Анализ соотношения “затраты - объем продаж - прибыль”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Социально-экономическое развитие России в период перехода к рыночным отношениям сопровождался качественными структурными сдвигами в сторону интенсификации производства.
В этих условиях важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть в конечном счете возможность функционирования фирмы, ее конкурентоспособность и финансовое состояние.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическое содержание безубыточности………..……………………..4
1.1. Сущность анализа безубыточности………………………………...4
1.2. Точка безубыточности как критерий успешной работы компании…………………………………………………………………..5
1.3. Изменение точки безубыточности: определяющие факторы…….7
1.4. Экономический смысл маржинального анализа………………….8
1.5. Использование маржинального анализа при разработке системы премирования менеджеров по продажам………………………………9
1.6 Методы определения точки безубыточности…………………….10

2. Применение анализа безубыточности в экономической практике……14
2.1. Принятие управленческих решений на основе анализа безубыточности………………………………………………………….14
3. Анализ соотношения “затраты - объем продаж - прибыль”………….21
Заключение……………………………………………………………………….27
Литература……………………………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная ( Финансовый контролинг).doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                              (17)

где    в — переменные затраты на единицу продукции;

3макс и 3мин — сово­купные  смешанные затраты при максимальном  и минимальном объ­емах производства;

Vмакс и Vмин — максимальные  и минимальные объе­мы производства.

Например, минимальному объему производства в 100 единиц соот­ветствуют смешанные затраты в сумме 20 млн. д. е., а максимальному объему в 150 единиц — аналогичные затраты, составляющие 24 млн. д. е. Тогда переменные затраты на единицу продукции:

(24 - 20): (150 - 100) = 0,08 млн. д. е.

Величину постоянных затрат можно определить применительно к любому (минимальному или максимальному) объему производства, вычитая из совокупных затрат их переменную часть. Так, для объема в 100 единиц величина переменных затрат составит 8 млн. д. е. (0,08 х 100), а постоянных — 12 млн. д. е. (20 - 8). Соответственно при объеме в 150 единиц переменные затраты составят 12 млн. д. е. (0,08 х 150), а постоянные — 12 млн. д. е. (24 -12).

Недостаток метода заключается в том, что учитываются только два крайних значения из их множества, в результате чего полученные результаты могут оказаться неточными. Поэтому следует определить, являются ли выбранные значения характерными для обычной производственной деятельности предприятия, т. е. репрезентативными. В противном случае необходимо выбрать значения из других временных интервалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ соотношения “затраты - объем продаж - прибыль”

 

На этом этапе анализа, в отличие от предыдущего, рассматривается не какое-либо одно сложившееся, а любое возможное соотношение меж­ду затратами, продажами и прибылью [16]. Такой анализ представляет со­бой ситуационное моделирование, при котором исследуется влияние изменения тех или иных факторов на значение точки безубыточности и (или) величину прибыли с учетом того, что возможно как изолиро­ванное воздействие каждого фактора, так и одновременное изменение двух и более факторов. Западные специалисты в этом случае иногда говорят об анализе “Что, если...”. Например, что будет с прибылью, если переменные затраты на единицу продукции вырастут на опреде­ленную величину; что будет со значением точки безубыточности, если продажная цена будет снижена, и т. д. Очевидно, что анализироваться может любая реальная для конкретного предприятия ситуация. При таком анализе постоянные и переменные затраты рассматриваются в качестве самостоятельных факторов, причем уровень первых может также изменяться в результате осуществления определенного эконо­мического маневра, например усиления рекламной кампании или ее свертывания, увеличения или уменьшения расходов на научно-иссле­довательские работы и т. д.

В связи с этим данный анализ было бы логично называть “Постоянные затраты-переменные затраты - объем продаж - прибыль”. Очевид­но, что величина прибыли находится в прямой зависимости от продаж­ных цен и количества продаж и в обратной — от переменных затрат на единицу продукции и уровня постоянных затрат. В то же время значе­ние точки безубыточности, т. е. объем продаж, при котором затраты и выручка равны, зависит только от соотношения цены и переменных затрат, т. е. маржинального дохода, и суммы постоянных затрат, кото­рые должны этим доходом покрываться. Направленность воздействия указанных факторов на значение точки безубыточности и величину прибыли представлена в табл. 2.

