Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;
- изучить создание и размещение пенсионных резервов;
- рассмотреть основные направления повышения эффективности расходов бюджета ПФРФ.
Предмет исследования — финансы Пенсионного фонда РФ и его роль в финансировании социальной сферы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы Пенсионного фонда РФ и его роль в проведении пенсионной реформы
1.1. Социально-экономическая сущность Пенсионного фонда РФ
1.2. Необходимость создания и задачи Пенсионного фонда
1.3. Характеристика пенсионной реформы и этапы ее проведения
2. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе и перспективы ее развития.
2.1.Анализ формирования доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ
2.2. Основные направления расходования средств Пенсионного фонда РФ
2.3. Повышение роли Пенсионного фонда РФ в реализации пенсионной реформы………………
Выводы и предложения…………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

итоговая курсовая.docx

— 77.68 Кб (Скачать файл)

Однако  из-за  увеличения  доходов  внебюджетных  фондов  сокращается  база других  налогов (прежде  всего  подоходного  и  на  прибыль,  поступающих  в субфедеральные  бюджеты).  По  оценкам  Экономической  экспертной  группы (ЭЭГ),  социальные  фонды  получат  от  повышения  ставок  выигрыш  в  размере 1,1–1,2%  ВВП (в  том  числе  Пенсионный  фонд – 0,8–0,9%  ВВП),  однако региональные и местные бюджеты потеряют доходы на уровне 0,4–0,5% ВВП.     

Иными  словами,  сокращение  трансферта  из  федерального  бюджета  оплачено дополнительной  нагрузкой  на  бизнес  и  изъятием  части  доходов  из субфедеральных бюджетов.(табл.3)                 

 

 

     Снижение  бюджетных  доходов  в  период  финансового  кризиса  в сочетании  с  увеличением  пенсионного  трансферта  обусловило  дефицит федерального  бюджета  в 2010  г.  на  уровне 4%  ВВП.  Более  того,  согласно прогнозам  ЭЭГ,  государственные  доходы  в  процентах  ВВП  будут  последовательно  сокращаться (за  счет  уменьшения  нефтегазовых  доходов). Восстановление  макроэкономической  сбалансированности  с  большой  вероятностью будет осуществляться за счет статьи «Национальная экономика» (где  легче  всего  быстро  сократить  расходы).  К  тому  же  у  правительства  практически  не  остается  возможности  увеличить  расходы  на  образование  и здравоохранение, где Россия серьезно отстает не только от развитых стран, но и от большинства стран нашей  «весовой категории». В ряде работ  показано, что подобное перемещение  финансовых ресурсов от «производительных  расходов» (идущих  на  развитие  физического  и  человеческого  капитала)  к «непроизводительным» (как  социальные  трансферты)  серьезно  замедляет экономический рост     

В целом проведенная реформа носила экстенсивный характер: суммарная величина всех ресурсов, направляемых на финансирование пенсий (в процентах ВВП),  за два  года увеличилась более чем в  полтора раза. Резко возросла роль бюджетного финансирования трудовых пенсий, что свидетельствует об отходе от  страховых  принципов  пенсионной  системы.  В  то  же  время  не  были реализованы  меры,  повышающие  эффективность  использования  пенсионных ресурсов.  Более  того,  не  сформулированы  подходы  к  решению  главной проблемы  пенсионной  системы –  ожидаемого  в  ближайшие  десятилетия быстрого старения населения.

Реализация первого этапа пенсионной реформы начинается в России: с 1 января 2013 повышены тарифы страховых  взносов для работодателей, имеющих  вредные и опасные условия  труда; вырос тариф в Пенсионный фонд за самозанятое население. Кроме того, в 2013 году россиянам предстоит сделать выбор между распределительной и накопительной системами пенсионного страхования.

Что нового

В конце декабря 2012 года премьер-министр  России Дмитрий Медведев утвердил стратегию  долгосрочного развития пенсионной системы России. В рамках работы над стратегией уже были приняты  федеральные законы.

В 2013 году новшества ожидают, в первую очередь, работодателей. Так, с нового года увеличивается тариф страхового взноса для работодателей за работников, занятых на вредном и опасном  производстве, а также на местах с особо опасными условиями труда — доптариф составит 2% и 4% соответственно, в последующие годы он будет расти.

В Пенсионном фонде РИА Новости  напомнили, что работники с вредных  производств имеют право на досрочную  пенсию. Как правило, человек, вышедший на пенсию досрочно, продолжает работать. Что в конечном итоге приводит к существенному дисбалансу бюджета  ПФР.

С 1 января 2013 года тариф на обязательное пенсионное страхование для самозанятого населения будет рассчитываться исходя из двойного минимального размера оплаты труда и составит около 2,7 тысячи рублей ежемесячно (32,4 тысячи рублей в год).

Копить или не копить

Главной головной болью для россиян  в 2013 году станет проблема выбора между  накопительной или распределительной  частью пенсии.

