Банковская система зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучить банковские системы зарубежных стран.
Задача курсовой работы рассмотреть:
Становление двухуровневой банковской системы США;
Федеральную резервную систему США: структуру, функции;
Банковский сектор в кредитной системе США;
Народный банк Китая: становление, органы управления, структура, функции;
Функции Народного банка Китая в сфере денежно-кредитного регулирования;
Систему банковских институтов Китая.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ДКБ.docx

— 106.27 Кб (Скачать файл)

Ныне, на волне глобального финансового кризиса, в США вновь усилились позиции политиков, которые предлагают упразднить частно-государственную форму ФРС, превратив ее в полноценный государственный банк. Кроме этого предлагается уменьшить автономию этой структуры, переведя ее в подчинение Министерства Финансов. Однако до реальных шагов в этом направлении дело пока не дошло. Каждый резервный банк имеет свой собственный Совет, состоящий из девяти директоров, не являющихся служащими данного банка. Банки-члены Федеральной резервной системы США выбирают директоров классов А и В, Совет управляющих ФРС - директоров класса С. Три директора класса А, представляют интересы банков, остальные - интересы местных промышленников, потребителей, некоммерческих организаций. Директора каждого резервного банка осуществляют контроль над операциями своего банка (при окончательном контроле Совета управляющих). ФРБ получают доход в основном от вкладов в ценные бумаги и валюту, а также от процентов по ссудам депозитных учреждений. Эти доходы используются для покрытия издержек ФРС. Ежегодно финансовые отчеты банков проверяются общественным аудитором, а прибыль сдается в Казначейство.

Каждый резервный банк является акционерным обществом, акции которого принадлежат банкам-членам данного округа. Приобретение акций является обязательным, и размер инвестиций определен законом: три процента от капитала. Эти акции не могут быть проданы или заложены. Каждый банк-член ежегодно получает дивиденды в размере шести процентов и право голоса при выборе директоров ФРБ классов А и В. Статус банка-члена ФРС выгоден тем, что дает право получать займы в Федеральных резервных банках, пользоваться их услугами, а также получать необходимую информацию.

В руководство Комитета по операциям на открытом рынке входит 12 человек, в том числе: семь членов Совета Управляющих ФРС, президент Федерального Резервного Банка Нью-Йорка, который является постоянным членом Комитета, а также четыре президента остальных 11-ти Федеральных Резервных Банков, которые сменяют друг друга раз в год. Четыре президента федеральных банков избираются по одному в год из каждой из четырех групп банков, которые распределены по регионам. Члены Комитета проводят восемь встреч в год, на которых обсуждается финансово-экономическая ситуация в стране, определяются цели и основная стратегия монетарной политики, анализируется ситуация с ценовой стабильностью и экономическим ростом страны.

Комитет занимается покупкой и продажей федеральных долговых обязательств и ценных бумаг казначейства США.

К функциям Федеральной резервной системы США можно отнести:

  1. выполнение обязанностей центрального банка США;
  2. поддержание баланса между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами;
  3. обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений;
  4. защита кредитных прав потребителей;
  5. управление денежной эмиссией (с нередко конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок);
  6. обеспечение стабильности финансовой системы, контроль системных рисков на финансовых рынках;
  7. предоставление финансовых услуг депозитариям, в том числе Правительству США и официальным международным учреждениям;
  8. участие в функционировании системы международных и внутренних платежей;
  9. устранение проблем с ликвидностью на местном уровне;

Таким образом, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены Президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветви власти, ФРС не получает финансирование от Конгресса, срок полномочий членов Совета управляющих ФРС охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов Конгресса. В то же время, ФРС подконтрольна Конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить его обязанности законодательным образом.

