Безработица и ее социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 01:49, курсовая работа

Краткое описание

Изменение социально-экономической структуры общества, структурная перестройка общественного производства привели к ухудшению состояния рынка труда, к росту безработицы в России. Проблема занятости и безработицы стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. И, к сожалению, в начале нового XXI века эта проблема не исчезла. Можно даже сказать, что она приобрела новую окраску.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную дефадацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Речь идет о том, чтобы минимизировать, значительно снизить социальные последствия рыночного негатива, особенно в области реализации права на труд как одной из важнейших составляющих человеческой жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1. Сущность, понятие и виды безработицы 5
1.2. Количественная оценка и способы расчета уровня безработицы 8
1.3. Социально - экономические последствия безработицы 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ И КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ 14
2.1. Анализ ситуации на рынке труда в России 2008-2010 гг. 14
2.2. Анализ безработицы в Калужской области 2008-2010 гг. 20
2.3. Мероприятия в сфере борьбы с безработицей 28
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕГИОНЕ 37
3.1. Основные направления борьбы с безработицей в регионе 37
3.2. Рекомендации по реализации мероприятий, направленных на снижение безработицы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС.РАБ. безработица и ее соц-эконом.последствия ВЗФИ.doc

— 509.50 Кб (Скачать файл)

Чтобы обеспечить баланс трудовых ресурсов по отраслям экономики области, Министерством труда, занятости и кадровой политики Калужской области разработан порядок формирования прогноза потребности в трудовых ресурсах организаций Калужской области на среднесрочную перспективу (5 лет). В его основе  - данные министерства экономического развития Калужской области о потребности в кадрах для предприятий, строящихся на территории Калужской региона с учетом графика ввода мощностей,  и прогноз социально-экономического развития области.

Поскольку региональные органы исполнительной власти курируют и координируют работу определенных отраслей и сфер управления, на исполнительные органы государственной власти Калужской области возложена задача обеспечения работы по формированию отраслевого прогноза.  

Министерство труда, занятости и кадровой политики обобщает  полученную информацию и направляет сводный прогноз главам администраций соответствующих муниципальных районов и городских округов Калужской области для согласования и, при необходимости, корректировки. Целесообразность этой процедуры обусловлена тем, что районные администрации владеют более полной информацией о реализации инвестиционных проектов, о перспективах развития района и  обо всех организациях, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

Благодаря среднесрочному  прогнозу обеспечивается целенаправленная работа по устранению профессионально-квалификационных диспропорций на региональном рынке труда. В последние годы в системе профессионального образования области имел место значительный перекос: образовательные учреждения вели подготовку специалистов без учета структуры рынка труда, в результате наблюдался переизбыток кадров в одних областях и недостаток  - в других, требующих специалистов,  в том числе и для новых производств.

Для решения этой задачи  в области выстраивается система целевой подготовки кадров, которая осуществляется на основе «Типового положения о целевой контрактной подготовке», разработанного министерством труда, занятости и кадровой политики области. Это позволит  готовить именно тех специалистов, которые будут востребованы в регионе. Заказчиками кадров будут выступать отраслевые министерства, заинтересованные в развитии своей отрасли и привлечении в неё подготовленных специалистов.

Целевую подготовку предполагается осуществлять с помощью трехстороннего контракта (договора) между учащимся, учреждением профессионального образования и исполнительным органом государственной власти Калужской области. В число сторон договора не включается организация по той причине, что за период подготовки специалиста она может быть ликвидирована. Чтобы избежать связанных с этим рисков,  исполнительному органу власти предоставляется право трудоустроить выпускника по полученной специальности в ту организацию, где на данный момент имеется вакансия. Это обеспечит более эффективное использование средств, затраченных на целевую подготовку.

Исполнительные органы государственной власти Калужской области устанавливают требования к кандидатам на обучение в рамках целевой контрактной подготовки с учетом специфики и приоритетов соответствующей отрасли или сферы управления. Обязательства сторон и формы взаимной ответственности определяются контрактом. Контрактом же устанавливается и минимальный обязательный срок работы выпускника в конкретной организации по завершении обучения.

