Управление дебиторской задолженностью на примере ОАО «УДОМЕЛЬСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы. Рассмотрение путей совершенствования дебиторской задолженности.
Задачи:
1. определить понятие, классификацию и сущность дебиторской задолженности;
2. рассмотреть методы управления дебиторской задолженностью;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью 6
1.1 Понятие, классификация и сущность дебиторской задолженности 6
1.2 Способы управления дебиторской задолженностью 10
2. Анализ дебиторской задолженности на примере ОАО «УДОМЕЛЬСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ» 14
2.1 Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия 14
2.2 Состав, структура, динамика и оборачиваемость дебиторской задолженности организации 18
2.3 Совершенствование управления дебиторской задолженностью 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по Фин. мену (Тарасов А.Н.).docx

— 85.77 Кб (Скачать файл)


МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА ФИНАНСОВ

 

курсовАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансовый  менеджмент»

УПРАВЛЕНИЕ ДЕБЕТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

(на примере ОАО «УДОМЕЛЬСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»)

Специальность 080105 «Финансы и кредит»

 

 

Выполнил студент 170-2 группы

факультета очного-заочного обучения

Тарасов Антон Николаевич

______________________

(подпись) 

 

Научный руководитель: к.э.н.,

доцент М.С.Власова

_____________________

(оценка)

_____________________

(дата защиты)

_____________________

(подпись)

 

Санкт-Петербург

2012 г.

 

Стр.

Содержание замечания

   

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью 6

1.1 Понятие, классификация и сущность дебиторской задолженности 6

1.2 Способы управления дебиторской задолженностью 10

2. Анализ дебиторской задолженности на примере ОАО «УДОМЕЛЬСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ» 14

2.1 Анализ платежеспособности  и финансовой устойчивости предприятия 14

2.2 Состав, структура,  динамика и оборачиваемость дебиторской  задолженности организации 18

2.3 Совершенствование  управления дебиторской задолженностью 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

Список использованной литературы 30

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время дебиторская задолженность является неизбежным фактором выживания многих  компаний, так как немногие компании способны обходится без предоставления отсрочек платежей своим поставщикам или покупателям, заказчикам. Неэффективное управление дебиторской задолженностью существенно влияет на финансовую устойчивость предприятия, которая зависит от интенсивности поступления денежных средств, идущих на дальнейшее погашение обязательств. Отсутствие минимального запаса денег указывает на кризисное состояние. 

Актуальность темы. Эффективное управление дебиторской задолженностью является одним из важнейших условий стабильного финансового положения любой организации. Отсутствие должного внимания к задолженности покупателей и заказчиков может спровоцировать нехватку средств для погашения своей задолженности перед поставщиками, бюджетом, сотрудниками.

Объект исследования. Процесс управления дебиторской задолженностью на предприятии.

Предмет исследования. Факторы, влияющие на эффективное управление дебиторской задолженностью и методы управления задолженностью.

Цель курсовой работы. Рассмотрение путей совершенствования дебиторской задолженности.

Задачи:

  1. определить понятие, классификацию и сущность дебиторской задолженности;
  2. рассмотреть методы управления дебиторской задолженностью;
  3. провести анализ дебиторской задолженности предприятия и выявить проблемы;
  4. рассмотреть пути совершенствования системы управления   дебиторской задолженностью.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.

Во введении определены актуальность, цель и задачи, объект и предмет  исследования, методическая и информационная база.

В первом разделе рассматриваются  теоретические основы управления дебиторской  задолженностью, определены понятие  классификация и сущность дебиторской  задолженности, методы управления дебиторской  задолженностью.

Во втором разделе дана краткая организационно-экономическая  характеристика ОАО «УДОМЕЛЬСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»,  сделан анализ дебиторской задолженности организации, выявлены проблемы, рассмотрены пути совершенствования системы управления дебиторской задолженностью.

В заключении рассматриваются  основные выводы по работе.

При написании данной курсовой работы были использованы учебные пособия  и  статьи отечественных  экономистов: Алексеевой Г.И., Парагульгова А.М., Бочковой Е., Воронченко Т.В., Дмитриевой Е.., Климовой Н.В., Лисовской И.А., Милых И., Рубцовой Е.А., Фомичевой Л.П., Семенова А.М., Чикова Д.

