Бюджетная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы бюджетной политики РФ……………...……..5
Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы…………………..……5
1.2 Понятие, цели и задачи бюджетной политики……………………………...9
1.3 Бюджетная политика РФ на современном этапе…..………………………14
Глава 2. Анализ и оценка влияния бюджетной политики РФ на процесс формирования и расходования средств федерального бюджета за 2010-2012 г.г…………………………………………………..………………………..…….22
2.1 Анализ формирования доходной части федерального бюджета РФ………………………………………………………………….………..…….22
2.2 Оценка влияния бюджетной политики государства на процесс расходования средств федерального бюджета РФ……………………………26
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования бюджетной политики РФ…………………………………………………………………………………33
Заключение…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 147.61 Кб (Скачать файл)

Начиная с 2008 года предусматривается увеличение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, позволяющее не снижать по сравнению с 2007 годом минимальный уровень бюджетной обеспеченности высоко дотационных субъектов Российской Федерации.

Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации  на 2008 год осуществлено на основе сопоставления  налогового потенциала регионов с учетом различий в стоимости предоставления населению бюджетных услуг по субъектам Российской Федерации.

Преобразования в бюджетной  системе первой половины 2000-х годов  позволили обеспечить прозрачность бюджетной политике и ее стабильность и предсказуемость в среднесрочной перспективе.

В настоящее время перед  Российской Федерацией стоит задача обеспечения долгосрочной бюджетной  и макроэкономической устойчивости.

Основная задача бюджетной  политики на 2008 год и период до 2010 года - сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально  эффективное и прозрачное использование  средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства.

Федеральный бюджет на 2008 год  и период до 2010 года соответствует  этому требованию, обеспечивая:

достойную жизнь для граждан, достижение которой будет проявляться  в:

  • сокращении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 16 до 10,7%;
  • повышении соотношения средней заработной платой в бюджетной сфере и прожиточным минимумом трудоспособного населения с 1,7 до 2,6;
  • повышении соотношения между трудовой пенсией и прожиточным минимумом пенсионера с 1,01 до 1,32;
  • увеличении объема вводимого жилья с 50,8 до 80,0 млн. кв. метров в год

устойчивый рост для экономики, характеризующийся:

  • сохранением темпов экономического роста на уровне 6% ВВП;
  • снижением уровня инфляции до 5,0 - 6,0%;
  • увеличением инвестиций в основной капитал более чем в два раза;
  • ростом прямых иностранных инвестиций в долларовом выражении в полтора раза;

уверенность в будущем  для страны, выражающуюся в:

  • увеличении средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 68,5 лет;
  • повышении коэффициента рождаемости с 10,4 до 11,6 на тысячу человек в год;
  • снижении смертности с 15,2 до 12,6-12,8 на тысячу человек;
  • поддержании высокого научного потенциала и развитии приоритетных отраслей науки и технологий;
  • диверсификации промышленности и повышении доли инновационной продукции в объеме экспорта и продаж на внутреннем рынке;
  • обеспечении национальной безопасности и готовности к отражению внешних и внутренних угроз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ и оценка влияния бюджетной политики РФ на процесс формирования и расходования средств федерального бюджета за 2010-2012 г.г

2.1 Анализ формирования доходной части федерального бюджета РФ

 

В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем  налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

С начала 2009 года наблюдался существенный рост задолженности по налогам и сборам в бюджетную  систему. Наиболее значительно увеличилась  задолженность по региональным налогам  и сборам (25%). По федеральным налогам  и сборам рост составил 7%, в том  числе по налогу на добавленную стоимость - 13,4%.

При расчете объема доходов  федерального бюджета на 2010 год учитывались  предполагаемые к принятию в 2009 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации, вступившие в  действие с 1 января 2010 года.

В части налогового законодательства приняты следующие решения:

а) индексация ставок акцизов:

- на табачные изделия:  индексация специфических ставок  на 44% к уровню 2009 года и увеличение адвалорной ставки до 7%;

- на нефтепродукты - на 10% к уровню 2009 года;

- на алкогольную продукцию  - на 30% к уровню 2009 года или на 20% к ранее утвержденным ставкам на 2010 год;

- на пиво - в 3 раза к  уровню 2009 года или на 190% к ранее  утвержденным ставкам 2010 года;

б) увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ  со 147 до 162 рублей за 1 тыс. куб. м;

в) увеличение размеров государственной  пошлины на ряд юридически значимых действий (по делам, рассматриваемым  в арбитражных судах (для юридических  лиц); за совершение действий, связанных  с приобретением гражданства  или выходом из него, а также  с въездом или выездом из страны; за совершение действий при осуществлении  федерального пробирного надзора; за государственную  регистрацию и за совершение прочих юридически значимых действий);

г) увеличение средних ставок транспортного налога, установленных  статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации, в два раза, при этом, сохранив действующий в настоящее  время, минимальный уровень налоговых  ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз.

