Анализ рынка потребительского кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 13:08, реферат

Краткое описание

Кредиты - как часто в последнее время мы слышим это слово. Всё и все в нашем мире живут 'в кредит' кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени и поэтому эта тема на сегодняшний день очень актуальна. И всем нам известно, что существует много видов кредитов: инвестиционный кредит, кредит оборотного капитала, потребительский кредит. И каждый из них действует нам на благо. В этой работе речь пойдёт именно о последнем - о потребительском кредите.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.1.Потребительский кредит его сущность, роль и формы……………………4
1.2. Виды потребительского кредита……………………………………………8
1.3. Правовые основы кредитования…………………………………………..19
2.1. Анализ рынка потребительского кредитования.……………………...….24
2.2. Организация кредитования на примере коммерческого банка….……....46
2.3. Практический пример выдачи кредита………..………………………….58
2.4. Риски и перспективы развития потребительского кредита..…………….60
Заключение…………………………………………...………………………….65
Литература………………………………………………..……………………..66

Вложенные файлы: 1 файл

Потребительский Кредит.docx

— 177.47 Кб (Скачать файл)

Первую двадцатку банков – лидеров по розничному кредитованию можно условно разделить на три группы:

1 группа: банки, для которых развитие потребительского  кредитования является основным  стратегическим направлением бизнеса.

2 группа: крупные и многофилиальные банки.

3 группа: отраслевые узкоспециализированные  банки.

Наиболее динамично развивается кредитование в 1-й группе банков, уверенный, хоть и небольшой рост зафиксирован по 2-й и 3-й группам. Это подтверждает тенденцию «разворота» банков в сторону развития розничных операций, необходимость диверсифицировать активы в условиях снижения доходности всех основных финансовых инструментов и снижения емкости рынка ценных бумаг.

Рис. 1. Социологический опрос населения что чаще всего покупают в кредит.

25% жителей  России в течение последних  полутора лет воспользовались  потребительским кредитом. Об этом  свидетельствуют данные опроса ROMIR Monitoring, проведенного в июне 2006 года. Согласно прогнозам банкиров, рынок потребительского кредитования в нашей стране продолжит развиваться быстрыми темпами: через два года кредитами будут пользоваться уже до 35% населения, а через пять-семь лет Россия по этому показателю достигнет уровня западных стран.

Опрос ROMIR Monitoring проводился более чем в 100 городах и сельских населенных пунктах. Всего было опрошено 1600 респондентов старше 18 лет. Выборка, по данным исследовательского холдинга, соответствует структуре взрослого населения России. Согласно данным опроса, за прошедший год (в период с июня 2006 года по май 2007) потребительские кредиты на покупку различных товаров привлекали 25% населения России (75% населения либо покупали товары на свои деньги, либо не приобретали их в принципе).

Из тех, кто воспользовался кредитом, большинство (45%) покупали бытовую технику, 19% приобрели видеотехнику, 16% - мобильные телефоны, 13% - компьютеры и столько же - мебель. Кредитами для покупки автомобиля воспользовались 7% россиян, а сантехнику и стройматериалы в долг приобрели 6%. Меньше всего на банковские кредиты покупали жилье - так поступили всего 4% опрошенных. Наиболее активно потребительскими кредитами пользовались люди в возрасте от 18 до 24 лет.

Популярности потребительских кредитов способствовали снижение ставок по ним в последние три-четыре года и рост благосостояния населения. На Западе кредитами пользуются до 90% населения. Так что все россияне еще очень сильно отстают от западных стран. Доля ипотеки во всей системе потребительского кредитования составляет порядка 10%, а 40% объема выданных кредитов приходится на Москву. Банки меняют свою кредитную политику в направлении увеличения объемов потребительского кредитования. Доля кредитов населению в общем объеме кредитов нефинансовому сектору постоянно растет: если на начало 2006 г. она составляла 11%, то к его концу выросла до 15,6%. Это можно объяснить рядом причин.

