Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена целым рядом причин: * Ежедневно в СМИ обсуждают проблему долгов России и их реструктуризации и возмещения; о денежной эмиссии и ее влиянии на цены через инфляцию и прочее.
* Для России парадоксально так же и то, что наш бюджетный дефицит формируется исключительно из долгов - как внутренних, так и внешних. Безумная политика бесконечных займов, начатая еще советскими руководителями, была с успехом продолжена и современными российскими правителями. В итоге наш внешний долг составляет на современном этапе порядка 150 млрд. долл. США.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА……...…4
1.1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА………………………………………………………4
1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА………………………………………………………………………7
1.3. СУЩНОСТЬ ДЕФИЦИТА………………………………………………...11
1.4. ДЕФИЦИТ, ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ДОЛГ…………………...…15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РФ…………………………………………..17
2.1 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РФ…………………………...17
2.2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА……… 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...……….34

Вложенные файлы: 1 файл

курсач нормальный.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Существует несколько  путей преодоления бюджетного дефицита. Основных два: монетарный и немонетарный. К монетарным относится эмиссия  денежных знаков. К немонетарным - различные  виды заимствований (внешние и внутренние).  
Дефицит может возникать по различным причинам. Одной из них являются структурные преобразования в экономике. Другой - чрезмерные заимствования (как внешние, так и внутренние). В России на современном этапе бюджетный дефицит имеет под собой совокупность вышеназванных причин.  
Активно бороться с вышеназванной проблемой в России начали только в период проведения перестройки. Начиная с 1985 года и по наши дни государство борется с проблемой бюджетного дефицита. Однако, как уже констатировалось ранее, меры чисто экономического характера в России не всегда применимы. В нашей стране политика пока еще сильнее экономики и поэтому регулирование экономики нужно начинать с решения политических проблем. В ряду подобных проблем можно, также выделить и чрезмерное присутствие криминала во власти. Те кредиты, которые российское государство брало до последнего времени, шли в основном не на реструктуризацию экономики, а на нужды частного характера  
(чиновников).  
Тем не менее, благоприятный прогноз на ситуацию с макроэкономическими показателями многие аналитики все-таки дают. Будем надеяться и мы, тем более что ничего другого нам не остается.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

3.1. Проблемы управления  бюджетным дефицитом и пути  решения

 

Сам процесс  принятия бюджета сопряжен со многими  трудностями. Одной из таких проблем  является затруднение в точном установлении уровня доходов государства, который  будет наблюдаться в планируемый период. Это связано с тем, что в государстве зачастую не сформированы четкие нормы налогообложения или нет возможности предсказать цены на определенные виды продукции. Все эти факторы приводят к росту дефицита бюджета. Дефицит бюджета вызывает в свою очередь невозможность финансирования всех тех программ, которые планировались к выполнению. Кроме того, существует проблема невыполнения бюджета.

Суть заключается в  создании условий, в которых уровень  доходов, реально полученных государством, является меньшим, чем планировалось в бюджете. Это может произойти в результате многих причин. Например, государство может не собрать то количество налогов, которое планировалось. В результате складывается ситуация, когда уже принятый бюджет не может быть выполнен в соответствии с тем планом, который был принят при его обсуждении. Другими словами, существует нехватка средств для выполнения полноценного финансирования всех запланированных статей бюджета. Данная проблема существовала всегда и на всех уровнях бюджетной системы. [1, С. 30]

Исполнение  бюджета контролируют финансовые органы государства. Обычно устанавливается  определённый уровень дефицита бюджета. В случаях превышения выбранного предельного уровня бюджетного дефицита одновременно с понижением уровня собираемости налогов (или другим видом уменьшения доходных статей бюджета) выбирается особый порядок дальнейших действий. Речь идет о введении в действие механизма бюджетного секвестрирования. Механизм бюджетного секвестрирования вводят в действие с целью снижения расходов пропорционально уменьшившимся доходам для того, чтобы бюджет был выполнен, несмотря на меньшее количество доходов у государства.