Таблица 2 - Влияние изменения факторов на значение точки безубыточности и величину прибыли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы

 
Влияние изменения фактора

 
на значение точки безубыточности

 
на величину прибыли

 
1. Постоянные затраты

 
прямое

 
обратное

 
2. Переменные затраты

 
прямое

 
обратное

 
3. Продажная цена

 
обратное

 
прямое

 
4. Количество продаж

 
отсутствует

 
прямое


 

Данная таблица показывает изолированное воздействие изменения каждого из четырех факторов. Соответственно в случае одновремен­ного воздействия двух и более факторов направленность и степень их синтезирующего влияния может быть определена графическим или расчетным методом.

При использовании графического метода анализа за основу берется первоначальный (базовый) график безубыточности, представленный на рис. 1, на котором зафиксировано исходное соотношение факто­ров и результирующих показателей (точки безубыточности и прибы­ли). Затем в зависимости от анализируемого варианта на график нано­сятся линии, соответствующие значениям тех или иных факторов, что позволяет получать так называемый “преобразованный” график безу­быточности, на котором видно влияние изменения этих факторов на значение точки безубыточности и величину прибыли.

Рассмотрим условный пример анализа соотношения “Постоянные затраты-переменные затраты-объем продаж-прибыль”, используя неграфический (расчетный) метод.

Пример. Предприятие производит изделие “Z”, продажная цена единицы которого — 25 д. е., переменные затраты на единицу продук­ции составляют 9 д. е. Сметные постоянные затраты предприятия за год равняются 240 тыс. д. е., а операционная прибыль (прибыль от про­даж) при продаже 26 тыс. изделий составит 176 тыс. д. е. Руководство предприятия считает величину сметной операционной прибыли недо­статочно высокой, в связи с чем аналитикам предприятия предложено рассмотреть несколько ситуаций, смоделированных с учетом производ­ственных возможностей предприятия и потребностей рынка (таблица 3).

Таблица 3 - Значения факторов, влияющих на точку безубыточности и операционную прибыль

 

 

 

Факторы

 
Базисная

 
1

 
2

 
3

 
4

 
Постоянные затраты, д. е.

240000

240000

240000

240000

390000

 
Переменные затраты, д. е.

 
9

 
9

 
9

 
12

 
9

 
Продажная цена, д. е.

 
25

 
27

 
22,5

 
35

 
25

 
Количество продаж, изделий

26000

24440

29900

18720

35100


 

1. Продажная цена увеличивается  на 8%, что приведет к снижению  количества продаж на 6%.

2. Продажная цена снижается  на 10%, что обеспечит рост количества  продаж на 15%.

3. Потребительские характеристики  изделия улучшаются, что приведет  к росту переменных затрат  на 3 д. е. на одно изделие, позволит  повысить цену на 40%, однако продажи  снизятся на 28%.

4. Проводится агрессивная  рекламная кампания по продвижению  продукции предприятия, на что  потребуется 150 тыс. д. е. и что позволит  увеличить объем продаж на 35%.

В табл. 3 приведены характеристики рассматриваемых ситуаций. Для каждой из ситуаций необходимо определить точку безубыточности и рассчитать величину операционной прибыли.

Определим точку безубыточности для базисной ситуации :

Количество продаж, которые обеспечивают прибыль :

26000 - 15000 = 11000 изделий.

В этом случае величина маржинального дохода составит:

27-9= 18 д. е.

Точка безубыточности, соответственно:

240000 : 18 = 13334 изделия.

Количество продаж, которые обеспечат получение прибыли:

24440 - 13334 = 11106 изделий, а величина прибыли — 18 х 11106 = 199908 д. е.

