Бюджетная политика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов страны в их взаимодействии. Целостность бюджетной системы обеспечивается тщательным согласованием доходов и расходов правительства, закрепленным в юридических нормах. Бюджетная система зависит от государственного устройства страны, экономической, политической и других подсистем.
Государственный бюджет состоит из центрального бюджета и бюджета иных уровней государственной власти. На государственный бюджет возлагаются функции обороны, управления народным хозяйством, внешние связи государства, охрана границ, почта, связь, железные дороги, денежное обращение и др.

Вложенные файлы: 1 файл

byudzhetnaya_sistema_RB_lena.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов страны в их взаимодействии. Целостность бюджетной системы обеспечивается тщательным согласованием доходов и расходов правительства, закрепленным в юридических нормах. Бюджетная система зависит от государственного устройства страны, экономической, политической и других подсистем.

Государственный бюджет состоит из центрального бюджета  и бюджета иных уровней государственной  власти. На государственный бюджет возлагаются функции обороны, управления народным хозяйством, внешние связи государства, охрана границ, почта, связь, железные дороги, денежное обращение и др. Растет роль центрального бюджета в развитии образования, охраны окружающей среды, социального обеспечения, в перераспределении национального дохода и т. д.

Из местных бюджетов финансируется развитие коммунального  хозяйства, строительство определенных объектов экономической и социальной инфраструктуры, здравоохранение, образование  и др.

Огромные средства, аккумулированные государством, к бюджетам всех уровней - важнейший обобщающий показатель развития социально-экономических функций государства, огосударствления собственности, регулирования макроэкономических процессов и др. В эпоху развертывания НТР государство осуществляет также развитие науки (прежде всего фундаментальных научных исследований), наукоемких отраслей и производств, проводит активную структурную политику.

Источником государственных  бюджетов являются такие виды налогов, как подоходный, налог на прибыль, акцизы, таможенные сборы, доходы от государственных займов, которые выпускает центральное правительство, а также доходы от объектов государственной собственности и торговли. Отдельный вид доходов государственного бюджета - взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный фонд и др.

Доходы местных бюджетов формируются за счет отдельных налогов, введения акцизов, выпуска займов, которые размещаются через различные финансовые институты (банки, страховые компании и др.) и т.д. 

Расходы центральных  бюджетов направляются в основном на социальные цели, а также на решение экономических задач. На эти две статьи расходов в развитых странах мира идет более 50% всех доходов, в том числе около 80% - на социальные и 20% - на экономические цели. Третья статья расходов государственного бюджета - военные расходы, четвертая - выплата процентов по государственному долгу, пятая - административно-управленческие расходы (содержание органов власти, милиции, судов и т.д.). В последние десятилетия в развитых странах наблюдается тенденция к некоторому сокращению военных расходов и увеличению социальных и экономических.

Полнота бюджета, как  правило, прямо пропорциональна  благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный  долг побуждает государство усилить  налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Достаточное количество бюджетных средств позволяет  государству задействовать непосредственно  экономические рычаги государственного регулирования, принимать активное участие в жизни страны.

Проект бюджета готовит  центральное правительство, утверждает законодательная власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 государственный бюджет как экономическая категория

1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета

 

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с  предприятиями,  организациями,  учреждениями  и  населением,  называются  бюджетом.  Специфика  этих  отношений  как  части  финансовых  состоит  в  том, что  они возникают в распределительном процессе, непременным  участником  которого  является  государство  (в  лице  соответствующих  органов  власти) и связаны с формированием и использованием централизованного  фонда  денежных  средств,  предназначенного  на  удовлетворение  общегосударственных  потребностей.[17]

Бюджетные  отношения  характеризуются  большим  многообразием,  поскольку  опосредуют  разные  направления  разделительного  процесса  (между  секторами  экономики,  сферами  общественной  деятельности,  отраслями  народного  хозяйства,  территориями  страны)  и  охватывают  все  уровни  хозяйствования (республиканский,  местный).  На  формах  бюджетных  отношений  сказываются  методы  ведения  хозяйства  и  социально-культурного  обслуживания  граждан,  а  также  задачи,  решаемые  государством  на  каждом  из  исторических  этапов  его  развития.

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он  обусловлен тем, что в руках государства  ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая  для нужд расширенного воспроизводства в масштабах всего общества,  удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.  Возникновение бюджетных отношений немыслимо вне государства.  Бюджетные отношения - это часть экономической структуры общества, их  функционирование объективно предопределено тем, что нужна  материально-финансовая база для осуществления государством его  функций.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают  соответствующее им материально-вещественное воплощение; они  материализуются в бюджетном фонде страны, имеющем сложную  организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда,  отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках  государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов  хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых  обществом экономических и социальных задач; масштабов намечаемых  структурных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях и т.д.

В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие  в  специфических формах.

Совокупность бюджетных  отношений по формированию и  использованию  бюджетного фонда страны составляет понятие  государственного бюджета.

