Безработица и ее социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 01:49, курсовая работа

Краткое описание

Изменение социально-экономической структуры общества, структурная перестройка общественного производства привели к ухудшению состояния рынка труда, к росту безработицы в России. Проблема занятости и безработицы стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. И, к сожалению, в начале нового XXI века эта проблема не исчезла. Можно даже сказать, что она приобрела новую окраску.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную дефадацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Речь идет о том, чтобы минимизировать, значительно снизить социальные последствия рыночного негатива, особенно в области реализации права на труд как одной из важнейших составляющих человеческой жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1. Сущность, понятие и виды безработицы 5
1.2. Количественная оценка и способы расчета уровня безработицы 8
1.3. Социально - экономические последствия безработицы 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ И КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ 14
2.1. Анализ ситуации на рынке труда в России 2008-2010 гг. 14
2.2. Анализ безработицы в Калужской области 2008-2010 гг. 20
2.3. Мероприятия в сфере борьбы с безработицей 28
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕГИОНЕ 37
3.1. Основные направления борьбы с безработицей в регионе 37
3.2. Рекомендации по реализации мероприятий, направленных на снижение безработицы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС.РАБ. безработица и ее соц-эконом.последствия ВЗФИ.doc

— 509.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Анализ безработицы  в Калужской области 2008-2010 гг.

 

По данным выборочных обследований, проведенных Калужским областным комитетом государственной статистики, общий уровень безработицы, определяемый по методологии Международной организации труда (далее - МОТ), в 1992 году составлял 4,1% от экономически активного населения Калужской области (23 тыс. безработных), а в 1999 году - 11,5% (60,7 тыс. безработных).

Начиная с 1999 года в экономике Калужской области наметились позитивные тенденции, которые выражались в росте объемов промышленного производства, подрядных работ, увеличении товарооборота, повышении численности занятого населения, снижении регистрируемой и общей безработицы. Улучшение ситуации на рынке труда продолжалось вплоть до 2008 года, когда в начале ноября численность безработных достигла самого низкого значения (2439 человек), а уровень регистрируемой безработицы составил 0,44%. Общий уровень безработицы, определяемый по методологии МОТ, в это время составлял 4,7% от экономически активного населения Калужской области (24 тыс. безработных).

В ноябре-декабре 2008 года начало сказываться негативное влияние на экономику Калужской области мирового финансового кризиса, которое на рынке труда нашло выражение в увеличении числа высвобождаемых работников, широком применении работодателями режимов неполного рабочего времени, простоев, направлении работников в вынужденные отпуска.

В Калужской области обстановка на регистрируем рынке труда в целом соответствовала общим тенденциям развития социально-экономической ситуации. Так, численность безработных (по методологии МОТ) к концу 2008 года по оценке составила 24 тыс. человек (около 4,7% от численности экономически активного населения – на 0,8% меньше, чем в начале года).

В период с октября 2008 года по декабрь 2009 года в государственную службу занятости населения Калужской области представлена информация о планируемом высвобождении 13514 работников 633 организаций.

В 70 организациях высвобождение работников носило массовый характер.

Наибольшее количество сокращений происходило в организациях вида экономической деятельности «Обрабатывающие производства» - 116 организаций: численность предполагаемых к увольнению - 49,7% от общего количества, численность уволенных - 57,2% от общего количества уволенных.

На втором месте строительные организации и предприятия промышленности стройматериалов - соответственно 47 организаций: 7,2% от числа работников, предполагаемых к увольнению, и 5,5% от числа уволенных. Заметный удельный вес имели образовательные учреждения всех уровней, организации энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи. Значительную долю в численности предполагаемых к сокращению работников (более 12%) имели сотрудники военных организаций. Режимы неполного рабочего времени вводились в 235 организациях для 36,7 тыс. человек. Суммарные потери рабочего времени составили почти 708 тыс. человеко-дней, что в среднем на одного работника, работавшего неполное время, составляет 19 человеко-дней. В 102 организациях суммарный период неполного рабочего времени составлял 6 и более месяцев (вводился неоднократно). Наибольший удельный вес среди организаций, применявших неполное рабочее время, имели организации обрабатывающих производств (28%), строительные организации и предприятия строительной индустрии (14,5%), организации сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности (11,5%).

В 46 организациях происходили приостановки производства для части или всех работников, причем в 9 из них суммарный период простоя составлял 6 и более месяцев. Совокупные потери рабочего времени составили 62,3 тыс. человеко-дней, или в среднем на одного работника, находившегося в простое, 32 дня.

В 39 организациях часть работников направлялась в отпуска без сохранения заработной платы. Совокупные потери рабочего времени составили 62,3 тыс. человеко-дней, или в среднем на одного работника, находившегося в вынужденном отпуске, 62 дня.

