Бюджетная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы бюджетной политики РФ……………...……..5
Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы…………………..……5
1.2 Понятие, цели и задачи бюджетной политики……………………………...9
1.3 Бюджетная политика РФ на современном этапе…..………………………14
Глава 2. Анализ и оценка влияния бюджетной политики РФ на процесс формирования и расходования средств федерального бюджета за 2010-2012 г.г…………………………………………………..………………………..…….22
2.1 Анализ формирования доходной части федерального бюджета РФ………………………………………………………………….………..…….22
2.2 Оценка влияния бюджетной политики государства на процесс расходования средств федерального бюджета РФ……………………………26
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования бюджетной политики РФ…………………………………………………………………………………33
Заключение…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 147.61 Кб (Скачать файл)

Принятые для формирования проекта  федерального бюджета объективно обусловленные макроэкономические ограничения задали «потолки» расходов федерального бюджета при их сокращении в номинальном выражении в 2010-2011 годах и некотором увеличении по сравнению с предыдущим годом в 2012 году.

При этом, несмотря на  сокращение общего объема расходов в реальном выражении и их доли в ВВП объем расходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2010-2012 годах превышал показатели 2005-2006 годов (15,9-16,3% ВВП) и 2007-2008 годов (18,1-18,2% ВВП). Особенно значительным это превышение было в 2010 году, что вызвано необходимостью исполнения принятых расходных обязательств и реализации антикризисного плана Правительства Российской Федерации, включающего в том числе решение об отсрочке введения решения об увеличении страховых взносов в систему социального страхования, приводящее к значительному увеличению расходов федерального бюджета на финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

Динамика расходов федерального бюджета в %% к ВВП можно увидеть в следующей таблице:

Табл. 2.3

Расходы федерального бюджета  в %% к ВВП за 2010-2012 г.г.9

 
Показатель

Отчет

2010

2011

2012

Расходы федерального бюджета , в %% к ВВП

23,2

20,0

18,5


Формирование структуры расходов федерального бюджета с учетом задачи поэтапной адаптации бюджетной  системы к сокращению бюджетных  расходов в %% к ВВП осуществлялось на основе следующих подходов:

1) выделение расходных обязательств Российской Федерации, обусловленных действующим законодательством или международными соглашениями и подлежащих исполнению в полном объеме (публичных и приравненных к ним расходных обязательств), основными из которых являются:

-обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации;

-пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц;  
социальные пособия и компенсации (федеральные мандаты);

-формирование стипендиального  фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях;

-финансовое обеспечение судебной  системы; 

-обслуживание государственного долга Российской Федерации;

-выполнение международных и  налоговых обязательств федеральных учреждений, выступающих в договорных отношениях от имени Российской Федерации;

-предоставление субвенций субъектам  Российской Федерации на выполнение  «делегированных» полномочий;

2) выделение бюджетных ассигнований  на реализацию приоритетных направлений  государственной политики (мероприятий), основными из которых являются:

-обеспечение федеральных обязательств  по оплате труда и денежному  довольствию военнослужащих;

-обеспечение обороноспособности, безопасности и правоохранительной деятельности;

-реализация приоритетных национальных  проектов «Здоровье» и «Образование»; 

-поддержка высокотехнологичных  отраслей и научно-технических инноваций;

-развитие транспортной системы; 

-поддержка агропромышленного комплекса и развитие села;

-обеспечение жильем, в том числе  обеспечение жильем военнослужащих;

-подготовка особо значимых международных  мероприятий (проведение XXII Олимпийских  зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году);

-предоставление дотаций на выравнивание  бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации и межбюджетных  субсидий социального характера;

3)  определение объемов бюджетных ассигнований на исполнение других расходных обязательств с уточнением сроков решения поставленных задач, концентрации ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах, оптимизации расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений с учетом отраслевых особенностей, повышение эффективности средств, направляемых на поддержку реального сектора экономики, отказа от не первоочередных расходов.

