Анализ соотношения “затраты - объем продаж - прибыль”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Социально-экономическое развитие России в период перехода к рыночным отношениям сопровождался качественными структурными сдвигами в сторону интенсификации производства.
В этих условиях важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть в конечном счете возможность функционирования фирмы, ее конкурентоспособность и финансовое состояние.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическое содержание безубыточности………..……………………..4
1.1. Сущность анализа безубыточности………………………………...4
1.2. Точка безубыточности как критерий успешной работы компании…………………………………………………………………..5
1.3. Изменение точки безубыточности: определяющие факторы…….7
1.4. Экономический смысл маржинального анализа………………….8
1.5. Использование маржинального анализа при разработке системы премирования менеджеров по продажам………………………………9
1.6 Методы определения точки безубыточности…………………….10

2. Применение анализа безубыточности в экономической практике……14
2.1. Принятие управленческих решений на основе анализа безубыточности………………………………………………………….14
3. Анализ соотношения “затраты - объем продаж - прибыль”………….21
Заключение……………………………………………………………………….27
Литература……………………………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная ( Финансовый контролинг).doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Так, например, если сумма постоянных затрат составляет 15 млн. д. е. и необходимо получить прибыль в размере 7,5 млн. д. е. при удельном маржинальном доходе в 150 тыс. д. е., то необходимый объем продаж составит:

 

Хn= (15 + 7,5) : 0,15 = 150 изделий.

 

Поскольку после достижения безубыточности продажа каждого по­следующего изделия обеспечивает получение прибыли, равной вели­чине удельного маржинального дохода, то для целей анализа и управ­ления прибылью предпочтительно представить данную формулу следующим образом:

(11)

где первая составляющая показывает количество продаж, необходимых для покрытия постоянных затрат и соответственно достижения безу­быточности, а вторая — количество продаж, непосредственно обеспечивающих получение заданной прибыли. Так, используя данные предыдущего примера:

 

Хn = (15 : 0,15) + (7,5:0,15) = 100 + 50 = 150 изделий.

 

Для лиц, принимающих решения, принципиально важно знать, что из 150 изделий только 50 обеспечили получение прибыли в сумме 7,5 млн. д. е., а остальные 100 лишь создали соответствующую базу для этого. Таким образом, рассматривая данную ситуацию, менеджер видит, что производство и продажа, например, дополнительных 50 изделий обеспечат такую же прибыль, что и 150 предыдущих.

Проведение анализа безубыточности предполагает наряду с нахождением точки безубыточности (равновесия) определение так называе­мой точки наличного равновесия (применительно к отечественной терминологии более точным представ­ляется понятие “точка денежного равновесия”), которая показывает объем продаж, необходимый для покрытия денежных расходов за период. Так, например, амортизационные отчисления являются постоянными неденежными расходами.

В этом случае используется следующая формула:

                                                                                (12)

 

где Хн.р. — точка наличного (денежного) равновесия;

т — сумма амортизационных отчислений; остальные составляющие из формулы 1.

Если, например, величина амортизационных отчислений составляет 1,5 млн. д. е., то точка наличного равновесия:

 

Хр = (15 - 1,5) : (0,2 - 0,05) = 13,5:0,15 = 90 единиц.

 

Таким образом, при существующем соотношении затрат и выручки предприятию необходимо продать 90 единиц продукции, чтобы компенсировать все постоянные расходы, осуществленные в денежной форме.

Если необходимо выяснить, какой объем продаж необходим для достижения определенной величины прибыли после налогообложения (чистой прибыли), используется формула:

                                                                      (13)

 

где Хп.ч. — объем продаж, необходимый для получения заданной при­были после налогообложения (чистой прибыли); Пч — заданная чистая прибыль; С — ставка налога на прибыль.

Так, если прибыль после налогообложения должна составить 7 млн. д. е., а ставка налога — 30%, то

                                                                           (14)

 

Анализ безубыточности позволяет, кроме того, решать задачи выбора варианта технологии производства (капитальных вложений). Анализ проводится в случае, если имеются как минимум два варианта тех­нологии производства, один из которых характеризуется низкими переменными затратами на единицу продукции и высокими постоянными затратами, а второй — более высокими переменными, но более низкими постоянными затратами [3].

