Банковская система зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучить банковские системы зарубежных стран.
Задача курсовой работы рассмотреть:
Становление двухуровневой банковской системы США;
Федеральную резервную систему США: структуру, функции;
Банковский сектор в кредитной системе США;
Народный банк Китая: становление, органы управления, структура, функции;
Функции Народного банка Китая в сфере денежно-кредитного регулирования;
Систему банковских институтов Китая.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ДКБ.docx

— 106.27 Кб (Скачать файл)

 Несмотря на предпринятые неординарные меры в области денежно-кредитной политики, чёткого плана действий по антикризисному регулированию на втором этапе кризиса не было. 
         Третий этап антикризисной денежно-кредитной политики начался в 2009 году, когда администрация Президента США Барака Обамы объявила об антикризисной программе. Существенную часть этой программы составлял блок мероприятий по восстановлению финансово-экономической стабильности и реформам в области финансового регулирования. Мероприятия, намеченные в рамках этого блока были основаны на использовании как традиционных, так и нетрадиционных инструментов и носили по многим направлениям более решительный характер, чем антикризисная политика второго этапа. Например, существенные изменения коснулись системы регулирования финансовых рынков. План реформирования этой системы, предложенный администрацией Б.Обамы включал следующие направления:

-усиление  надзора и регулирования деятельности  финансовых компаний, включая предоставление  дополнительных полномочий ФРС;

-проведение  ряда мер по совершенствованию  функционирования и надзора за  деятельностью финансовых рынков, включая контроль за рынком секьюритизации, регулирование платёжных систем и т.п.;

-усиление  защиты прав инвесторов и потребителей  на финансовых рынках;

-создания  алгоритма антикризисных действий  государства в условиях системного  риска;

-укрепление  международного сотрудничества  в области регулирования финансовых  рынков.

В последствии, ФРС США продолжало применять меры по активизации денежного предложения в экономику, что в США трактовалось как переход от политики количественного смягчения -1 (QE-1) к политике количественного смягчения -2 (QE-2). В целом, за рассмотренный период, включающий три этапа антикризисной политики, программы ФРС по покупке активов и кредитованию привели к удвоению баланса ФРС, от менее, чем 900 млрд. долларов до кризиса, до около 2,2 трлн. долларов к концу 2009 года. На середину июля 2011 года портфель ценных бумаг на балансе ФРС составлял 2,65 трлн долларов. Значительное увеличение баланса ФРС связано с тем, что кроме простого предложения ликвидности в качестве кредитора последней инстанции, ФРС в рамках антикризисной политики отошла от традиционных ограничений и увеличила сроки кредитования, набор активов, принимаемых в залог, и диапазон организаций, которым выдается кредит. Однако, использование нетрадиционных инструментов денежно-кредитной политики носило достаточно агрессивный характер, вызывая ряд негативных последствий. Широкомасштабные вливания денежных средств, согласно последним экономическим данным Правительства США не привели к восстановлению экономики, ко второму кварталу 2011 года общий объем производства в США еще не вернулся докризисному уровню. Медленный экономический рост, в свою очередь, привел к медленным темпам роста числа рабочих мест и доходов домохозяйств. По данным МВФ экономические показатели показывают слабое оживление экономики США в 2010 году. Экономисты МВФ утверждают, что уже снижающаяся активность в США может быть еще более ослаблена — например, в результате политического тупика в вопросе бюджетной консолидации, слабой конъюнктуры на рынке жилья, быстрого повышения нормы сбережения домашних хозяйств или ухудшения финансовых условий. Ввиду глубокого политического раскола курс политики США остается весьма неопределенным.

Имеется серьезный риск того, что поспешное сокращение бюджетных расходов еще более ослабит перспективы без осуществления долгосрочных реформ, необходимых для сокращения долга до более устойчивых уровней. Экономика страны столкнулась с серьёзными противодействующими факторами, которые будут сдерживать темпы роста. К ним относится, прежде всего, недостаточная доступность кредита для домохозяйств и малого бизнеса, низкий платежеспособный спрос, достаточно высокий уровень безработицы.

