Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;
- изучить создание и размещение пенсионных резервов;
- рассмотреть основные направления повышения эффективности расходов бюджета ПФРФ.
Предмет исследования — финансы Пенсионного фонда РФ и его роль в финансировании социальной сферы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы Пенсионного фонда РФ и его роль в проведении пенсионной реформы
1.1. Социально-экономическая сущность Пенсионного фонда РФ
1.2. Необходимость создания и задачи Пенсионного фонда
1.3. Характеристика пенсионной реформы и этапы ее проведения
2. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе и перспективы ее развития.
2.1.Анализ формирования доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ
2.2. Основные направления расходования средств Пенсионного фонда РФ
2.3. Повышение роли Пенсионного фонда РФ в реализации пенсионной реформы………………
Выводы и предложения…………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

итоговая курсовая.docx

— 77.68 Кб (Скачать файл)

Вот почему еще в недрах СССР был создан Пенсионный фонд России, как самостоятельный  финансово-кредитный орган, денежные средства которого не входят в государственный  бюджет и никакие другие бюджеты  и изъятию не подлежат. Главная  его идея состоит в том, чтобы  пена рабочей силы формировалась  на основе реальных доходов, обеспечивающих достойную жизнь пенсионеров, и  она отражает идею социального страхования, в том числе и пенсионного, которое осуществляется за счет солидарности трудовых поколений. Независимость  Пенсионного фонда от государственного бюджета дает возможность проводить  своевременную индексацию пенсий и  решать многие социальные программы.

Цель  Пенсионного фонда РФ или ПФР  состоит в пенсионном обеспечении  граждан России. Главным юридическим  основанием деятельности фонда является положение о "Пенсионном фонде  РФ", принятое ещё в 1991 году постановлением Верховного Совета. В нём даётся определение ПФР как самостоятельного финансово-кредитного учреждения, созданного в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения  в Российской Федерации. Помимо этого, ПФР исполняет функции основного  субъекта обязательного государственного пенсионного страхования.         Необходимо отметить, что право на обязательное пенсионное страхование зафиксировано в Основном законе РФ, а значит, Пенсионный фонд является гарантом реализации конституционного права граждан России на государственную пенсию. Согласно данному утверждению, Пенсионный фонд России входит в состав исполнительной ветви власти.

Необходимо  отметить, что для реализации своих  функций Пенсионного фонда (ПФР) формирует собственный бюджет, который  подлежит утверждению федеральным  законом. Пенсионный фонд (ПФР) включает в себя как централизованный фонд, так и его региональные и местные  отделения. Всё вместе это образует единую систему управления средствами обязательного пенсионного страхования РФ с чёткой иерархией.

Задачи Пенсионного фонда РФ:

1. целевой сбор и аккумуляция  страховых взносов;

2. финансирование выплаты государственных  пенсий в Российской Федерации;

3. организация работы по взысканию  с работодателей и граждан,  виновных в причинении вреда  здоровью работников и других  граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю  потери кормильца;

4. капитализация средств Пенсионного  фонда РФ, а также привлечение  в него добровольных взносов  (в том числе валютных ценностей)  физических и юридических лиц;

5. контроль с участием налоговых  органов за своевременным и  полным поступлением в Пенсионный  фонд РФ страховых взносов,  а также контроль за правильным  и рациональным расходованием  его средств;

6. организация и ведение индивидуального  (персонифицированного) учета застрахованных  лиц, а также организация и  ведение государственного банка  данных по всем категориям  плательщиков страховых взносов  в Пенсионный фонд Российской  Федерации;

7. межгосударственное и международное  сотрудничество Российской Федерации  по вопросам пенсионного обеспечения;

8. участие в разработке и реализации  в установленном порядке межгосударственных  и международных договоров и  соглашений по вопросам пенсий  и пособий;

9. изучение и обобщение практики  применения нормативных актов  по вопросам уплаты в Пенсионный  фонд РФ страховых взносов  и внесение в органы законодательной  власти предложений по ее совершенствованию;

10. проведение научно - исследовательской  работы в области государственного  пенсионного страхования;

11. проведение разъяснительной  работы среди населения и юридических  лиц по вопросам, относящимся  к компетенции Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фонд РФ может принимать  участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Работа Пенсионного фонда РФ проявляется в выполнении ряда функций.

