Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;
- изучить создание и размещение пенсионных резервов;
- рассмотреть основные направления повышения эффективности расходов бюджета ПФРФ.
Предмет исследования — финансы Пенсионного фонда РФ и его роль в финансировании социальной сферы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы Пенсионного фонда РФ и его роль в проведении пенсионной реформы
1.1. Социально-экономическая сущность Пенсионного фонда РФ
1.2. Необходимость создания и задачи Пенсионного фонда
1.3. Характеристика пенсионной реформы и этапы ее проведения
2. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе и перспективы ее развития.
2.1.Анализ формирования доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ
2.2. Основные направления расходования средств Пенсионного фонда РФ
2.3. Повышение роли Пенсионного фонда РФ в реализации пенсионной реформы………………
Выводы и предложения…………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

итоговая курсовая.docx

— 77.68 Кб (Скачать файл)

1994

Частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации в  правовой оборот введен фонд в качестве организационно-правовой формы некоммерческой организации

1995

В мае Правительство одобрило «Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации». 
Запущен уникальный проект учёта в ПФР сведений о пенсионных правах каждого гражданина в пяти регионах страны. В системе персонифицированного учёта в режиме реального времени трудовой деятельности фиксируются данные, необходимые для установления пенсии. Информация обо всех уплаченных за гражданина страховых взносах стала храниться на пенсионном счете гражданина, даже если у него одновременно несколько работодателей в разных регионах России. Персональный номер лицевого счета гражданина (СНИЛС), где копится его будущая пенсия, указан на карточке обязательного пенсионного страхования. В связи с этим у каждого появилась возможность следить за состоянием своего пенсионного счета посредством ежегодно рассылаемых Пенсионным фондом России извещений.

1998

7 мая 1998 год вступил  в силу Федеральный закон «О  негосударственных пенсионных фондах»,  определивший деятельность по  негосударственному обеспечению  в качестве исключительного вида  деятельности НПФ. Законодательно закреплены понятия, сложившиеся в пенсионной системе, права и обязанности фондов, их вкладчиков и участников.

Май 1998 года — Программа пенсионной реформы в Российской Федерации.

В пилотном режиме для назначения пенсий стали использоваться данные персонифицированного учёта.

2000

В 22 субъектах РФ действуют  единые пенсионные службы. Работающее население страны полностью охвачено персонифицированным учётом.

2001

Декабрь 2001 года — Одобрен пакет законопроектов по пенсионной реформе, внесенных Президентом РФ В. В. Путиным

2002

Началась новая фаза развития пенсионной реформы.

Основной целью пенсионной реформы стало преодоление уравнительности  всех видов пенсий, повышение реального  размера пенсий, переход на страховые  принципы. Произошли изменения структуры  пенсий и переход к подсчету пенсионных прав исходя из страховых взносов и конвертации пенсионных прав. Для повышения уровня жизни будущих получателей пенсии введен обязательный накопительный компонент, предусматривающий инвестирование пенсионных накоплений. Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР. Это дало возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.

Для обеспечения текущей  финансовой устойчивости пенсионной системы  введена субсидиарная ответственность  федерального бюджета по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.

Фонды признаны страховщиками  по обязательному пенсионному страхованию  наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации.

2004

С 1 июля НПФ получили право  заключать договоры по обязательному  пенсионному страхованию. Одновременно повышены требования к величине стоимости  имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) любого фонда:

  • с 1 января 2005 г. – не менее 30 млн. руб.;
  • с 1 июля 2009 г. – не менее 50 млн. руб.

Для получения Фондом права  на осуществление деятельности по обязательному  пенсионному страхованию НПФ  необходимо было иметь опыт одновременного ведения именных пенсионных счетов участников в количестве не менее: с 1 января 2004 г. 5 тыс. с 1 июля 2009 г. 20 тыс. При этом величина ИОУД и совокупный вклад учредителей денежными средствами в таких НПФ с 1 июля 2009 г. должны составлять не менее 100 млн. руб.

2005

На ПФР возложены функции  по начислению и выплате ежемесячных  денежных выплат и реализации прав граждан на получение государственной  социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась  функция назначения и выплаты  дополнительного ежемесячного материального  обеспечения инвалидам и ветеранам  Великой Отечественной войны  и их вдовам. ПФР начал вести  федеральный регистр лиц, имеющих  право на получение государственной  социальной помощи.

2007

Началась реализация программы  по предоставлению материнского (семейного) капитала. Владельцы сертификатов на материнский капитал получили возможность  переводить весь или часть капитала на формирование пенсионных накоплений трудовой пенсии.

2008

С 1 октября запущена программа  по государственному софинансированию накопительной части трудовой пенсии. Участнику программы, осуществивший взнос на свой пенсионный счет в размере не менее 2 тыс. руб., государство стало за счет Фонда национального благосостояния перечислять на этот же счет такую же сумму, но не больше 12 тыс. руб. Для лиц пенсионного возраста, не заявивших о получении пенсии размер софинансирования со стороны государства составляет 4-кратный размер, но не более 48 тыс. руб.