    1. Банковский сектор в кредитной системе США

Банковская система США является одной из самых развитых систем в мире. Уже в течении многих лет она является лидером. Национальная валюта США является мировой валютой, рассчитаться которой можно практически в любом уголке земли. 
Наиболее успешными в США банками являются коммерческие. Разделить их можно на национальные и штатные. Все национальные банки подчиняются федеральным законам. Кроме этого они в обязательном порядке входят в федеральную резервную систему в качестве банков-членов. Штатные же банки функционируют по законам отдельных штатов, а так же могут сами выбирать входить ли в состав Федеральной резервной системы или нет.

Централизованная система банковского управления, которая успешно процветает в США, сделал то, что практически всеми банками страны управляют несколько крупных банков. К таким банкам относятся “Бэнк оф Америка”, ” Ферст нейшнл сити бэнк оф Нью-Йорк”, ”Менюфекчурерс Гановер траст К”, ”Чейз Манхэттен банк”, ”Морган Гаранта траст KV”. Именно они управляют практически всей финансовой системой США. Практически все из них возглавляют развитые финансово-промышленные группы, и абсолютно все из них в них входят. Каждый из этих банков представляет собой холдинг, который возник в результате объединения нескольких банков. 
По статистике, в 1994 году на территории страны действовали около 41 тысячи коммерческих банков, совокупные активы которых превышали сумму в 4300 миллиардов долларов. Если рассматривать собственные ресурсы банка, то от всего капитала они не составляют даже 8 процентов. Основная масса активов – депозиты, из которых около 44 процентов – депозиты до востребования, а 56 процентов – срочные депозиты. 
Более половины всех операций, которые осуществляет банк, приходится на ссуды. Большая часть также приходится и на инвестиции, причем, преимущественно в государственные облигации.  
В 1933 году был принят закон, который запрещал коммерческим акциям приобретать акции торговых и промышленных компаний. В результате этого начали возникать финансово-промышленные группы, которые пользуются сегодня большой популярностью среди банкиров и промышленников.

В Соединенных Штатах Америки коммерческие банки играют роль базового элемента всей кредитно-финансовой системы страны. Около трети коммерческих банков считаются национальными банками, так как они работают в соответствии с федеральными законами и обязательно в качестве членов входят в Федеральную резервную систему. Оставшиеся две трети коммерческих банков являются банками штатов, то есть представляют собой банковские организации, работающие на основании полномочий, которые им выдает каждый штат. Данные банковские организации работают в соответствии с законами штатов и по собственному желанию могут входить или не входить в Федеральную резервную систему.

По своей сути коммерческие банки в США являются депозитными организациями, привлекающими основные ресурсы в качестве депозитных вкладов. Занимаются они по большей части осуществлением платежного оборота (чеки, кредитные карточки и так далее), краткосрочным финансированием торговли и предоставлением трастовых услуг. Могут коммерческие банки проводить и операции с ценными бумагами, но в достаточно ограниченном режиме – только за счет средств своих клиентов и по их поручениям.

По своей структуре работающие в США коммерческие банки можно разделить на два типа. Так, одни банки имеют разветвленную сеть филиалов и отделений (например, Branch Banks), а другие имеют крайне слабую филиальную сеть, либо не имеют ее вовсе (например, Unit Banks). При этом оба типа банков выполняют одни и те же операции, а различия между ними заключаются лишь в структуре и функциях менеджеров.

В США существуют «коммерческие банки с различным по своей широте ассортиментом («дифференцированная универсальность»), различными целями и часто также различными группами клиентов; они занимаются банковскими операциями, т.е. производят финансовые услуги, которые нужны на рынке».

По характеру деятельности банки подразделяются на:4

  1. Эмиссионные;
  2. Коммерческие;
  3. Инвестиционные;
  4. Ипотечные;
  5. Сберегательные;
  6. Специализированные.

Эмиссионные банки осуществляют выпуск банкнот и являются центрами кредитной системы. Они занимают в ней особое положение, будучи «банками банков». 
Коммерческие банки представляют собой банки, совершающие кредитование промышленных, торговых и других предприятий главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов. По форме собственности они подразделяются на:

    1. Частные акционерные;
    2. Кооперативные;
    3. Государственные.