Как показывает анализ, при реализации первой ситуации повышение цены на 8% обеспечит рост маржинального дохода на 12,5% (18 против 16 д. е.), что приведет к снижению значения точки безубыточности на 1666 изделий (15 000-13 334). Несмотря на снижение продаж на 6%, увеличение количества продаж, непосредственно приносящих прибыль, на 106 изделий и, главное, существенный рост маржинального дохода обеспечат увеличение прибыли почти на 24 000 д. е. или более чем на 13% (199 908 против 176 000 д. е.).

При реализации второй ситуации величина маржинального дохода будет равняться:

22,5 - 9 = 13,5 д. е.

 

Точка безубыточности:

240000 : 13,5 = 17778 изделий.

Количество изделий, непосредственно приносящих прибыль:

29900 - 17778 = 12122 изделия.

Величина прибыли в этом случае:

13,5 х 12122 =163647 д. е.

Снижение продажной цены на 10% приводит к падению величины маржинального дохода на 15,6% (13,5 против 16 д. е.), росту значения точки безубыточности на 17,8% (17 778 против 15 000 изделий). В ре­зультате увеличения количества продаж на 15% на 10% выросли про­дажи, непосредственно обеспечивающие получение прибыли (12 122 против 110 00 изделий), что, однако, не компенсировало снижение мар­жинального дохода. В конечном итоге прибыль в случае реализации данного сценария снизится на 7% по сравнению с базисным значением (163 647 против 176 000 д. е.).

Маржинальный доход в 3-й ситуации составит:

35 - 12 =23 д. е.

Точка безубыточности:

240000 : 23 = 10435 изделий.

Количество изделий, непосредственно приносящих прибыль:

18720 - 10435 = 8285 изделий. Величина  прибыли:

23 х 8285 = 190555 д. е.

В рассматриваемой ситуации резкое повышение цены (на 40%), не­смотря на существенный рост переменных затрат (с 9 до 12 д. е., т. е. на 33%), приводит к увеличению маржинального дохода почти на 44% (23 против 16 д. е.). В результате этого значение точки безубыточности снижается на 30% (10 435 против 15 000 д. е.). Однако снижение количества продаж на 28% приводит к уменьшению количества изделий, реализация которых непосредственно приносит прибыль почти на 25% по сравнению с базисным значением (8285 против 11 000 д. е.).

 

В конечном итоге прибыль составит 190 555 д. е., т. е. вырастет на 10,8% по сравнению с исходной величиной, но будет меньше, чем в первой ситуации, почти на 5%.

Анализ последней из рассматриваемых ситуаций показывает, что, поскольку ни цена, ни переменные затраты не изменяются, величина маржинального дохода, как и в базисном варианте, равняется 16 д. е.

Постоянные затраты увеличиваются на 150 тыс. д. е. и составляют 390000 д. е., а значение точки безубыточности:

390000 : 16 = 24 375 изделий.

Количество изделий, реализация которых непосредственно прино­сит прибыль:

35100 - 24 375 = 10 725 изделий.

Величина прибыли составит:

16 х 10725 =171600 д. е.

Таким образом, резкое повышение уровня постоянных затрат (на 150 тыс. д. е., или на 62,5%) приведет к росту значения точки безубы­точности на эту же величину. Несмотря на значительное увеличение количества продаж, число изделий, непосредственно приносящих прибыль, снизилось по сравнению с базисным на 275 изделий (10 725 против 11 000), что при неизменном значении маржинального дохода привело к уменьшению прибыли на 4400 д. е. (16 д. е. х 275), т. е. 176000 - 171600 =4400 д. е.

В табл. 4 представлены результаты осуществленного ситуацион­ного моделирования.

Таблица 4 - Результаты анализа соотношения “Постоянные затраты-переменные затраты-объем продаж -прибыль”

 Ситуации  
 
Показатели

 
Базисная

 
1

 
2

 
3

 
4

 
Значение точки безубыточности, изделий

15000

13334

17778

10435

24375

 
Количество продаж, непосредственно обеспечивающих получение прибыли, изделий

11000

11106

2122

8285

10725

 
Операционная прибыль (прибыль от продаж), д. е.

 
176000

199908 (199920)*

163647 (163650)*

190555 (190560)*

171600

Информация о работе Анализ соотношения “затраты - объем продаж - прибыль”