Государственное регулирование в региональной экономической политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:29, доклад

Краткое описание

Важным аспектом при регулировании развития региона является его финансовая составляющая, поскольку любые действия будут предприниматься лишь при условии оплаты связанных с ними расходов. Наиболее значимыми компонентами являются специально организуемые фор¬мирование и распределение финансовых потоков между уровнями и единицами территориальной структуры государства, а также специально создаваемые условия для роста финансового потенциала региона. Среди инструментов государственного регулирования регионального развития прямого и косвенного воздействия особое место занимают финансово-экономические инструменты.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад по ф и к.doc

— 386.00 Кб (Скачать файл)

Естественно, что существующую модель бюджетного федерализма практически никто  не рассматривает как окончательную. Однако внести радикальные изменения  в ее функционирование долгое время  не удается, поскольку  законодательная власть, в значительной мере контролируемая местными элитами, блокирует многие предлагаемые изменения межбюджетных отношений. В этой связи федеральные власти нередко используют нестандартные и подчас нерыночные инструменты воздействия на регион.

Если  проанализировать действие механизм финансового взаимодействия Центра и регионов в 90-е годы ХХ века, следует отметить следующее. Через федеральный бюджет РФ в 1995-1998 гг. на нерыночной основе между регионами перераспределялось до 10% ВВП (исключая расходы на оборону и поддержание правопорядка, где, кстати, также есть региональная составляющая). Столь масштабное перераспределение финансовых ресурсов вряд ли можно считать положительным даже для переходной экономики. Оно искажает действие рыночных механизмов на региональном и национальном уровнях. В то же время необходимо совершенствовать существующую систему финансового взаимодействия Центра и регионов (поскольку полностью отказаться от такого перераспределения пока нельзя, но можно попытаться свести его к минимуму).   

 
 

[1] Бюджетная система государства считается вертикально сбалансированной, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом из уровней власти в целом достаточен для осуществления их функций. Под горизонтальной сбалансированностью понимается общее соответствие доходов расходам в бюджетах отдельных регионов и территорий на соответствующих уровнях власти. При этом проблемы вертикального и горизонтального выравнивания бюджета свойственны практически всем странам. Они возникают в связи с многоуровневой структурой бюджетной системы, состоящей из центрального, региональных и местных бюджетов.

[2] К 2002 г. общая сумма долга Калининградской области (вместе с процентами) составила 2,3 млрд. руб., тогда как на его обслуживание в областном бюджете было зарезервировано всего 32 млн. руб. Эксперт, Северо-запад, № 9, 04.03.2002.

[3] Если в 1994 г. область покрывала за счет федеральных поступлений 18% бюджетных расходов, а в конце 90-х годов - не менее 25%, то в проекте бюджета на 2003 г. этот показатель возрос до 37,8 %. В 2003 г. область привлекала в бюджет 3163 млрд. руб. в виде собственных доходов и 2030 млрд. в виде финансовой помощи Центра для покрытия расходов в объеме 5360 млрд. руб. - Эксперт, Северо-запад № 9, 4.03.2002; Росбалт, 12.11.2002; 3.12.2002.

[4] В 1997 г. на трансфертном довольствии находилось 108 млн. человек, то есть 72 % населения страны, причем в число реципиентов входили практически все национальные субъекты Федерации, кроме Башкирии, включая нефтегазовые «житницы» - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО. 

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

1.2 Региональные  и местные налоги - нормативно-правовая  база

Согласно Налоговому Кодексу РФ, принятому в 2001, к региональным налогам относился:

1. налог  на имущество организаций;

2. налог  на недвижимость;

3. дорожный  налог;

4. транспортный  налог;

5. налог  с продаж;

6. налог  на игорный бизнес;

7. региональные  лицензионные сборы. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1. М.:ИКФ Омега-Л, 2002. Ст. 14

К местным  налогам относились:

1. земельный  налог;

2. налог  на имущество физических лиц;

3. налог  на рекламу;

4. налог  на наследование и дарение;

5. местные  лицензионные сборы. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1. М.:ИКФ Омега-Л, 2002. Ст. 15

При введение в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъект РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1. М.:ИКФ Омега-Л, 2002. Ст. 14

Но  со дня принятия нового Налогового кодекса РФ произошли кардинальные изменения.

С 1 января 2005 года были отменены налог на рекламу, налог на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний. Об изменениях законодательства за 2005 год //www.nalog.ru С 1 января 2002 года был отменен дорожный налог и с 1 января 2004 года - налог с продаж.

То  есть, на 2006 год действуют следующие  виды налогов:

1) Региональные - налог на имущество организаций,  транспортный налог, налог на  игорный бизнес.

2) Местные  налоги - земельный налог, налог  на имущество физических лиц.  Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2006) //www.nalog.ru

То  есть на данный момент для целей  налогообложения юридических лиц  нас могут интересовать только следующие  налоги: региональные - налог на имущество  организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес; а из местных налогов только земельный налог. Формы установленной отчетности для юридических лиц. Региональные налоги. Местные налоги //www.nalog.ru

Транспортный  налог.

