Бюджетная политика государства и ее содержание. Особенности бюджетной политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:04, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная политика государства является центром экономической и финансовой политики любого государства. В ней отражаются основные направления деятельности органов управления государством по отношению как к субъектам экономики, так и к населению в целом.

Содержание

Введение 3
Глава 1. бюджетная политика государства 5
Социально-экономическое значение бюджета 5
Содержание и направления бюджетной политики 7
Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов 10
Глава 2. Анализ расходов бюджета за 2002год 23
2.1 Состав и структура доходов и расходов бюджета 23
2.2 Анализ расходов федерального бюджета 27
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Международная академия предпринимательства.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)


Международная академия предпринимательства

 

 

 

                                                          Оценка

                                                          Подпись

                                                          преподавателя

                                                             «     »             2007 г.        

 

 

 

Бюджетная политика государства и ее содержание. Особенности  бюджетной политики в  РФ.

 

 

          Курсовая работа

                       по экономической теории

                                  Димитровой Светланы Сергеевны                      

                                      Специальность «Финансы и кредит»

           Группа НЧК 02ФЗ

                                       Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2007

 

Оглавление

 

 Введение                                                                           3

 

Глава 1. бюджетная политика государства                            5

 

    1. Социально-экономическое значение бюджета                 5

 

    1. Содержание и направления бюджетной политики           7

 

    1. Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов                                                                   10

 

Глава 2. Анализ расходов бюджета за 2002год                     23

 

2.1 Состав и структура доходов и расходов бюджета            23

 

2.2 Анализ расходов федерального бюджета                         27

 

Заключение                                                                        30

 

Список использованных источников и литературы                32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Переход от административно-командного управления к рыночным методам хозяйствования обусловил необходимость коренного  реформирования всей финансовой системы  Российской Федерации.  В настоящее  время бюджетная система России находится в стадии реформирования- разрабатывается законодательный механизм распределения всей власти и управления федеральными и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления.

Бюджетная политика государства является центром экономической  и финансовой политики любого государства. В ней отражаются основные направления деятельности органов управления государством по отношению как к субъектам экономики, так и к населению в целом.

В условия  СССР вопросы формирования , утверждения  и исполнения бюджета интересовали сравнительно небольшой круг людей, непосредственно заинтересованных  в нем . Сейчас эта проблема волнует не только специалистов, но и многочисленных налогоплательщиков, для которых не безразлично на что пойдут и насколько эффективно для населения будут использованы их налоговые поступления.

Отражением  бюджетной политики государства  является бюджет, в котором мы можем  наблюдать на что государство  использовало денежные поступления, откуда были получены доходы, какие области  и сферы экономики на

Решение проблем, связанных с формированием и использованием бюджетов всех уровней, обеспечивает снижение социальной напряженности в стране.

Выполнение  государством возложенных на него функций  связано с наличием у него необходимых  финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных средств. Эти отношения стоятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Бюджетная политика государства

 

    1. Социально-экономическое значение бюджета

 

Стратегические  задачи по развитию экономики и социальной сферы находит отражение в приоритетах бюджетной политики. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ « О бюджетной политике на 2001г. И на среднесрочную перспективу» от 31 мая 2000г. № Пр-1000 определяется, что бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики- ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости государства. Федеральный бюджет должен быть надежным фундаментом сильного демократического государства. В Бюджетном послании указывается на то, что сбалансированная бюджетная политика-это основа  новых финансовых взаимоотношений, социального договора между государством и обществом, основанного на неукоснительном выполнении взаимосвязанных обязательств.

Бюджет порожден самим фактором существования государства. Современному государству сложно и не возможно существовать без бюджета. Именно в бюджете сконцентрированы все основные социально-экономические противоречия, накопившиеся в каждом обществе.

Бюджет-это  система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей( отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны).

Определяющая  роль бюджета в социально-экономическом  развитии страны предполагает необходимость  в строгой аргументации характеристики сущности бюджета.

Бюджет занимает главенствующую роль в воспроизводственном  процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование приоритетных отраслей хозяйства. Государство оказывает влияние на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы наиболее рентабельных отраслей направляются в отрасли с наименьшей рентабельностью( например, из промышленности в сельское хозяйство).Финансирования за счет бюджетного фонда учреждения и организации социальной сферы. Государство способствует воспроизводству рабочей силы. Через бюджет распределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями.

 

    1. Содержание и направления бюджетной политики

 

Основными направлениями  социально-экономической политики Правительства Российской Федерации  на долгосрочную перспективу на 2002-2004гг. является последовательное повышение  уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение культурных ценностей, обеспечение независимости и достойной России роли в мировом сообществе. Для реализации этих целей в 2002-2004гг.должны были быть решены социальные, макроэкономические, структурные, инвестиционные, финансовые и многие другие задачи.

Первая задача- необходимо преодолеть последствия  кризисного спада уровня жизни населения на основе соответствующего роста ВВП и эффективности производства, что потребует дополнительного сокращения дифференциации доходов населения за счет усиления адресности социальной поддержки, обеспечения эффективности уровня занятости трудоспособного населения.