 

Глава 3. Предложения по снижению безработицы в регионе

3.1. Основные направления борьбы с безработицей в регионе

 

Рекомендации по совершенствованию борьбы с безработицей региона базируются на анализе, оценке современных проблем рынка труда и прогнозе занятости населения. Экономический кризис вызывает еще большую необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованного предвидения, регулирования, приспособления к возникающим ситуациям на рынке труда.

В современных условиях развития экономики, чтобы эффективно функционировать и влиять на рынок труда, службе занятости необходимо совершенствовать свою деятельность, расширять свои возможности, использовать новые подходы в работе.

В рамках поставленной, задачи с учетом выявленных в исследовании проблем и тенденций в области борьбы с безработицей предлагается определить основные направления развития службы занятости и круг мероприятий, направленных на их реализацию.

На сегодняшний день в условиях мирового кризиса и резкого высвобождения большого количества работников на службу занятости возложена задача по поддержке рынка труда и снижению социальной напряженности в обществе.

Прогноз, и реальная ситуация в регионе требуют принятия экстренных мер и работу по развитию службы занятости следует проводить поэтапно:

1 этап. Реализация антикризисных мер по поддержке рынка труда и снижению социальной напряженности в обществе.

2 этап. Подготовка и реализация мер по развитию службы занятости в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В рамках реализации первого этапа необходимо ориентироваться на перспективные направления программ второго этапа. Основные усилия региональной службы занятости населения должны быть направлены на реализацию комплексного и взаимосвязанного подхода к решению проблем занятости населения и развитию области и предусматривать:

- выработку механизма согласования принимаемых решений макроэкономического развития области с основными показателями, характеризующими состояние занятости и регионального рынка труда (уровень экономической активности населения, уровень безработицы, отраслевую структуру занятых, динамику эффективности труда, движение рабочих мести др.);

- непосредственное участие исполнительной власти в корректировке экономических программ с учетом принятых направлений политики занятости;

- экспертную оценку последствий для трудовой сферы тех или иных федеральных и региональных программ общеэкономического характера;

- прямую поддержку работодателей в организации и сохранении рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите.

Реализация мероприятий долгосрочной Программы будет способствовать расширению возможностей занятости работников в случае угрозы увольнения, ищущих работу и безработных граждан за счет трудоустройства на временные рабочие места, повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда.

В результате реализации Программы:

- не менее 729 работников, находящихся  под угрозой увольнения, а также работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами, будут направлены на опережающее профессиональное обучение;

- не менее 55 женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, будут направлены на опережающее профессиональное обучение с целью их вывода с вредного производства;

- не менее 199 женщин, находящихся  в отпуске по уходу за ребенком  до 3 лет, планирующих возвращение  к трудовой деятельности, пройдут профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

- не менее 44 врачей пройдут профессиональную  переподготовку в соответствии  с программой модернизации здравоохранения  Калужской области;

- не менее 350 выпускников образовательных учреждений пройдут стажировку в целях приобретения ими опыта работы;

- будет трудоустроено не менее 180 незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных  родителей;

- будет оказано содействие самозанятости  не менее 1100 безработных граждан  и стимулирование создания безработными  гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках Программы позволит сдержать рост безработицы в Калужской области.

Численность безработных граждан к концу 2011 года не превысит 5 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы составит 0,9% от численности экономически активного населения Калужской области, а уровень напряженности на рынке труда - не более 0,7.

Распределение объемов финансирования по мероприятиям характеризуется следующими данными:

Объем финансовых затрат на реализацию предложен в размере 723507,8 тыс. рублей, из них:

-средства областного бюджета - 18978,8 тыс. рублей;

-средства федерального бюджета – 685550,2 тыс. рублей;

1. Объем финансирования по опережающему  профессиональному обучению работников  в случае угрозы массового увольнения рассчитывался по формуле:

Соб = Чоб х N                                               (3)

где: Соб - объем финансирования мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников в случае угрозы массового увольнения;

Чоб - численность участников программы опережающего обучения;

N - базовый норматив затрат на  организацию профессиональной подготовки  во Калужской области в 2009 году (4043 тыс. руб. при среднем периоде обучения 2 мес.), скорректированный- на уровень инфляции, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации на 2010 год (7,5%), в расчете на одного безработного гражданина исходя из- средней продолжительности обучения 3 месяца - 6,6 руб.:

N = (4,043 руб. : 2 мес.) х 3 мес. х 1,075 = 6,6 тыс. руб. Соб =4142 чел. х 6,6 тыс. руб. = 27337,2 тыс. руб.

