Государственное регулирование в региональной экономической политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:29, доклад

Краткое описание

Важным аспектом при регулировании развития региона является его финансовая составляющая, поскольку любые действия будут предприниматься лишь при условии оплаты связанных с ними расходов. Наиболее значимыми компонентами являются специально организуемые фор¬мирование и распределение финансовых потоков между уровнями и единицами территориальной структуры государства, а также специально создаваемые условия для роста финансового потенциала региона. Среди инструментов государственного регулирования регионального развития прямого и косвенного воздействия особое место занимают финансово-экономические инструменты.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад по ф и к.doc

— 386.00 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ

Важным  аспектом при регулировании развития региона является его финансовая составляющая, поскольку любые действия будут предприниматься лишь при  условии оплаты связанных с ними расходов. Наиболее значимыми компонентами являются специально организуемые формирование и распределение финансовых потоков между уровнями и единицами территориальной структуры государства, а также специально создаваемые условия для роста финансового потенциала региона. Среди инструментов государственного регулирования регионального развития прямого и косвенного воздействия особое место занимают финансово-экономические инструменты.                                                                                                                                

 

Схема 1

Инструменты государственного регулирования территориального развития

Инструменты

 

 

 

Прямые
Законодательные акты

-регулирование  государственной собственности

-управление  предприятиями государственного  сектора

- дотационные  выплаты, трансферты

- выплаты  по социальной защите


 
Косвенные
Финансово-экономические

- фискальная  политика

- денежная  политика

- внешнеэкономическая  политика

- инвестиционная  политика

- политика  регулирования доходов


 
Социально-политические

- социальные  программы развития

обеспечение эффективной занятости

- социальная  защита населения

- политика  в сфере образования, культуры, здравоохранения 


Как известно, финансовой основой целостности  федеративного государства служит федеральный бюджет или бюджет центрального правительства. Составляя значительную часть государственных финансов любой федерации, бюджет играет важную роль в осуществлении государственной социально-экономической политики и в системе макроэкономического регулирования.

Успех экономических преобразований в России в огромной мере зависит от степени согласования интересов федерального Центра, субъектов Федерации и органов местного самоуправления в финансовой сфере. Есть основания полагать, что основные противоречия между Центром и регионами лежат именно в бюджетной сфере и эти противоречия, несмотря на разворачивающийся договорный процесс, представляют собой реальную опасность для целостности государства. Кризисные явления, проявляющиеся в виде государственного долга, инфляции, - это лишь одна сторона дела. Другая его сторона связана с вертикальной и горизонтальной несбалансированностью бюджетной системы, обостряющей финансовые и политические противоречия между центром и субъектами Федерации.[1]

Возникает внутренне противоречивая ситуация: с одной стороны, политика Центра и регионов не должны противостоять  друг другу, но, с другой - они и  не совпадают. В их взаимодействии возникают  две тенденции - центробежная и центростремительная. В годы советской власти явное преимущество отдавалось центростремительной тенденции. Однако в развитой рыночной экономике региону все меньше требуется помощь Центра. В переходный период координация политики должна осуществляться с креном в сторону центробежной тенденции. От установления разумного баланса этих тенденций зависит эффективность проводимых реформ.

Совершенствование отношений в системе «центр - регионы» во многом связано с развитием  российского федерализма в целом и экономического, бюджетного федерализма, в частности.

Общеизвестно, что федерация - это форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства административно-территориальные, национально-территориальные и национально-государственные единицы являются ее равноправными членами, имеют собственный статус с соответствующими законодательно-представительными, исполнительными, судебными и другими органами власти. Речь идет не просто о союзе административных и государственных образований, основанном на договорном разграничении полномочий, а о законном, упорядоченном Конституцией объединении его членов в качестве субъектов Федерации.

Однако  в Конституции РФ федеративный договор  представлен весьма односторонне, что  дает политикам основание трактовать федерализм по образу и подобию американской формы демократии (как «территориальной формы демократии»).

Видный  российский политик - эксперт в области  федеративных отношений Р. Абдулатипов (1994), замечая, что в «чистом», «стерильном» виде практически не существует ни унитаризма, ни федерализма, к основным положениям российского федерализма относит:

1) разделение  полномочий между федеральными  органами и субъектами Федерации;

2)  прерогативу федеральных органов в сфере международных отношений;

3) верховенство  Федерации в принятии поправок  к федеральной Конституции при  условии, что члены Федерации  имеют право на законодательную  инициативу;

4)  двухпалатную структуру федеральной законодательной власти;

5) самостоятельность  субъектов Федерации в осуществлении их предметов ведения;

6) непреложность  права исключительно Федерации вступать в более крупные союзы;

7) невозможность  субъектов Федерации вступать в политические союзы за ее пределами;

8) право  национально-государственных и иных  субъектов Федерации, по решению их органов власти, иметь больше одного государственного языка;

9) полное  равноправие субъектов по отношению к федеративным органам власти и невмешательство субъектов Федерации в дела друг друга;

10) право  центральных органов вмешиваться в дела территории (субъекта РФ) в случаях, когда проблема выходит  за рамки компетенции члена Федерации;

11) право  субъектов Федерации отстаивать  свои права через Конституционный  суд при вмешательстве федеральных  органов власти в их компетенцию;

12) интересы  одного или нескольких членов  Федерации не должны и не  могут противоречить интересам  других субъектов или Федерации  в целом и т. д.

Политические  аспекты федерализма теснейшим  образом связаны с его экономическими основами.

