Бюджетная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы бюджетной политики РФ……………...……..5
Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы…………………..……5
1.2 Понятие, цели и задачи бюджетной политики……………………………...9
1.3 Бюджетная политика РФ на современном этапе…..………………………14
Глава 2. Анализ и оценка влияния бюджетной политики РФ на процесс формирования и расходования средств федерального бюджета за 2010-2012 г.г…………………………………………………..………………………..…….22
2.1 Анализ формирования доходной части федерального бюджета РФ………………………………………………………………….………..…….22
2.2 Оценка влияния бюджетной политики государства на процесс расходования средств федерального бюджета РФ……………………………26
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования бюджетной политики РФ…………………………………………………………………………………33
Заключение…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 147.61 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки РФ

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ

 

ИНСТИТУТ (ГТУ)

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ТЕМА:____________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Выполнила: Ст. гр.____________________

ФИО_______________________________

 

Руководитель:_______________________

___________________________________                                               

 

 

 

 

 

 

 

Владикавказ 2013 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретические основы бюджетной политики РФ……………...……..5

    1. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы…………………..……5

1.2 Понятие, цели и задачи бюджетной политики……………………………...9

1.3 Бюджетная политика  РФ на современном этапе…..………………………14

Глава 2. Анализ и оценка влияния бюджетной политики РФ на процесс формирования и расходования средств федерального бюджета за 2010-2012 г.г…………………………………………………..………………………..…….22

2.1 Анализ формирования доходной части федерального бюджета РФ………………………………………………………………….………..…….22

2.2 Оценка влияния бюджетной политики государства на процесс расходования средств федерального бюджета РФ……………………………26

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования  бюджетной политики РФ…………………………………………………………………………………33

Заключение……………………………………………………………………….39

Список литературы………………………………………………………………42

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются  социальные функции государства  и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом  можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового  и социального реформирования. В  то же время нельзя не отметить то факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Важнейшей  причиной тому обычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовой базы. Однако, в конечном счете, все  упирается в отсутствие целостной  научно обоснованной концепции, стратегии  и тактики развития государственного (муниципального) финансового хозяйства.

В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной  бюджетной политики в масштабах  всей страны в целом и на субфедеральном уровне приобретают особую значимость. Последний аспект является сейчас наиболее важным. Финансовая стабильность такой  огромной страны, как Россия будет  гарантирована только при условии  финансового благополучия ее многочисленных территорий. Отсюда – значимость проблем  разработки концепции эффективной  бюджетной политики.

Актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении, регулирующей роли в использовании ВВП.

 Цель курсовой работы изучить бюджетную политику Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- определить понятие бюджета;

- рассмотреть принципы бюджетной  системы;

- рассмотреть понятие, цели и  задачи бюджетной политики;

- рассмотреть бюджетную политику РФ на современном этапе;

- проанализировать влияние бюджетной политики РФ на процесс формирования и расходования средств федерального бюджета за 2010-2012 г.г.;

- рассмотреть основные проблемы и пути  совершенствования бюджетной политики РФ.

Предметом исследования выступают  отношения между законодательными и исполнительными  органами власти по поводу формирования основного направления бюджетной  политики в области доходов, расходов, выделения основных её задач и  обеспечение их выполнения.

Структура курсовой работы состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка литературы.

Теоретической основой для написания работы являются учебные материалы и научные статьи следующих авторов: Агапова Т.А., Болонин А.Н., Виницина В.В., Гурвич Е.Т., . Казанцев С.В. и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы бюджетной  политики РФ

1.1 Понятие бюджета. Принципы  бюджетной системы

Происхождение термина «бюджет» обычно связывают с английским словом budget — денежный мешок (в других вариантах — кожаный мешок).

В настоящее время термин «бюджет» традиционно употребляется в  трех основных смыслах как обозначение:

- основного денежного фонда  административно-территориального  образования; 

- формы образования и расходования  денежных средств; 

- финансового плана, содержащего  сведения о доходах и расходах.

