Банковская система зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучить банковские системы зарубежных стран.
Задача курсовой работы рассмотреть:
Становление двухуровневой банковской системы США;
Федеральную резервную систему США: структуру, функции;
Банковский сектор в кредитной системе США;
Народный банк Китая: становление, органы управления, структура, функции;
Функции Народного банка Китая в сфере денежно-кредитного регулирования;
Систему банковских институтов Китая.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ДКБ.docx

— 106.27 Кб (Скачать файл)

Современная банковская система Китая состоит из четырёх типов кредитных организаций, таких как политические банки; банки «большой четвёрки» или государственные кредитные организации; акционерные банки и кредитные кооперативы в небольших городах и сельской местности.14

К политическим банкам относятся: Банк Развития Китая, Сельскохозяйственный банк развития Китая и Экспортно-импортный банк.

В целях стимулирования развития отдельных отраслей или объектов правительство выделяет средства через отраслевые банки. В настоящее время в Китае существует три банка развития.

Банк развития Китая (Государственный банк развития) учрежден в марте 1994 г. Уставный капитал банка составляет 50 млрд. юаней. Это самый крупный банк развития; он напрямую подчиняется Госсовету КНР. Основные функции Банка развития Китая включают поддержку базовых отраслей промышленности, строительство инфраструктуры, поддержку политики развития отдельных территорий; выполнение обязательств по кредитам международных финансовых организаций и т.д.

Экспортно-импортный банк Китая занимается кредитованием иностранных правительств, смешанным кредитованием, экспортными кредитами, а также ссудами китайского правительства иностранным правительствам, переоформлением смешанных кредитов и пр. В январе 2007 г. Экспортно-импортный банк Китая объявил о начале реформы и преобразовании из политического банка в государственный коммерческий банк. Кроме того, было заявлено о том, что помимо поддержки экспортеров, он будет также выдавать льготные кредиты для импортеров, а также для экспортеров, занятых в сфере экспорта продовольственной продукции. Все кредиты экспортерам, выдаваемые через Экспортно-импортный банк Китая, должны быть застрахованы Китайской корпорацией страхования экспортного кредитования (Sinosure). Данный банк учрежден 26 апреля 1994 г.; он напрямую подчиняется Госсовету КНР. Головной офис расположен в Пекине. Банк в основном обслуживает кредиты для экспорта высокотехнологичного или крупногабаритного оборудования. Он также является основным банком, обслуживающим кредиты иностранных правительств, и единственным банком, предоставляющим льготные кредиты за границу (в основном для китайских компаний, осуществляющих инвестиции за рубежом).

Основной функцией Банка сельскохозяйственного развития Китая является поддержка развития сельского хозяйства в виде выдачи государственных кредитов предприятиям, занятым в сельскохозяйственной сфере. Он не имеет других функций и не занимается международными операциями.

Такие кредитные учреждения как Банк Китая, Строительный банк Китая, Торгово-промышленный банк Китая и Сельскохозяйственный банк Китая образуют «большую четвёрку» государственных банков Китая.

Остальные кредитные организации можно отнести к третьему и четвёртому типам банковской системы. Главной задачей государственных банков на текущий момент является их реорганизация путём преобразования в акционерные общества с последующим размещением акций на рынке ценных бумаг.

Сочетание административно-командной системы и рыночной экономики в Китае находит своё отражение и в устройстве банковской сферы. Так Центробанк все наиболее значимые решения в области денежно-кредитной политики принимает только с одобрения Госсовета. Он беспрекословно подчиняется Госсовету, а председатель НБК имеет право, по предварительно поданному заявлению в Госсовет, единолично устанавливать процентные ставки и кроме него до последнего момента о принятии очередного решения никто не осведомлён за исключением пары человек из руководства НБК.

Подобные решения обоснованы текущими потребностями финансового рынка и отражают положение дел в различных секторах экономики и прежде всего в госсекторе. Такая политика руководства НБК способствовала в 1996 году облегчению кризисного положения госпредприятий путём снижения процентных ставок по кредитам. Правда, одновременно с этим уменьшились и прибыли госбанков.

В теории банки должны получать хорошую прибыль из-за значительной маржи между ставками по кредитам и вкладам, устанавливаемой государством, но на практике отсутствие стимулов для увеличения прибыли у предприятий госсектора приводит к быстрому росту дебиторской задолженности и ухудшению качества кредитных портфелей банков.

Это привело к необходимости создания НБК специального компенсационного фонда для оказания финансовой поддержки банкам, выдавшим кредиты госпредприятиям на льготных условиях. В скором времени планируется прекратить подобную практику выдачи льготных кредитов с целью предотвращения возможной дестабилизации.