По бюджетному законодательству предполагалась реализация следующих решений:

а) увеличение норматива  зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат с 95 до 100%;

б) зачисление в доход  федерального бюджета доходов от управления средствами Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния.

В таможенном законодательстве осуществлялись следующие меры:

а) установление ставки вывозной таможенной пошлины на нефтепродукты  в зависимости от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть;

б) введение ставок вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости  от изменения мировых цен.

В банковском законодательстве были внесены изменения в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части увеличения норматива зачисления в доход федерального бюджета от фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов, с 50 до 75%.

Общая сумма доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах оставалась на уровне 15,5-15,7% ВВП. В номинальном выражении  доходы составляли в 2010 году 6636,2 млрд. рублей, 7346,9  млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году. Данные доходы федерального бюджета представлены на следующем рисунке:

 

Рис. 2.1 Доходы федерального бюджета за2010-2012г.г.4

 

Снижение доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2010 году составило порядка 8%, а в процентах ВВП они оказались на 1,4 п.п. ниже. Влияние экономического кризиса на доходы федерального бюджета было достаточно продолжительным, и даже в 2012 году доходы в реальном выражении оставались на 3% ниже уровня 2009 года. Данные доходов федерального бюджета представленные в реальном выражении имеют следующий вид:

Рис. 2.2 Доходы федерального бюджета в %% за 2010-2012 г.г.5

Причины, в результате которых поступления в 2010-2012 годах были меньше доходов 2009 года, можно условно разделить на три группы:

-первая связана с реформой  социальных платежей и заменой  единого социального налога страховыми  взносами, поступающими напрямую  во внебюджетные фонды;

-вторая - с сужением налоговых  баз по основным источникам  доходов в ВВП;

-третья - с тем фактом, что в  2009 году в федеральный бюджет  были мобилизованы временно свободные  средства государственных корпораций и другие разовые поступления.

Структура доходов федерального бюджета представлена в следующей таблице:

Табл. 2.1

Структура доходов федерального бюджета за 2010-2012 г.г.6

 

2010

2011

2012

млрд.  
руб.

% к  ВВП

млрд.  
руб.

% к  ВВП

млрд.  
руб.

% к  ВВП

Всего доходов

6636,2

15,7

7346,9

15,7

8097,4

15,5

В том числе:

           

Неналоговые доходы

2955,0

7,0

3245,2

6,9

3520,8

6,7

НДПИ (без неналоговых доходов)

982,9

2,3

1088,0

2,3

1187,1

2,3

Таможенные  пошлины

1972,1

4,7

2157,2

4,6

2333,7

4,4

Неналоговые доходы

3681,2

8,7

4101,7

8,8

4576,6

8,8

НДС

2148,4

5,0

2430,4

5,2

2792,0

5,4

Налог на прибыль организаций

191,5

0,5

192,4

0,4

200,3

0,4

ЕСН

41,3

0,1

0

 

0

 

Акцизы

145,1

0,3

182,7

0,4

233,9

0,4

НДПИ (без неналоговых доходов)

10,7

0,0

11,2

0,0

11,8

0,0

Таможенные  пошлины (без неналоговых доходов)

546,3

1,3

620,7

1,3

700,5

1,3


 

2.2 Оценка влияния бюджетной политики государства на процесс расходования средств федерального бюджета РФ

Расходы федерального бюджета на 2010-2012 годы определены в соответствии с принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2102 годах.7

В качестве основных приоритетов бюджетных  расходов определены финансовое обеспечение  пенсионной реформы, безусловное выполнение социальных обязательств государства  с одновременным повышением  адресности социальной помощи, формирование заделов на будущее (прежде всего, путем реализации приоритетных национальных проектов, поддержки жилищного строительства, повышения качества услуг образования и здравоохранения), стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике, повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки, реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда, финансовое обеспечение модернизации армии и формирования ее качественно нового облика, выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств, в том числе – по проведению крупных международных мероприятий.

Общие принципы

Предельный объем расходов федерального бюджета на 2010- 2012 годы был определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом ограничений, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. Данный расчет предельного объема расходов федерального бюджета представлен в следующей таблице:

Табл. 2.2

Объем расходов федерального бюджета за 2010-2012 г.г.8

 
Показатель

Оценка

2010 год

2011 год

2012 год

2

4

5

6

Доходы

6 636,2

7 346,9

8 097,4

%% к ВВП

15,7

15,7

15,5

Источники покрытия дефицита

3 186,6

2 011,7

1 563,8

%% к ВВП

7,5

4,3

3,0

Расходы (предельный объем) (1+2)

9 822,8

9 358,6

9 661,2

%% к ВВП

23,2

20,0

18,5

в том числе нераспределенные ресурсы

80,0

234,0

483,1

%% к общему объему расходов

0,8

2,5

5,0

Изменения к  предыдущему году

- 157,3

- 464,2

302,6

% (в номинальном выражении)

- 1,6

- 4,7

3,2

% (в реальном выражении)

- 1,8

- 5,1

3,0

Информация о работе Бюджетная политика РФ