Нестабильная ситуация на рынке труда вызвала заметное увеличение количества граждан, нуждающихся в услугах государственной службы занятости населения Калужской области.

Официальный статус безработного в течение года получили 9500 человек (в 2009 году – 10701). Удельный вес граждан, признанных безработными, от общего числа обратившихся в службу занятости составил 25,1% (в 2005 году – 25,6%). Соотношение количества женщин и мужчин по сравнению с предыдущим периодом изменилось и составило 61% и 39% (в 2007 г. – 63% и 37%). Возросла относительная численность инвалидов – с 10,7 до 11,9%, доля безработных, проживающих в сельской местности – с 25,5% до 27,7%, а доля молодежи уменьшилась с 35% до 32,6%.

За государственными услугами в 2009 году обратились почти 126 тыс. человек, в том числе 2013 инвалидов (каждый пятый житель Калужской области в трудоспособном возрасте). Это в полтора раза больше, чем в предыдущем году. Наибольшее количество обратившихся нуждались в подборе подходящей работы.

Численность безработных на 01.01.2009 года составила 3790 человек, а уровень регистрируемой безработицы – 0,69% (на 1.01.2008 г. – соответственно 3543 и 0,65%). 2,9% из них состояли на учете по безработице более года (на конец 2007 года - 4,8%). Средняя продолжительность безработицы граждан, состоявших на учете на конец отчетного периода, уменьшилась с 4 месяцев в 2007 году до 3,2 месяца в 2008 г.

Количество вакансий, имевшихся в распоряжении службы занятости в течение января – декабря 2008 года, составило 75115 единиц (102% к 2007 году). В их структуре доля вакансий для рабочих осталась практически на том же уровне (80,5 – в 2007 г. и 80,1% - в 2008 г.). Сохранилась тенденция сокращения доли вакансий, поступивших с предприятий государственной формы собственности (с 21,4 до 16,4%).

В отраслевой структуре заявленных свободных рабочих мест произошло заметное увеличение их доли в строительстве (на 4%), образовании (на 1,9%), в обрабатывающем производстве (на 1,5%), в организациях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (на 1,1%), на транспорте и в связи (на 0,9%), здравоохранении (на 0,4%). В то же время на 6% уменьшился удельный вес вакансий в торговле, по 1% снижение составило в сельскохозяйственном производстве, в области добычи полезных ископаемых, предоставлении коммунальных, социальных и персональных услуг.

Несмотря на усилившийся к концу года процесс отзыва заявок на работников на 01.12.2008 года имелось 9949 вакансий (лишь на 1% меньше, чем 01.12.2007 г.), 16% из них оставались незаполненными более полугода. Более чем в 80% вакансий заявлена оплата труда в размере выше прожиточного минимума по региону. Однако выборочная оценка показывает, что только в 6% из них предлагалась заработная плата выше, чем в среднем по области. Предложение на областном рынке труда имеет существенные структурные отличия от спроса.

Однако благодаря созданному в регионе потенциалу развития, в 2008 году экономике области удалось избежать тяжелых экономических ударов и сохранить положительную динамику (рис. 8).

Рис. 8. Численность занятых в экономике в Калужской области

 

В определенной степени стабилизировать ситуацию помогла реализация региональной программы по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2009 году, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 13.01.2009 № 2 (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 10.02.2009 № 36, от 12.08.2009 № 321, от 11.09.2009 № 364, от 02.11.2009 № 444, от 25.12.2009 № 546).

В мероприятиях указанной региональной программы участвовало около 6,5% экономически активного населения Калужской области. В среднем по Российской Федерации этот показатель составил 2,8%. В результате реализации ее мероприятий в целом достигнуты следующие основные результаты:

- обеспечена занятость, в первую очередь за счет  общественных работ, значительной  части работников организаций  Калужской области, работавших в  режиме неполного рабочего времени, находившихся в простоях, а также вынужденных отпусках. В общественных работах участвовало почти 33 тыс. человек (6,5% экономически активного населения Калужской области), 765 из них находились под угрозой увольнения. При этом решены многие вопросы, касающиеся в первую очередь благоустройства населенных пунктов, приведения в порядок территории организаций и прилегающих территорий, и другие важные проблемы. Необходимо подчеркнуть и положительное влияние, которое оказала на стабилизацию социально-экономической обстановки в регионе поддержка доходов населения, реализованная в рамках этого мероприятия;

- за счет опережающего  обучения в основном сохранен  кадровый потенциал, повышен профессиональный  уровень работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, сохранена их занятость. Из 3142 человек, завершивших обучение, 3120 сохранили рабочие места в своих организациях;

- стажировка 458 выпускников  образовательных учреждений, испытывающих  затруднения в поиске работы, позволила приобрести первоначальный  опыт профессиональной деятельности. Часть из них осталась работать по месту прохождения стажировки, а большинству из остальных приобретенные навыки помогут в трудоустройстве;

- удалось оказать заметное  положительное влияние на развитие  малого бизнеса, причем в большинстве  случаев в нужных и перспективных для Калужской области сферах экономической деятельности. Оказано содействие в организации самозанятости 500 безработным гражданам;

- оказана финансовая  поддержка 1592 организациям, находившимся  в сложном финансово-экономическом  положении. Объем расходов консолидированного бюджета Калужской области на поддержку организаций составил 417559,2 тыс. рублей.