Вот лишь некоторые из мер по борьбе с «не выгодными» кредитами: это создание общенациональной базы кредитных историй, совершенствование управления кредитными рисками и переход на международную систему классификации кредитов. Акционерные коммерческие банки подразделяются на общенациональные, национальные и региональные. Центробанк часто использует их в качестве «подопытных кроликов» для отработки нововведений в банковском деле.

Эти банки имеют большую прибыль по сравнению с государственными, так как их деятельность начиналась без большого портфеля неработающих активов. Возможно, государство в будущем станет сдерживать дальнейшее развитие коммерческих банков, чтобы ослабить их конкуренцию с банками «большой четвёрки». Однако современная статистика говорит об обратном, показывая уверенное продвижение вперёд банков такого типа в Китае.

В 2003 г. с внесением изменений в закон о Народном банке Китая функциональные основные обязанности НБК были несколько изменены. Так, в соответствии с новым законом о центральном банке основные контрольные функции за банковскими учреждениями переданы Комиссии по банковскому контролю и регулированию. Вместе с тем на НБК возложен ряд новых функций, таких, как руководство и планирование работ по противодействию легализации доходов и финансированию терроризма, регулирование межбанковских валютного рынка и рынка краткосрочных заимствований.

Таким образом, банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Банковская система Китая - один из наиболее подверженных прямому государственному контролю сектор экономики.

Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты и методы обслуживания клиентуры.

Самым слабым звеном китайской экономики в условиях мирового финансового кризиса оказался металлургический сектор.

В августе производство стали в КНР сократилось на 5%, отчасти из-за сокращения экспортного спроса, отчасти из-за ограничений, наложенных на отрасль во время проведения пекинской Олимпиады. Банковский сектор КНР пока не испытывает проблем, аналогичных США, ЕС и России. Эксперты утверждают, что видимой ценой кризиса для Китая станет снижение темпов роста китайского ВВП с 11% до 9% в год.

В условиях финансового кризиса эксперты пытаются оценить, насколько стабильна экономика Китая и какое влияние на нее оказывает кризис в США. Премьер госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил, что “озабочен” американским финансовым кризисом, и отметил, что на экономику Китая, во многом полагающуюся на доходы от экспорта, окажет влияние падение спроса из-за границы, но это влияние будет “ограниченным” благодаря спросу внутри страны. Также он выражал озабоченность тем, что проблемы на мировом финансовым рынке могут ограничить поступление инвестиций в Китай. В интервью CNN он отметил, что “в том случае, если ситуация в финансовой и экономической системах США будет ухудшаться, это скажется не только на США, но также на Китае и других странах мира”.

Тем не менее на практике “обвала” в отдельных отраслях экономики КНР не ждет никто: последствия кризиса для Китая ожидаются общими и, скорее, на макроэкономическом уровне. Председатель китайской банковской регуляторной комиссии Лю Минкан заявил, что экономический рост Китая замедлится и составит 9-9,5% в год. В 2007 году ВВП Китая вырос на 11,9%. “Мы будем хорошими учениками в том, что касается финансовых инноваций, но основная обязанность Китая — сохранить финансовую стабильность”, — сказал он.

Наиболее значительное влияние финансового кризиса на китайскую экономику заметно в секторе сталелитейного бизнеса. The Financial Times уже обсуждала ситуацию в металлургическом секторе КНР: в сентябре, по ее данным, индийские производители железной руды ощущали резкое падение спроса со стороны покупателей из КНР, некоторые из них даже отказывались от уже подписанных контрактов. Как отмечают эксперты, это связано с тем, что китайские производители терпели убытки из-за снижения спроса на сталь и прокат за пределами КНР. Впрочем, другой причиной являлись Олимпийские игры в Пекине: на производителей были наложены новые требования, связанные с обеспечением безопасности и стабилизацией экологической ситуации, и они были вынуждены закупать руду за пределами КНР по завышенным ценам.

В результате объем производства стали в Китае в августе сократился по сравнению с предыдущим месяцем на 5%, до 43 млн т. По словам главы Beijing Metal Consulting Сюй Чжонбо, производство упало из-за снизившегося экспорта продукции с использованием металла и сокращения заказов. “Любой спад в росте Китая, его промышленного производства и инвестиций сильно повлияет на формирование спроса”, — предупреждал аналитик Deutsche Bank Майкл Льюис, отмечая, что Китай в 2009 году должен обеспечить более 40% глобального роста спроса на никель, нефть, медь, сталь, железную руду и алюминий.

