Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;
- изучить создание и размещение пенсионных резервов;
- рассмотреть основные направления повышения эффективности расходов бюджета ПФРФ.
Предмет исследования — финансы Пенсионного фонда РФ и его роль в финансировании социальной сферы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы Пенсионного фонда РФ и его роль в проведении пенсионной реформы
1.1. Социально-экономическая сущность Пенсионного фонда РФ
1.2. Необходимость создания и задачи Пенсионного фонда
1.3. Характеристика пенсионной реформы и этапы ее проведения
2. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе и перспективы ее развития.
2.1.Анализ формирования доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ
2.2. Основные направления расходования средств Пенсионного фонда РФ
2.3. Повышение роли Пенсионного фонда РФ в реализации пенсионной реформы………………
Выводы и предложения…………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

итоговая курсовая.docx

— 77.68 Кб (Скачать файл)

Финансирование базовой  части трудовой пенсии из средств  федерального бюджета при условии  поддержания в долгосрочной перспективе  среднего размера социальной пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионера (ПМП), соответствующего повышению размеров базовых частей трудовых пенсий по росту ПМП, сократится с 8,7% фонда  оплаты труда в 2011г. до 2,1% в 2050г., т.е. в 4,1 раза.

Государственные обязательства  по выплате страховой части трудовой пенсии будут увеличиваться, опережая рост доходов ПФР, исходя из взносов  на страховую часть трудовых пенсий и темпов роста зарплаты. Однако суммы текущих поступлений в  бюджет ПФР по актуарным расчетам будут сокращаться по причине  резкого сокращения числа занятых  трудовой деятельностью. Возникающую  разницу придется покрывать за счет средств федерального бюджета в  возрастающем размере с 1,5% фонда  заработной платы в 2011г. до 4,1% к 2022г.

В результате этой тенденции  к 2050г. финансирование пенсионной системы  почти полностью отходит от страховых  принципов, так как 86% доходов будут  составлять не страховые поступления, а средства федерального бюджета.

Другая тенденция связана  с индексацией пенсионных прав, которые  ограничены индексом роста доходов  ПФР в расчете на каждого пенсионера. С самого начала реформы она отстает  от темпов роста среднемесячной заработной платы в стране. Так, только за период 2002-2007 гг. накопленное отставание превысило 1,5 раза.

Однако начиная с 2012г. основным фактором, оказывающим влияние на снижение темпа роста доходов  ПФР в расчете на каждого пенсионера, становится не увеличение относительной  численности пенсионеров (в 1,72 раза за период с 2010 по 2050г.) и не увеличение относительного объема страховых взносов, отвлекаемых на формирование пенсионных накоплений в пользу лиц 1967г. рождения и моложе (вдвое за период 2010-2025 гг.), а более чем 25-кратное снижение эффективного тарифа страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в условиях роста заработной платы и сохранения регрессионной шкалы базы начисления страховых взносов.

Программа повышения развития уровня благосостояния получателей трудовых пенсий должна предусматривать перерасчет накопленных пенсионных прав (валоризацию), приобретенных к началу пенсионной реформы 2002г. Финансирование валоризации и связанных с ее проведением расходов, включая последующие индексации трудовой пенсии, в дальнейшем будет осуществляться из федерального бюджета.

Одним из ключевых положений  налоговой и пенсионной реформ является финансирование базовой части трудовой пенсии за счет ЕСН, что означала ее полный отрыв и независимость  от трудового вклада (если не считать  ограничение пятилетним минимумом  стажа). При этом размер базовой части  не зависит ни от заработка (взносов) застрахованного лица, ни от его  стажа (для начисления требуется  всего 5 лет страхового стажа), что  фактически превратило базовую часть  трудовой пенсии в социальное пособие.