Функции Пенсионного фонда РФ:

1. Фискальная – аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.

2. Перераспределительная – обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.

3. Контрольная – отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.

Работа Пенсионного фонда РФ, как финансового института, состоит  в перераспределении финансовых средств из источников, установленных  российским законодательством, на проведение мероприятий государственного пенсионного  страхования.

Средства Пенсионного фонда  РФ формируются за счет:

1. взносов работодателей по единому  социальному налогу;

2. взносов граждан, занимающихся  индивидуальной трудовой деятельностью  по единому социальному налогу;

3. страховых взносов иных категорий  работающих граждан;

4. ассигнований из федерального  бюджета Российской Федерации  на выплату государственных пенсий  отдельным категориям граждан;

5. средств, взыскиваемых с работодателей  и граждан в результате предъявления  регрессных требований;

6. доходов от эмиссии ценных  бумаг;

7. добровольных взносов (в том  числе валютных ценностей) физических  и юридических лиц;

8. доходов от капитализации средств  Пенсионного фонда РФ и других  поступлений. 

Средства Пенсионного фонда  РФ направляются на:

1. выплату в соответствии с  действующим на территории Российской  Федерации законодательством, межгосударственными  и международными договорами  государственных пенсий;

2. оказание органами социальной  защиты населения материальной  помощи престарелым и нетрудоспособным  гражданам;

3. доставка и пересылка пенсий;

4. финансовое и материально - техническое обеспечение текущей  деятельности Пенсионного фонда  РФ и его органов;

5. другие мероприятия, связанные  с деятельностью Пенсионного  фонда РФ

 

1.3.Характеристика пенсионной  реформы и этапы ее проведения.

Понятие «пенсионная реформа» не имеет единообразного определения  и может трактоваться по-разному  в зависимости от контекста или  от целей исследования. На протяжении последних лет достаточно сильно менялись представления о целях, задачах, содержании и путях российской пенсионной реформы. В настоящее  время можно выделить следующие  основные ее направления: 

  •  
    модификация распределительной пенсионной системы в плане усиления взаимосвязи между полученной за время трудового стажа зарплатой (точнее, уплаченных с нее пенсионных взносов) и размером пенсии;
  •  
    формирование накопительного компонента обязательной (государственной) пенсионной системы;
  •  
    изменение системы льготных пенсий, назначаемых в связи с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, путем создания профессиональных пенсионных систем (ППС);
  •  
    развитие дополнительного, или добровольного, пенсионного обеспечения;
  •  
    улучшение технологического и информационного обеспечения пенсионной сферы.

До 2002 года пенсионная система  России была полностью распределительной, основанной на принципе «солидарности  поколений». Ее суть заключалась в  следующем: финансирование текущих  пенсий осуществлялось исключительно  за счет средств, собираемых с работодателей  в виде налогов на фонд оплаты труда. То есть деньги собираются с работающих граждан и сразу выплачиваются  старикам. 
 
Основные причины кризиса распределительной пенсионной системы многократно и подробно обсуждались в ходе принятия решений о начале реформы. С математической точки зрения, при снижении отношения численности работающего населения к численности пенсионеров нельзя построить устойчивую модель распределительной системы с постоянными значениями налоговой нагрузки, пенсионного возраста и коэффициента замещения1, так как все меньшему количеству взрослых работников приходится содержать одного пенсионера. Это происходит из-за снижения уровня рождаемости и роста продолжительности жизни. И хотя в России жить в последнее время дольше не стали, с 1990 года отношение взрослых работников к пенсионерам снизилось с 2,28 до 1,74 ( В 2002 году 66 млн. работающих содержали 38 млн. пенсионеров). По прогнозам Всемирного банка к 2040 году в России число работников и людей, получающих пенсию, сравняется. И если оставить систему без изменений, то к 2040 году коэффициент замещения снизится до 14,4 % (сейчас 34,7 %). 
 