Под бюджетным  федерализмом понимают систему взаимоотношений между бюджетами различных уровней в федеративном государстве. Такая система является одним из основных элементов государственного устройства любой страны, в частности Российской Федерации. Связанный с распределением финансовых ресурсов бюджетный федерализм играет важную роль в решении проблемы социального неравенства и обеспечения оптимального соотношения экономической эффективности и территориальной справедливости.

Современная бюджетная система России является прямой преемницей прежней союзной. Она предполагает долевое участие разных уровней власти в главных налоговых источниках (личном подоходном налоге, налоге на прибыль предприятий и НДС, заменившем налог с оборота) и субсидирование нижестоящих бюджетов в целях финансирования дефицита. Главный вопрос, постоянно присутствующий при финансовых баталиях разных уровней власти – в каких пропорциях надо делить налоговые поступления, чтобы избежать региональной несправедливости.

С точки  зрения регионов - субъектов Федерации, политика формирования федерального бюджета определяется двумя главными вопросами: кто и сколько отдает в этот бюджет и кто и сколько из него получает. Вот почему в построении федерального бюджета так важна «региональная справедливость». Однако сложно пояснить, что входит в понятие «региональная потребность», и не менее сложно доказать, что у одного региона она больше, чем у другого. А убедить в этом тех, кто представляет их интересы в высших эшелонах власти, практически  невозможно.

Спектр  регионально ориентированных расходов федерального бюджета необычайно широк: от финансовой поддержки отраслей до финансирования социальных программ. Их важная особенность состоит в том, что они по общепринятой классификации расходов бюджета не рассматриваются в качестве открытых затрат на территориальное развитие, а выступают в качестве скрытой формы финансовой поддержки регионов.

Бюджетно-налоговая  система федеративного государства  включает, помимо бюджета центрального правительства (федерального бюджета), также и региональные бюджетно-налоговые системы. Они составляют часть целого, по-своему отражая соотношение централизации и децентрализации, баланс центробежных и центростремительных тенденций. Региональная бюджетно-налоговая система - символ и гарант региональной самостоятельности и ответственности. Существуют различные модификации региональных бюджетно-налоговых систем, но большинство из них содержат следующие элементы: региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, дотации и субвенции, а также финансовые потоки, соединяющие их прямыми и обратными связями с соответствующими системами «центра» и других регионов. Региональные бюджетно-налоговые системы большинства государств, в свою очередь, включают в виде обособленных частей бюджетно-налоговые подсистемы местного уровня; при сложной территориальной организации современных государств между этими системами и подсистемами возникают свои бюджетно-налоговые отношения, во многом аналогичные отношениям «центр - регион».

Распределение расходной нагрузки между бюджетами разных уровней должно играть исходную роль в построении системы федеративных бюджетных отношений. Только после того, как распределена ответственность за расходы и стал известен их общий объём на каждом уровне власти, следует приступать к решению вопросов о закреплении и перераспределении доходов между этими уровнями. Считается аксиомой, что наибольшей ответственности в осуществлении расходов можно добиться, если она будет закреплена за низшим из тех уровней власти, которые могут её выполнить надлежащим образом. При этом услуги, предоставляемые на конкретном уровне, должны финансироваться из бюджета этого уровня.

В целом  перераспределение финансовых ресурсов между органами власти различных  уровней является обычным элементом  «бюджетного федерализма». Перераспределение по вертикали обычно предназначено для компенсации совокупных дисбалансов между бюджетами органов власти различных уровней, поскольку маловероятно, чтобы доходы, закреплённые за каждым уровнем, могли полностью соответствовать необходимым расходам на этом же уровне. Горизонтальное перераспределение имеет целью уменьшение неравенства между бюджетной обеспеченностью населения регионов, вызванного неравномерным размещением источников поступлений. Третьим видом передачи ресурсов между органами власти различных уровней являются целевые переводы, которые применяют федеральные органы, чтобы воздействовать на финансовую политику местных властей и побудить их к направлению средств в приоритетные для властей более высокого уровня сферы, а также использовать дополнительные средства для повышения качества обслуживания на местном уровне. Экономический механизм федеративных отношений в финансовой сфере представлен на схеме 2.    
 
 

Схема 2

Финансовый  аспект механизма федеративных отношений   

Федеральный уровень

 

     
 
 

 Поступления  на уровень субъектов Федерации  
Межбюджетные  расчеты

- Федеральный  фонд финансовой поддержки регионов

- Дотации  бюджетам субъектам Федерации

- Уточнение  бюджетов территорий

- Бюджетные  ссуды, субвенции

- Федеральные  программы, реализуемые региональными бюджетами

- Резервные  фонды Президента и правительства

- Государственная  финансовая поддержка завоза  в районах Крайнего Севера


 
Финансовые  ресурсы, распределяемые напрямую хозяйственным  субъектам и частично – в бюджеты  субъектов Федерации

- Учреждения  социального обеспечения

- Мероприятия  в сфере социальной политики

- Здравоохранение  и физическая культура

- Образование,  культура, искусство, 

- Ликвидация  последствий чрезвычайных ситуаций

- Промышленность, энергетика, строительство

- Сельское  хозяйство

- Охрана  окружающей среды

- Рыночная  инфраструктура

- Транспорт,  дороги, связь, информатика

Поступления от субъектов

Налоговые поступления:

- Налог  на прибыль предприятий и организаций

- Подоходный  налог с физических лиц

- Специальный налог

- НДС

- Акцизы, лицензионные сборы

- Платежи  за использования

- Другие  налоговые поступления

Неналоговые поступления:

- Доходы  от федеральной собственности

- Доходы  от продажи государственной собственности

- Возврат  бюджетных ссуд

- Вклад  регионов в доходы от внешнеэкономической деятельности

- Прочие  налоговые доходы

Информация о работе Государственное регулирование в региональной экономической политике