Вместе с тем к концу 2009 года не удалось в полной мере стабилизировать ситуацию на рынке труда Калужской области. В период с начала декабря 2009 по конец февраля 2010 года численность безработных увеличилась с 6856 человек до 8708 человек, а уровень регистрируемой безработицы - с 1,2% до 1,59% от численности экономически активного населения. В дальнейшем происходит медленный спад этих показателей, и на конец июня 2010 года численность безработных сократилась до значения около 7 тыс. человек (уровень безработицы - 1,25%).

Ситуация с безработицей в Калужской области к концу 2010 года улучшилась, что обусловлено как позитивными изменениями в экономике, так и реализацией региональной программы по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2010 году, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 28.12.2009 N 568 (далее - дополнительные мероприятия).

По предварительным данным итогов обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения в среднем за 2010г. составила 553,6 тыс. человек (55,3% от общей численности населения области). В  числе экономически активного населения – 517,5 тыс. человек (93,5%) заняты в экономике, 36,1 тыс. человек (6,5%) - не имели занятия, но активно его искали и, в соответствии с методологией Международной Организации Труда, классифицировались как безработные. По оценке, женщины составляли 50,3% занятых в экономике и 58,6% безработных.

В государственные учреждения службы занятости населения области в поиске подходящей работы в декабре 2010г. обратилось 2,2 тыс. граждан незанятых трудовой деятельностью. В качестве безработных было зарегистрировано 1295 человек.

К концу декабря 2010г. на учете состояло 6,5 тыс. граждан незанятых трудовой деятельностью, из них 5,4 тыс. (83,1%) имели статус безработного, из которых 4,9 тыс. получали пособие по безработице. Среди безработных, которым было назначено пособие по безработице, 36,4% граждан получали его в минимальном размере.

Всего за 2010г. в органы государственной службы занятости по вопросу трудоустройства обратилось 34,3 тыс. граждан, из них 50,9% составляли женщины, 47,1% - молодежь в возрасте 14-29 лет, 19,2% - несовершеннолетние в возрасте 14-17 лет. Безработными было признано 16,3 тыс. человек.

Распределение численности граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, по отдельным категориям (на конец декабря 2010 год) (рис. 9).

Рис. 9. Распределение численности граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, по отдельным категориям

 

За 2010г. численность трудоустроенных граждан  составила 24,7 тыс. человек или 70,8% от числа снятых с учета в органах службы занятости  (2009г. – 75,1%). Численность трудоустроенных безработных составила 11,4 тыс. человек или 62,1% от числа безработных, снятых с учета (2009г. – 63,3%).

Движение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости рисунок 10.

Рис. 10. Движение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости

 

На конец 2010г. заявленная организациями потребность в работниках составляла 7,2 тыс. свободных мест (вакантных должностей), 65% которых составляли места рабочих профессий.

Нагрузка незанятого населения в органах службы занятости на одну заявленную вакансию в конце 2010г. составляла 0,9 человека.

В течение 2010г. снято с учета 34,9 тыс. человек, в том числе 18,3 тыс. безработных. На профессиональное обучение направлено 1586 человек (88,2% к 2009 году). В общественных оплачиваемых работах в 2010г. принимало участие 1,8 тыс. человек (2009 г. – 31,8 тыс. чел.). По предложению органов службы занятости, досрочно назначена трудовая пенсия 134 безработным.

Таким образом, мероприятия по борьбе с безработице на региональном уровне преследовали стратегические и тактические цели. Среди них можно назвать следующие:

– устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы;

– подготовка и переподготовка рабочей силы;

– поддержка (налоговая и другая) деятельности по созданию рабочих мест;

– расширение диапазона общественных работ;

– государственная поддержка (административная, налоговая и другая) привлечения иностранного капитала в регионы, в том числе для развития малого бизнеса, подготовки для него рабочей силы и т.п.

 

2.3. Мероприятия  в сфере борьбы с безработицей

 

В период преодоления последствий экономического кризиса сдержать рост безработицы в регионе помогла региональная программа по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда области в 2010 году

В рамках указанной программы была реализована организация общественных работ, опережающее обучение специалистов, стажировка выпускников учреждений профессионального образования, оказано содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости.

Информация о работе Безработица и ее социально-экономические последствия