При формировании отдельных направлений  расходов на 2010-2012 годы применялись  следующие основные подходы:

- увеличение размеров пособий  гражданам, имеющим детей, компенсаций  и мер социальной поддержки  граждан, пострадавшим от радиационных  аварий, ежемесячных денежных выплат  отдельным категориям граждан  исходя из прогнозного уровня  инфляции в 2010, 2011 и 2012 годах;

- сохранение в 2010 году размера  иных социальных пособий и  компенсаций  на уровне 2009 года, с их индексацией, начиная с 2011 года по уровню инфляции предыдущего года с внесением соответствующих изменений в законодательство;

- сохранение действующих в текущем  году условий оплаты труда  работников федеральных бюджетных  учреждений, денежного довольствия  военнослужащих, денежного содержания  федеральных государственных служащих;

- сохранение на уровне 2009 года  бюджетных ассигнований на формирование  стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования  бюджетной политики РФ

Развитие демократических  принципов в государственном  устройстве и управлении, происходящее в последние годы в России, сделало  обязательным компонентом системы  государственного управления органы местного самоуправления, наделенные народом  управленческими и финансово-бюджетными правами.

Эти принципы реформирования экономики,  осуществляются  по следующим направлениям:

• создание олигархического  слоя собственников, воплощающих оперативную  тактику реформ. Предполагалось, что, передав основные отрасли производства и крупные объекты в собственность  частных лиц, в России появится олигархический слой, который за счет платежей обеспечит  в достаточной степени выполнение властью своих функций перед  обществом и государством;

• приведение институционной базы в соответствие с усилением сырьевой направленности реального сектора экономики и подчинение ей внешнеторговой деятельности государства, за счет чего предполагалось значительно увеличить объемы бюджетов всех уровней, в первую очередь федеральный бюджет. Хотя сырьевые источники и пополняют бюджет, однако не в том соотношении, как его мог бы пополнить конечный продукт (кроме газа);

• либерализация денежно-кредитного и финансового рынка (либерализация  цен на товары и услуги), по мнению реформаторов, должна была наполнить  не столько федеральный бюджет, сколько  территориальные бюджеты и на этой основе обеспечить социально-экономическое  развитие регионов;

• привлечение спекулятивного и иностранного капиталов, которые  должны были стабилизировать экономику, придать ей бурное развитие и на основе экономического сектора обеспечить бюджеты денежными ресурсами;

• реализация модели бюджетного федерализма, согласно которой предполагалось значительно расширить полномочия территориальных органов власти, в том числе с помощью заключения двухсторонних соглашений между  центром (Федерацией) и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями  и на этой основе предполагалось устранить  противоречия в существующей бюджетной  системе за счет оперативного решения  финансовых проблем.

Все вышеизложенные начинания  решались реформаторами перестройки  без соответствующего анализа российских условий, без достаточного обоснования, без правовой базы разграничения  предметов ведения и учета  реального бюджетного потенциала. 
Взятый правительством курс реализации бюджетной политики по перечисленным направлениям привел к негативным последствиям. Налицо обозначилось:

• подавление инвестиционной активности государственного сектора  экономики;

• устранение государства  от реализации принципа социальной справедливости и обеспечения гарантированного уровня благосостояния;

• сползание к индивидуальному  принципу удовлетворения социальных потребностей без учета роста доходов населения;

• расслоение общества на бедных и богатых, на нищих и сверх богатых, что породило противоречия между социальными группами населения;

• зависимость территориальных  образований от центра (территориальных  бюджетов от федерального бюджета), что  привело к негативным последствиям в социально-экономической жизни  общества и территорий.