Во-первых, кредитовать население значительно доходнее. Даже по официальной статистике Банка России средняя за 2006 год ставка по рублевым кредитам физическим лицам на 7-8 процентных пунктов была выше ставки по кредитам предприятиям, выдаваемым на те же сроки. Кроме того, выдача кредитов населению обычно обременена различными дополнительными сборами и комиссиями. Во-вторых, кредитование населения имеет гораздо большие перспективы для экстенсивного расширения. Лишь несколько процентов граждан пользуются сегодня кредитами. Нет сомнений, что по мере роста благосостояния населения вовлеченность его в кредитные операции будет только возрастать. Например, в развитых европейских экономиках до половины объема потребления домашних хозяйств обеспечивается кредитами, в России же - пока лишь 4-5%. В-третьих, в кредитовании реального сектора значительно выше конкуренция, подстегиваемая развитием фондового рынка и проникновением иностранных банков. Чтобы продвигать бизнес дальше, банки должны ценить каждого, даже самого мелкого клиента. Внешняя среда, в которой развивается банковская система, становится более динамичной. Поскольку развитие розничных операций требует значительных инвестиций, наряду с усилением процессов слияний и поглощений банки будут вынуждены в дальнейшем использовать все возможные способы увеличения капитала. Кроме того, увеличение сроков кредитования влечет за собой проблемы с поддержанием ликвидности и необходимость формирования долгосрочной ресурсной базы. Тем не менее, население заместит предприятия в активах банков еще не скоро, если это вообще произойдет. Интерес к физическим лицам не означает, что банки стали меньше ценить корпоративных клиентов, скорее напротив - каждый корпоративный клиент становится для них еще ценнее. Интересным представляется проанализировать сектор потребительского кредитования в России за 2006 год. Совокупный объем кредитов, предоставленных российским банковским сектором физическим лицам, вырос на конец 2006 г. в 2,1 раза и составил на 1 января 2007 г. 618,9 млрд. руб. ($22,3 млрд.). Всего объем банковского кредитования экономики страны на конец 2006 г. составил 4,2 трлн. руб. ($152,4 млрд.), увеличившись за год на 45,3% в рублевом выражении.

В общем объеме кредитования наблюдается повышение доли рублевых кредитов, которые по-прежнему в значительной мере превалируют над валютными. Так, в 2006 г. доля кредитов в рублях увеличилась с 66,2% до 71,2%. В структуре потребительского кредитования также выросла доля кредитов в рублях, однако менее значительно (с 82,2% до 84,9%).

Рис. 2. Кредитование экономики банковским сектором в России

Источник ЦБ РФ, расчеты РЭО

Таким образом, в России в 2006 г. банковским сектором было выдано кредитов на сумму 1,3 млрд. руб. ($45,8 млрд.), что на 50% больше, чем в 2005 г. В том числе объем выданных частных кредитов составил в 2006 г. 319,2 млрд. руб. ($11,1 млрд.), увеличившись в 2 раза ( в 2005 г. общий объем выданных кредитов вырос на 60%, а частных кредитов в 3,3 раза).

Рис. 3. тенденции развития потребительского кредитования в России

Источник ЦБ РФ, расчеты РЭО

В отношении к суммарным активам банковского сектора и общему объему выданных кредитов темпы роста потребительского кредитования, как и в абсолютном росте, также довольно существенны. В частности, доля кредитов физическим лицам в суммарных активах российских банков в 2004 г. выросла с 5,4% до 8,7%, а доля во всем объеме кредитования с 10,3% до 14,6%. Еще три года назад (на 1 января 2003 г.) доля кредитов физическим лицам в суммарных активах банковской системы составляла всего 3,4%, а в общем объеме выданных кредитов – 7%.