Инвестиционные банки занимаются финансированием и долгосрочным кредитованием различных отраслей, главным образом промышленности, торговли и транспорта. Через инвестиционные банки удовлетворяется значительная часть потребностей промышленных и других предприятий в основном капитале. Развитие этого звена кредитной системы характерно для современного рыночного хозяйства. В отличие от коммерческих банков инвестиционные мобилизуют подавляющую часть своих ресурсов путем выпуска собственных акций и облигаций, а также получения кредитов от коммерческих банков. Вместе с тем они играют активную роль в выпуске и размещении акций промышленных и других компаний. 
          Ипотечные банки предоставляют долгосрочные ссуды под залог недвижимости – земли и строений. Они мобилизуют ресурсы посредством выпуска особого вида ценных бумаг – закладных листов, обеспечением которых служит заложенная в банках недвижимость. Клиентами ипотечных банков являются фермеры, население, а в ряде случаев предприниматели. 
Ипотечный кредит фермеры нередко предназначают для покупки земли. Частично ипотечные ссуды используются для покупки машин, удобрений и других средств производства. Кроме того, покупка земли этими фермерами дает им возможность расширять свое хозяйство. 
Получение ипотечных ссуд в США по-разному влияет на различные группы фермеров: в то время как крупные капиталистические фермеры используют эти ссуды для расширения своих земельных владений и ферм, на мелких фермеров ипотечная задолженность оказывает пагубное действие и способствует их разорению. Общая сумма ипотечного кредита значительно превышает ипотечную задолженность фермеров, включая ипотечные ссуды под городскую недвижимость. 
Ипотечный кредит предоставляется в США различными видами банков (коммерческими, сберегательными), а также страховыми компаниями, ссудосберегательными ассоциациями.

Подводя итог сказанному, можно определенно сделать вывод о том, что коммерческие банки сегодня – основная составная часть кредитно-финансовой системы США. Кредитная система США имеет двухступенчатую банковскую систему – Центральный и коммерческие банки. Что касается коммерческих банков, то они занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Масштабы их деятельности в экономике США поистине огромны. Представление  об  этом дает статистика денежных потоков, проходящих через коммерческие банки.

Сегодня коммерческий банк США способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Следует учитывать, что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые операции). Но есть определенный базовый набор, без которого банк США не может существовать и нормально функционировать (прием депозитов, осуществление денежных платежей и расчетов, выдача кредитов).

Проведенный 22 августа 2011 года немецкой газетой "Die Welt" опрос 17 лауреатов Нобелевской премии в области экономики показал, что все они единодушно предсказывают США и Европе новый кризис с последующей многолетней рецессией. Международный валютный фонд в сентябрьском выпуске доклада «Перспективы развития мировой экономики» 2011 года предупреждает, что для глобальной экономики наступил «новый опасный этап», который чреват очередным витком рецессии в развитых странах мира. Особую обеспокоенность у авторов доклада вызывают США, играющие значительную роль в мировой экономике. Согласно данным опроса Bloomberg, экономисты понизили прогноз роста ВВП США в третьем квартале 2011 года до 1,8% с ожидавшихся ранее 2,1%. В следующем 2012 году прирост может составить 2,2% против прогнозировавшихся ранее 2,4%. Ключевое значение для осуществления международных сделок и развития экономики США имеет деятельность Федеральной резервной системы. Более того, специальная комиссия Конгресса США по расследованию причин финансового кризиса (Financial Crisis Inquiry Commission) пришла к выводу, что именно ФРС США является прямым виновником финансового кризиса.5 В связи с этим, представляется актуальным изучение опыта монетарного регулирования в США, оказывающего существенное влияние на международные экономические отношения, особенно в условиях кризиса. Антикризисную политику в США можно разделить на три этапа:  
1) декабрь 2007, когда государство активизировалось на пике второй волны ипотечного кризиса; 
2) вторая половина 2008 года – меры, предпринятые в период острой стадии кризиса;  
3) 2009 год - антикризисная политика Барака Обамы.