Бюджет как особая система общественных отношений исторически  возникает и действует там, где существует государство с развитыми  товарно-денежными отношениями. В этих условиях появляется возможность  всевозрастающие расходы государства покрывать денежными налогами,  таможенными и другими сборами с товаропроизводителей и граждан.  Общегосударственные расходы направляются на поддержку отдельных  слоев населения, а так же на развитие транспорта, промышленности,  торговли,  образования и здравоохранения. Чтобы обосновать потребность в  ресурсах, их конкретное направление, выяснить возможности финансового  обеспечения государственных расходов, начинают составлять отдельные  смены затрат и доходов.[4]

На содержание бюджета  влияют объективные и субъективные  факторы. К объективным факторам относятся, прежде всего, характер  производственных отношений и уровень развития производительных сил,  которые оказывают решающее воздействие на сущность бюджета. С развитием общества, изменением способа производства, распределения валового продукта, отношений собственности меняются глубинная суть  бюджета, его содержание и основное назначение. К объективным факторам  можно отнести также природные, экономические и социальные особенности  каждой страны, ее традиции, специфику развития на данном историческом  этапе. Вместе с тем бюджет любой страны имеет свои национальные  особенности.

К субъектным факторам относятся тип государства, политика  правительства в соответствующем периоде, приоритеты развития, внешняя  и  внутренняя экономическая ситуация и др. Бюджеты разных стран в одном  историческом периоде, при едином общественном строе имеют общие  черты, похожую структуру доходов и расходов.

По своей внешней  форме государственный бюджет является основным  финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы,  движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на  конкретный период (как правило, на год). Государственный бюджет  объединяет финансовые планы любой страны, объединяя их в цельную систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения  государства с разными звеньями хозяйства и населения. Такое положение  бюджета в жизни общества предает ему силу закона.[16]

Поэтому  бюджет  любой  страны  утверждается  высшими  законодательными органами, а  выполнение  его  доходной  и расходной частей  становится  обязательным  для участников  бюджетного  процесса.

В процессе составления  основного финансового плана  государства  государственный бюджет материализуется - воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем  концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций, населения в  виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды.  Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на  финансирование экономических и социальных программ, других  намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть  охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных  средств государства.

Однако форма и материальное ее воплощение лишь внешние признаки  государственного бюджета, глубинную суть составляют экономические  отношения,  возникающие в процессе перераспределения национального  дохода, образования доходов и расходов бюджета между участниками  данного процесса. Их специфика обусловлена экономической природой  бюджета, его формой, материальным содержанием и особым общественным  назначением.

Экономические отношения  -  главный  сущностной  признак  бюджета,  который раскрывает его  природу, значимость в воспроизводственных  процессах. При определении понятия  государственного бюджета любой  страны следует отразить три важнейшие его стороны: форму, сущность и  материальное содержание. Итак, государственный  бюджет  -  это  основной  финансовый план государства, отражающий экономические отношения по  поводу формирования, распределения и использования централизованного  фонда денежных средств.

  Государственный бюджет как экономическая категория характеризует  совокупность объективных денежных отношений, возникающих при  образовании, расходовании и использовании основного централизованного  фонда денежных средств государства. Эта категория имеет особенности,  отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений.

Государственный бюджет с позиций экономической сущности может  рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с  позиции законодательного установления финансовой базы государства - как его основной план.

Сущность государственного бюджета как экономической категории  реализуется через распределительную, регулирующую и контрольную  функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в  руках государства и их использование с целью удовлетворения  общегосударственных потребностей; контрольная функция позволяет  узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в  распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются;  регулирующая функция заключается в том, что изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции, т.е. стабилизировать экономику. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание  функций, сфера и объект их действия характеризуются определенной  спецификой.

В основном построении бюджета лежит ряд принципов, важнейшим из  которых является принцип единства. Он означает, что в стране имеется один  бюджет, объединяющий все доходы и расходы, государства. Этот принцип обусловлен неделимой экономической и политической основой государства,  что предопределяет проведение единой государственной финансовой  политики. Организационное единство достигается, посредством  использования единой законодательной базы, бюджетной классификации, а  также общих форм бюджетной документации, статистической отчетности.  [17]

Бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических  отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных  образований каждого государства, занимает главное место в бюджетном устройстве. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, ибо во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, единой информационной базой данных, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.

Единство бюджетной  системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование  регулирующих доходов, создание целевых  бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

Государственный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета и местных бюджетов, которые  включают бюджет областей, районов, городов  и поселков.

Консолидированный бюджет – вся совокупность бюджетов определенного региона или ее соответствующей административно-территориальной единицы.

Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного  подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района).

Бюджеты районов, городов  областного подчинения, расположенных  на территории области, и областной  бюджет составляют консолидированный  бюджет области (бюджет области).

Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).

Министерство финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и  распорядительных органов (далее - местные  финансовые органы) ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

Информация о работе Бюджетная политика РБ