Региональная структура потребительского кредитования на начало 2007 г. практически не изменилась, как и кредитование реального сектора, и по-прежнему характеризуется крайней неравномерностью:

 

Рис. 4. Региональная структура потребительского кредитования в России за 2006 г. (%)

Источник ЦБ, расчеты РЭО

На 1 января 2007 г. 81% выданных кредитов приходятся на Центральный округ (на 1 января 2007 г. – 80,4%), при этом доля Москвы, где уровень благосостояния на душу населения является самым высоким в стране, выросла до 97,6%. Однако доля столицы имеет тенденцию к постепенному снижению: если сначала на Москву приходилось около 40% выданных потребительских кредитов, то уже спустя два года этот показатель снизился до 30% и продолжает снижаться. По предварительным оценкам, через десять лет доля Москвы может составить около 20%. Наименьшим объемом кредитных ресурсов, как и ранее, обладают жители Южного (1,1%) и Дальневосточного округов (1,5%), при этом доля первого несколько сократилась, а второго выросла.

Рынок потребительских кредитов стремительно развивается в России. Все больше банков готовы предложить программы кредитования товаров и услуг. Конкуренция банков на данном рынке играет положительную роль и у клиента появляется возможность выбора. В таблице 2 представлено 19 банков России, конкурирующих на рынке потребительских кредитов, за 9 месяцев 2005 года.

 

 

Таблица 2

Банки России, конкурирующие на рынке потребительских кредитов

Банк

Потребкредиты на 01.10.07, млн. руб.

Потребкредиты на начало года, млн. руб.

Резервы под кредиты физлицам, млн. руб.

Кредиты от 0.5 до 3 лет, млн. руб.

Проценты, полученные по кредитам (срочным) физлицам, млн. руб.

Сбербанк

418 912.9

293 700.0

10 781.7

61 489.2

40 068.8

Русский Стандарт

55 751.3

33 583.4

214.4

31 634.9

5 561.3

Росбанк

28 145.9

3 182.8

198.1

19 504.2

2 758.5

ХКФ-Банк

19 300.7

17 821.4

672.7

17 472.0

2 846.9

Райффайзенбанк

16 992.0

10 275.2

223.7

9 719.3

1 025.6

Уралсиб

15 927.5

6 747.9

142.3

11 368.2

1 392.0

МДМ-Банк

11 285.0

6 639.0

465.9

6 892.1

802.6

Импэксбанк

10 985.1

2 392.3

290.7

6 514.1

619.8

Банк Москвы

10 347.3

4 786.6

186.9

7 756.1

675.4

Ситибанк

8 790.7

2 528.1

203.0

1 930.9

534.7

Международный Московский Банк

7 549.5

3 861.8

93.8

3 965.4

379.2

Внешторгбанк

7 423.7

3 355.2

69.2

787.7

524.9

Газпромбанк

6 831.0

3 936.6

92.5

3 112.5

485.0

Инвестсбербанк

6 059.5

2 481.6

440.3

4 341.9

536.9

Запсибкомбанк

4 649.6

3 212.5

47.6

1 510.7

471.0

Финансбанк

4 554.2

1 200.1

101.9

3 908.1

264.7

БСЖВ

4 143.2

1 129.0

46.3

1 324.2

130.6

Промышленно-Строительный Банк

4 043.0

2 157.3

114.4

2 570.3

312.1

Дельтакредит

3 830.7

2 629.1

42.2

24.0

314.5


 

 

На 1.01.07 банки предлагали следующие условия по потребительским кредитам (табл. 3).

Таблица 3

Условия по потребительским кредитам некоторых банков

Банк

Название кредита

Сумма

Ставка годовых (%)

Срок

Особые условия

Рубли

Доллары

Рубли

Доллары

Импэксбанк

«Народный»

до 500 тыс.

20 тыс.

18

10,99

5 лет

комиссия 0,8% в месяц от первоначальной суммы кредита

Банк Москвы

На неотложные нужды

450 тыс.

15 тыс.

15

19

3 года

комиссия за выдачу кредита - 1,5 тыс. рублей

Промсвязьбанк

На неотложные нужды

от 30 тыс.

от 1 тыс.

20

14

5 лет

-

Home Credit & Finance Bank

Стандартный

200 тыс.