В БК под бюджетом понимается форма  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

Как финансовый план бюджет имеет  следующие отличия от других финансовых планов (например, сметы, баланса):

- бюджет формируется только  по территориальному принципу;

- бюджету присущ универсальный  характер.

Именно эти признаки бюджета  положены в основу построения бюджетной  системы РФ.

Совокупность бюджетов на территории РФ составляют бюджетную систему  РФ.

Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.1

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

- первый - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- второй - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий - местные бюджеты.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных  законов, бюджеты субъектов РФ и  бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует  календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, если иное не предусмотрено  БК и (или) законом (решением) о бюджете.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся  на его территории, составляют консолидированный  бюджет субъекта РФ.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.2

Федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.

Принципы бюджетной системы:

1)принцип единства - единство правовой  базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, принципов бюджетного  процесса в РФ, санкций за нарушения  бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

2) разграничение доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы  РФ – закрепление соответствующих  видов доходов и полномочий  по осуществлению расходов за  соответствующими органами;

3) самостоятельность бюджетов:

а) право соответствующих органов  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс;

б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ;

в) право соответствующих органов  самостоятельно определять направления  расходования средств и источники  финансирования дефицитов бюджетов и т. д.;

4) полнота отражения доходов  и расходов – все доходы, расходы  и иные обязательные поступления  подлежат отражению в бюджетах  в обязательном порядке и в  полном объеме;

5) сбалансированность бюджета - объем предусмотренных бюджетом  расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников  финансирования его дефицита;

6) эффективность и экономность  использования бюджетных средств  - при составлении и исполнении  бюджетов нужно исходить из  необходимости достижения заданных  результатов с использованием  наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата  с использованием определенного  бюджетом объема средств;

7) общее (совокупное) покрытие расходов  – все расходы бюджета должны  покрываться общей суммой доходов  бюджета и поступлений из источников  финансирования его дефицита;

8) принцип гласности:

а) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

б) обязательная открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и  принятия решений по проектам бюджетов;

9) достоверность бюджета - надежность  показателей прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории  и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета;

10) адресность и целевой характер бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

1.2 Понятие, цели и задачи бюджетной политики

Политика  (от др. греч.) означает искусство управления государством. В широком смысле политика - это концепция специальной деятельности по защите и реализации интересов одних субъектов в противовес интересам других, в узком смысле - совокупность мероприятий, деятельность субъекта по достижению определенных целей. Второе определение по существу не отличается от смыслового содержания термина «менеджмент», а поэтому представляется нам неправомерным в научном обороте. В дальнейшем под государственной деятельностью в данном смысле будем понимать государственный менеджмент, или государственное управление, задачей которого является реализация государственной политики.

Любая политика - это отношения минимум двух субъектов по поводу защиты и реализации собственного интереса относительно какого-либо объекта (материальных, социальных, сенсорных и других жизненных ценностей). Соответственно политика может быть классифицирована:

  • по типу объекта (социальная, экономическая);
  • по виду субъекта (частная, коллективная, государственная).

Политика  государства - это концепция отношений по поводу и реализации государственных интересов, устройства, систем общественного правопорядка. Политика государства рыночной экономики - это совокупность экономических, политических, военных и правовых мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в целях, прежде всего, сохранения и развития существующего государственного устройства, государственного аппарата, частной собственности и имущих категорий населения

Поскольку государство само не производят каких-либо ценностей, то его существование  возможно исключительно за счет отчуждения средств производителей и других имущих экономических субъектов. Главное звено социально-экономической политики образует финансовая политика, охватывающая отношения по поводу денежной системы страны, страхования, цен, доходов и расходов государства. В составе финансовой политики государства выделяют бюджетную политику, которая обеспечивает изъятие и целенаправленное использование денежных средств.

Составными  частями бюджетной политики являются:

  • фискальная, или налоговая, политика;
  • инвестиционная политика.

В фискальной, или налоговой, политике сталкиваются интересы госаппарата, предпринимателей и наемных работников, что предполагает выбор того или иного фискального  курса, принципов налоговой политики. Среди последних наибольшую известность получили:

Информация о работе Бюджетная политика РФ