Информационная база работы состоит из практических рекомендаций специалистов по управлению дебиторской задолженностью, материалов периодических изданий, бухгалтерской отчетности.

 

  1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью

 

    1. Понятие, классификация и сущность дебиторской задолженности

 

Несомненно, любое предприятие стремится к продаже своей продукции или оказанию услуг со своевременной оплатой, но достаточно часто происходит так, что организация дает отсрочку платежа, то есть предоставляет торговый кредит. Причин этому шагу предприятия существует несколько.

Во-первых, связано с проблемой  реализации своей продукции. Данные ситуации происходят из-за серьезной  конкуренции.

Во-вторых, связано со снижением  запасов продукции и, соответственно, издержек на ее хранение. В настоящее  время существует система денежных расчетов с предприятиями, при которой  допускается наличие временного промежутка между отгрузкой товара или выполнением работ (услуг) и их оплатой.

В результате данных причин у предприятия возникает дебиторская  задолженность. Дебиторская задолженность (от латинского debitum - долг, обязанность) представляет собой сумму задолженности в пользу предприятия по расчетам за реализованные товары (работы, услуги), по расчетам с бюджетом, персоналом и иными лицами, а также авансы, выданные поставщикам [10, с.56]. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 307 п.1) дебиторская задолженность входит в более общее понятие «обязательство", которое имеет следующее определение: «В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: уплатить деньги, выполнить работу, передать имущество и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор в свою очередь имеет право требовать от должника исполнения его обязанности » [1, с.97]. В ПБУ 10/99 дебиторская задолженность – имущественные права, представляющие собой один из объектов гражданских прав [3]. Согласно статье 128 ГК РФ: «К объектам гражданских прав относятся вещи, в том числе ценные бумаги и деньги, иное имущество, также имущественные права; работы и услуги; информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; нематериальные блага» [1, с.52].

Классификацию дебиторской  задолженности рассмотрим на рисунке 1.


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Классификация  дебиторской задолженности

В зависимости от  своевременности оплаты выявляют нормальную (срочную) и неоправданную (просроченную) дебиторскую задолженность. Нормальной задолженностью называется задолженность за отгруженные товары, выполненные работы, услуги, срок оплаты которых еще не наступил, но право собственности уже перешло к покупателю, либо был перечислен аванс поставщику за оказанные услуги (работы). Просроченная задолженность – задолженность (неплатеж), не поступившая в срок, установленный договором. Неплатеж -  все счета, не оплаченные после доставки товаров, выполнения работ, услуг, срок оплаты которых уже наступил. Сомнительной задолженностью является задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Безнадежным долгом (не реальными к взысканию) признается тот долг перед налогоплательщиком, по которому истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с ГК РФ обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации [2, с.393].   

Причинами образования безнадежной дебиторской задолженности могут быть:

  1. банкротство должника;
  2. ликвидация должника;
  3. наличие денежных средств на счетах в проблемном банке;
  4. невозможности взыскания суммы долга судебным приставом по решению суда;
  5. истечение срока исковой давности без подтверждения задолженности со стороны должника [9].

В зависимости от предполагаемых сроков предоставления дебиторская задолженность подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Краткосрочная - задолженность, погашение по которой ожидается в течение года после отчетной даты, долгосрочная – погашение по которой ожидается не ранее чем через год после отчетной даты.

Также дебиторская задолженность  может быть связана и несвязана  с реализацией товаров, выполнением  работ (услуг), может быть связана  с расчетами с бюджетом, по начисленным  доходам, по авансам выданным, по внутренним расчетам, по аренде и прочая.

Разделяют дебиторскую задолженность  в зависимости от статьи представления  на дебиторскую задолженность по основной деятельности и дебиторскую  задолженность по прочим операциям. По основной деятельности  - возникает  при продаже товаров (работ, услуг) в кредит, когда отсутствует письменное обязательство заемщика; либо при  получении векселя. Векселем полученным называется письменное обязательство уплатить денежные средства на определенную дату (срок), состоящее из номинала и процента. По прочим операциям дебиторская задолженность складывается из дебиторской задолженности по финансовым операциям; из авансов филиалам, работникам; из депозитов и другое.

