Аудит и его роль в осуществлении независимого финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 08:43, курсовая работа

Краткое описание

На пороге нового тысячелетия в Российской Федерации начинают окончательно формироваться и совершенствоваться методы и структуры рыночной экономики. Появляются вполне правомочные субъекты делового и экономического бизнеса, одна из главных целей существования которых, – получение наибольшей прибыли от своей деятельности. Это невыполнимо при неверном ведении бухгалтерской отчётности и другим видам финансового учёта. Нарушения, связанные с отчётностью, могут привести к неправильному управлению предприятием и к претензиям со стороны государственных органов с последующим административным и даже уголовным (с администрации предприятия) взысканием.

Содержание

Введение
1.Понятие и сущность аудита
Экономический контроль и его место в системе управления экономическими
субъектами
1.2 Возникновение современного российского аудита
1.3 Международный опыт аудиторской деятельности
1.4 Правовые основы аудиторской деятельности
1.5 Аудит в системе финансового контроля
1.6 Виды аудитов, стандарты, классификация
Аудиторская проверка
2.1 Разработка программы и планирование аудиторской проверки.
2.2 Проведение аудиторской проверки
2.3 Оценка аудитором результатов проверки
2.4 Аудиторское заключение
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 152.08 Кб (Скачать файл)

      К основным нормативным документам относятся:

      1. Указ Президента РФ от 22 декабря  1993 г. № 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".

      2. Временные правила аудиторской  деятельности в Российской Федерации.  Утверждены Указом Президента  Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263.

      3. Положение о Комиссии по аудиторской  деятельности при Президенте  Российской Федерации. Утверждено  Распоряжением Президента Российской  Федерации от 4 февраля 1994 г. №  54-РП.

      4. Положение о Консультативном  совете при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Утверждено решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 1 июня 1994 г.

      5. Постановление Правительства Российской  Федерации от 6 мая 1994 г. № 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации".

      6. Порядок проведения аттестации  на право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482,

      7. Порядок выдачи лицензий на  осуществление аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением Правительства  Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482.

      8. Порядок проведения квалификационных  экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина России 5 июня 1994 г.

      9. О создании Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии Центрального банка Российской Федерации. Приказ Центрального банка Российской Федерации от 15 июня 1994 г. №02—102.

      10. Об основных критериях (системе  показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. No 1355 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.04,95 г. № 408).

      11. Порядок составления аудиторского  заключения о бухгалтерской отчетности (Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Протокол 1 от 9 февраля 1996 г.)

      12. О сроках проведения мероприятий  по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. № 15) 

      Из  приведенных нормативных документов видно, что в них сосредоточены  нормативные положения как по организации аудиторской деятельности и России (см. п. 1, 2, 10, 11, 12), так и по проверке квалификации аудиторов (п. 4. 6, 8, 9) и лицензировании фирм, занимающихся аудитом (п. 7).

      Предпринимались в нашей стране и попытки принять  Закон об аудите. Первая из таких  попыток сопровождалась противостоянием двух проектов — от Государственной Думы РФ и от Администрации Президента РФ. В результате такого противостояния закон принят не был, но были изданы "Временные правила аудиторской деятельности в РФ", утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г, № 2263, которые являются базовым нормативным документом.

      В развитие этого документа в последующие  два года было издано несколько постановлений, регламентирующих различные аспекты аудиторской деятельности в России.

      Временные правила аудиторской деятельности в РФ определяют правовые основы осуществления в РФ аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля. Определена сфера аудита — проверка деятельности экономических субъектов, а также его цели.

      Временные правила вводят, помимо добровольной (инициативной) аудиторской проверки, понятие проверки обязательной.

      В соответствии с этими правилами  аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица — аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы.

      Временными  правилами определены виды работ, входящие в состав аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторские фирм и их взаимодействие с заказчиками. Приведены правила оформления результатов аудиторской проверки, отчета и аудиторского заключения,

      Временные правила определяют процедуру аттестации на право быть специалистом-аудитором  и процедуру лицензирования — на право аудиторской деятельности. Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности в РФ определены в (п. 6).

      Квалификационные  аттестаты и лицензии предусмотрены  по следующим направлениям аудиторской  деятельности:

      • банковский аудит;

      • аудит страховых организаций;

      • аудит бирж, внебюджетных фондов и  инвестиционных Институтов;

      • общий аудит (аудит других экономических  объектов).

      Организация проведения аттестации возлагается  на Министерство финансов России (аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; общин аудит, аудит страховых организаций), Центральный банк России (банковский аудит) и для чего этими органами созданы соответствующие центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии.

      Во  Временных правилах определен порядок  выдачи лицензий, а также порядок их аннулирования. Предусмотрены серьезные санкции для аудиторов и аудиторских фирм, допускающих ошибки, просчеты, небрежность в работе.