Согласно  пп. «ж» п.1 ст.20 Федерального Закона N 2118-1, транспортный налог является региональным налогом. Это означает, что право установления и введения транспортного налога на территориях субъектов РФ отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ. Следовательно, транспортный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта РФ, где принят закон соответствующего субъекта РФ о введении в действие транспортного налога. Пархачева М.А., Шаронова Е.А. Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами. СПб, 2003. С. 18

Налогоплательщиками данного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством  Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей. (Ст. 357 НК РФ).

Объектом  налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и  др. самоходные машины и механизмы  на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.2. М.:ИКФ Омега-Л, 2002. (Ст. 358 НК РФ).

Внесены изменения в статью 359 с 2005 года, в  соответствии с которыми Налоговая  база по воздушным транспортным средствам  с реактивным двигателем  определяется  исходя  из тяги реактивного двигателя, измеряемой в килограмм-силах.  Налоговая ставка составляет  20 рублей с каждого килограмма силы  тяги. Об изменениях законодательства за 2005 год //www.nalog.ru

С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный  закон «О внесении изменений в  главу 28 части второй Налогового кодекса  Российской Федерации» №131-ФЗ от 20.10.2005, согласно которому Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации, вводя транспортный налог, не будут определять форму отчетности. Закон устанавливает отчетный период по транспортному налогу для налогоплательщиков - организаций (ст.360 НК РФ), обязанность и порядок уплаты ими авансовых платежей (ст. 362 НК РФ) по транспортному налогу.

Для организаций  не может быть установлен срок уплаты налога ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ, то есть 1 февраля  года, следующего за истекшим налоговым  периодом.

С начала текущего года также вступил в  силу и следующий Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов» №168-ФЗ от 20.12.2005, по которому дополняется перечень транспортных средств (ст. 258 НК РФ) не подлежащего налогообложению для судов, зарегистрированных в Реестре. Перечень законов Российской Федерации, принятых в 2005 году, по вопросам законодательства о налогах и сборах и вступивших в силу с 1 января 2006 года // www.nalog.ru

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, указанных в таблице 1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2006) //www.nalog.ru

При сравнении  старых и новых ставок налога можно  заметить, что:

- в среднем  в 2 раза увеличены налоговые  ставки по грузовым автомобилям  и другим самоходным транспортным  средствам, машинам и механизмам  на пневматическом и гусеничном ходу;

- по  автобусам с мощностью двигателя  до 200 л. с. налоговые ставки  увеличены в 5 раз, а по автобусам  с мощностью двигателя свыше  200 л. с. - в 10 раз;

- по  мотоциклам и мотороллерам налоговые  ставки увеличены в среднем  в 10 раз (в зависимости от мощности);

- по  легковым автомобилям прослеживается  такая тенденция, что чем выше  мощность автомобиля, тем в большее  количество раз увеличены налоговые  ставки. Так, по автомобилям с  мощностью до 100 л. с. ставки  увеличены в 10 раз, по автомобилям с мощностью свыше 100 л. с. до 150 л. с. ставки увеличены в 5 раз, по автомобилям с мощностью свыше 150 л. с. до 200 л. с. ставки увеличены в 7,8 раз, по автомобилям с мощностью свыше 200 л. с. до 250 л. с. ставки увеличены в 11 раз, а по автомобилям с мощностью свыше 250 л. с. ставки увеличены даже в 23 раза.

Такое значительное увеличение базовых ставок объясняется следующим. Дело в том, что в п.5 ст.6 Закона N 1759-1 была предусмотрена  норма, согласно которой увеличение (уменьшение) ставок налога относительно ставок, указанных в ст.6 Закона N 1759-1, или полное освобождение отдельных категорий физических лиц и организаций от уплаты налога является прерогативой законодательных органов власти субъектов Российской Федерации и устанавливалась ими в законах, действующих в отдельных регионах. Используя свое право на установление собственных налоговых ставок без каких-либо

Таблица 1

Базовые ставки транспортного налога Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2006) //www.nalog.ru

 
N  
п/п
Наименование  объекта налогообложения  Налоговая 
ставка (руб.)
 
Ставки, устанавливаемые с каждой лошадиной  силы      
Автомобили  легковые с мощностью двигателя:      
1 до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 5  
2 свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 7  
3 свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 10  
4 свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 15  
5 свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 30  
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя:      
6 до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно 2  
7 свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 4  
8 свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт) 10  
Автобусы  с мощностью двигателя:      
9 до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно 10  
10 свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт) 20  
Грузовые  автомобили с мощностью двигателя:      
11 до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 5  
12 свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 8  
13 свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 10  
14 свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 13  
15 свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 17  
Другие  транспортные средства:      
16 другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы  на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 5  
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя:      
17 до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно 5  
18 свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт) 10  
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя:      
19 до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 10  
20 свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 20  
Яхты  и другие парусно - моторные суда с  мощностью двигателя:      
21 до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 20  
22 свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 40  
Гидроциклы  с мощностью двигателя:      
23 до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 25  
24 свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 50  
Воздушные суда, имеющие двигатели:      
25 Самолеты, вертолеты  и иные воздушные суда, имеющие  двигатели (с каждой лошадиной силы) 25  
Ставки, устанавливаемые с каждой регистровой  тонны валовой вместимости       
26 Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая  вместимость  20  
Ставки  с единицы транспортного средства      
27 Водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (кроме указанных в строке 27) 200  
       

Информация о работе Государственное регулирование в региональной экономической политике