Разрешение сложившейся  ситуации потребовало изменения  курса в бюджетной политике. Современное  социально-экономическое состояние  общества и территорий свидетельствует  о необходимости усиления регулирующей роли государства в разрешении ряда проблем в бюджетной сфере. Анализ состояния бюджетной системы  в течение ряда последних лет  свидетельствует, что в числе  первоочередных проблем, которые необходимо разрешить, стоять следующие:

• сбалансировать бюджеты  всех уровней, в том числе государственные  бюджетные фонды;

• оптимизировать структуры  статей доходов и расходов всех уровней  бюджетной системы;

• обеспечить принятие реальных и прозрачных бюджетов и внебюджетных фондов;

• усовершенствовать налоговую  систему как основной источник доходов  бюджетов всех уровней;

• повысить эффективность (доходность) использования государственной  собственности, собственности субъектов  Российской Федерации и собственности  муниципальных образований;

• перейти на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;

• усовершенствовать законодательную  базу и определить механизм передачи расходов верхнего уровня на бюджеты  нижних уровней бюджетной системы;

• оптимизировать бюджетную  систему на основе обобщения теории и реализации ее положений в практику бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджетов, внебюджетных и бюджетных фондов может быть достигнута за счет эффективности  сбора налогов со всех налогоплательщиков, сокращения расходов, расширения эмиссионных  и не эмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита, повышения доли неналоговых видов доходов, сокращения внешних и внутренних заимствований.

Оптимизировать структуры  статей доходов и расходов означает, что в первую очередь необходимо реструктуризовать государственные долги, установить верхнюю границу доходности бюджета по государственным заимствованиям, предельно допустимую границу доходности за счет налогов. 
Не определение названных критериев предполагает движение к сужению функций государства в социально-экономической сфере, углублению противоречий и тенденций сепаратизма в обществе, ослаблению роли государства, его влияния на массы и политики государства в целом.

Обеспечение принятия реальных и прозрачных бюджетов означает, что  накопления и активы работают в интересах  развития экономики, а исполнение бюджетов осуществляется в соответствии с  утвержденными нормативами и  общество знает, на что расходуются  переданные им государству средства в виде налогов и других платежей. Реальность бюджета основывается на научном прогнозе макроэкономических показателей, реальных доходах населения, реальном накоплении ресурсов в предпринимательском  секторе экономики и реальных доходах, поступающих в бюджеты.

Усовершенствование налоговой  системы как основного источника  доходов бюджетов в первую очередь  означает:

• обеспечение увеличения собираемости налогов путем регулирования  налогооблагаемой базы;

• сокращение сроков просроченной задолженности;

• усиление финансового  контроля;

• изменение порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы;

• введение государственной  монополии на производство алкогольной  продукции;

• изменение налогового законодательства, в частности отмены льгот, снижения ставок, отмены отдельных видов налогов, замены налогов на единый налог на доход и т. д.

Низкий уровень сбора  налогов объясняется сокрытием  выручки налогоплательщиками, уходом от уплаты налогов отдельными налогоплательщиками, несовершенством налогового законодательства. 
Повышение эффективности использования государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований означает, что необходимо повысить персональную ответственность руководителей всех уровней собственности за использование активов, своевременное получение дивидендов по акциям, арендной платы за использование государственного имущества, за создание условий для привлечения инвестиций.

Переход на казначейскую систему  исполнения бюджета означает переход  к единому счету Федерального казначейства Российской Федерации, что  обеспечит централизацию всех средств  бюджета, в том числе счетов государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Казначейская система требует своего реформирования в направлении придания ей самостоятельного статуса по исполнению бюджетов, который в настоящее время принадлежит Минфину России.

Усовершенствовать законодательную  базу и определить механизм регулирования  доходов и расходов по уровням  бюджетной системы означает, что  необходимо четко разграничить права, полномочия и ответственность всех уровней власти бюджетной системы, урегулировать механизм устранения встречных бюджетных потоков  денежных средств путем изъятия  доходов, создаваемых в территориальных  образованиях, более четко определить механизм перераспределения доходов  между бюджетами различных уровней  в интересах покрытия дефицитов  нижестоящих бюджетов.

Информация о работе Бюджетная политика РФ