Бюджетирование как комплексный процесс в структуре управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный контроль — это процесс сопоставления фактических результатов с бюджетными, анализ отклонений и внесение необходимых корректировок в бюджеты следующих периодов.

Теоретически после окончательного согласования бюджета бюджетные доходы должны быть получены, а бюджетные затраты — не превышены.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Тема 1.Бюджетирование: цели и задачи………………………………………
Тема 2.Методика постановки бюджетирования………………………………

Тема 3.Специфика газораспределительных организаций…………………..
Тема 4.Отличительные особенности бюджетирования различных отраслей экономики……………………………………………………………..
Тема 5.Организация бюджетирования в ОАО "Свердловскоблгаз"……….

5.1.Основные результаты внедрения системы бюджетирования………

Заключение…………………………………………………………….

Список используемой литературы…………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая бюджетирование курсовая МШ.docx

— 98.22 Кб (Скачать файл)

Основные  результаты внедрения  системы бюджетирования

В течение первого  года эксплуатации системы бюджетного управления основное внимание было уделено  автоматизированной подготовке бюджета  доходов и расходов, который сегодня  разворачивается на отдельные относительно самостоятельные бюджеты:

  • сводный по предприятию бюджет доходов и расходов;
  • выручка и затраты по видам деятельности;
  • бюджеты продаж (реализация сетевого газа, сжиженного газа, прочая деятельность) по участкам и предприятию в целом;
  • бюджеты доходов и расходов ТЦМД (производственных участков);
  • бюджеты прямых, общехозяйственных, общепроизводственных, внереализационных и операционных расходов;
  • распределение расходов по видам деятельности, участкам и подразделениям;
  • бюджеты капитального строительства ;
  • бюджет труда и заработной платы.

Одной из основных задач системы является организация  автоматизированного планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Реализованы как функции  автоматизации планирования на основе данных предыдущих периодов (плановых или фактических), так и прогнозирование  получаемых финансовых результатов  с оценкой влияния на итоги  того или иного показателя. Все  плановые данные увязаны в едином информационном контуре, поэтому любые изменения какого-либо показателя повлекут за собой изменения связанных с ним результатов.

Отдельно следует  упомянуть о наличии в системе  функций по распределению накладных  расходов. Система позволяет довольно гибко настраивать любые виды распределений как по аналогии с  бухгалтерским учетом, так и только для целей управленческого учета. Имевшие место изменения бухгалтерской  учетной политики, направленные на улучшение структуры учета, легко  были учтены и в системе бюджетирования.

На предприятии  сложилась следующая организация  работы по автоматизированному бюджетированию.

  1. Составление годового плана с разбивкой по кварталам. Разработку плана на очередной календарный год удобно выполнять, опираясь на имеющиеся в системе данные о выполнении плана прошлого года, используя так называемую процедуру индексного планирования. Система позволяет вести многосценарное планирование, когда одновременно составляются и отслеживаются несколько сценариев плана, например, оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный в зависимости от ожиданий по объемам реализации газа и прогнозируемой величины тарифов.
  2. Составление плана на квартал с разбивкой по месяцам. Процедура индексного планирования позволяет с помощью корректировочных коэффициентов разбивать план на квартал. Для оперативных нужд формируются бюджеты с шагом планирования 1 месяц. Подобная организация плановой деятельности позволяет в рамках годового плана формировать основные ориентиры деятельности предприятия, а в оперативном сценарии - фиксировать все изменения и планировать детали.
  3. Ежемесячный перенос в систему бюджетирования фактических данных из бухгалтерской программы. Практика такого взаимодействия программных продуктов показала наличие еще одного полезного результата эксплуатации программы "Инталев: Корпоративные финансы": в процессе переноса дополнительно проверяется корректность данных бухгалтерского учета, что иногда позволяет устранять некоторые неточности и противоречия.
  4. Ежеквартальный план-фактный анализ. При необходимости анализ выполнения плана производится ежемесячно, за несколько месяцев и т.д., в зависимости от потребности в анализе того или иного вида деятельности за нужный период. Ежеквартальный план-фактный анализ выполняется по всей бюджетной структуре годового плана. В табл. 1. приведен для примера план-факт бюджета доходов и расходов ТЦМД "Асбестовский участок ОАО "Свердловскоблгаз" по основным видам деятельности за 2006г.

Подготовка  отраслевых отчетных форм и таблиц для  расчета тарифов

Кроме собственно автоматизации планирования финансово-хозяйственной  деятельности, существующая система  позволяет решать весьма актуальную и трудоемкую для многих ГРО задачу формирования отраслевых отчетных форм и обоснования экономически оправданных  затрат, закладываемых в тарифы на транспортировку сетевого газа. В  ОАО "Свердловскоблгаз" этот процесс  в достаточной степени автоматизирован. Сегодня предусмотрена и используется возможность формирования следующих  документов:

  • отчетная калькуляция по сжиженному газу - форма №6-ГЖ;
  • отчетная калькуляция по сетевому газу - форма №6-ГС;
  • отчетная калькуляция по прочей деятельности - форма № 6-П;
  • сведения об оказании жилищно-коммунальных услуг - форма № 22 ЖКХ;
  • приложение №2 к "Методическим указаниям по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям" - сведения для расчета тарифов.

