Государственное регулирование в региональной экономической политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:29, доклад

Краткое описание

Важным аспектом при регулировании развития региона является его финансовая составляющая, поскольку любые действия будут предприниматься лишь при условии оплаты связанных с ними расходов. Наиболее значимыми компонентами являются специально организуемые фор¬мирование и распределение финансовых потоков между уровнями и единицами территориальной структуры государства, а также специально создаваемые условия для роста финансового потенциала региона. Среди инструментов государственного регулирования регионального развития прямого и косвенного воздействия особое место занимают финансово-экономические инструменты.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад по ф и к.doc

— 386.00 Кб (Скачать файл)

1) поступления  от применения упрощенной системы  налогообложения и единого налога на вмененный доход;

2) для  формирования доходной части  целевых бюджетных фондов можно  предложить ввести сбор с автозаправочных  станций, сеть которых достаточно  быстро развивается. Ставку данного  сбора можно установить в размере  1 % от оборота. Средства, которые автозаправочные станции будут уплачивать в бюджет, могут быть приняты ими в качестве внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль;

3) анализ  доходной базы муниципалитетов  в динамике показывает, что значительно  быстрее растут доходы урбанизированных муниципалитетов. А доходы сельских районов - падают. Это требует от российского законодателя большей гибкости в установлении налоговых полномочий сельских муниципалитетов. К сожалению, единственное, что пока предпринял законодатель в этой сфере, - это освобождение от налога на доходы физических лиц, для которых применяется упрощенная система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей (статья 217 НК РФ). Вместо этого следует обратиться к изысканию дополнительных источников доходов, в частности, такой дополнительный доход может извлекаться из обложения объектов незавершенного строительства, которых к сельской местности достаточно много. Введение данного налога осложняется проведением мероприятий по инвентаризации недостроенных объектов, что сопряжено с финансовыми затратами;

4) для  пополнения доходной базы местных  бюджетов можно порекомендовать  ввести муниципальный налог со  ставкой не менее 3 % от выручки.  Введение данного налога - дискуссионный  вопрос. Вместе с тем, по предварительным расчетам данный налог должен принести около 40 млрд. руб. в доходах 2004 года;

5) налог  на имущество физических лиц  может должен быть модифицирован,  с учетом предоставления права  органам местного самоуправления  вводить поправочные коэффициенты, в зависимости от реальной стоимости имущества, учитываемой для целей налогообложения. Сейчас в планах Правительства на 2004 год предполагается увеличить доходы на 0,5 млрд. рублей, однако потенциал этого налога гораздо выше. В итоге, желательно изыскать из налоговых источников не менее 200 млрд. рублей, которые могли бы пополнить бюджеты муниципальных образований в рамках предложенной реформы.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что закрепленный в статьях 14 и 15 НК РФ перечень региональных и  местных налогов и сборов нуждается в расширении. При этом в основу такого расширения следует положить наиболее эффективные налоги и сборы, которые в настоящее время взимаются под иными наименованиями и законодательством о налогах и сборах не регулируются. Лысов Е.А. особенности местного налогообложения в России и пути его совершенствования //Бухучет и налоги. 2004. № 8 //www.dis.ru

3.2 Динамика  развития предприятия ЮФО на  примере ОАО «Волгодонской комбинат  древесных плит»

Предприятие ОАО «Волгодонской комбинат древесных плит» основано в 1952 году как лесоперевалочная база, специализация которой заключалась в приемке и переработке круглых лесоматериалов для обеспечения древесным сырьем Северо-Кавказского экономического района. В 1967 году предприятие получило статус комбината.

С 1984 по 1988 год в ходе реконструкции основных производств определилось главное  направление развития предприятия -- расширение и совершенствование  производства ДСП и мебельных  деталей из плит.

В настоящее  время ОАО «ВКДП» возглавляет -- высокомеханизированное, технически оснащенное современным оборудованием предприятие с высокой культурой производства, один из лидеров деревообрабатывающей отрасли Ростовской области и Южного Федерального округа, член Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, Ассоциации мебельщиков Южного региона, Ростовской торгово-промышленной палаты.

Основные  виды деятельности предприятия -- производство древесностружечных плит, облицовочного  материала, ДСП ламинированных, выпуск мебели в ассортименте, столярных изделий из ценных и хвойных пород дерева.

Комбинат  занимает выгодное географическое положение, находясь вблизи водных, железных и  автомобильных дорог, что позволяет  иметь широкий круг потребителей продукции. «ВКДП» ведет переговоры о разделе рынка с производителями мебели из Германии, Польши и СНГ.

