Управление кредиторской и дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы выступает выявление особенностей управления, а также оценка управления кредиторской и дебиторской задолженности на примере ЗАО «Мебель - плюс», а также исследование путей повышения эффективности их использования.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…2
1. Теоретические основы управления кредиторской и дебиторской задолженностью на предприятии.
1.1 Классификация дебиторской и кредиторской задолженности в
структуре оборотных средств предприятия……………………………………..5
1.2 Понятие дебиторской задолженности предприятий (организаций) и показатели, ее характеризующие………………………………………………..8
1.3 Понятие кредиторской задолженности предприятий (организаций) и показатели, ее характеризующие………………………………………………12
2. Управление кредиторской и дебиторской задолженностью.
2.1 Методы управления дебиторской и кредиторской
задолженностью………………………………………………………………15
2.2 Подходы к управлению дебиторской задолженности, распределение дебиторской задолженности по срокам образования, анализ оборачиваемости…………………………………………………………………16
2.3 Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на
финансовую устойчивость предприятия……………………………………21
3. Характеристика предприятия и пути повышения эффективности.
3.1 Экономическая характеристика ЗАО «Мебель - плюс»…………………..27
3.2 Оценка регулирования дебиторской и кредиторской задолженностью…28
3.3 Рекомендации по оптимизации соотношения дебиторской и кредиторской задолженности ЗАО «Мебель - плюс»…………………………33
Заключение………………………………………………………………..35
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

содержание.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

Структура дебиторской задолженности рассматривается:

- в соответствии со  сроками ее погашения:

- долгосрочная (платежи  по которой ожидаются более  чем через 12 месяцев после отчетной  даты);

- краткосрочная (платежи  по которой ожидаются в течение  12 месяцев после отчетной даты);

- в соответствии с  причинами возникновения задолженности:

- расчеты с контрагентами;

- авансы и т. п.

Для анализа структуры  задолженности удобно использовать соответствующий раздел «Приложение к бухгалтерскому балансу» - «Дебиторская и кредиторская задолженности», трансформировав таблицу 1 из следующим образом:

 

Таблица 1.

Наименование показателя

Значение показателя

Относительное изменение, %

 

на начало периода

на конец периода

 

Дебиторская задолженность:

     

краткосрочная - всего

     

в том числе: расчеты с покупателями и заказчиками

     

авансы выданные

     

прочая

     

долгосрочная - всего

     

в том числе: расчеты с покупателями и заказчиками

     

авансы выданные

     

прочая

     

Итого

     

 

Также для исследования структуры применяют расчеты  удельных весов элементов дебиторской задолженности в общей величине дебиторской задолженности.

Динамику изменения  дебиторской и кредиторской задолженности можно выявить, используя горизонтальный или трендовый анализ как абсолютных значений задолженности, так и их удельных весов, а также по изменению оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.

Полезно также анализировать  структуру дебиторской задолженности в соответствии с вероятностью ее погашения, деля ее на высоковероятную к погашению, вероятную к погашению и маловероятную к погашению.

Все счета к получению классифицируют по таким группам, как «срок оплаты не наступил», «просрочка от 0-30 дней», «от 30-45дней», «от 45-60дней», «от 60-90дней» и т.д.

Данные для анализа  сводят в таблицу. Если в ходе анализа  обнаруживается тенденция роста  сомнительной дебиторской задолженности, это свидетельствует об уменьшении ликвидности баланса, ухудшении финансового состояния предприятия.

Оценка реального  состояния дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов.

Анализ дебиторов  предполагает, прежде всего, анализ их платежеспособности с целью выработки  индивидуальных условий представления  коммерческих кредитов и условий  факторинговых договоров. Уровень  и динамика коэффициентов ликвидности  могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате, или о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.

Анализ дебиторской  задолженности представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации товаров и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременного ее погашения . Для анализа оборачиваемости дебиторской задолженности используются показатели:

    1. оборачиваемость дебиторской задолженности;
    2. срок погашения дебиторской задолженности;
    3. доля дебиторской задолженности в текущих активах;
    4. доля сомнительной задолженности;

 

 

1.3 Понятие кредиторской задолженности предприятий (организаций) и показатели, ее характеризующие.

Под кредиторской задолженностью понимается задолженность данной организации другим организациям и физическим лицам – кредиторам (платежи за приобретенную продукцию, потребленные услуги, задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и пр.). Так, кредиторская задолженность может возникнуть, если материалы в организацию поступают раньше, чем она их оплатила. В состав кредиторской задолженности также включается задолженность своему трудовому коллективу по оплате труда, задолженность перед органами социального и медицинского страхования (возникает вследствие того, что начисление налогов и платежей происходит раньше, чем осуществляются соответствующие платежи) и пр. Анализ кредиторской задолженности, являясь важнейшей составной частью деятельности бухгалтерии и всей системы финансового менеджмента организации, позволяет ее руководству:

- определить, как изменилась  величина долговых обязательств  по сравнению с началом года  или другого анализируемого периода; 

- оценить, оптимально  ли соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, и если нет, как добиться его оптимальности, что для этого нужно сделать;

- определить и оценить  риск кредиторской задолженности,  ее влияние на финансовое состояние  организации, установить допустимые  границы этого риска, меры по его снижению;

- найти рациональное  соотношение между величиной  кредиторской задолженности и  объемом продаж, оценить целесообразность  увеличения отпуска продукции,  товаров и услуг в кредит, определить  пределы ценовых скидок для  ускорения оплаты выставленных счетов;

Классификация кредиторской задолженности предоставлены в  рисунке 2.