-

28,5

-

24 месяца

комиссия за открытие счета 1,99% от всей суммы кредита

Русский банк развития

Телечек

от 60 тыс. до 1,5 млн.

-

9

-

2 года

-


 

Анализ показывает, что продолжаются тенденции активного развития российского рынка потребительского кредитования. В настоящее время для банковского бизнеса в стране розничное кредитование является одним из наиболее перспективных направлений развития.

Но в то же время, проблемным остается вопрос рисков потребкредитования. В среднем резервы на возможные потери по потребительским кредитам в банковском секторе составляют всего 2%. Экспертная оценка проблемных ссуд физических лиц достигает 7-10%. В диапазоне справедливой оценке возможных потерь по потребительским кредитам находится МДМ-Банк и Home-credit and Finance Bank. У первого резервы на потенциальные потери достигают 7%, а у второго – 6%. Большинство остальных банков явно недооценивают риски. С одной стороны это ведет к повышению текущей прибыльности банков, с другой стороны, создает задел для будущего кризиса кредитования. Однако, перспективы кредитного коллапса выглядят весьма отдаленными. До тех пор, пока рынок растет огромными темпами, удваиваясь ежегодно, низкие резервы на потенциальные потери не будут давать о себе знать. Невозврат станет актуальной проблемой, когда рынок прекратит свой рост, стабилизируясь на одном уровне.

Развитие кредитования - одна из приоритетных задач для страны, учитывая тот фактор, что доля торговли в ВВП составляет 23% (для сравнения: доля ТЭКа – 27%). И пока эта сфера находится в начальной стадии развития, правда, достаточно бурной. На этой стадии существует много проблем. Одной из таких проблем является риск возниконовения кредитного «пузыря» - неконтролируемого роста невозвращенных или ненадлежащим образом обслуживаемых клиентами кредитов, что обычно приводит к краху кредиторов и отбрасывает назад все производство розничного кредитования.

Самый свежий пример - недавний опыт Южной Кореи. После финансового кризиса 1997-1998 годов с целью стимулирования потребительской активности программа потребительского кредитования в этой стране стала поддерживаться на правительственном уровне. Первоначально она дала свои плоды: за счет роста потребительского спроса экономика быстро восстановилась, а общая задолженность населения выросла более чем в пять раз - до 60 млрд. долларов. Но в начале 2006 года «пузырь» лопнул, и в итоге около 10% населения страны имеет просроченные кредиты, объем расчетов по кредитным картам в первом полугодии 2006 года снизился на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года, а из-за падения потребительского спроса темпы экономического роста замедлились. При этом крупнейший участник на рынке кредитных карт финансовая компания LG Card близка к банкротству.

Причина провала заключалась, прежде всего, в том, что большинство кредитно-финансовых институтов Кореи в основном специализировались на работе с коммерческими структурами, они оказались неподготовленными к работе с физическими лицами, в частности не обладали должным опытом оценки рисков и управления ими. В условиях растущей конкуренции участники рынка выдавали максимально возможное количество кредитов и не проводили должной проверки платежеспособности клиентов. В итоге было выдано огромное количество необеспеченных кредитов под низкие проценты.

Способна ли Россия повторить печальный опыт Южной Кореи? С одной стороны, как уже упоминалось, в стране сложилась устойчивая кэш-культура. В то же время неослабевающий поток новых участников заключает в себе опасность перегрева рынка. Недавно пришедшие участники, обладающие недостаточным опытом (незнание местного рынка у иностранных участников и нехватка технической компетенции у российских банков) и отстающие от лидеров, вероятно, будут выдавать кредиты на более мягких условиях, так что появление «испорченных» кредитов станет лишь вопросом времени. Пока официально показанная доля нестандартных розничных кредитов в портфелях ключевых участников рынка, как правило, не превышает 5%. Однако, по неофициальным оценкам самих банкиров, эта цифра может быть в два-три раза выше, а значит, проблема приобретает уже вполне серьезные очертания.

Информация о работе Анализ рынка потребительского кредитования