Для контроля уровня дебиторской  задолженности в компаниях создается  резерв по сомнительным долгам, который  может быть использован только в  пользу погашения самой сомнительной задолженности. При истечении срока  исковой давности дебиторскую задолженность  по распоряжению руководителя организации  списывают в убыток предприятия.

Объемы просроченной задолженности влияют на  издержки организации, что влечет уменьшение выручки, ликвидности оборотных средств, рентабельности и, как результат, снижение финансовой устойчивости предприятия.

 

    1. Способы управления дебиторской задолженностью

 

Эффективное управление дебиторской задолженностью необходимо начинать на этапе составления договоров: требовать учредительные документы, бухгалтерскую отчетность покупателей и заказчиков, сведения о банковских счетах и другую  информацию полезную для работы. Сбор данной информации поможет оптимизировать круг клиентов и подобрать оптимальные условия кредитования для них, контролировать условия выполнения ими договоров.

Основным инструментом эффективного управления дебиторской задолженностью является правильно выбранная организацией кредитная политика. Под кредитной политикой понимается свод правил, регламентирующих предоставление клиентам отсрочки платежа и перечень действий по взысканию дебиторской задолженности. При разработке кредитной политики, которая, по мнению Бочковой Е., Воронченко Т.В., Дмитриевой Е., Рубцовой Е.А., Фомичевой Л.П. [6,7,8,12], должна начинаться с проведения анализа существующей дебиторской задолженности,  или изменении кредитной политики необходимо ориентироваться на то, что она должна способствовать максимизации выгоды для предприятия. Поэтому кредитная политика оценивается сравнением потенциальных выгод от изменения политики с затратами, вызванными ее смягчением или ужесточением. Одним из методов, позволяющим оценить влияние изменения кредитной политики является метод NPV – анализа [11]. Метод NPV – анализа заключается в оценке инвестиций в дебиторскую задолженность аналогично оценке инвестиционного проекта.

Кредитная политика может  быть трех типов:

  1. агрессивный тип;
  2. умеренный тип;
  3. консервативный тип.

Агрессивный тип нацелен  на максимизацию дополнительной прибыли  за счет значительного расширения объемов  реализации товаров, работ, услуг в  кредит, а также снижения стоимости кредита до минимально допустимых размеров. Умеренный тип кредитной политики ориентирован на средний уровень дополнительной прибыли, кредитного риска и объема продаж в условиях отсрочки платежа. Консервативный тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска, что, соответственно, снижает дополнительную прибыль от реализации продукции в кредит [10, с.58]. Грамотно разработанная кредитная политика способствует увеличению денежного потока организации и уменьшает ее кредитный риск.

Дебиторская задолженность  структурируется по срокам возникновения, по должникам, по составу. По срокам возникновения  она учитывается по каждой отчетной дате. Деятельность дебиторов должна обязательно контролироваться через  создание различных отчетов, которые  помогают отслеживать уровень погашения  дебиторской задолженности. К таким  отчетам относятся «Отчет о возникновении и погашении дебиторской задолженности», «Реестр старения дебиторской задолженности» и другие [4]. Отчеты включают в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам возникновения, по клиентам. Самая распространенная классификация имеет следующую группировку, в днях: до 30 дней, от 30 до 60 дней, от 60 до 90 дней, от 90 до 120 дней, более 120 дней. Для удобства используется автоматический режим создания отчетов. Данные таких отчетов помогают производить мониторинг дебиторов по объему их задолженности и по срокам погашения. Для контроля за сроками погашения дебиторской задолженности и определения способов влияния на дебиторов,  Бочковой Е., Воронченко Т.В., Дмитриевой Е., Рубцовой Е.А., Фомичевой Л.П. [6,7,8,12], рекомендуют использовать систему оценки и классификации потенциальных покупателей и заказчиков в зависимости от вида продукции, объема закупок, условий оплаты, их платежеспособности и кредитной истории. Для целей классификации выполняется анализ соблюдения покупателями и заказчиками платежной дисциплины, а также проводится анализ финансового состояния данных организаций.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью на примере ОАО «УДОМЕЛЬСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»