За  последние пять лет объемы производства выросли почти в четыре раза. Удельный вес выпуска мебели в общем  объеме производства продукции составляет порядка 60%.

В 2004 году, по результатам комплексного анализа финансового состояния, в рамках Всероссийского конкурса «Золотой запас отечества XXI», ОАО «ВКДП» присвоена Первая (наивысшая) группа инвестиционной привлекательности. Промышленный комплекс ЮФО. Ростовская область. ОАО «Волгодонской комбинат древесных плит» //www.prestige.info.ru

Донские власти продолжают практику заключения многосторонних соглашений с собственниками и менеджментом крупных предприятий  Дона. Один из таких договоров в  апреле 2005 года был заключен с «Волгодонским  комбинатом древесных плит».

Согласно  договору, «ВКДП» обещает увеличить  объемы производства на 14,3% - до 1,6 млрд. рублей, а налоговые платежи в  областной и местный бюджеты - на 11,5%.  Объем инвестиций, в соответствии с договором, вырастет почти на 7%. Средняя зарплата увеличится на 8% и достигнет на предприятии 13700  рублей. Администрация Ростовской область. Новости. Донские власти продолжают диалог с бизнесом. 14 мая 2005 // www.donland.ru Тогда как за восемь месяцев 2003 года реализовано продукции на 624 млн. рублей, более 89 млн. рублей налогов перечислено в бюджеты всех уровней, средняя заработная плата на предприятии составила 9712 рублей. Южакова Ирина. ВКДП намерен стать миллиардером // Донская правда. 18 сентября 2003 г. № 38/512 //www.vdonsk.ru  

Инвестиции в основной капитал в 2005 году превысили 100 млн. руб. Только в 2004 году объем реализации продукции вырос на 22,5 %. На финансирование социальные программ ОАО «Волгодонский комбинат древесных плит потратил в 2004 году 1, 226 млн. руб. Отраслевые новости. Новости рынка материалов. Волгодонский комбинат древесных плит попал в реестр лидеров экономики.21.01.2005//www.tdserver.ru

Областные власти, со своей стороны, также взяли  на себя ряд обязательств. Так, в  соглашениях записаны обязательства  оказывать содействие в вопросах газо- и энергообеспечения. Власти Дона также готовы рассматривать возможность предоставления инвестиционных кредитов, привлекать предприятия к участию в конкурсах на размещение заказов на продукцию для госнужд, содействовать в привлечении российских и зарубежных инвесторов к реализации инвестиционных проектов предприятий и т.д. Администрация Ростовской область. Новости. Донские власти продолжают диалог с бизнесом. 14 мая 2005 // www.donland.ru

В приложении 3 приведен баланс предприятия, в приложении 4 отчет о прибылях и убытках ОАО «Волгодонского комбината древесных плит».

Проанализировав баланс и отчет о прибылях и  убытках можно сделать вывод  о том, что предприятие действительно  является одним из ведущих на Юге  России, кроме того, оно приносит хорошую прибыль, которая продолжает расти. На 01.01.06 года чистая прибыль составила 19187 тыс. руб., на 01.01.2005 - 18753 тыс. руб.

Задолженность по налогам и сборам в целом  остается на одном и том же уровне. На 01.01.05 г. Задолженность составила 1647 тыс. руб., на - 2071 тыс. руб.

Отложенных  налоговых обязательств предприятие  на 01.01.05 год не имело, а на 01.01.06 они  составили 2065 тыс. руб.

Прибыль до налогообложения составила на 01.01.06г. 23199 тыс. руб., что чуть больше чем за предыдущий отчетный период (на 01.01.05г. - 18753 тыс. руб.). Таким образом, за 2005 год было перечислено налоговых платежей в сумме 4012 тыс. руб. в федеральные, региональные и местный бюджет. За текущий период налоги еще не перечислялись.

Кредиторская  задолженность - наиболее привлекательный способ финансирования, так как проценты здесь обычно не взимаются. С другой стороны, из-за больших отсрочек по платежам у предприятия могут возникать проблемы с поставками, ущерб репутации фирмы из-за неблагоприятных отзывов кредиторов, судебные издержки по делам, возбужденным поставщиками.

Снижению  задолженности способствует эффективное  управление ею посредством анализа  давности сроков. Такой анализ выявляет кто из кредиторов, долго ждет оплаты и, скорее всего, начнет проявлять нетерпение. ОАО «ВКДП» необходимо, прежде всего, рассчитаться с долгами перед бюджетом, по социальному страхованию и обеспечению, так как отсрочки по этим платежам, обычно влекут за собой выплату штрафов (пени). Затем необходимо четко структурировать долги перед поставщиками и подрядчиками, и выявить какие из них требуют безотлагательного погашения.