В соответствии с новой пенсионной реформой РФ, с 2014 года отчисления в  накопительную часть пенсии снижаются  с 6% до 2%, оставшиеся 4% будут перераспределены в страховую часть пенсии.

«Перераспределение накопительного тарифа будет добровольным — те, кто захочет оставить 6% в накопительной части, должны в течение 2013 года написать соответствующее заявление и перевести свои пенсионные накопления в НПФ или частную управляющую компанию. У тех, кто не сделает этого и останется „молчуном“, с 2014 года в накопительную часть пенсии будет перечисляться всего 2% начислений», — напомнили РИА Новости в Пенсионном фонде России (ПФР).

Ранее Медведев посоветовал россиянам  «на бумажке» просчитать все плюсы  и минусы накопительной и распределительной  систем и сделать осознанный выбор.

Несмотря на то, что фактически пенсионная реформа в РФ уже началась — в новом году профильным министерствам и ведомствам предстоит разработать и утвердить ряд ключевых моментов пенсионного страхования. Во-первых, в первом полугодии 2013 года должна быть подготовлена новая пенсионная формула. Во-вторых, должен быть решен вопрос о минимальном стаже, необходимом для назначения пенсии. Кроме того, планируется, что в новом году будет принят закон о корпоративных пенсиях, а также будет переформатирована программа государственного софинансирования пенсий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Анализ деятельности  Пенсионного фонда РФ на современном  этапе и перспективы ее развития.

2.1.Анализ формирования  доходной части бюджета Пенсионного  фонда РФ.

Бюджет Пенсионного фонда  РФ на 2006 г. был утвержден по доходам  в сумме 1 637 580,0 млн. рублей, из них 1 536 990,4 млн. руб. в части, не связанной  с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

Бюджет Пенсионного фонда  РФ на 2007 г. по доходам утвержден  в сумме 1 914 133,2 млн. руб., из них 1 777 702,6 млн. руб. в части, не связанной с  формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

Объем доходов бюджета  Фонда в 2008 г. утвержден в сумме 2 621 075 405,3 тысяч руб., из них 2 363 031 225,2 тыс. руб. в части, не связанной с  формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 1 401 666 555,2 тыс. руб. и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 2 285 180,5 тыс. руб. .

Объем доходов бюджета  Фонда в 2009 г. утвержден в сумме 3 282 951 083,1 тыс. руб., из них 2 994 149 643,3 тыс. руб. в части, не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, в том числе  за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 053 995 672,3 тыс. руб. и бюджетов субъектов  Российской Федерации в сумме 2 925 427,0 тыс. руб. .

Бюджет Пенсионного фонда  РФ по доходам в 2006 г. исполнен на 104,5%, в 2007 г. - на 101,7%, в 2008 г. - на 104,2%, в 2009 г. - на 98,2%.

Доходы Пенсионного фонда  РФ за 2010 г. составили 4610,1 млрд. руб. (99,2% от утверждённых показателей). Исполнение бюджета Фонда в части, не связанной  с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, составило по доходам 4248,9 млрд. руб. (100,4% от утверждённых показателей).

Страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2010 г. поступило 1916,1 млрд. руб., в том числе на выплату  страховой части трудовой пенсии - 1591,9 млрд. руб., что в 1,6 раза выше уровня 2009 г., в основном за счёт увеличения с 1 января 2010 г. тарифа отчислений. Общая  сумма средств федерального бюджета, переданных Фонду из федерального бюджета  в форме межбюджетных трансфертов, составила 2643,8 млрд. руб., где основными  направлениями финансирования являлись покрытие дефицита бюджета Фонда  в целях возмещения недостатка средств  на выплату страховой части трудовой пенсии (1316,3 млрд. руб.), а также валоризация  величины расчетного пенсионного капитала (502,2 млрд. руб.) .

На рис.1 в приложении представлена динамика доходов Пенсионного фонда  РФ за 2006-2010 гг. На рис.2 в приложении очевидны незначительные изменения в структуре доходов Пенсионного фонда РФ в 2010 г. по сравнению с 2006 г.

В структуре доходов Пенсионного  фонда РФ наибольшую долю составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ: в 2006 г. - 53,2%, а в 2010 г. - их доля снизилась  на 2,3% и составила 50,9%. Так же значительна  доля поступлений страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части  трудовой пенсии (в 2006 г. - 39,4%, а в 2010 г их доля увеличилась на 2,7% и составила 42,1%).

Доля страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной  части трудовой пенсии, составила  в 2006 г. - 6,2%, в 2010 г. - 5,7% (снижение на 0,5%).

Доля прочих доходов в 2006 г. - 1,2%, в 2010 г. - 1,4% (увеличение на 0,2%).

Итак, основной источник доходов  Пенсионного фонда РФ в 2006-2010 гг. - это страховые взносы работодателей и работающих граждан.

 

2.2. Основные направления  расходования средств Пенсионного  фонда РФ.

