Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:43, курсовая работа
Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;
- изучить создание и размещение пенсионных резервов;
- рассмотреть основные направления повышения эффективности расходов бюджета ПФРФ.
Предмет исследования — финансы Пенсионного фонда РФ и его роль в финансировании социальной сферы.
Введение
1. Теоретические основы Пенсионного фонда РФ и его роль в проведении пенсионной реформы
1.1. Социально-экономическая сущность Пенсионного фонда РФ
1.2. Необходимость создания и задачи Пенсионного фонда
1.3. Характеристика пенсионной реформы и этапы ее проведения
2. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе и перспективы ее развития.
2.1.Анализ формирования доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ
2.2. Основные направления расходования средств Пенсионного фонда РФ
2.3. Повышение роли Пенсионного фонда РФ в реализации пенсионной реформы………………
Выводы и предложения…………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………..
Вот почему еще в недрах СССР был создан Пенсионный фонд России, как самостоятельный финансово-кредитный орган, денежные средства которого не входят в государственный бюджет и никакие другие бюджеты и изъятию не подлежат. Главная его идея состоит в том, чтобы пена рабочей силы формировалась на основе реальных доходов, обеспечивающих достойную жизнь пенсионеров, и она отражает идею социального страхования, в том числе и пенсионного, которое осуществляется за счет солидарности трудовых поколений. Независимость Пенсионного фонда от государственного бюджета дает возможность проводить своевременную индексацию пенсий и решать многие социальные программы.
Цель
Пенсионного фонда РФ или ПФР
состоит в пенсионном обеспечении
граждан России. Главным юридическим
основанием деятельности фонда является
положение о "Пенсионном фонде
РФ", принятое ещё в 1991 году постановлением
Верховного Совета. В нём даётся
определение ПФР как
Необходимо отметить, что для реализации своих функций Пенсионного фонда (ПФР) формирует собственный бюджет, который подлежит утверждению федеральным законом. Пенсионный фонд (ПФР) включает в себя как централизованный фонд, так и его региональные и местные отделения. Всё вместе это образует единую систему управления средствами обязательного пенсионного страхования РФ с чёткой иерархией.
Задачи Пенсионного фонда РФ:
1. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов;
2.
финансирование выплаты
3.
организация работы по
4.
капитализация средств
5.
контроль с участием налоговых
органов за своевременным и
полным поступлением в
6.
организация и ведение
7.
межгосударственное и
8.
участие в разработке и
9.
изучение и обобщение практики
применения нормативных актов
по вопросам уплаты в
10.
проведение научно - исследовательской
работы в области
11. проведение разъяснительной
работы среди населения и
Пенсионный фонд РФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Работа Пенсионного фонда РФ проявляется в выполнении ряда функций.
Функции Пенсионного фонда РФ:
1. Фискальная – аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.
2. Перераспределительная – обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.
3. Контрольная – отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.
Работа Пенсионного фонда РФ, как финансового института, состоит в перераспределении финансовых средств из источников, установленных российским законодательством, на проведение мероприятий государственного пенсионного страхования.
Средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет:
1. взносов работодателей по
2. взносов граждан, занимающихся
индивидуальной трудовой
3. страховых взносов иных
4. ассигнований из федерального
бюджета Российской Федерации
на выплату государственных
5. средств, взыскиваемых с
6. доходов от эмиссии ценных бумаг;
7. добровольных взносов (в том
числе валютных ценностей)
8. доходов от капитализации
Средства Пенсионного фонда РФ направляются на:
1. выплату в соответствии с
действующим на территории
2. оказание органами социальной
защиты населения материальной
помощи престарелым и
3. доставка и пересылка пенсий;
4. финансовое и материально -
техническое обеспечение
5. другие мероприятия, связанные с деятельностью Пенсионного фонда РФ
1.3.Характеристика пенсионной реформы и этапы ее проведения.
Понятие «пенсионная реформа»
не имеет единообразного определения
и может трактоваться по-разному
в зависимости от контекста или
от целей исследования. На протяжении
последних лет достаточно сильно
менялись представления о целях,
задачах, содержании и путях российской
пенсионной реформы. В настоящее
время можно выделить следующие
основные ее направления:
До 2002 года пенсионная система
России была полностью распределительной,
основанной на принципе «солидарности
поколений». Ее суть заключалась в
следующем: финансирование текущих
пенсий осуществлялось исключительно
за счет средств, собираемых с работодателей
в виде налогов на фонд оплаты труда.