Неутешительные показатели развития американской экономики подтолкнули ФРС к резким изменениям в монетарной политике. Новый инструмент ускорения экономического роста страны, выбранный ФРС и получивший название «Операция твист» (Operation Twist), уже использовался в США в 1960 году. Данная программа нацелена на понижение долгосрочных процентных ставок и дальнейшее облегчение финансовых условий в экономике: до конца 2012 года ФРС намерена приобрести казначейские облигации США на сумму 400 млрд долл., срок погашения которых наступает через 6-30 лет, и продать такой же объем казначейских облигаций, до погашения которых остается не более трех лет. При этом ФРС оставила без изменения в течение уже трёх лет базовую процентную ставку на рекордно низком уровне в диапазоне 0,0%-0,25% годовых и подтвердила принятое в августе решение удерживать ее на этом уровне до середины 2013 года. Принятые меры были восприняты неоднозначно. Так, лидеры партии республиканцев в Конгрессе написали главе ФРС Бену Бернанке письмо в котором выразили «серьезные опасения того, что дальнейшая интервенция Федерального резерва может ухудшить текущие проблемы или еще сильнее навредить экономике США». Действительно, эффективность этой антикризисной программы в долгосрочном плане оценить трудно, однако очевидно, что в краткосрочном периоде она выполняет свои задачи.

Таким образом, пакет мер по стимулированию экономики ФРС США являлся проинфляционным фактором (инфляция в первом полугодии 2011 года выросла: за этот период индекс цен по расходам на личное потребление рос с годовым темпом около 3,5%, по сравнению с менее, чем 1,5%, в предыдущие два года); проблема бюджетного и торгового дефицита США при этом оставалась неразрешенной, а ФРС и экономика США столкнулась с рядом новых угроз. Стоит отметить при этом, что монетарная политика в принципе - мощный инструмент регулирования, но это не панацея от всех проблем, которые стоят в настоящий момент перед экономикой США.6

 

  1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КИТАЯ
    1. Народный банк Китая: становление, органы управления, структура, функции

Китайская банковская система имеет богатую историю. Достаточно напомнить, что первые бумажные деньги появились именно в этой стране. Тем не менее, современная банковская система Китая сравнительно молода и пока уступает по уровню развития западной. Китайская экономическая реформа, начавшаяся в 1979 г., создала условия для быстрого преодоления этого отставания.

В своём развитие современная банковская система Китая прошла четыре этапа.7

Первый этап (1848 - 1911 гг.). На первом этапе, который начался в эпоху правления последней династии Цин (1644 - 1911 гг.), в Китае сосуществовали традиционная и современная банковская системы. Традиционная банковская система насчитывала многовековую историю. Однако она не могла обеспечить развитие современной экономики, так как по своему духу и традициям была исключительно феодальной. Рыночные отношения не являлись регулятором традиционной банковской системы. Банковские сделки осуществлялись на основе древних конфуцианских норм и обычаев. Традиционные банки назывались "банками Шаньси", обслуживали в основном торговлю и работали с векселями. Первые современные банки Китая были филиалами иностранных банков. На первом этапе практически неограниченную монополию на банковские операции в Китае имели филиалы банков Великобритании, в том числе первый иностранный банк в Китае - Oriental Banking Corp., открывшийся в 1848 г. В Шанхае, Chartered Bank of India, Australia and China, а так же HSBC. К концу 1860-х гг. в Китае появилось до десятка филиалов европейских и американских банков. Первый современный китайский коммерческий банк открылся в 1897 г. Это был банк с государственным участием, который назывался Императорский банк Китая и был призван финансировать строительство китайских железных дорог. Первый современный государственный китайский банк "Hu Bu" был основан в 1905 г., впоследствии он стал называться Да Цин, а затем - Банк Китая. В 1907 г. был основан Communication Bank, который обслуживал почту, телеграф, железную дорогу и судоходство. В результате неравноправных договоров, навязанных Китаю Западом в 1842, 1860 и 1895 гг., иностранные банки стали диктовать свои условия в банковском деле.

Второй этап (1912 - 1948 гг.). После демократической революции 1911 г. Новое китайское правительство оказывало всякую поддержку двум банкам: Банку Коммуникаций и банку Да Цинн. Тем не менее, оба упомянутых банка находились под финансовым контролем иностранного бизнеса, не располагая достаточной финансовой мощью.

В 1928 г. Китайское правительство основало третий банк - Центральный банк Китая в Шанхае после объединения Китая под властью гоминьдана и переноса столицы в Нанкин. Этот банк был объявлен центральным банком Республики Китай, получил особые права на использование государственных фондов и управления ими, выпуск банкнот, чеканку монет и печатание казначейский государственных билетов, а также ведение расчетов по внешним и внутренним займам.