 

Бюджет Пенсионного фонда  РФ на 2006 г. был сформирован по расходам в сумме 1 537 257,1 млн. руб., из них 1 529 577,8 млн. руб. в части, не связанной с  формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

Бюджет Пенсионного фонда  РФ на 2007 г. по расходам утвержден в  сумме 1 782 348,2 млн. руб., из них 1 764 429,8 млн. руб. в части, не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

Объем расходов бюджета Фонда  в 2008 г. утвержден в сумме 2 378 681 283,4 тыс. руб., из них 2 351 074 052,3 тыс. руб. в  части, не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, в том числе  межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации, в сумме 69 768,8 тыс. руб. .

Объем расходов бюджета Фонда  в 2009 г. утвержден в сумме 3 041 483 420,5 тыс. руб., из них 2 998 653 912,2 тыс. руб. в  части, не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, в том числе  межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации  в сумме 73 929,2 тыс. руб. .

Расходы Пенсионного фонда  РФ за 2010 г. составили 4249,2 млрд. руб. (97,2% от утверждённых показателей). Профицит бюджета ПФР составил 360,9 млрд. руб. Исполнение бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, составило по расходам 4179,2 млрд. руб. (98,7% от утверждённых показателей) .

В 2010 г. Пенсионным фондом РФ в полном объёме исполнены все  публичные нормативные обязательства, обеспечена своевременная выплата  пенсий, пособий, компенсаций, осуществлены иные социальные выплаты, проведены  мероприятия по повышению пенсий и улучшению материального положения  отдельных категорий граждан. В  результате этих мероприятий средний  размер трудовой пенсии на конец года превысил 8 тысяч рублей. Средний  размер социальной пенсии на эту же дату составил 4,7 тысяч рублей. При  этом общая численность пенсионеров  увеличилась на 617 тысяч человек  и составила 39,7 миллиона человек.

На рис.3 в приложении представлена динамика расходов Пенсионного фонда  РФ за 2006-2010 гг. На рис.4 в приложении отражены некоторые изменения в  структуре расходов Пенсионного  фонда РФ в 2010 г. по сравнению с 2006 г.

В структуре расходов Пенсионного  фонда РФ наибольшую долю составляют расходы на страховую часть трудовой пенсии, т.е. в 2006 г. - 45,5%, а в 2010 г. - их доля увеличилась на 0,9% и составила 46,4%. Так же значительна доля расходов на базовую часть трудовой пенсии (в 2006 г. - 32,7%, а в 2010 г. их доля снизилась  на 0,2% и составили 32,5%) .

Доля прочих расходов в 2006 г. - 10,6%, в 2010 г. увеличилась на 2,2% и  составила 12,8%.

Доля ежемесячных денежных выплат ветеранам составила в 2006 г. - 2,9%, в 2010 г. снизилась на 1% и составила 1,9%, а доля ежемесячных денежных выплат инвалидам в 2010 г. снизилась  по сравнению с 2006 г. на 1,9% и составила 6,4%.

 

2.3.Повышение роли Пенсионного  фонда РФ в реализации Пенсионной  реформы.

По прогнозным оценкам, разбалансированность бюджета ПФР достигает своего максимума около 1,2% ВВП в начале 2020-х гг. При этом, если в 2010г. несбалансированность составила около 18% общего объема средств, направляемых на выплату страховой  части трудовой пенсии, то к 2025г. этот показатель возрастет почти в 5 раз  и превысит 85%. Источником покрытия несбалансированности по действующему законодательству являются средства федерального бюджета, что позволяет говорить не о дефиците пенсионного бюджета, а лишь о финансовой необеспеченности страховых пенсионных обязательств государства. В то же время с точки зрения госбюджетных отношений, следует отметить, что темпы роста расходных обязательств федерального бюджета на покрытие дефицита пенсионной системы вплоть до середины 2020-х гг. будут опережать темпы роста заработной платы в стране, а в последующем – темпы роста цен. Причин для этой негативной тенденции много, и они обусловлены всеми выделенными выше факторами, однако наиболее существенный вклад в нарастание несбалансированности ПФР вносит фактор снижения доли налогово-страховых отчислений на пенсионные цели, определенными действующим налоговым законодательством.

В долгосрочной перспективе  при страховании параметров начисления страховых взносов объем средств, поступающих в систему обязательного  пенсионного страхования, так называемый эффективный тариф страховых  взносов, из-за роста размера заработной платы будет сокращаться с 11,45% в 2011г. до 0,59% в 2050г., т.е. почти в 20 раз. Еще больше сократится эффективный  тариф взносов на страховую составляющую трудовой пенсии – с 8,8% в 2011г. до 0,3% в 2050г., т.е. более чем в 25 раз.

Разница в динамике показателей  обусловлена относительным увеличением  к 2027г. части страховых взносов, отчисляемых  на накопительную часть трудовой пенсии в пользу лиц 1967г. рождения, доля которых достигнет 100% застрахованных лиц трудоспособного возраста к  этой дате.

Информация о работе Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе и перспективы ее развития