Вторая задача- создание условий для достижения роста производства на основе модернизации экономики и повышение ее эффективности. Важнейшим фактором повышения общей эффективности экономики является  устранение диспропорций в системе относительных цен , снижение энергоемкости производства, сокращение косвенного субсидирования хозяйствующих субъектов государственными и муниципальными органами власти и домохозяйствами.

Третья задача - нормализовать функционирование и  воспроизводство производственно-технического аппарата. Необходимо расширить внутренние финансовые источники инвестиций за счет роста доходов и накоплений реального сектора и привлечения сбережений населения, а также создать благоприятные условия для притока прямых иностранных инвестиций.

Четвертая задача – формировать институциональную  среду, которая бы стимулировала  экономический рост на основе притока  капитальных вложений в реальный сектор экономики.

Пятая задача – неукоснительно выполнять государству  своих финансовых обязательств и  превращать бюджет в активный инструмент государственной экономической  политики. В первую очередь это  касается повышения эффективности расходования  бюджетных средств, когда увеличение непроцентных расходов затруднено в силу необходимости выполнения финансовых обязательств перед внешними и внутренними кредиторами.

Шестая задача – укреплять экономические  основы федерализма, что подразумевает упрочнение единого экономического пространства на основе приведения законодательства субъектов РФ  в соответствие с федеральным  законодательством. Одновременно необходимо повышение экономической самостоятельности и ответственности субъектов РФ и муниципальных образований на основе разграничения функций, полномочий, источников формирования финансовых ресурсов между федеральным и региональным уровнями. Необходимо также создание условий и стимулов для активизации участия регионов в выполнении общефедеральных и межрегиональных программ, сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов на основе федеральной системы социальных стандартов и нормативов.

Седьмая задача – осуществлять денежно-кредитную  политику, направленную на поддержание возможно более низкого инфляционного фона, не подрывающую мотивацию к сбережению и инвестированию; обеспечивать предсказуемость динамики валютного курса, низких положительных процентных ставок, а также сбалансированности денежного спроса и предложения. Достижение реальных результатов по этим направлениям должно привести к сохранению положительных тенденций в экономике, снижению инфляции, нормализации денежного обращения, увеличению доходов и к сбалансированности и повышению уровня жизни населения, снижению его дифференциации, в том числе и в региональном разрезе.

Таким образом, бюджет необходим государству для  удовлетворения его объективных  потребностей в денежном фонде, служащем для выполнения экономических, социальных и политических задач. Значимость бюджета в макроэкономическом регулировании предлагает особое внимание к реальному обеспечению принципов построения бюджетной системы РФ, регламентированных Бюджетным кодексом РФ, продолжению бюджетной реформы. Бюджетная реформа должна носить системный характер, учитывать изменения, произошедшие в механизме перераспределения ВВП, осуществляемого, наряду с бюджетом, финансовым рынком и финансовыми посредниками, коммерческими банками, пенсионным фондом и другими финансовыми институтами.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Порядок  составления, рассмотрения и утверждения бюджетов

 

Бюджетная политика должна базироваться на принципах реальности  и открытости. Должна быть направлена на недопустимость ситуации, когда  принятые бюджетные показатели не реализуются. Проект федерального бюджета разрабатывается на основе среднесрочного прогноза основных финансовых показателей.

Составление проектов бюджета – исключительная прерогатива органов исполнительной власти. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Концептуальное  значение для составления проектов федерального бюджета имеют бюджетные  послания Президента РФ; для бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов – основные направления бюджетной  и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год. Например, в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ « О бюджетной политике на 2002 год» определено, что важнейшей задачей бюджетной политики в 2002г. и на долгосрочную перспективу является поддержание макроэкономической сбалансированности. Бюджетная политика должна способствовать поддержанию устойчивых темпов экономического роста, снижению социального неравенства, достижению высокой эффективности государственных расходов. Отношения, возникающие между сектором государственных финансов и другими секторами экономики, должны стать примером ответственности за принятые обязательства, открытости, публичности и четкого соблюдения федерального законодательства.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются:

- объем валового  внутреннего продукта на очередной  финансовый год и темп роста  валового продукта в очередном  финансовом году;

- уровень  инфляции (темп роста цен) (декабрь  очередного финансового года по отношению к декабрю текущего).

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами, установленными законодательством РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.

До разработки проекта бюджета составляется целый  ряд социально-экономических и  финансовых планов, которые в отличие  от бюджета не утверждаются в форме закона, однако имеют важное значение для обоснованности бюджета и возможности определения результатов действия бюджетной политики (рис.1).Для этого на федеральном уровне ежегодно принимается постановление Правительства РФ, в котором установлены поручения различным министерствам, прежде всего Министерству финансов РФ, по разработке планов, прогнозов, программ и сроки их выполнения.

Информация о работе Бюджетная политика государства и ее содержание. Особенности бюджетной политики в РФ