Секвестрирование  бюджета представляет собой равномерное  снижение расходов в соответствии с  уже уменьшившимися доходами бюджета.

Другими словами, секвестр означает уменьшение расходов на 5, 10, 15% и так далее по всем статьям  бюджетных расходов в соответствии с уровнем, на который произошло  уменьшение доходов бюджета. Секвестру  подлежат все статьи бюджета, кроме  так называемых защищенных статей. Система защищенности статей бюджета от секвестрирования призвана оградить от сокращения те статьи бюджета, которые являются стратегически важными. Уменьшение финансирования данных статей по сравнению с первоначально планируемым уровнем может привести к непоправимым (или тяжело поправимым) последствиям как для экономики страны, так и для политической и социальной стабильности общества. Таким образом, обычно секвестрированию не подлежат расходы на заработную плату, медикаменты, дотации животноводству.

Чтобы выяснить необходимость существования защищённых от секвестра статей, необходимо обратиться к причине возникновения защитных статей бюджета.

Первый бюджет нашего государства именовался «Правилом  составления смет по росписи доходов и расходов». Согласно данному документу все доходы и расходы государства являлись государственной тайной. Определенная часть доходов и расходов бюджета контролировалась только государством. При возникновении устойчивого бюджетного дефицита или просто резкого снижения уровня выполнения доходной части бюджета можно было говорить о возникновении серьезных проблем с финансированием программ, предусмотренных расходной частью бюджета. В таких ситуациях государство зачастую собирало оставшиеся в его распоряжении финансовые ресурсы и производило финансирование тех статей бюджета, в которых было заинтересовано. В результате часто финансировались далеко не те статьи расходов, которые были нужны государству. Данное положение зачастую приводило к серьезным последствиям для всего общества. Например, государство произвело сокращение расходов, запланированных на финансирование программ по поддержке какой-либо отрасли экономики, нуждающейся в данном финансировании, к примеру, сельского хозяйства. Предположим, государство планировало определенные расходы по финансированию программ, связанных с поддержкой предприятий, занимающихся переработкой урожая. Если будет произведен процесс секвестрирования по отношению к данной статье расходов, то государство не сможет выполнить взятые на себя обязательства по финансированию данной программы. В результате предприятия, занимающиеся переработкой урожая, останутся без определенной доли финансовых ресурсов, на которую данные предприятия, тем не менее, рассчитывали. Итогом всего вышеописанного может стать невозможность полного выполнения функций по переработке урожая. Таким образом, важный для всего государства процесс может быть не выполнен из-за произведенного секвестрирования расходов бюджета.

Другой пример поможет понять причины возникновения политических и социальных обострений в обществе из-за секвестрирования определенных статей расходов государственного бюджет. Предположим, государство произвело секвестрирование расходных статей бюджета, предназначавшихся на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. В результате выплаты заработной платы должны быть либо уменьшены, либо задержаны. И в том, и в другом случае работник не получает плату за свой труд и, следовательно, не имеет возможности возобновлять свой трудовой потенциал. В результате снижается производительность труда в данной сфере экономики.

Следует отметить, что к бюджетной сфере относятся  в основном общественно важные организации, такие как организация сферы  образования, здравоохранения, милиции  и т.д. Таким образом, снижение производительности труда в данных отраслях и понижение стимула к труду у работников приводит к снижению качества производимой данными работниками услуги, которая носит общественно важный характер. В результате возрастает социальное напряжение в обществе, поскольку общество остаётся недовольным уровнем благ, предоставляемых данными организациями. Кроме того, деятельность данных организаций отражается и на будущем состоянии общества, а, следовательно, и на будущем состояний экономики. Так, здравоохранение отвечает за наличие здоровой рабочей силы как в будущем, так и в настоящем. Сфера образования является источником не только квалифицированных рабочих кадров, столь необходимых в современных условиях производства, но и отвечает за будущее состояние науки и техники, а соответственно, и за будущие инновации. Таким образом, секвестрирование данных статей расходов государственного бюджета приводит к слишком тяжелым последствиям и вызывает в дальнейшем еще куда более значимые затраты на преодоление негативных последствий, возникших в результате проведенного секвестрирования расходов. Следовательно, государство не может позволить себе снижать свои расходы за счет данных статей бюджета. Таким образом, государство пришло к выводу о необходимости защиты данных статей расходов государственного бюджета от возможного процесса секвестрирования. [15]