 На первом этапе антикризисной политики в США была разработана законодательная база, регулирующая деятельность агентств по регулированию рынков. Например, были установлены "потолки" финансовых полномочий ФРС, Федеральной комиссии по финансированию жилищного сектора (Federal Housing Finance Agency), позволяющие конгрессу путём принятия соответствующего закона расширять спектр полномочий этих агентств и выделять финансирование для осуществления антикризисных действий. 
        На втором этапе, по мере нарастания кризиса, в связи с угрозой рецессии ФРС США предприняло меры, связанные с регулированием процентной политики. Так, 18 сентября 2007 года Комитет по Открытым Рынкам ФРС (FOMC) по результатам двухдневного заседания впервые с 2006 года принял решение понизить учетную ставку сразу на 0,5% до уровня 4,75%. В официальном заявлении члены комитета объясняли данное решение необходимостью ограничить негативное влияние дестабилизации финансовых рынков и "поддержать умеренный рост экономики в будущем". Результатом предпринятой меры был бурный рост фондового рынка США: все основные биржевые индексы по итогам торгов прибавили более 2,5%. Позитивный эффект заявления Комитета по открытым рынкам объясняется тем, что впервые за долгое время члены комитета заявляли о возможном замедлении экономического роста и снижении инфляционных рисков. В рамках дальнейшего смягчения монетарной политики ставка неоднократно снижалась и к середине декабря 2008 года целевая ставка была установлена практически на минимальном возможном значении - в диапазоне от 0 до 0,25%. Снизив ставку практически до нуля ФРС исчерпала возможности традиционных мер монетарной политики. Дальнейшее стимулирование экономики потребовало использования новых инструментов, которые получили название нетрадиционных. В частности, ФРС использовала информационные методы антикризисной политики, направленные на защиту инвесторов, а также создала ряд программ по предоставлению ликвидности, инициировала крупномасштабную программу покупки активов. Председатель ФРС США Бен Бернанке классифицировал нетрадиционные инструменты монетарной политики, выделив три группы: 
1) Краткосрочное кредитование надёжных финансовых организаций.  
Эти займы выдавались коммерческим банкам с устойчивым финансовым состоянием и первичным дилерам под обеспечение, на срок не более 90 дней. Для кредитования первичных дилеров дополнительно были созданы программы, облегчающие их доступ к кредитам центрального банка: Кредиты Первичным дилерам (PDCF) и Срочные Кредитные Аукционы Ценных бумаг (TSLF). В целях активизации доступа к краткосрочной ликвидности коммерческих банков ФРС запустила в конце 2007 года Программу Срочных Аукционов (TAF), направленную на предоставление фиксированной суммы срочных займов депозитарным институтам через механизм аукционов. 
2) Предоставление ликвидности напрямую конечным заёмщикам и крупным инвесторам, занимающим ключевое положение на кредитном рынке. ФРС США разработала набор программ, включающих Программу Финансирования Коммерческих бумаг (CPFF), призванную кредитовать эмитентов коммерческих бумаг на срок до трёх месяцев. CPFF в начале апреля 2009 года имела выданных и непогашенных кредитов на $20 миллиардов . 
3) Крупномасштабные покупки долгосрочных высококачественных ценных бумаг в целях снижения стоимости и увеличения доступности кредитов домохозяйствам и предпринимателям. Например, покупка долговых бумаг, выпущенных агентствами, действующими под эгидой правительства (GSE), на сумму 100 млрд. долларов, и их же ипотечных производных ценных бумаг на сумму до 500 млрд. долларов привела к существенному падению ставок по ипотечному кредитованию. 
          Эти три набора инструментов денежно-кредитной политики ФРС США представляют собой меры, направленные на увеличение ликвидности кредитного рынка. Впервые такая тактика монетарной политики, получившая название "количественное смягчение" (quantitative easing) была применена Банком Японии в 2001 году.

Информация о работе Банковская система зарубежных стран