Соглашению от 29 декабря 2000 г. между Министерством финансов Российской Федерации и Банком России был осуществлен обмен части портфеля ГКО/ОФЗ, принадлежащих Банку России по состоянию на 1 января 2000 г., и расходы по обслуживанию ОФЗ-ПД, подлежащих обмену, в сумме 4,5 млрд. рублей были отнесены на расходы 1999 года.  
Что касается превышения расходов на обслуживание ОГНЗ, то оно объясняется увеличением объема эмиссии до 15,0 млрд. рублей (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.00 № 593). Кроме того, при расчете плановых бюджетных показателей среднегодовой курс долл. США принимался в размере 21,5 рубля за 1 долл. США, фактически же курс долл. США колебался в пределах от 20,65 руб. на 1 января 1999г. до 27,00 руб. за 1 долл. США на 31 декабря 2000 г., что привело к увеличению расходов на 2,3 млрд. рублей.  
Государственный внешний долг  
Привлечение новых кредитов 

Общая сумма привлечения  валютных кредитов в 2000 году составила 185,6 млрд.рублей (7,7 млрд.долларов США).  
В части получения кредитов от международных финансовых организаций, Российской Федерацией в июле был получен 1-й транш кредитной линии Stand-by Международного Валютного Фонда в размере 641,5 млн. долларов. Кроме того, в июле-августе в бюджет поступили средства 2-го угольного займа МБРР в размере 50 млн. долларов и третьего займа на структурную перестройку экономики в размере 100млн. долларов. В декабре были получены два транша 2-го угольного займа МБРР в размере 50 млн. долларов США каждый.  
По инвестиционным кредитам международных финансовых организаций получено 315 млн. долларов (7,8 млрд.рублей), из них кредиты МБРР - 292 млн. долларов, ЕБРР - 22 млн. долларов. В программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на 1999 год было предусмотрено 0,75 млрд. долларов США.  
Иностранных связанных кредитов, получаемых от правительств иностранных государств, банков и фирм привлечено 1,198 млрд. долларов США (29,6 млрд.рублей). В Программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на 1999 год было предусмотрено 1,863 млрд. долларов США.  
6 сентября 2000 года был получен кредит Банка Японии по соглашению от 13.07.98 JEXIM Coal SECAL II to RUSSIA. в сумме 5.775,0 млн. японских йен, что составляет эквивалент 50,0 млн. долл. США, а 29 ноября - в рамках кредитного соглашения JBIC SAL-3 to Russia на - сумму, 39.562,50 млн. японских йен, что составляет эквивалент 375,0 млн. долларов США.  
Также 2000 году согласно статье 102 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" о привлечении в I квартале2000 года кредитов Внешэкономбанка и Внешторгбанка для расчетов по государственному внешнему долгу Российской Федерации в сумме до 2,1 млрд. долл. США, в I квартале 2000 года Минфином России было привлечено кредитов на сумму около 2 млрд. долл. США. Кроме того, из-за отсутствия притока валютных ресурсов, что создало серьезные проблемы с обслуживанием и погашением государственного внешнего долга, Минфин России счел необходимым внести поправку в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год", обеспечивающую продолжение получения средств от Центрального Банка Российской Федерации для осуществления первоочередных платежей по обслуживанию государственного внешнего долга.  
В связи с этой поправкой в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" Минфином России было привлечено во II квартале 2000 года кредитов на сумму 2,5 млрд. долл. США.  
Общая сумма кредитов, привлеченных Минфином России, составила 4,5 млрд. долл. США:  
* 1,9 млрд. долл. США были направлены на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации по кредитам от правительств иностранных государств и коммерческих банков;  
* 2,6 млрд. долл. США - по кредитам от Международных финансовых организаций.  
Кроме того, в течение года предоставлялся краткосрочный кредит Внешэкономбанка и Сбербанка России в общей сумме 340 млн. долларов США, который был погашен пределах этого же года.  
Платежи по погашению внешнего долга  
В 2000 году платежи по погашению основного внешнего долга составили 138,2 млрд.рублей, в том числе:  
* 85,3 млрд.рублей (3,5млрд.долларов США) - международным финансовым организациям (план - 3,6 млрд. долларов), в том числе: 

