Безработица и ее социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 01:49, курсовая работа

Краткое описание

Изменение социально-экономической структуры общества, структурная перестройка общественного производства привели к ухудшению состояния рынка труда, к росту безработицы в России. Проблема занятости и безработицы стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. И, к сожалению, в начале нового XXI века эта проблема не исчезла. Можно даже сказать, что она приобрела новую окраску.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную дефадацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Речь идет о том, чтобы минимизировать, значительно снизить социальные последствия рыночного негатива, особенно в области реализации права на труд как одной из важнейших составляющих человеческой жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1. Сущность, понятие и виды безработицы 5
1.2. Количественная оценка и способы расчета уровня безработицы 8
1.3. Социально - экономические последствия безработицы 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ И КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ 14
2.1. Анализ ситуации на рынке труда в России 2008-2010 гг. 14
2.2. Анализ безработицы в Калужской области 2008-2010 гг. 20
2.3. Мероприятия в сфере борьбы с безработицей 28
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕГИОНЕ 37
3.1. Основные направления борьбы с безработицей в регионе 37
3.2. Рекомендации по реализации мероприятий, направленных на снижение безработицы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС.РАБ. безработица и ее соц-эконом.последствия ВЗФИ.doc

— 509.50 Кб (Скачать файл)

2. Выдача зарегистрированным в службе занятости лицам с высшим профессиональным образованием образовательных ваучеров, покрывающих до 100% стоимости коротких (до 6 месяцев) программ дополнительного образования и профессиональной переподготовки в специально отобранных учебных заведениях и учебных центрах.

3. Содействие перераспределению специалистов через, единую - . государственную базу данных квалифицированных специалистов, повысивших или получивших квалификацию с помощью государства, с развитой системой поиска, включающую и трудоустроенных, что позволит найти лучшую занятость многим квалифицированным специалистам.

4. Софинансирование программ получения дополнительных квалификаций работниками предприятий на рабочих местах, переведенными на неполную рабочую неделю по схемам: «государство + предприятие», «государство + предприятие + работник».

5. Программы практического обучения (стажировок) специалистов на предприятиях с передовыми технологиями. При этом принимающее предприятие может присмотреться к работнику и предложить постоянный контракт. Государство должно обеспечить стажеров стипендиями.

Для студентов и выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений результативна реализация следующих программ:

1. Программа стажировки; которая может продолжаться, после окончания учебного заведения до 6 месяцев, предполагающая пробную работу по специальности на профильных предприятиях и в организациях.

2. Софинансирование государством до 50% стоимости платного обучения основного профессионального образования в ведущих учебных заведениях России по дефицитным специальностям и направлениям. Образовательные учреждения самостоятельно определяют студентов, получающих скидку на оплату обучения из числа студентов, чьи семьи потеряли источники доходов и из числа наиболее успевающих студентов..

3. Государственная система образовательных кредитов для студентов отобранных на, конкурсной основе вузов и колледжей; имеющих репутацию и обеспечивающих высокое качество образования.

Для реализации концепции развития деятельности службы занятости на втором этапе приоритетными направлениями в ее работе должны стать:

- совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости;

- интеграция участников рынка труда, консолидация их финансовых и кадровых ресурсов на содействие занятости и профессиональных усилий;

- создание надежной и адекватной информационной' базы, включающей мониторинг формирования спроса и предложения рабочей силы в территориально-отраслевом и профессионально-квалификационном аспекте, позволяющий точнее прогнозировать ситуацию на рынке труда;

- обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу, включая совершенствование системы профессионального обучения безработных граждан;

- оказание социальной и психологической поддержки гражданам, испытывающим, трудности с поиском работы, в целях сохранения у них профессиональных навыков и мотивации к труду;

- содействие территориальной мобильности рабочей силы; повышение, качества рабочей силы и совершенствование работы по профилактике безработицы;

- стимулирование экономической активности населения и увеличения числа рабочих мест;

- организацию специальных мероприятий, направленных на обеспечение занятости лиц, наименее конкурентоспособных на рынке труда;

- создание программ, направленных на оптимальное использование потенциала работников при трудоустройстве и уже работающих граждан.