Предлагается перейти  на финансирование базовой части  трудовой пенсии из средств страховых взносов и индексировать ее в зависимости от роста среднемесячной начисленной заработной платы. Одновременно с переходом на страховые методы формирования бюджета ПФР необходимо отказаться от регрессивной шкалы и установить верхнюю границу дохода, на который начисляется страховые взносы. Тем самым ПФР примет на себя обязательство по страхованию суммы утраченного заработка для абсолютного большинства застрахованных лиц, а в дальнейшем индексировать по темпу роста средней заработной платы в экономике.

Установление предельно  уровня начисления взносов позволит не только стимулировать высокодоходные категории работников на их плату, но и ограничит неконтролируемый рост долгосрочных государственных пенсионных обязательств ПФР перед высокооплачиваемыми  застрахованными лицами и существенно  уменьшит тарифную нагрузку на работодателей.

 

 

 

 

Вывод

 

Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно  затрагивает интересы нетрудоспособного  населения, а оно обычно составляет свыше 25-30 % населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в России проживает  в настоящий момент свыше 38,5 миллионов  престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

Программа пенсионной реформы РФ в  долгосрочной перспективе предусматривает  переход от действующей распределительной  к смешанной системе пенсионного  обеспечения, которая будет в  себя включать:

-  государственное пенсионное страхование, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансируется государственное пенсионное страхование как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных взносов на накопления;

-  государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхования, - за счет средств федерального бюджета;

-  дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством РФ – обязательных страховых взносов.

Для сокращения дефицита бюджета Пенсионного  фонда Правительство РФ рассматривает  варианты изменения структуры отчислений денежных средств предприятий и граждан в Пенсионный фонд. Одновременно с этим будет увеличен процент отчислений с заработка. Кроме того, будет расширена база сбора средств в Пенсионный фонд, так как отчисления туда предполагается собирать со всех видов доходов, включая страховки и депозиты, с помощью которых выплачиваются большие зарплаты в коммерческих структурах.

Для совершенствования пенсионной системы РФ:

а) требуется разработать научный  инструментарий для оценки социальных рисков и обоснования соответствующих  уровней социальных гарантий пенсионеров  и для упорядочения на этой базе организационных, финансовых и правовых форм социального страхования, личного  страхования и социальной помощи.

б) необходимо предусмотреть новый  порядок сбалансированного участия  основных социальных субъектов в  финансовом обеспечении системы.

в) нужно усилить взаимозависимость  между страховыми взносами и пенсиями. Определение размера последних должно быть связано с величиной страховых накоплений, определяемой на протяжении всего трудового периода.

Необходима целенаправленная работа по созданию актуарной службы в Пенсионном фонде России для определения  государственных обязательств перед  застрахованными лицами. Поскольку  производится переход на полное пенсионное страхование, то необходимо четко проводить  эту политику и знать динамику численности работающих, демографическую ситуацию и др. Исходя из этого в дальнейшем можно было бы выстраивать оптимальные схемы с возможными системами дополнительного профессионального пенсионного страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

Источники:

1.  Бюджетный Кодекс Российской Федерации, М., 2006.

2.  Налоговый кодекс Российской федерации М., 2006.

3.  Федеральный закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 14 декабря 2001г.№ 164-ФЗ.

4.  Федеральный закон РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001г. №167-ФЗ.

5.  Федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ.

Периодические издания:

1.  Батанов Г.Н. Пришло время многое менять в системе инвестирования средств «молчунов» // Финансовый контроль. – 2008. – №1. – С.1-3.

2.  Вестник ПФР. - 2008.- №2.

3.  Вьюницкий В.И. Что ждет пенсионную систему? // Пенсия. – 2008. – №4. – С.41-52.

4.  Галаева Ю.С, Потапов И.В. Бюджет Пенсионного фонда РФ: Анализ и прогнозирование // Общество и Экономика. – 2008. – №6. – С.88-105.

5.  Климова Е.С. Пенсионный фонд России в условиях реформирования пенсионной системы – Тюмень, 2007. – 22 с.