В банковской сфере КНР мировой кризис сказывается менее заметно. В целом, китайские банки испытывают значительно меньшие проблемы с ликвидностью, чем западные финансовые институты, на интервенции пришлось пока идти лишь эмиссионному банку Гонконга (они составили 499 млн долл ). 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из основных и неотъемлемых структур в экономике является банковская система. Развитие банков шло параллельно и тесно переплеталось с товаропроизводством и товарообращением. При этом банки способствуют росту производительности общественного труда и существенно повышают общую эффективность производства благодаря проведению денежных расчетов, кредитованию хозяйства и выступлению посредниками в перераспределении капиталов.

Банковская система США функционирует в узких рамках разного рода административных инструкций и ограничений. С течением времени инструкции, принимаемые на федеральном уровне, приобретали всё возрастающее значение, в то время как роль инструкций, принимаемых и устанавливаемых на уровне штатов, сокращалась.

Современное состояние банковской системы США характеризуется углублением процессов глобализации и интернационализации и ростом транснациональных компаний. Несмотря на существующий механизм контроля и мониторинга в деятельности банков США, существует высокий показатель непредсказуемых банкротств и ликвидации банков. Требовательность к надзорно-контрольным функциям в отношении кредитно-денежных учреждений США остается на чрезвычайно высоком уровне, и в этом одно из главных объяснений относительно высокого уровня стабильности и надежности американских банковских институтов и проводимых ими операций.

Что касается Китая, то не только на азиатском рыночном пространстве, но и в масштабах мировой экономики он входит в число наиболее динамично развивающихся стран.  Способен привлечь на свой рынок значительные суммы иностранного капитала и за счет этого с помощью экономического роста хотя бы частично смягчить проблему сомнительных долговых обязательств. Кроме того, Китай имеет внушительную систему обеспечения финансовой надежности.

На этом фоне общая стабильность китайской системы реформ кажется достаточно способной противодействовать неизбежной монетарной нестабильности. Вместе с тем государственным механизмам вмешательства и управления, находящимся как в руках правительства, так и в руках государственных банков, предстоит выдержать экзамен на зрелость.

Следует отметить, что Китай, сконцентрировавшись на решении внутренних экономических вопросов и добившись огромных успехов в сфере экономики, приступил к реформе своего валютно-финансового регулирования чуть позднее, когда этого потребовали нужды собственной экономики и её возросшая вовлеченность в общемировые экономические процессы.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Банковские системы стран мира: Учебник / под ред. Р.К. Щенин.- М.: КНОРУС, 2010. 400 с.
  2. Мировая экономика и международный бизнес: Учебник / под ред. В.В. Поляков, Р.К. Щенина. М.: КНОРУС, 2008.
  3. Банковское дело: Учебник / под ред. Жарковская Е.П. М.: Омега-Л,2003.
  4. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты: Учебник / под ред. Михайлова Д.М. М.: Экзамен, 2002.
  5. Стратегия экономического развития КНР в 1996-2020 гг. и проблемы ее реализации: Учебник / под ред. Наумова И.Н. М.: ИДВ РАН, 2005.
  6. Влияние мирового экономического кризиса на работу иностранных банковских институтов в Китае: Учебник / под ред. Тверской Д.В. М.: РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция, 2009.
  7. Курс экономики: Учебник /  под ред. Б.А. Райзберга 4-е изд. М.:  ИНФРА-М, 2006, 672 с.
  8. Банковское дело. Управление и технологии. 2-е изд.: Учебник / под ред. Тавасиева A.M. М.: ЮНИТИ, 2005.
  9. Деньги. Кредит. Банки: Учебник  / под ред. Е.Ф. Жукова 3-е издание. М.: ЮНИТИ, 2005.
  10. Деньги и кредит. О создании новой системы управления валютными резервами КНР.: Учебник / под ред.  Авдеева А.С. М.:   2007.  69 – 72 с.
  11. Мировая экономика и международный бизнес: Практикум / под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. М.: КНОРУС, 2008.
  12. Суворов А.В. Реформирование банковской системы Китая / Журнал «Банковское дело».2005. № 10.
  13. Банковское дело / под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. М.: Финансы и статистика, 2005.
  14. Международный форум «Опыт реформирования финансовых и банковских систем России и Китая» // Вестник Финансовой академии. 2008. № 3. С. 6-8.  
  15. Суворов А.В. Реформирование банковской системы Китая // Аудитор. 2009. № 1. 22-29 с.
  16. Укррудпром // Коммерсант-Украина, №175, 2 октября 2008 // http://www.ukrrudprom.ua/digest/dtyhghyujhy021008.html
  17. Финансовая грамотность //Международная интернет конференция// http://finlearn.ru/index.php?option=com_fireboard&Itemid=57&func=view&id=653&catid=84
  18. Центральный банк Российской Федерации // журнал «Деньги и кредит» №5, 2011.// http://www.cbr.ru/publ/main.asp?Prtid=articles

Информация о работе Банковская система зарубежных стран