Таким образом, целью предлагаемых мероприятий является создание благоприятных условий для повышения эффективной занятости населения посредством объединения усилий участников рынка труда и согласованности их действий, направленных на развитие трудовых ресурсов, обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы, эффективную занятость населения.

 

3.2. Рекомендации по реализации мероприятий, направленных на снижение безработицы

 

Рассмотрим подробнее основные направления деятельности по содействию занятости на рынке труда области и как можно их реализовать.

Совершенствование нормативно-правовой базы включает участие органов службы занятости в разработке региональных законопроектов, в подготовке проектов постановлений органов местного самоуправления по вопросам занятости населения. Больше внимания следует уделять способам регулирования занятости и устранению причин безработицы.

Взаимодействие участников рынка труда также требует создания нормативно-правовой базы. Участие частных кадровых агентств в политике по содействию занятости вызывает необходимость создания основы для единообразных нормативных правовых актов, способствующих формированию правовых механизмов, регламентирующих порядок и формы участия негосударственных организаций на рынке труда, а также повышению эффективности защиты прав работодателей и трудоспособных граждан, ищущих работу.

Такой базой может стать законопроект «О деятельности частных агентств занятости», который установит правовой механизм деятельности данных организаций как негосударственных участников рынка труда. Он должен определять права, обязанности и ответственность частных кадровых агентств, устанавливать порядок и формы взаимодействия их с органами государственной власти.

Легальная возможность применения и использования заемного труда (лизинга рабочей силы); например в федеральном законе, устанавливающим специальный вид трудовых отношений с заемными работниками, позволит соблюсти целый ряд положений, касающихся; гарантий труда , указанных работников, предусмотренных ст. 11 Конвенции № 181.

В силу Конституции РФ, прямых указаний Трудового кодекса РФ и некоторых федеральных законов, будут защищены права на гарантированный минимальный размер заработной платы на труд, отвечающий условиям безопасности и гигиены; на обязательное возмещение ущерба, причиненного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; на пособия по беременности и родам; на пособия; родителям; на доступность профессиональной подготовки.

Также необходима работа по разработке и внедрению стандартов деятельности кадровых агентств и сертификации организаций, содействующих занятости населения, что позволит повысить качество оказываемых услуг и защиту потребителя от недобросовестного провайдера и позволит эффективно взаимодействовать всем участникам рынка труда.

Выработка стандартов должна производиться уполномоченным органом, который может быть создан на основе объединений работодателей, агентств по подбору и отбору специалистов, представителей работников.

Для единой оценки и сравнения их деятельности с другими участниками рынка труда предлагаем использовать методику оценки эффективности деятельности предложенную во второй главе работы с учетом специфики негосударственных служб занятости населения.

Взаимодействие органов государственной и негосударственной служб занятости, структурных подразделений исполнительной и законодательной власти, объединений работодателей, профсоюзов по регулированию рынка труда, консолидации финансовых средств на содействие занятости в отраслях в территориях, направленное на разработку и реализацию территориальных программ содействия занятости населения, программ общественных работ; развитие местных инициатив поддержки слабоконкурентных категорий безработных граждан; заключение и реализацию соглашений о сотрудничестве с заинтересованными органами исполнительной власти, работодателями по регулированию социально-трудовых отношений, планированию и выполнению активных мероприятий содействия занятости.

В условиях реструктуризации экономики и активизации процессов высвобождения рабочей силы важным становится тесное взаимодействие органов службы занятости и работодателей по планированию и реализации превентивных мер по отношению к работникам, находящимся под риском увольнения.

Большое внимание надо уделять привлечению ресурсов всех заинтересованных органов исполнительной власти и работодателей и налаживанию целевого взаимодействия на территориальных рынках труда по поддержке слабоконкурентных категорий.