В этом случае находится точка равновесия (безубыточности), в которой по обоим вариантам обеспечивается получение одинаковой при­были. Если объем производства меньше этой точки, то более прибыльным является вариант, характеризующийся меньшими постоянными затратами. Превышение точки равновесия обеспечивает большую прибыльность варианту с меньшими переменными затратами. Например, рассматриваются два варианта технологии производства нового изделия, экономические показатели которых следующие (табл. 1).

Таблица 1- Характеристики вариантов технологии производства, д. е

 

 

 

 

 

 

№ 
 
п/п

 
Показатели

 
Вариант I

 
Вариант II

 
1

 
Продажная цена 1-го изделия

 
60

 
60

 
2

 
Переменные затраты на 1 изделие

 
46

 
37

 
3

 
Удельный маржинальный доход

 
14

 
23

 
4

 
Постоянные затраты

 
80080

 
142945

 
5

 
Точка равновесия (безубыточности) (п. 4 : п. 3)

 
5720

 
6215


 

 

Таким образом, при объеме производства до 6985 изделий более прибыльным будет вариант I, а в случае превышения этой величины — вариант II.

В рассмотренных задачах анализа безубыточности объем продаж измерялся в натуральных единицах. Соответственно этому перемен­ные затраты, выручка и маржинальный доход были представлены в виде удельных показателей, т. е. в расчете на единицу изделия (работ, услуг). Однако в большинстве случаев объем продаж представлен в стоимостном выражении, поэтому при проведении анализа используется так называемый “коэффициент валовой прибыли”. Этот коэффициент определяется отношением валовой прибыли (маржинального дохода) к выручке и называется также “отношение доход—выручка”.

Точка равновесия при этом выражается в денежной оценке и определяется по формуле:

                                                                                                            (15)

где R — коэффициент валовой прибыли (% или долей).

Например, производство продукции предприятия характеризуется следующим соотношением выручки, переменных и постоянных затрат:

 

• выручка — 30 млн. д. е.;

• переменные затраты — 7,5 млн. д. е.;

• валовая прибыль (маржинальный доход) — 22,5 млн. д. е.;

• постоянные затраты — 15 млн. д. е.

 

Коэффициент валовой прибыли в этом случае равняется:

22,5:30 = 0,75.

Точка безубыточности составляет:

15 :0,75 = 20 млн. д. е.

Следует обратить внимание на то, что удельный маржинальный до­ход и коэффициент валовой прибыли являются идентичными по свое­му экономическому содержанию показателями. При этом первый из них показывает, какой доход приносит каждая проданная единица про­дукции, а второй — сколько процентов (или долей) маржинального дохода содержится в каждой денежной единице продаж.

Коэффициент валовой прибыли, характеризующий уровень выгод­ности продукции, может использоваться в качестве самостоятельного инструмента анализа управленческих решений в ситуациях, когда сформировавшееся соотношение между объемом (ценой) продаж и переменными затратами не изменяется.

Можно выделить два варианта анализа, осуществляемого посредством данного показателя.

1. Оцениваются последствия предполагаемого роста объема продаж исходя из необходимости увеличения операционной прибыли (прибы­ли от продаж) при том, что уровень постоянных затрат останется тем же. В этом случае величина дополнительной прибыли будет равна дополнительному маржинальному доходу, полученному в результате этого роста.

При этом, поскольку этот коэффициент представляет собой отношение маржинального дохода к объему продаж, величина дополнительного маржинального дохода определяется по формуле:

                                                                                                (16)

где МДд — дополнительный маржинальный доход;

Vд — дополнительный  объем продаж;

R — коэффициент валовой  прибыли.

 

Например, менеджеры компании планируют увеличение прибыли не менее чем на 70 тыс. д. е. Производственные возможности компании и потребности рынка позволяют увеличить объем продаж на 200 тыс. д. е. Коэффициент валовой прибыли 0,4.

Дополнительный маржинальный доход будет получен в сумме:

200 х 0,4 = 80 тыс. д. е.

Таким образом, предполагаемое увеличение объема продаж при существующем уровне выгодности продукции с избытком обеспечит тре­буемые финансовые результаты.