2. Объем финансирования мероприятий  по организации временных и  общественных работ рассчитывался  по формуле:

Сор = Чор х МРОТ х Pop                                  (4)

где: Сор - объем финансирования мероприятий по организации временных и общественных работ;

Чор - численность участников программы;

МРОТ — сумма частичного возмещения работодателю затрат на заработную плату в размере МРОТ (4330 руб.) и начислений на фонд оплаты труда (1135 руб).;

Pop - средняя продолжительность  участия в общественных работах:

Сор = 16217 чел. х 5,5 тыс. руб. х 3 мес. = 267580,5 тыс. руб.

3. Объем финансирования мероприятий  по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан рассчитывался по формуле:

Смпр = Чпр х Сгп                                            (5)

где: Смпр - объем финансирования мероприятии по содействию развития малого предпринимательства безработных граждан;

Чпр - численность участников программы;

Сгп - сумма годового размера причитающегося данному безработному гражданину пособия по безработице.

Сгп = 4,9 тыс. руб. х 12 мес. = 58,8 тыс. руб.

Смпр = 400 чел. х 58,8 тыс. руб. = 23520,0 тыс. руб.

4. Объем финансирования по оказанию  адресной поддержки гражданам, переезжающим  в другую местность для замещения  рабочих мест рассчитывался по формуле:

Сп = Чп х (Коп х Сут х Нжп)                                (6)

где: Сп - объем финансирования мероприятий по оказанию адресной поддержки гражданам, переезжающим в другую местность для работы постоянного или временного характера;

Чп - численность участников программы;

Коп - авансирование транспортных расходов по переезду в другую местность, по нормативам, предусмотренным для переезда безработных в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения;

Сут - размер суточных расходов за время следования к месту работы и обратно (в размере 100 рублей за каждый день нахождения в пути следования к месту работы и обратно);

Нжп - расходы по найму жилого помещения за время пребывания в другой местности (550 руб. в сутки при средней продолжительности 3 мес).

Сп =100 чел. х [0,5 тыс.руб.+(0,1 тыс.руб'. х 2 дня)+(0,55 тыс.руб.\х 90 дн.)] — 100 чел. х 50,2 тыс. руб. = 5020,0 тыс. руб.

В условиях кризиса одним из реалистичных путей преобразования в сфере занятости должна стать концентрация государственных средств в перспективных социально значимых отраслях с одновременным созданием условий для инвестиционной активности. Представляется очевидным, начать с системы образования, которая создаст достаточно прочную базу для необходимых положительных изменений в сере занятости в дальнейшем.

Обострение проблемы в сфере образования особенно скажется на выпускниках с невостребованными и непрофильными специальностями, без достаточных для профессиональной работы знаний они попадут в зону риска.

Повторение ситуации с деквалификацией предыдущего кризиса приведет к усилению технологического отставания России в период экономического роста, поэтому важно продолжать наращивать человеческий капитал. Необходимо использовать шанс повысить культурно-технический уровень своих работников перед экономическим ростом экономики.

Образовательные программы являются наиболее социально привлекательным антикризисным инструментом, поскольку создают оптимистический психологический фон (ожидание будущей работы и карьеры) для полностью или частично безработных.

Для специалистов имеющих стаж работы эффективно:

1. Повышение доступности качественных программ дополнительного профессионального образования (от б месяцев до трех лет) через 50%-ное софинансирование этих программ в государственных и негосударственных учебных заведений, имеющих высокую репутацию, способствуя продолжению обучения работников, чьи доходы резко сократились.

Информация о работе Безработица и ее социально-экономические последствия