Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;
- изучить создание и размещение пенсионных резервов;
- рассмотреть основные направления повышения эффективности расходов бюджета ПФРФ.
Предмет исследования — финансы Пенсионного фонда РФ и его роль в финансировании социальной сферы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы Пенсионного фонда РФ и его роль в проведении пенсионной реформы
1.1. Социально-экономическая сущность Пенсионного фонда РФ
1.2. Необходимость создания и задачи Пенсионного фонда
1.3. Характеристика пенсионной реформы и этапы ее проведения
2. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе и перспективы ее развития.
2.1.Анализ формирования доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ
2.2. Основные направления расходования средств Пенсионного фонда РФ
2.3. Повышение роли Пенсионного фонда РФ в реализации пенсионной реформы………………
Выводы и предложения…………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

итоговая курсовая.docx

— 77.68 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 

1. Теоретические основы Пенсионного фонда РФ и его роль в проведении пенсионной реформы 

1.1. Социально-экономическая сущность Пенсионного фонда РФ 

1.2. Необходимость создания и задачи Пенсионного фонда 

1.3. Характеристика пенсионной реформы и этапы ее проведения 

2. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе и перспективы ее развития. 

2.1.Анализ формирования доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ 

2.2. Основные направления расходования средств Пенсионного фонда РФ 

2.3. Повышение роли Пенсионного фонда РФ в реализации пенсионной реформы………………

Выводы и предложения…………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так  как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком  уровень жизненных благ путем  перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим  трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный  уровень в будущем.

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных  пособий, пенсий людям которые в  силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты  государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его  важное социальное значение.

Актуальностью темы рассмотренной  в курсовой работе является, то, что  для рядового гражданина страны процедура  макроэкономического планирования и формирования сбалансированного  бюджета кажется весьма далекой  от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая  жизнь любого сколько-нибудь серьезного финансового учреждения, а тем  более столь сложного и социально  значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие  бюджетный параметры.

Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых  для финансирования выплат государственных  пенсий. Выплачиваемые пенсионные пособия  все меньше отвечают своему социально-экономическому значению – обеспечивать достойный  уровень жизни людям не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и что такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с собственными задачами и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.

Целью работы является определение  направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- изучить аспекты и основные  направления реформирования российской  системы пенсионного обеспечения;

- изучить создание и размещение  пенсионных резервов;

- рассмотреть основные направления  повышения эффективности расходов  бюджета ПФРФ.

Предмет исследования — финансы  Пенсионного фонда РФ и его  роль в финансировании социальной сферы.

Объект исследования — Пенсионный фонд Российской Федерации.

Курсовая работа изложена на 40 страницах  машинописного текста и включает в себя: введение, 3 главы, список использованных источников и литературы. Также курсовая работа содержит 4 таблицы, 6 рисунков, 1 приложение.

Теоретической основой написания  курсовой работы послужили работы таких  авторов как А.К.Соловьев, Г.Б.Поляк, В.М.Родионова, О.В.Врублевская, А.И.Архипов, В.А.Слепов, А.А.Беленчук, А.И.Лушин, А.М.Годин, В.П.Горегляд, И.В.Подпорина, периодические издания и другие источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические основы Пенсионного  фонда РФ и его роль в  проведении пенсионной реформы.

1.1.Социально-экономическая  сущность Пенсионного фонда РФ.

Среди всех субъектов пенсионного страхования  ведущее место принадлежит Пенсионному  фонду России.

Пенсионный  фонд РФ образован 22 декабря 1990 года посредством  выделения из Фонда государственного социального страхования СССР. Учредителем  Пенсионного фонда РФ являлся  Верховный Совет РСФСР. Пенсионный фонд РФ подконтролен и подотчетен Государственной Думе Российской Федерации, которая утверждает и годовой  бюджет Пенсионного фонда РФ, и  отчет о его исполнении.

ПФРФ  является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством  Российской Федерации и настоящим  Положением. ПФРФ выполняет отдельные  банковские операции в порядке, установленном  действующим на территории Российской Федерации законодательством о  банках и банковской деятельности.

ПФРФ  подотчетен Верховному Совету Российской Федерации, информация о результатах  его деятельности ежегодно представляет на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.

Пенсионный  фонд имеет огромное влияние на экономику  страны, так как главной целью  его является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных  благ путем перераспределения средств  во времени и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим  трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный  уровень в будущем. Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату  ежемесячных пособий, пенсий людям  которые в силу определенных обстоятельств  не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так  средства расходуются на выплаты  государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий  для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом определяется его важное социальное значение. Для рядового гражданина страны процедура макроэкономического планирования и формирования сбалансированного бюджета кажется весьма далекой от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая жизнь любого серьезного финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры. Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как, начиная с 1995 года, доходов Пенсионного фонда от страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета. Среднемесячная задолженность фонда на выплаты пенсий в начале 1999 года превысила 5 миллиардов рублей. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению - обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и что такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с собственными задачами, и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.

Связь ПФ РФ с другими внебюджетными  фондами Внебюджетные фонды в  финансовой системе России созданы  в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" ( от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи. При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств. При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета. При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними. На практике такие связи можно заметить даже на таком примере - в направлениях расходов за счет прямых ассигнований на социальное обеспечение из Пенсионного фонда и Фонда социального страхования нет различий принципиального характера. Пенсии и пособия выплачиваются как за счет средств Пенсионного фонда, так и за счет средств Фонда социального страхования.

Изначально  основной функцией Пенсионного фонда  России был сбор страховых взносов  на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу федеральный  закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В  соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера  пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял  в интересах работника его  работодатель. В системе Пенсионного  фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта  для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями  ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов  была закреплена Федеральным законом  от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен  новый статус ПФР, как страховщика  и государственного учреждения, а  также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и  обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения  в порядок возникновения и  реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется  за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых  взносов, уплачиваемых страхователем  за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых  взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную  часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств  пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные  пенсионные фонды.

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 - 1,2 млрд рублей.

С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены  функции по начислению гражданам  ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной  социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии  единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям  социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача - выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата  на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий  закон не предусматривает возможность  распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи  с неблагоприятной экономической  ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам  с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР  была проведена вся необходимая  организационная работа и практически  сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В 2010 году Пенсионному фонду исполнилось 20 лет. К юбилею ПФР был в качестве одной из крупнейших организаций в стране, тысячи сотрудников которой ежедневно работают над тем, чтобы пенсионная система при любых условиях функционировала стабильно, надежно, а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью и точно в срок.

Одно  из дальнейших направлений работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к  тому, чтобы любое взаимодействие с гражданами было результативным и  комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его  квалификации, активно используется сеть Интернет для предоставления услуг  или справочной информации.

 

1.2.Необходимость создания  и задачи Пенсионного фонда  РФ.

 

Пенсии  гражданам России выплачивались  и раньше, но фонд выплаты пенсий формировался за счет государственного бюджета. Взносы на социальное страхование, в том числе пенсионное, вносились  предприятиями и были очень небольшими. С работников же взносы совсем не брались. Но зато значительная доля прибыли  отчислялась в государственный  бюджет Таким образом, средства социального страхования практически сливались с государственным бюджетом, что давало возможность государству перераспределять их для решения тех или иных первоочередных задач, а на социальные нужды средства выделялись по остаточному принципу. Все это искажало реальную стоимость рабочей силы. Занижало реальные затраты на нее, что существенно сказывалось и на назначаемой пенсии.

Информация о работе Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе и перспективы ее развития