2010

С 1 января Единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами. Вместо Федеральной налоговой службы администратором взносов в ПФР и ФОМС назначен Пенсионный фонд Российской Федерации.

Проведена крупнейшая валоризация  пенсии (переоценка расчетного пенсионного  капитала с учётом советского трудового  стажа), что повысило пенсию действующим  пенсионерам в среднем на 46%.

В 2010  г.  в  России  была  проведена  масштабная  и  дорогостоящая  пенсионная реформа, стоимость которой  сопоставима с суммарными расходами  государства  на  здравоохранение  или  образование.  Средняя  пенсия  выросла  в реальном  выражении  на 35%  и  достигла 35%  от  средней  зарплаты (по сравнению  с 28%  в 2009  г.  и 25%  в 2008  г.).  Но  приблизиться  к  решению фундаментальной  проблемы  долгосрочной  финансовой  устойчивости пенсионной  системы  не  удалось.  Этот  факт  был  признан  в  Бюджетном послании Президента РФ  на 2011–2013  гг1.  в котором сказано: «Необходимо разработать ясную программу долгосрочного развития  пенсионной  системы, обеспечивающую  социально приемлемый  уровень пенсий  по  сравнению с заработной  платой …и  в то  же  время исключающую как дальнейшее повышение ставки  социальных  взносов,  так и рост  дефицита  пенсионной системы».      

В  Докладе  Минздравсоцразвития (далее  – ДМЗСР) на  обсуждение вынесены  некоторые предложения по  развитию  пенсионной  системы. Однако он  не  содержит  комплекса мер,  обеспечивающих  решение поставленной  в Бюджетном послании  задачи (ДМЗСР претендует  скорее  на  обсуждение проблемы, чем на ее решение). В то же время проведение глубокой пенсионной реформы не  терпит отлагательства. До  тех пор пока правительство не примет четкий  план  обеспечения долгосрочной  сбалансированности  пенсионной системы и не сделает серьезных шагов по его практическому осуществлению, инвесторы будут обоснованно опасаться,  что проблемы  старения  населения государство будет решать  за  счет  повышения налоговой нагрузки.  Таким образом,  промедление с проведением реформы подрывает инвестиционную привлекательность российской экономики.      

Действующая пенсионная система вступила в силу в 2002 г., когда были заложены ее основные принципы. В рамках новой структуры  трудовые пенсии включали три составляющие: базовые, страховые и накопительные, со своими функциями и правилами  формирования. Проведенная реформа  соответствовала сложившемуся подходу, предусматривающему включение в  состав пенсионных систем нескольких дополняющих друг друга частей (компонент).      

Первая  компонента  предназначена  для  борьбы  с  бедностью  среди  пожилого  населения.  Размеры  пенсии  здесь  не  зависят  от  трудового  стажа  и  прошлой  заработной платы. Обычно используется один из трех подходов к ее формированию: а) единая для всех величина пенсии; б) предоставление пенсии стандартного  размера  нуждающимся;  в)  доведение  суммарной  величины  всех видов  пенсий до установленного минимума. Фактически эта часть пенсионной системы  ориентирована  на  решение  социальных  задач,  поэтому  обычно финансируется  за  счет общих доходов бюджета. В  среднем по  странам ОЭСР на нее приходится 27% суммарных пенсионных выплат.     

Вторая  компонента реализует страховые  принципы и предназначена для  сглаживания  потребления  на  протяжении  жизненного  цикла.  Источником финансирования  служат  пенсионные  взносы,  а  размеры  пенсии  увязывают  с прошлыми заработками. Она построена на распределительном  принципе.     

Третья  компонента также предназначена  для сглаживания потребления, однако,  в  отличие  от  второй,  построена  на  накопительном  принципе.  Это максимизирует  зависимость  между  трудовыми  доходами  и  пенсионными выплатами.      

Четвертая  компонента –  добровольное  пенсионное  страхование, финансируемое за счет взносов работников и/или работодателей. Как правило, данная составляющая тоже базируется на накопительном принципе.       

 В  большинстве  развитых  стран  и  стран  с   формирующимся  рынком  используются  несколько  составляющих.  Однако  их  удельный  вес  и  устройство  каждой  компоненты существенно  различаются. Анализ приведенных  в обзоре ОЭСР данных показывает, что в 25  странах ОЭСР  из 30  имеется первая  компонента (при  этом  наиболее  распространена  ее ориентация  на  обеспечение   минимальных  пенсионных  гарантий),  в 11 –  обязательные накопительные   компоненты,  в 9 –  значимые  выплаты  за  счет  добровольного   пенсионного страхования (см. табл. 1). Две последние компоненты в сумме обеспечивают в среднем около 1/3 всех пенсионных выплат. Однако удельные веса компонент  существенно варьируют по странам:  так,  в  Австралии  и  Нидерландах  ведущую  роль  играют  обязательные накопительные  компоненты –  на  них  приходится  примерно 2/3  выплат,  в  США, Великобритании и Ирландии более половины выплат обеспечивается за счет добровольных  страховых  схем. Таким  образом,  пенсионная  система  каждой  страны  уникальна  по  своему построению.(табл.1)

 

 

     Введенные  в  России  в 2002  г.  базовые  пенсии  относятся  по классификации  к первой компоненте, страховые –  ко второй, накопительные - к  третьей.  Четвертая  компонента  включает  добровольное  корпоративное   страхование  и  запущенную  в 2009  г.  программу  добровольных  пенсионных накоплений работников, софинансируемых  государством.       