В 1928 г. произошла очередная реорганизация Банка коммуникаций, в обязанности которому было вменено развивать китайскую промышленность и торговлю.

Банк Китая специализировался на внешней торговле и превратился в центр особой банковско-коммерческой группы.

В 1935 г. появился Крестьянский банк Китая. Он был создан на основе Крестьянского банка провинций. Данные четыре банка сформировали так называемую "большую четверку". Они контролировали политику на национальном финансовом рынке. Всего же на втором этапе действовало 164 банка. Вместе с тем банковская система страны была хаотичной и слаборазвитой. Четкое разделение ее на два уровня не существовало.

На третьем этапе (1949 - 1978 гг.) банковская система Китая в целом развивалась и функционировала по примеру советской модели.

После окончания КНР в октябре 1949 г. НБК монополизировал все функции китайских и иностранных банков на территории страны. НБК выполнял функции центрального банка и национального казначейства, управлял и наблюдал за действием всех специализированных банков, небанковских финансовых институтов и страховых компаний.

В течение 1949 - 1978 гг. НБК, созданный по полной аналогии с советской моделью, являлся основным кредитным, расчетным, а также эмиссионным центром страны. НБК выполняет следующие основные функции:

  1. контроль за денежным обращением и эмиссией национальной валюты;
  2. осуществление кассового исполнения государственного бюджета;
  3. краткосрочное кредитование народного хозяйства под сравнительно небольшой процент;
  4. выполнение расчетных операций между государственными и кооперативными предприятиями и учреждениями;
  5. исполнение функций государственного казначейства; привлечение сберегательных вкладов населения.

На протяжении 1949 - 1978 гг. норма капиталовложений в Китае составляла примерно 40%, и НБК размещал эти капиталовложения в народном хозяйстве, в соответствии с государственными пятилетними планами 90% инвестиций направлялись в крупные государственные предприятия.

За годы существования Китая банковская система страны прошла сложный и противоречивый путь развития, отражая особенности экономической политики, проводимой государством на том или ином этапе.8

Современный Китай - это динамично развивающееся государство, мощный политический центр. Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развивающегося государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов. В силу исторических причин в структуре финансирования экономического развития Китая в основном доминируют банковское кредитование. Банковская система Китая является основным каналом финансового посредничества между сбережениями и инвестициями.

Народный банк Китая (People’s Bank of China) — государственный эмиссионный, кредитный и расчетный центр Китайской Народной Республики (КНР). Центральный регулирующий орган банковской системы Китая.

People’s Bank of China напрямую подчиняется Госсовету КНР.

Народный банк Китая был создан в 1948 году на базе слияния Народного банка Северного Китая, Народного Бэйхайского банка и Северо-Западного крестьянского банка.

Штаб-квартира People’s Bank of China расположена в Пекине.

С 1983 года в соответствии с решением Государственного совета КНР (Госсовет) – Народный банк Китая выполняет функции Центробанка КНР и не занимается промышленно-торговыми кредитами и сбережениями. Капиталы китайского ЦБ полностью финансируются государством и являются государственной собственностью.

Функции центрального банка китайское правительство возложило на НБК в 1983 году. К ним относятся:

  1. разработка и проведение денежной политики;
  2. осуществление эмиссии и регулирование обращения национальной валюты;
  3. контроль и управление органами денежного обращения;
  4. контроль и регулирование рынка денежного обращения;
  5. издание приказов и положений, касающихся контроля и управления сферой денежного обращения;
  6. проведение операций с государственным золотовалютным запасом;
  7. управление государственным казначейством;
  8. обеспечение системы платежей и расчетов;
  9. исследование, анализ и прогнозирование в сфере денежного обращения;
  10. осуществление соответствующей деятельности в сфере международного денежного обращения;
  11. осуществление других обязанностей, установленных Госсоветом КНР

В 1998 году НБК основательно реформировал свою структуру. На смену филиалам, открытым по территориально-административному признаку, пришли отделения, перешагнувшие границы между провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения. В провинциальных центрах, где подобные филиалы так и не были созданы, появились конторы финансового контроля агентств, которые отвечают за надзор над банковскими и небанковскими учреждениями подведомственных районов. Центральные филиалы НБК в главных городах провинций не подчиняются местным властям, что помогает НБК исключить административное вмешательство и полностью выполнять свои контрольные функции.

Информация о работе Банковская система зарубежных стран