Безработица и ее социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 01:49, курсовая работа

Краткое описание

Изменение социально-экономической структуры общества, структурная перестройка общественного производства привели к ухудшению состояния рынка труда, к росту безработицы в России. Проблема занятости и безработицы стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. И, к сожалению, в начале нового XXI века эта проблема не исчезла. Можно даже сказать, что она приобрела новую окраску.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную дефадацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Речь идет о том, чтобы минимизировать, значительно снизить социальные последствия рыночного негатива, особенно в области реализации права на труд как одной из важнейших составляющих человеческой жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1. Сущность, понятие и виды безработицы 5
1.2. Количественная оценка и способы расчета уровня безработицы 8
1.3. Социально - экономические последствия безработицы 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ И КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ 14
2.1. Анализ ситуации на рынке труда в России 2008-2010 гг. 14
2.2. Анализ безработицы в Калужской области 2008-2010 гг. 20
2.3. Мероприятия в сфере борьбы с безработицей 28
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕГИОНЕ 37
3.1. Основные направления борьбы с безработицей в регионе 37
3.2. Рекомендации по реализации мероприятий, направленных на снижение безработицы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС.РАБ. безработица и ее соц-эконом.последствия ВЗФИ.doc

— 509.50 Кб (Скачать файл)

Выбор самих направлений обучения должен формироваться только на основе анализа текущей и перспективной потребности в рабочей силе с учетом требований работодателей и условий производства. Владея информацией о спросе и предложении на рынке труда, работники службы занятости должны целенаправленно воздействовать на формирование спроса безработных и незанятых граждан в получении тех или иных профессий, заключать договора с теми учебными заведениями, где представлены наиболее перспективные специальности. При направлении безработных на обучение и переобучение по определенным службой занятости направлениям следует учитывать их пожелания и личностные характеристики. Таким образом, можно будет согласовать потребности личности, работодателей и прогнозы развития рынка труда.

С процессом обучения и переобучения непосредственно связана психологическая проблема профориентации и профотбора. Результаты обследования профессиональных предпочтений населения, ищущего работу, оказались достаточно однозначными: половина опрошенных хотели бы работать по своей специальности; больше всего желающих сменить специальность оказалось среди домохозяек, работников торговли, государственных служащих, рабочих.

Следует отметить, что пока не разработаны научно обоснованные методы профориентации взрослых людей, имеющих профессию, стаж работы 12-15 лет и значительный жизненный опыт. Методики профориентации направлены на молодежь. Учитывая спрос на рынке труда на профессиональный труд и возможности профессионального обучения (время на обучение ограничено законом, существуют ограничения в стоимости обучения), следует провести профориентацию безработного и получить его согласие на обучение. После чего необходимо определить пригодность его к. избранной профессии (осуществить профотбор, используя специальные методы, провести тестирование). Переобучать специалиста или обучать человека, не имеющего профессии, если ясно, что данный вид профессионального труда вызывает у него трудности или человек утратил навыки к обучению значит нанести вред личности и просто зря потратить денежные средства.

Для более успешного выбора профессии с точки зрения личностных характеристик следует использовать финскую компьютерную программу Extended DISC. Использование данной системы оценки и управления персоналом способствует эффективной занятости вступающих на рынок труда и уже имеющих опыт работы, побору и перемещению сотрудников, их мотивации, совместимости внутри коллектива. Применение системы оценки персонала и определения критериев оценки конкретной должности в органах службы занятости приведет к повышению эффективной деятельности по трудоустройству граждан и подбору сотрудников в организации.

В целях профилактики безработицы необходимо разработать комплекс мероприятий по социальной адаптации молодежи, ищущей работу впервые, к условиям современного рынка труда. Для обеспечения занятости» молодежи нужны превентивные меры, осуществляемые до выхода молодых людей на рынок труда - совершенствование системы профориентации учащихся общеобразовательных школ, повышение мотивации к получению профессий и специальностей, необходимых для экономики области.

Основу мер, способных ускорить создание рабочих мест, должна составить мобилизация внутреннего потенциала - выработка управленческой стратегии развития региона, разумная инвестиционная политика, поощрение малых и средних предприятий, возрождение ремесел, приоритетное развитие экспортных отраслей, разрушающих отечественное производство.

Таким образом, исходя из ситуации на рынке труда, возникает необходимость в развитии службы занятости населения с использованием модернизированных и инновационных направлений и мероприятий по содействию занятости населения, которые приведут к стабилизации и повышению уровня занятости населения в регионах страны.