В этой ситуации единственным способом является либо увеличение налогов, либо повышение пенсионного возраста, либо уменьшение коэффициента замещения, который в нашей стране и так крайне низкий. В тоже время остается и еще один способ – начать реформировать действующую пенсионную систему и таким образом искать пути решения проблем. 
 
Следует, однако, иметь в виду, что изменения в принципах начисления и выплаты распределительных пенсий, к которым относятся минимально необходимый стаж; период, зарплата за который учитывается при определении размера пенсии; степень учета полученной зарплаты/уплаченных пенсионных взносов; система индексаций; предельное соотношение минимальной пенсии и прожиточного минимума; предельный уровень максимальной пенсии; разделение пенсии на базовую и страховую; введение условно-накопительных счетов и т.д., несмотря на всю значимость назвать пенсионной реформой можно с большим трудом. За период 1991-2001 гг. такие изменения в действующую систему вносились огромное количество раз2. При этом основной целью таких изменений является корректировка пенсионной системы с учетом финансовых возможностей государства и представлений об относительной социальной справедливости, тем не менее они не приводят, да и не могут привести к значительному улучшению в пенсионной сфере в долгосрочном плане. 
 
Главным изменением, позволяющим назвать происходящие сейчас преобразования пенсионной реформой, является введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного обеспечения и допуск частных финансовых компаний к управлению накопительной частью пенсионных средств. Однако несмотря на все положительные стороны данного нововведения результаты мы сможем увидеть только через несколько лет, так как в краткосрочном периоде эти изменения так же «бессильны». Кроме того, введение новой пенсионной системы связано с одной трудностью, которая заключается в том, что государству необходимо, не снижая уровня обеспечения нынешних пенсионеров, изъять часть средств из распределительной системы, чтобы работающие граждане имели возможность постепенно накапливать себе на старость. Тем не менее в долгосрочном периоде введение накопительных пенсий должно позволить достичь следующих положительных результатов: 

  •  
    повышение благосостояния будущих пенсионеров за счет длительного срока накопления средств для финансирования пенсий;
  •  
    инвестирование пенсионных средств в экономику страны, и как следствие - обеспечение более высоких темпов экономического роста;
  •  
    значительное снижение нагрузки на государственную пенсионную систему, что позволит тратить больше денег на социальные программы;
  •  
    повышение доли официальных («белых») зарплат, и как следствие – развитие рынка труда;
  •  
    развитие фондового рынка и финансовой инфраструктуры.

 
Эти изменения затронут практически все сферы экономической и социальной жизни, поэтому пенсионная реформа является на сегодняшний день одной из важнейших реформ в российской экономике. Принимая это во внимание, крайне важно, чтобы все граждане стали ее участниками, что позволит в полной мере реализовать ее потенциал. 

Попытки реформирования в  области пенсионного обеспечения  в Российской Федерации предпринимались  с начала 90-х годов. Фактически эти  попытки сводились к осовремениванию заработка, выплатам компенсаций и прочим весьма непопулярным мерам. Однако наличие достаточно низкого пенсионного возраста, большого числа льготников и северян, возможность получения пенсии после достижения пенсионного возраста, соотношение числа активно работающего населения к числу пенсионеров, резкое снижения числа плательщиков взносов по сравнению с числом получателей пенсий при проводимых мерах не могло привести к значительному изменению уровня социальной защищенности неработающего населения.  
Анализ сложившегося положения привел к единственному решению необходимости реформирования самой системы пенсионного обеспечения. 
 
На различных этапах реформы формулировка целей периодически изменялась: 

1990

22 декабря создан Пенсионный фонд России для государственного управления средствами пенсионной системы. Изначально ключевыми функциями ПФР были сбор страховых взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

]1992

16 сентября подписан Указ  Президента РФ № 1077 «О негосударственных  пенсионных фондах», имевший силу  федерального закона. 
В Московской области на базе регионального отделения ПФР впервые произошло объединение основных функций по пенсионному обеспечению: сбор, аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий и назначение, перерасчет, выплата пенсий. Созданная в Московской области модель управления пенсионным обеспечением населения получила название «единая пенсионная служба».

Информация о работе Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе и перспективы ее развития