Следует обратить внимание на то, что практика часто  отличается от теории. В теории государство  никогда не должно прибегать к  секвестрированию защищенных статей, поскольку это является невыгодным и создает излишние проблемы для государства и общества. На практике же все происходит не совсем так. Это связано с гак называемым человеческим фактором.

Отдельный человек  редко заботится о пользе государства  в целом и часто замечает только определённый круг вопросов и проблем, касающихся лично его. Следует отметить, что конкретные решения в государственных органах, в том числе и по процессу финансирования той или иной программы, принимают конкретные люди. В результате зачастую используются финансовые средства, предназначенные для защищённых статей. Особенно широко практика применения секвестра по защищенным статьям бюджета проводится в регионах. Это связано с тем, что контроль на государственном уровне проводится более широко и, секвестр защищенных статей был бы сразу же замечен. В регионах же бывает, что бюджет составлен с заранее неверными источниками и объемами доходных статей. В результате региональные власти чаше федеральных вынуждены прибегать к секвестрированию бюджета. С целью обеспечить полноценное финансирование отраслей, которые пользуются особой благосклонностью местных властей, применяется изъятие средств из так называемых защищенных статей бюджета, кроме того средства, выделенные на финансирование определенных программ, часто используются не по назначению. В результате в регионах часто наблюдаются невыплата заработной платы, уменьшение уровня финансирования здравоохранении и т.д. [13]

Таким образом, бюджетным  дефицитом является превышение расходной  части бюджета над доходной. К мерам по снижению бюджетного дефицита относятся кредиты, полученные от кредитных организаций; кредиты правительств иностранных государств, банков и компаний, предоставленные в иностранной валюте; государственные займы; бюджетные ссуды и т.д.

Одним из часто применяемых правительством мер является секвестрирование - процесс приведения в соответствие расходов и уже собранных доходов. Применение так называемых защищенных статей бюджета позволяет ограничить возможность секвестрирования тех статей бюджета, которые являются наиболее важными. Ограничение объемов секвестрирования бюджета рамками защищенных статей позволяет избежать ухудшения финансового, социального и политического положения в государстве. Процесс секвестрирования становится необходимым в случае несоответствия уровня фактически собранных доходов запланированному. Данное положение может наблюдаться при плохом планировании бюджета или в непредвиденных ситуациях, уменьшивших объем доходов бюджета.

 

 

 

Глава 3.2

Осенью 2008 года многие российские компании заявили, что сокращают бюджеты или инвестиционные программы на следующий год из-за финансового кризиса. Однако на чиновников ситуация на мировых финансовых рынках, похоже, не оказала никакого влияния – Госдума в третьем чтении одобрила бюджет на три года вперед, в котором кризису уделено совсем мало места.

Депутаты начали рассматривать  первые варианты бюджета еще летом 2008 года, когда официально считалось, что Россия является "островком  стабильности" среди мирового финансового  кризиса. В сентябре-октябре чиновники вынуждены были признать, что кризис докатился и до России. Это случилось после того, как крупные банки стали один за другим продаваться за бесценок, в ряде компаний начались сокращения и снижения зарплат, а на фондовом рынке произошел обвал котировок. [4]

Правительство отреагировало  на кризис массовыми вливаниями средств  в экономику – как в конкретные компании и банки, так и в сильно подешевевшие ценные бумаги на рынке. В бюджете на 2009-2011 годы, одобренном депутатами, на приобретение акций  и облигаций выделено 175 миллиардов рублей государственных средств. Такое увеличение расходов стало фактически единственным признаком кризиса в главном финансовом документе страны (см. приложение 2) [8]