 

Заключение

 

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Безработица - явление, сопровождающееся сложными социальными процессами с неоднозначными последствиями. Безработные как особая часть экономически активного населения, неоднородны по своему по своему составу и противоречивы по интересам, что подтверждается наличием «застойной» и прогрессирующей безработицы.

Ключевое место в решении проблемы безработицы населения отводится государственной службе занятости. Результативность деятельности службы занятости населения определяется степенью достижения конечных результатов ее органами, относительно поставленных задач, включающие в себя, потребности и интересы участников рынка труда, потенциальные возможности региона, комплекс социально-экономических факторов, интегрированных в рынок труда, рассмотрены в контексте гуманистического подхода.

Политика занятости призвана задействовать весь круг факторов, определяющих успех трудовой деятельности человека, критериями которого служат обычно размер заработков, стабильность занятости, продвижение по службе и т.д. Некоторые из этих факторов зависят от свойств и установок самого человека, другие находятся вне его. К первым относятся качественные параметры рабочей силы (уровень образования и профессиональной подготовки, состояние здоровья, наличие позитивной трудовой мотивации), ко вторым - состояние экономической конъюнктуры, прежде всего структура и динамика рабочих мест.

Главным инструментом достижения стабильности экономического положения каждого члена общества и страны в целом считается накопление и сохранение человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей поддерживать, совершенствовать и модифицировать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством образования и профессиональной подготовки.

Анализа безработицы в России в 2009 году показал, что среднегодовая численность безработных, составила 6,1 млн. человек (8,4% экономически активного населения), что на 1,5 млн. человек больше, чем в 2008 году и на 0,7 млн. чел. меньше чем в 2010 году. Численность официально зарегистрированных безработных в среднем за 2009 год выросла на 684 тыс. человек и составила 2,1 млн. человек (2,8% экономически активного населения). Оживление в экономике привело к увеличению спроса на рабочую силу. В 2010 г. в экономике страны было занято 69,8 млн. человек, что на 0,4 млн. человек больше, чем в 2009 году.

За 2010 год численность безработных, определяемых по методологии МОТ, на основании обследования по проблемам занятости составила 5,6 млн. человек или 7,5% экономически активного населения, что на 0,7 млн. человек меньше, чем в 2009 году. В конце 2010 года численность граждан, не имеющих работы, составила 5,4 млн. человек или 7,2% экономически активного населения, что на 0,8 млн. человек меньше, чем в конце 2009 года. Снижение численности безработных объясняется улучшением экономической ситуации в стране и восстановлением спроса на трудовые ресурсы.

В 2010 году продолжилось осуществление начавшихся в 2009 году мероприятий по поддержке рынка труда. Из федерального бюджета было выделено 39,5 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на снижение напряженности на рынке труда в рамках соответствующих региональных программ.

В результате численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения на конец 2010 года составила 1,6 млн. человек, что на 0,6 млн. человек меньше, чем аналогичный показатель 2009 года.

Данная курсовая работа также рассматривала проблемы занятости и безработицы на примере Калужской области. Калужская область является не самым большим регионом страны, но одним из наиболее стабильных в политическом и экономическом отношении. Область обладает высоким экономическим потенциалом, хорошим географическим положением и традиционно является промышленно-ориентированным регионом.

Ситуация с безработицей в Калужской области к концу 2010 года улучшилась, что обусловлено как позитивными изменениями в экономике, так и реализацией региональной программы по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2010 году, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 28.12.2009 № 568.

Программы поддержки занятости, помощи и переобучения безработных — одно из основных направлений борьбы с безработицей. Масштабные и эффективные меры сохраняют и повышают качество рабочей силы, которая будет востребована на рынке, поддерживают потребительский спрос и в конечном счете ускоряют выход из кризиса.

По предварительным данным итогов обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения в среднем за 2010г. составила 553,6 тыс. человек (55,3% от общей численности населения области), что на 23,2 тыс.чел. меньше чем в 2009 году. В  числе экономически активного населения – 517,5 тыс. человек (93,5%) заняты в экономике, 36,1 тыс. человек (6,5%) - не имели занятия, но активно его искали и, в соответствии с методологией МОТ, классифицировались как безработные. Безработица в Калужской области по сравнению с 2009 годом снизилась с 8,1% до 5,4% в 2010 году.