      Временные правила сыграли свою положительную  роль в становлении аудита и позволили определить все основные положения, которые будут отражены в законе об аудите.

      Организация аудиторской деятельности в России формируется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

      На  основе вышерассмотренных нормативных  документов можно сделать вывод, что в России система аудиторской  деятельности включает три основных уровня.

      Первый (верхний) уровень  — Закон об аудите (аудиторской деятельности). До принятия закона аудиторская деятельность регулируется Временными правилами. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Этот закон будет определять место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволит считать, что становление аудита в России состоялось.

      Второй  уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен стандартами (правилами). Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом.

      Стандарты аудита, разрабатываемые в России, подразделяются на четыре вида: общесистемные; организационно-технологические; стандарты отчетности; специфические стандарты для отдельных видов аудита (банковского, страхового).

      Часть стандартов разработана, другие находятся  в стадии разработки.

      Третий  уровень — документы, необходимые для реализации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности. Отношения аудиторских служб (фирм или индивидуальных аудиторов), с одной стороны, и клиентов (аудируемых организаций) с другой стороны, строятся на договорной основе в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

      Договор на оказание аудиторских услуг включает предмет, место оказания услуг, размер и порядок оплаты, ответственность сторон. Условия договора и содержание поручения не должны противоречить требованиям Указа Президента Российской Федерации "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".

      Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица — аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами. 

      1.5 Аудит в системе  финансового контроля.

      В соответствии с действующим законодательством  финансовый контроль – прерогатива  не только аудиторов. Например, контроль за поступление денег в бюджет – это тоже часть финансового  контроля, но в составе налоговой  ВЧК, образованной в конце 1996 года, нет ни одного аудитора.

      Помимо  Минфина РФ (а также таких структур, как МВД, ФСБ, Прокуратура и Минюст) отдельные функции финансового  контроля выполняют и другие органа (государственные службы). Среди  них – Госналогслужба, Государственный  таможенный комитет, Департамент налоговой  полиции, Счётная палата и др. Кроме  того, учреждён и существует финансовый контроль за соответствующими хозяйственными платежами в разветвляющуюся систему внебюджетных фондов и т.д.

      Таким образом, с помощью разделения властей  Россия, строящая правовое государство, пытается самоорганизовать и функционировать правовым способом. На примере финансового контроля видно, что государственные органы призваны действовать в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга. В принципе это должно завершиться установлением взаимного контроля, сбалансированности, равновесия во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

      Понятно, что каждая из перечисленных служб  контролирует лишь свои локальные участки  финансовой деятельности любой проверяемой  хозяйственной системы. Понятно  и то, что аудиторы не могут и  не вправе подменять каждую из указанных  служб, у аудиторов своя собственная  функция – функция засвидетельствования. Нельзя сказать, что в России уже  действует уже выверенная и эффективная  система финансового контроля. Нет  даже закона о нём. Да и сами действия, реальные программы работы перечисленных выше государственных служб зачастую разрознены; имеют место параллелизм, несогласованность и дублирование.

      Установление  правовых основ аудита к середине 90-х гг. на основе Указа Президента (1993 г.) и Временных правил – важный шаг в удовлетворении потребностей широких слоёв населения и  юридических лиц, выступающих в  качестве инвесторов (акционеров, держателей ценных бумаг и т.д.) для снижения их риска и более эффективного использования собственных капиталов. Эта проблема была и остаётся весьма сложной , и разработке её различных аспектов посвятили свои публикации многие авторы. Например, приведём официальное, опубликованное мнение Аудиторской палаты Санкт-Петербурга, высказанное её президентом Я.В.Соколовым в соавторстве с такими учёными как В.В.Скобара и О.Л.Островская: «Необходимость законодательного регулирования аудиторской деятельности очевидна, так как в настоящее время действуют нормативные акт, обязывающие организации проводить аудит финансово-хозяйственной деятельности, и отсутствуют закон, определяющий и регламентирующий аудиторскую деятельность как таковую. Временные правила достаточно полно и хорошо раскрывают понятие «аудит», однако применение их на практике выявило как положительные, так и отрицательные стороны. При подготовке закона эти выводы безусловно должны быть учтены». 

      1.6 Виды аудитов, стандарты, классификация.

      Виды  аудиторских услуг

      На  Западе, а теперь и в России известны различные виды (типы) аудита. Элементы некоторых из них в нашей стране существовали, хотя они и не назывались элементами аудита. Другие элементы и  даже виды аудита только сейчас начинают развиваться.

      Во  Временных правилах, как и в Проекте закона, нет перечня видов аудита, а есть попытка перечислить виды аудиторской деятельности, что далеко не одно и то же. Самая первая попытка перечня видов услуг аудиторов и аудиторских фирм, оказалась не совсем удачной и тем более далеко не полной: 

Информация о работе Аудит и его роль в осуществлении независимого финансового контроля