За первые 9 месяцев 2008 г. консолидированный бюджет РФ был исполнен с профицитом в размере 11,1% ВВП по сравнению с 9,4% за аналогичный период 2007 г. Разница в большей степени обусловлена увеличением поступлений доходов благодаря рекордно высоким ценам на нефть. Однако, по предварительным данным Министерства финансов РФ, ненефтяной дефицит консолидированного бюджета составил –0,2% ВВП по сравнению с профицитом в размере 0,7% годом ранее. [10] Учитывая сезонный характер расходов, резкое снижение цен на нефть и газ и объявленные недавно меры по повышению государственных расходов в целях противостояния влиянию глобального финансового кризиса, к концу 2008 г. сальдо консолидированного бюджета ухудшилось. При этом ненефтяной дефицит бюджета превысил показатель 2007 г., составивший –2,9% ВВП. Учитывая соотношение рисков, которое резко сместилось в сторону экономического роста, финансового сектора и реального сектора экономики, такое ослабление бюджетной политики вполне может быть обоснованным. Однако в долгосрочной перспективе возникла необходимость в сокращении государственных расходов для обеспечения долговременной устойчивости консолидированного бюджета в случае длительного сохранения низкого уровня мировых цен на нефть и слабого глобального спроса. [11]

Утвержденный бюджетный  план на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. с учетом мер по борьбе с финансовым кризисом предусматривает постепенное снижение доходов бюджета, обусловленное снижением цен на нефть, и заметное снижение расходов федерального бюджета в процентном отношении к ВВП к 2011 г. (см. приложение 4)  [14]

19 ноября 2009 г. Российская  Государственная Дума приняла  в третьем чтении проект бюджета  Российской Федерации на 2010 год.  Согласно этому проекту, размер  новой задолженности в 2010 году  составит в пересчете примерно 67 млрд Евро, что равняется 6,8 процентам внутреннего валового продукта. 2010—2011 гг. должны стать годами выхода на более приемлемую величину дефицита с точки зрения долгосрочной макроэкономической устойчивости. [17] В 2010 г. дефицит не должен превысить 5% ВВП, а в 2011 г. — 3% ВВП. В 2011 году дефицит бюджета должен понизиться в пересчете до 44 млрд. Евро, а в 2012 году до 37 млрд. Евро. [5, С. 217]

Доходы российской бюджетной системы в январе-июне нынешнего года выросли на 36,1%, но все еще остаются ниже уровня первого  полугодия 2008 года на 4%. Дефицит бюджета по итогам полугодия составил 2,3% ВВП. [2]

Итак, на сегодняшний  день проблема бюджетного дефицита в  России видится экономистам почти  нерешаемой. С одной стороны, власти планируют к 2013 году вдвое уменьшить  «бюджетную дыру». Но с другой стороны – резервов для этого практически нет, учитывая необходимость выполнять взятые на себя повышенные социальные обязательства, истощение резервных фондов, а также возможную перспективу снижения нефтяных цен. Российские экономисты предсказывают обострение бюджетной проблемы в ближайшие годы. В предвыборный период деньги правительство изыщет. Но затем придется идти на непопулярные меры – от повышения пенсионного возраста до сокращения помощи регионам и увеличения акцизов. Президент Дмитрий Медведев в Бюджетном послании призывает к сокращению дефицита бюджета к 2013 году вдвое по сравнению с уровнем 2009 года. Минфин же подошел к решению данной проблемы более жестко, озвучив свои проектировки, согласно которым бюджетный дефицит, который в 2009 году составил почти 6%, а сегодня – около 5,4%, должен сократиться к 2011 году до 4%, в 2012-м – составить 3%, а к 2015 году – 0%. Добиться этого решили путем секвестрирования таких статей бюджета как образование, здравоохранение, национальная экономика и трансферты регионам. [12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Бюджетный дефицит