В работе выделены приоритетные направления по содействию занятости населения. Решение задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается обеспечить путем повышения эффективности функционирования рынка труда, проведения модернизации механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрения инновационных методов регулирования в области содействия занятости населения. Так для решения проблемы занятости необходимо уже сегодня выявить новые сегменты рынка труда, обладающие потенциалом роста, и заранее создать условия для подготовки специалистов и иных категорий работников для таких рынков.

 

Список литературы

 

  1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25 декабря 2008 г.)
  2. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости».
  3. Постановление   Правительства Калужской области от 13 января 2009 г. № 2 «Об утверждении региональной программы по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2009 году». СПС «Гарант».
  4. Распоряжение Правительства РФ №1193-р от 15 августа 2008 г. «О Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 годы». СПС «Гарант».
  5. Белова В. Л. Введение в макроэкономику. Безработица. // Социально-политический журнал.-2007. - №1.
  6. Бетхина С.В., Веприкова Е.Б. Структура и специфика современного рынка труда.— М.: Юрайт, 2010.
  7. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – 2008.
  8. Брайср К.Х. Безработица и неполная занятость // Социологические иследования. - 2008. - №10.
  9. Брайср К.Х. Безработица и неполная занятость//Социологические исследования. - 2008. -№10.
  10. Госкомстат РФ, Калужская область: www.kalugastat.ru /digital/ region9 /2007 /trd.mht.
  11. Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики. -2010. -№1.
  12. Карташева А., Кубишин Е. Ситуация на рынке труда: направления развития.// Экономист. - 2009. - №12.
  13. Касимова И. Ситуация на рынке труда на конец 2010 года. http: //www.rb.ru /career /knowledge /jobmarket /2010 /12 /01 /172423.html.
  14. Колесников Ю.В. Занятость, безработица, служба занятости. Толковый словарь терминов и понятий.// Нива России, М., 2007.
  15. Коммандер С., Емцов Р. Безработица в России: масштабы, структуры, детерминирующие факторы // Общество и экономика.-2011. - №4.
  16. Кузнецова Л.А., Нестеренко И.Ю., Мельникова А.П. Рынок труда и занятость населения. Учебное пособие. - Челябинск, 2009.
  17. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения. - М.: Перспектива, 2009.
  18. Макконнслл К. Р., Брю С. Л. Экономикс в 2-х томах. - M.,1992. - T.1..
  19. Никифорова А. А. Рынок труда: занятость и безработица. – М.: Дело и Сервис, 2010.
  20. Основные показатели деятельности Роструда //www.rostrud.info.
  21. Современная экономика труда / руководитель авт. коллектива и науч ред. В. В. Куликов. — М.: Финстатинформ, 2006.
  22. Сухарева Э.О. Рынок труда и занятости в системе социальных отношений. — М.: Инфра-М, 2008.
  23. Сухарева Э.О. Рынок труда и занятости в системе социальных отношений. — М.: Инфра-М, 2006.
  24. Харвей Дж. Современная экономическая теория. Вводный курс. – М.: ЮНИТИ, 2006.
  25. Шлендер П.Э. Рынок труда.– М.: Вузовский учебник, 2009.

 

1 Колесников Ю.В. Занятость, безработица, служба занятости. Толковый словарь терминов и понятий.// Нива России, М., 2007. – с.21.

2 Брайср К.Х. Безработица и неполная занятость//Социологические иследования. - 2008. -№10.- с.13.

3 Макконнслл К. Р., Брю С. Л. Экономикс в 2-х томах. - M.,1992. -T.1.-C.5.

4 Белова В. Л. Введение в макроэкономику. Безработица. // Социально-политический журнал.-2007.-№1.-с.63.

5 Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – 2008. - с.97

6 Харвей Дж. Современная экономическая теория . Вводный курс. – М.: ЮНИТИ, 2006. - с.156

7 Сухарева Э.О. Рынок труда и занятости в системе социальных отношений. — М.: Инфра-М, 2008.

8 Современная экономика труда / руководитель авт. коллектива и науч ред. В. В. Куликов. — М.: Финстатинформ, 2006. – с. 70.

9 Касимова И. Ситуация на рынке труда на конец 2010 года. http: //www.rb.ru /career /knowledge /jobmarket /2010 /12 /01 /172423.html


Информация о работе Безработица и ее социально-экономические последствия