То есть деньги собираются с работающих
граждан и сразу выплачиваются
старикам.
Основные причины кризиса распределительной
пенсионной системы многократно и подробно
обсуждались в ходе принятия решений о
начале реформы. С математической точки
зрения, при снижении отношения численности
работающего населения к численности
пенсионеров нельзя построить устойчивую
модель распределительной системы с постоянными
значениями налоговой нагрузки, пенсионного
возраста и коэффициента замещения1,
так как все меньшему количеству взрослых
работников приходится содержать одного
пенсионера. Это происходит из-за снижения
уровня рождаемости и роста продолжительности
жизни. И хотя в России жить в последнее
время дольше не стали, с 1990 года отношение
взрослых работников к пенсионерам снизилось
с 2,28 до 1,74 ( В 2002 году 66 млн. работающих
содержали 38 млн. пенсионеров). По прогнозам
Всемирного банка к 2040 году в России число
работников и людей, получающих пенсию,
сравняется. И если оставить систему без
изменений, то к 2040 году коэффициент замещения
снизится до 14,4 % (сейчас 34,7 %).
В этой ситуации единственным способом
является либо увеличение налогов, либо
повышение пенсионного возраста, либо
уменьшение коэффициента замещения, который
в нашей стране и так крайне низкий. В тоже
время остается и еще один способ – начать
реформировать действующую пенсионную
систему и таким образом искать пути решения
проблем.
Следует, однако, иметь в виду, что изменения
в принципах начисления и выплаты распределительных
пенсий, к которым относятся минимально
необходимый стаж; период, зарплата за
который учитывается при определении
размера пенсии; степень учета полученной
зарплаты/уплаченных пенсионных взносов;
система индексаций; предельное соотношение
минимальной пенсии и прожиточного минимума;
предельный уровень максимальной пенсии;
разделение пенсии на базовую и страховую;
введение условно-накопительных счетов
и т.д., несмотря на всю значимость назвать
пенсионной реформой можно с большим трудом.
За период 1991-2001 гг. такие изменения в действующую
систему вносились огромное количество
раз2. При этом основной целью таких
изменений является корректировка пенсионной
системы с учетом финансовых возможностей
государства и представлений об относительной
социальной справедливости, тем не менее
они не приводят, да и не могут привести
к значительному улучшению в пенсионной
сфере в долгосрочном плане.
Главным изменением, позволяющим назвать
происходящие сейчас преобразования пенсионной
реформой, является введение
накопительного элемента в систему
обязательного пенсионного обеспечения
и допуск
частных финансовых компаний к управлению
накопительной частью пенсионных средств.
Однако несмотря на все положительные
стороны данного нововведения результаты
мы сможем увидеть только через несколько
лет, так как в краткосрочном периоде эти
изменения так же «бессильны». Кроме того,
введение новой пенсионной системы связано
с одной трудностью, которая заключается
в том, что государству необходимо, не
снижая уровня обеспечения нынешних пенсионеров,
изъять часть средств из распределительной
системы, чтобы работающие граждане имели
возможность постепенно накапливать себе
на старость. Тем не менее в долгосрочном
периоде введение накопительных пенсий
должно позволить достичь следующих положительных
результатов:
Эти изменения затронут практически все
сферы экономической и социальной жизни,
поэтому пенсионная реформа является
на сегодняшний день одной из важнейших
реформ в российской экономике. Принимая
это во внимание, крайне важно, чтобы все
граждане стали ее участниками, что позволит
в полной мере реализовать ее потенциал.
Попытки реформирования в
области пенсионного
Анализ сложившегося положения привел
к единственному решению необходимости
реформирования самой системы пенсионного
обеспечения.
На различных этапах реформы формулировка
целей периодически изменялась:
1990
22 декабря создан Пенсионный фонд России для государственного управления средствами пенсионной системы. Изначально ключевыми функциями ПФР были сбор страховых взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.
]1992
16 сентября подписан Указ
Президента РФ № 1077 «О негосударственных
пенсионных фондах», имевший
В Московской области на базе регионального
отделения ПФР впервые произошло объединение
основных функций по пенсионному обеспечению:
сбор, аккумуляция страховых взносов,
финансирование расходов на выплату государственных
пенсий и назначение, перерасчет, выплата
пенсий. Созданная в Московской области
модель управления пенсионным обеспечением
населения получила название «единая
пенсионная служба».