На  конец 1999 года было превышение кредиторской задолженности над дебиторской  в 6 раз. То есть, если все дебиторы погасят  свои обязательствами, то предприятие  сможет рассчитаться со своими долгам только на 1/6. Но в тоже время это превышение дает возможность использовать это средства как привлеченные источники.

На  данный момент ситуация сильно изменилась. На 1.01.05 год кредиторская задолженность  превышала дебиторскую в 3, 2 раза, а на 01.01.06 понизилась до 2,4 раза. То есть налицо улучшение ситуации с долгами.

Чтобы удержать лидирующие позиции, на «ВКДП» постоянно занимаются повышением эффективности  работы всех служб и подразделений, производительности труда, поиском новых рынков сбыта. Планируется начать выпуск продукции в открывающихся филиалах комбината в Краснодарском (Апшеронск) и Ставропольском (Кисловодск) краях, увеличить объем производства в действующем уже филиале в Сальске. На «ВКДП» освоили новый вид продукции, с которым в 2004 году вышли на рынок строительных материалов, - стружечно-цементная плита.

Продукция Волгодонского комбината древесных  плит реализуется в пятидесяти регионах страны, налаживаются и контакты с  зарубежными фирмами. Так, одним  из крупнейших партнеров по продаже мебели Волгодонского комбината является шведская фирма «ИКЕА». Для того чтобы выпускаемая продукция соответствовала уровню современных требований, приобретено шесть импортных станков общей стоимостью 20 миллионов рублей. Южкова Ирина. ВКДП намерен стать миллиардером // Донская правда. 18 сентября 2003 г. № 38/512 //www.vdonsk.ru  

Заключение

Проведенное исследование региональных и местных  налогов и путей совершенствования  налоговых отношений между тремя  уровнями бюджетной системы позволило получить следующие выводы теоретического и прикладного характера:

1. Налог  - обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме  отчуждения принадлежащих им  на праве собственности, хозяйственного  ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. После  ряда изменений в НК РФ, к  местным налогам следует относить - земельный налог, налог на  имущество физических лиц, к региональным - налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

3. На 2006 год состояние региональных и  местных налогов находится в  плачевном состоянии. Доля региональных  налогов на конец 2005 года составила  4,3%, а местных всего 1,2%, что связано с отменой многих налогов.

4. Существую  меры и санкции за нарушение  налогового законодательства: уклонение  от уплаты налогов, просрочка  платежей. Также существуют отсрочки  и рассрочки платежей, невозможность  наказания за одно и тоже нарушение.

5. Для  решения данных проблем необходимо  увеличить доходность регионального  народнохозяйственного комплекса,  укрепить развитие налогооблагаемой  базы регионов, создание новой  схемы районирования страны. Следует  законодательно закрепить следующие положения: основные правила разграничения конкурирующей компетенции федерации и субъектов; принцип субсидиарности в межбюджетных взаимоотношениях; основы бюджетного выравнивания: цели и задачи, направления, по которым осуществляется федеральная помощь бюджетам иных уровней и условия ее предоставления, формы финансового выравнивания, основы механизма согласования интересов федерации и субъектов в процессе распределения финансовых средств; механизм участия субъектов федерации в формировании государственной федеральной региональной политики.

6. Одним  из лидеров деревообрабатывающей  отрасли Ростовской области и  Южного Федерального округа, членом  Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей  промышленности России, Ассоциации  мебельщиков Южного региона, Ростовской торгово-промышленной палаты является ОАО «ВКДП». За последние пять лет объемы производства выросли почти в четыре раза. Удельный вес выпуска мебели в общем объеме производства продукции составляет порядка 60%. На 2006 год был поставлен план увеличения производства на 14,3% - до 1,6 млрд. рублей, а налоговые платежи в областной и местный бюджеты - на 11,5%.  Сейчас «ВКДП» активно продолжает развиваться и имеет очень высокую инвестиционную привлекательность.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Финансовая  помощь бюджетам других уровней 

В результате реализации Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах были заложены основы новой системы оказания финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации. В то же время необходимо ее дальнейшее развитие. Значительные объемы средств по-прежнему перечисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации без четко установленных критериев, что приводит к ослаблению финансовой дисциплины и снижению прозрачности межбюджетных отношений. В большинстве субъектов Российской Федерации распределение финансовой помощи местным бюджетам по-прежнему строится на согласовании бюджетных параметров, вне сколько-нибудь прозрачных и объективных критериев и процедур.

Информация о работе Государственное регулирование в региональной экономической политике