Улучшение информационного обеспечения политики занятости является одной из основных задач региональной службы занятости населения. Каждому человеку, вышедшему на рынок труда, работодателю, учебному заведению, нужна информация о месте формирования и профессионально- квалифицированной структуре спроса и предложения на рабочую силу. В современных условиях необходимо помогать: работникам - выстраивать и реализовывать их деловую карьеру; молодежи и другим слабозащищенным категориям граждан — повышать свою конкурентоспособность; работодателям — подбирать необходимые кадры; органам власти — проводить политику занятости и обеспечивать социальную защиту населения.

Особое значение приобретают информационно-консультационное обслуживание открытого рынка труда, активное трудовое посредничество между работодателями и работополучателями. Гарантии занятости, предоставляемые безработным, должны содействовать их адаптации к структуре спроса на рабочую силу, повышению профессионально-квалификационной и территориальной мобильности, активному поиску работы и занятий.

Перспективным направлением развития инфраструктуры рынка труда становится «социализация» службы занятости на открытом рынке труда на принципах социального партнерства. В результате можно повысить социально- экономическую эффективность регулирования рынка труда за счет совершенствования форм профобучения и переподготовки высвобождаемых работников, усиления координации с профессиональными союзами и объединениями предпринимателей, повышения роли коллективных договоров в регулировании профессиональной занятости.

Важнейшее направление совершенствования деятельности службы занятости заключается в расширении информационного поля относительно числа и качественной структуры вакансий, в дальнейшем развитии непосредственных контактов с работодателями различных форм собственности. Количественное и качественное расширение банка вакансий в рамках службы занятости позволит изменить структуру обращающихся в эту службу граждан за счет повышения доли тех, для которых главная цель состоит в получении рабочего места, а не пособия по безработице.

Учитывая тот факт, что все услуги служба занятости оказывает бесплатно, оказание информационных и консультационных услуг по месту жительства может стать эффективным элементом гибкого рынка труда.

Анализ обращений граждан в службу занятости свидетельствует об их потребности в информационной или консультационной помощи.

Свободный и бесплатный доступ к информации позволяет ориентировать клиентов, ищущих работу, на активное поведение на рынке труда. Они трудоустраиваются не регистрируясь в центре занятости, что приводит к снижению уровня безработицы в регионе:

Открытие информационных центров (пунктов) и в других районах города Калуги значительно увеличит обращаемость граждан и их трудоустройство и позволит значительно расширить спектр услуг различным категориям обращающихся граждан и работодателям, ориентировать клиентов, ищущих работу, на активное поведение на рынке труда. Деятельность информационных центров (пунктов) должна быть направлена на оказание превентивных услуг гражданам, потенциально способным стать безработными, как не состоящим на учете в центре занятости населения, так и зарегистрированным в качестве ищущих работу.

Для трудоустройства населения, проживающего в сельской: местности, можно использовать «передвижные» информационные пункты. Это - машина оборудованная мобильной: связью, компьютерами, информационными: материалами и др. Цели и задачи таких пунктов те же, что и у стационарных.

Своевременное и качественное информирование населения и работодателей о ситуации на: рынке труда оказывает заметное влияние на уровень трудоустройства; дает возможность гражданам; обратившимся, в центр занятости, найти работу еще до регистрации их в качестве безработных.

Необходимо проводить систематический аудит результатов деятельности службы занятости. Отсутствие мониторинга и механизма обратной связи не дают достоверной информации о трудоустройстве граждан обратившихся в службу занятости. А так как целевым результатом является трудоустройство граждан, предлагается отслеживать его качество.

Необходимо осуществлять мониторинг и для оценки состояния- рынка труда региона: уровня дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы; уровня развития системы профподготовки, повышения квалификации, в том числе на предприятиях и др.

Структурное соответствие спроса и предложения на рынке труда специалистов, рабочих кадров и связанным с ним рынком образовательных услуг является ключевым вопросом, определяющим общую экономическую и социальную эффективность региональной системы высшего, среднего и начального профессионального образования.

Служба занятости несет большую ответственность за верный выбор направлений обучения и переобучения, так как, с одной стороны, реализация обучающих программ требует значительных денежных средств, с другой, - человек, прошедший обучение и не имеющий возможности работать по полученной специальности в силу ее невостребованности, опять становится клиентом центра занятости.

Информация о работе Безработица и ее социально-экономические последствия