Радикальные  изменения  в  российской  пенсионной  системе  были проведены  на  фоне  вступившей  в  силу  в 2001  г.  реформы  социальных отчислений. В 2005  г. шкала ЕСН была изменена, базовая  ставка пенсионных отчислений  снизилась  с 28  до 20%.  В  том  же 2005  г.  появился  новый  вид выплат  некоторым  категориям  пенсионеров:  в  ходе  монетизации  льгот  часть «натуральных» льгот была заменена на ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), которые  составили  существенную  часть  в  общей  структуре  выплачиваемых пенсий. Основные показатели пенсионной системы в 2002–2009 гг. приведены  в таблице 2.    

 

 

  Как можно видеть, по многим показателям 2000-е годы для пенсионного обеспечения  были  исключительно  успешными.  За  восемь  лет  после  начала   реформы  реальные  размеры  пенсий  удвоились (среднегодовой  рост  превысил 9%).  Правда,  средняя  их  величина  до 2008  г.  оставалась  близкой  к прожиточному минимуму пенсионера, однако нужно учитывать, что  в 2005  г. состав корзины для  его расчета был расширен.       

Несмотря  на впечатляющий рост величины пенсий, в 2010  г. произошел переход  к  новому  этапу  пенсионной  реформы.  В  числе  важнейших  новаций  можно назвать следующие.       

Реформирование  единого социального налога. ЕСН  был заменен системой социальных взносов, уплачиваемых непосредственно  во внебюджетные фонды (как до 2001 г.). Регрессивная шкала с тремя ставками заменена единой ставкой (при  ограничении  на  облагаемую  заработную  плату).  Предел  облагаемой зарплаты  ежегодно  индексируется  по  мере  роста  средней  зарплаты  в экономике.  В 2010  г.  эффективная  ставка  осталась  практически  неизменной, однако  новый  порядок  предотвращает  последующее  падение  эффективной  ставки,  что  было  бы  неизбежным  при  сохранении  прежней  шкалы  ЕСН. Начиная  с 2011  г.  ставка  пенсионных  взносов  повышена  с 20  до 26%. Кроме того,  налогоплательщики,  применяющие  специальные  режимы налогообложения, после некоторого переходного периода лишаются льгот.     

Отмена  базовой  части  трудовых  пенсий  как  их  отдельной составляющей.  Базовые  пенсии  преобразованы  в  условно  рассчитываемую часть  страховой  пенсии,  индексируемую  с  использованием  общего коэффициента.  В  дальнейшем  ее  размеры  будут  увязаны  с  длительностью  трудового  стажа;  таким  образом,  первая  компонента  российской  пенсионной системы окажется полностью  ликвидированой.     

Пересчет  с  повышающим  коэффициентом  пенсионных  прав, приобретенных  до 01.01.1991  г. (проведена  так  называемая  валоризация пенсионных прав). В 2010  г. выплаты по валоризации составили 1,1% ВВП, в 2011–2013 гг. ожидаются на уровне 1% ВВП.       

Предоставление  социальных  доплат  пенсионерам,  имеющим  пенсию ниже  прожиточного  уровня  для  данного  региона.  В 2010  г.  сумма  доплат  за счет федерального бюджета составила  примерно 0,1% ВВП.     

Одновременно  повышен  уровень  пенсий.  В  целом  результатом  всех нововведений  стал  рост  трудовых  пенсий  в  среднем  на 44%.  По  оценкам  Минздравсоцразвития,  после  реформы  застрахованному  лицу  при 30  годах уплаты страховых взносов  обеспечивается пенсия по старости не ниже 40% его утраченного  заработка,  что  соответствует  международным  минимальным нормам пенсионного  обеспечения3      

Как показывает  анализ,  основным источником  повышения пенсий  стало увеличение  их  финансирования  за  счет  привлечения  дополнительных финансовых  ресурсов.  На  федеральный  бюджет  возложены:  финансирование выплат  по  валоризации,  компенсация  потерь  из-за  отложенного  повышения  пенсионных  взносов  для  некоторых  секторов,  а  также  финансирование  резко выросшего  дефицита  пенсионной  системы.  За  три  года (2008–2010  гг.) пенсионный трансферт за счет общих  доходов бюджета вырос на 3,7 п. п. ВВП (с 1,5  до 5,2%  ВВП;  см.  табл. 3).  В 2011  г.  благодаря  повышению  ставок социальных  взносов  трансферт  в  пенсионный  фонд  несколько  снижается.     

Информация о работе Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе и перспективы ее развития