2. Предполагается увеличение  объема продаж, для чего необходимы  дополнительные постоянные затраты. В этом случае величина дополни­тельной прибыли будет равняться разнице между дополнительным маржинальным доходом и дополнительными постоянными затратами.

Основываясь на данных предыдущего примера, предположим, что увеличение объема продаж на 200 тыс. д. е. возможно только в результате проведения дополнительной рекламной кампании, которая обойдется в 85 тыс. д. е.

Поскольку маржинальный доход вырастет всего на 80 тыс. д. е., принятие рассматриваемого управленческого решения приведет к убытку в 5 тыс. д. е. Таким образом, от данного варианта следует отказаться.

Очевидно, что любые аналитические задачи решаются при использовании как натуральных, так и стоимостных измерителей уровня де­ловой активности. Так, объем продаж, необходимый для получения прибыли в размере 7,5 млн. д. е„ находится следующим образом:

(15 + 7,5): 0,75 = 30 млн. д. е.

Следует иметь в виду, что при анализе безубыточности принимается ряд допущений. Основные из них:

• объем производства и объем продаж одинаковы (равны);

• продажная цена единицы продукции не изменяется по мере изменения объема продаж;

• цены на потребляемые материалы, услуги, заработная плата не изменяются;

• затраты предприятия можно точно разделить на постоянные и переменные. При этом постоянные затраты остаются одинаковы­ми при всех объемах производства, а переменные изменяются пропорционально объему;

• имеется только одна точка равновесия (безубыточности);

• производится и продается один вид изделия или, в случае много­номенклатурного производства, сохраняется постоянная структура продаж;

• анализируется только так называемый приемлемый диапазон объемов производства, т. е. такой интервал деловой активности предприятия, для которого действительно выявленное соотношение между затратами, объемом продаж и прибылью. Вне этого диапазона данная закономерность может быть нарушена, а принятые решения будут неверными.

В конкретной ситуации некоторые допущения могут не соблюдаться, что скажется на результатах анализа и, возможно, на принятии того или иного решения.

Поскольку анализ безубыточности основывается на разделении затрат на постоянные и переменные, то от точности разделения зависит уровень обоснованности принимаемых решений. Такое разделение в значительной степени затруднено существованием так называемых смешанных (полупеременных) затрат, включающих в себя как посто­янные, так и переменные составляющие. Как отмечают западные авторы, “заводские накладные расходы являются идеальным примером смешанных затрат”. Существует несколько методов разде­ления смешанных затрат, в том числе корреляционно-регрессионный анализ и метод “минимума и максимума” (“минимаксный”). Использование первого из них предполагает математико-статистическую обработку множества значений объемов производства и соответствующих значений определенной статьи накладных расходов. Свободный член в уравнении парной корреляции показывает величину постоян­ных затрат, а коэффициент при объеме производства — переменные затраты на единицу продукции. Например, по общепроизводственным расходам получено следующее уравнение:

Y = 231,87+0,0623Х,

где 231,87 — свободный член корреляционного уравнения; X— объем производства, единиц; 0,0623 — количество денежных единиц перемен­ных затрат на единицу продукции.

Среднее значение общепроизводственных расходов за анализируе­мый период составило 650,71 д. е. при среднем значении объема произ­водства 6723 единицы.

Таким образом, доля постоянных затрат составит:

231,87:650,71=35,63%, а переменных  соответственно 64,37%.

Следует обратить внимание на то, что данное соотношение постоянных и переменных затрат характерно только для объема производ­ства, равного 6723 единицам. При увеличении объема производства доля (но не величина) постоянных затрат будет уменьшаться, а при уменьшении объема — увеличиваться.

Минимаксный метод является более простым и заключается в вы­боре минимального и максимального объемов производства и сравне­нии затрат, соответствующих каждому из них [3]. При этом предполагает­ся, что, поскольку постоянные затраты не изменяются, увеличение совокупных затрат происходит исключительно за счет роста их пере­менной части. Исходя из этого предположения, величина переменных затрат на единицу продукции определяется следующим образом:

Информация о работе Анализ соотношения “затраты - объем продаж - прибыль”