* МВФ - 3,3 млрд. долларов;  
* МБРР- 146 млн. долларов;  
* ЕБРР- 36 млн. долларов;  
* 1,58 млрд.долларов - платежи по новому российскому долгу, (исключая международные финансовые организации);  
* кроме того, с некоторыми странами подписаны соглашения о погашении задолженности поставками товаров и оказанием услуг. В соответствии с этими соглашениями в 2000 году расходы на финансирование российских предприятий и организаций, поставляющих свою продукцию в счет погашения долга перед иностранными государствами составили около 260 млн. долларов США;  
* 340 млн. долларов - погашение кредита Внешэкономбанку и Сбербанку по краткосрочным кредитам в пределах года;  
В 2000 году необходимо было обеспечить погашение облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) III серии. Объем эмиссии этих ценных бумаг составляет 1,32 млрд. долларов США. В связи с фактически сложившейся финансовой ситуацией, непредоставлением МВФ кредитов, указанные облигации погашены не были и Правительством Российской Федерации было принято решение о реструктуризации возникшей задолженности перед юридическими и физическими лицами путем проведения новации (обмена) по этим ценным бумагам.  
Порядок и условия проведения новации ОВГВЗ III серии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 года № 1306 "О новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии".  
Платежи по обслуживанию внешнего долга  
В 2000 году платежи по обслуживанию внешнего долга составили 88,7 млрд.рублей (эквивалент 3,6 млрд. долл. США).Из них:  
1. 957 млн. долл. США (план 1200 млн. долл.) - платежи процентов по кредитам от международных финансовых организаций. Из них:  
* МВФ - 572 млн. долларов;  
* МБРР- 370 млн. долларов;  
* ЕБРР- 15 млн. долларов;  
Отклонение от плана объясняется колебаниями процентных ставок по займам МФО и курса СДР к доллару (поскольку подавляющая часть платежей приходится на МВФ). Кроме того, объем привлечения новых кредитов, и, соответственно, объем задолженности на которую начисляются проценты, оказались существенно ниже ожидаемого;  
2. 2,66 млрд. долл. США - платежи, причитающиеся по новому российскому долгу и платежи по погашению купонных процентов по ОВГВЗ, исключая международные финансовые организации.  
Проблему внутренней задолженности должно решить доверие народа к действующей власти. Уже известны некоторые положительные итоги деятельности М.М.Касьянова на посту главы исполнительной власти: в январе совершенно неожиданно мы получили профицит бюджета. Если говорить о структурных преобразованиях, то пока программа Правительства не известна. Существуют разработки Центра стратегических программ под руководством небезызвестного Германа Грефа, который в нынешнем Правительстве возглавил новое Министерство экономического развития и торговли. В нем предложены совершенно неожиданные подходы к решению экономических проблем, но какие конкретно пока неизвестно. Итак, исходя из вышесказанного, современное состояние бюджетного дефицита можно охарактеризовать как неопределенное. Нам все еще приходится платить по долгам огромные суммы, проблема с ГКО еще не решена, но надежда на благоприятное развитие есть.  
Заключение  
Итак, в заключении можно сделать следующие выводы.  
Бюджетная система Российской Федерации строится на принципах федерализма. Состоит из трех уровней: федерального, республиканского (субъектов РФ) и местного. Совокупность этих трех уровней представляет собой консолидированный бюджет. Бюджет - это основной финансовый документ в жизни любой страны. Его основу составляет свод расходов и доходов. Разница, возникающая между доходами и расходами, называется дефицитом (в случае превышения расходов над доходами) и профицитом (соответственно, наоборот). В основном в мировой практике финансовой деятельности имеет место дефицит бюджета. 

Информация о работе Бюджетный дефицит