6.  Кокорев Р.А., Трухачев С. А. Негосударственные пенсионные фонды в России: текущее состояние, проблемы и пути решения // Информационно-аналитическая бюллетень.– 2008. – №62. – С.1-49.

7.  Кращенко Л.С., Асанов И.П. Одиночное плавание // Эксперт. – 2008. – №36. – С.104-110.

8.  Лаврентьева П.К. Развитие пенсионной системы в России – М.:2008.–25 с.

9.  Логинов В.С.. Пенсионная реформа: нужна новая стратегия // Ведомости. – 2008. – №32. – С.5.

10.  Соловьев А.К. Актуарный обоснование вариантов развития пенсионной системы // Пенсия. – 2008. – №11. – С.41-47.

Литература:

1.  Бюджетная система Российской Федерации: Учеб.пособие для вузов. Фетисов В.Д. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

2.  Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. А.М. Годин, Н. С. Максимов, И.В, Подкорина.: Дошков и К, 2008.

3.  Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. П.И. Вахрин-М.: Дошков и К, 2007.

4.  Гаврилов Р.В. Реформирование пенсионных систем: мировой и отечественный опыт – М.:ВНИЭРХ, 2008. – 113 с.

5.  Лочаков Д.Е. Экономические предпосылки и основные направления реформирования пенсионной системы Российской Федерации – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 16 с.

6.  Соловьев А.К. Актуарный прогноз развития пенсионной системы в условиях пенсионной реформы (до 2015 г.) // Пенсия. – 2007. – №8. – С.45-50.

7.  Соловьев А.К. Экономика пенсионного страхования. Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 335 с.

8.  Финансы: Учебник / Под ред. Лушина С.И., Слепова В.А. М.: Рос. Экон. акад., 2006.

9.  Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Акад.Г. Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

10.  Финансы: Учебник/ под. ред. В.М. Родионовой – М.: Финансы и статистика – 2003 г.

11.  Финасы, денежное обращение и кредит: Учебник 2-ое изд. Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова-М.: Проспект, 2006г.

12.  Человек и труд. – 2006.- № 3

 

 

[1] Ст7 Конституции РФ

[2] Ст39 Конституции РФ

[3] Государственное пенсионное страхование Российской Федерации: Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001.

[4] ст5 ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации»

[5] Государственное пенсионное страхование Российской Федерации: Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001

[6] http://www.pfrf.ru/about/

[7] http://www.pfrf.ru/about/

[8] Государственное пенсионное страхование Российской Федерации: Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001

[9] Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации""

[10] Афанасьев М.П и др. Бюджет и бюджетная система. Учебник. – М:Юрайт, 2009

[11] Вьюницкий В.И. Что ждет пенсионную систему? // Пенсия. – 2009. – №4. – С.41-52.

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

     Таблица 1  -Индивидуальные коэффициенты замещения  по компонентам для работников со средним заработком, 2007 г. (в %)

 

 

Распределительные

Обязательные  накопительные

Всего обязательные

Всего с  учетом добровольных

Доля  в пенсионных выплатах

Обязательных  накопительных

добровольных

Развитые  страны

Австралия

15

27

42

42

64

0

Великобритания 

31

 

31

70

0

56

Германия 

43

 

43

61

0

30

Греция 

96

 

96

96

0

0

Испания

81

 

81

81

0

0

Италия 

68

 

68

68

0

0

Канада 

45

 

45

73

0

38

Франция

53

 

53

53

0

0

США

39

 

39

79

0

51

Япония

34

 

34

34

0

0

Страны  с формирующимся рынком

Венгрия

51

26

77

77

34

0

Мексика

5

31

36

36

86

0

Польша 

30

31

61

61

51

0

Словакия 

24

32

56

56

57

0

Турция 

87

 

87

87

0

0

Чехия

50

 

50

50

0

0

Ю. Корея

42

 

42

42

0

0

В среднем  по формирующимся рынкам

41

17

58

58

29

0

В среднем  по ОЭСР

46

13

59

68

19

13


 

  

 

Информация о работе Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе и перспективы ее развития