Рисунок 2 .Классификация  кредиторской задолженности.

 

 

 

Кредиторская задолженность  возникает вследствие:

1. Существующей системы  расчетов (при не совпадении сроков начисления и сроков оплаты).

2. Несвоевременность  исполнения предприятием своих  обязательств.

Информация для анализа  фактической величины кредиторской задолженности содержится в бухгалтерском  балансе, в приложении к нему, в  пояснительной записке и регистрах синтетического и аналитического учета. Кредиторская задолженность в балансе представлена общей суммой и в разрезе счетов учета расчетов, имеющих кредитовое сальдо.

Информация о величине и структуре долговых обязательств в бухгалтерском балансе взаимосвязана с показателями статей раздела 2 "Дебиторская и кредиторская задолженность" формы №5, в котором отражаются данные об изменении дебиторской и кредиторской задолженности за отчетный год. Это позволяет анализировать долговые обязательства предприятий по направлениям их возникновения или получения, видам дебиторской и кредиторской задолженности, степени соблюдения сроков платежей и другим основаниям в таблице 2.

Таблица 2.  Структуры кредиторской задолженности имеет вид:

Наименование показателя

Значение показателя

Относительное изменение, %

 

на начало периода

на конец периода

 

Кредиторская задолженность:

     

краткосрочная — всего

     

в том числе: расчеты с поставщиками и подрядчиками

     

авансы полученные

     

расчеты по налогам и сборам

     

кредиты и займы

     

прочая

     

долгосрочная — всего

     

в том числе: кредиты

     

займы

     

прочая

     

Итого

     

 

 

  2. Управление кредиторской и дебиторской задолженностью. 

2.1  Методы управления дебиторской и кредиторской

     задолженностью.

 

Выборочный и сплошной методы анализа расчетов с дебиторами и кредиторами В зависимости  от размера дебиторской задолженности, количества расчетных документов и  дебиторов анализ ее уровня можно  проводить как сплошным, так и  выборочным методом. Общая схема  контроля и анализа, как правило, включает в себя несколько этапов.

Этап 1. Задается критический уровень  дебиторской задолженности; все  расчетные документы, относящиеся  к задолженности, превышающей критический  уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке.4

 

Этап 2. Из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка. Для  этого применяются различные  способы. Одним из самых простейших является n-процентный тест (так, при n = 10% проверяют каждый десятый документ, отбираемый по какому-либо признаку, например по времени возникновения обязательства). Существуют и более сложные статистические методы отбора, основанные на задании критических значений уровня значимости, ошибки выборки, допустимого отклонения между отраженным в отчетности и исчисленным по выборочным данным размером дебиторской задолженности и т. п. В этом случае определяют интервал выборки по денежному измерителю, и каждый расчетный документ, на который падает граница очередного интервала, отбирается для контроля и анализа.

 

Этап 3. Проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. В частности, могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учете Этап 4. Оценивается существенность выявленных ошибок. При этом могут использоваться различные критерии. Так, национальными учетными стандартами Австралии отклонение между учетной и подтвержденной в результате контрольной проверки суммами в размере, превышающем 10%, признается существенным (материальным). Если отклонение варьирует от 5 до 10%”, решение о его существенности принимает аналитик (управляющий, бухгалтер, аудитор) по своему усмотрению. Отклонение, не превышающее 5%-наго уровня, признается несущественным.

 

2.2 Подходы  к управлению дебиторской задолженности, распределение дебиторской задолженности по срокам образования, анализ оборачиваемости.

Управление дебиторской  задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

              К приемам управления дебиторской  задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиск путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Также должны оцениваться возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от не использования средств, вместо их инвестирования.

           Управление дебиторской задолженностью связано с двумя видами резервов времени - на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи).

\  Кредитные условия

   Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следует либерализовать, когда вы хотите избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж (например, купальные костюмы). Если ваш товар является скоропортящимся, вы должны использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.5

              При оценке платежеспособности  потенциального покупателя следует учитывать честность покупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными методами анализа регресса, который рассматривает изменение зависимой переменной, имеющей место при изменении независимой (информативной) переменной. Этот метод особенно полезен, когда вам требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует тщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если ваша компания продает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику.

Информация о работе Управление кредиторской и дебиторской задолженностью