Планируется в  дальнейшем получать с помощью системы  бюджетирования и другие отчетные документы, предписанные, в частности, органами статистического наблюдения.

Таблица 1. План-факт за 2007 г. Асбестовского участка ОАО "Свердловскоблгаз"

Показатели План Факт Откл, руб.
Сетевой газ
Выручка без НДС 28 558 983 27 994 532 - 564 451
Себестоимость 34 875 864 35 965 394 1 089 530
Прямые  затраты 15 405 420 15 745 182 339 763
Стоимость газа 6 531 516 6 273 183 -258 333
Услуги  вспомогательных служб 1 484 265 1 954 174 469 909
Общепроизводственные  расходы 5 863 468 5 934 036 70 568
Общехозяйственные расходы 5 591 195 6 058 818 467 623
Валовая прибыль по сетевому газу - 6 316 880 - 7 970 862 - 1 653 981
Сжиженный газ
Выручка без НДС 1 467 964 1 303 743 - 164 221
Себестоимость 2 852 267 2 914 759 62 492
Прямые  затраты 1 404 710 1 554 491 149 781
Стоимость газа 693 157 589 606 -103 552
Услуги  вспомогательных служб 182 292 240 251 57 959
Общепроизводственные  расходы 274 575 243 194 -31 381
Общехозяйственные расходы 297 534 287 218 -10 316
Валовая прибыль по сжиженному газу - 1 384 304 - 1 611 016 - 226 712
Прочие  услуги
Выручка без НДС по услугам 643 894 1 040 282 396 387
Себестоимость прочих услуг 382 379 576 679 194 300
Услуги  вспомогательных служб - - -
Общепроизводственные  расходы 115 749 176 390 60 642
Общехозяйственные расходы 126 040 224 527 98 488
Валовая прибыль по услугам 261 516 463 603 202 087
В С  Е Г О В Ы Р У Ч К  А без НДС 30 670 842 30 338 557 - 332 285
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ 38 110 510 39 456 832 1 346 322
В А  Л О В А Я П Р И Б  Ы Л Ь (убыток) - 7 439 668 - 9 118 275 - 1 678 607

 
 
 
 

Показатели  эффективности деятельности ТЦМД

Критерии оценки деятельности ГРО в целом по транспортировке  природного газа могут быть естественным образом сформированы сравнением плановых, учтенных в утвержденных тарифах  показателей, с реально достигнутыми результатами. Необходимость разработки новых методов оценки эффективности  отдельных ТЦМД связана с объективными причинами. Дело в том, что усреднение тарифов в целом по ГРО в  результате государственного регулирования  доходов неизбежно приводит к  убыточности эксплуатации отдельных  групп газовых сетей, компенсируемой за счет доходов других участков. Так  из табл.1 видно, что в целом по Асбестовскому участку предприятие  получило убыток. Этот факт ни в коей мере нельзя объяснять плохой работой  коллектива участка, поскольку структура  потребителей газа на его территории такова, что средние для ГРО  тарифы приводят к видимой убыточности.

Для контроля над  эффективностью деятельности отдельных  ТЦМД в ОАО "Свердловскоблгаз" предполагается введение показателя "внутренний тариф ТЦМД" позволяющий оценивать  сравнительную эффективность как  планово убыточных, так и прибыльных центров маржинального дохода ГРО. Внутренний тариф может быть определен, если разложить участвующие в  обосновании тарифов ГРО показатели на все территориально обособленные участки эксплуатации газового хозяйства. 
 
 
 
 

Бюджетирование  инвестиционной деятельности

Отдельно остановимся  на специфике инвестиционной деятельности газораспределительных организаций. Поскольку создание новых или  расширение и модернизация старых производств  различных отраслей является процессом  постоянным и непрерывным, то промышленности объективно необходимо расширение и  строительство новых коммуникаций, в том числе систем газоснабжения. Постоянное развитие жилищного и  промышленного сектора также  требует прокладки новых газопроводов. Поэтому одним из обязательных условий  существования и процветания  любой газораспределительной организации  является как содержание основных средств  в соответствующем состоянии, так  и постоянное строительство новых  газопроводов. Можно сказать, что  постоянное расширение охвата газоснабжением территорий является способом существования  газораспределительных организаций. В силу сказанного, бюджетному управлению строительной деятельности в организациях газораспределения должно уделяться  не меньше внимания, чем собственно бюджетированию транспортировки газа. Поэтому с помощью системы  бюджетирования в ОАО "Свердловскоблгаз" составляются и контролируются бюджеты  капитального строительства газовых  сетей. Источниками финансирования строительства служат собственные  средства и средства, получаемые за счет специальной надбавки к тарифам  на транспортировку природного газа. В течение первого года эксплуатации системы бюджетирования аналитический  учет затрат на капитальное строительство  был расширен. Теперь имеется возможность  анализа расходов не только по объектам строительства, статьям и элементам  затрат, но и по подразделениям, ответственным  за понесенные расходы. 
 

Автоматизация производственных процессов

В заключение следует  отметить, что на предприятии уделяется  должное внимание не только совершенствованию  процессов управления, но и автоматизации  производственных процессов. В настоящее  время в ОАО "Свердловскоблгаз" разработана и внедряется комплексная  программа формирования и ведения  электронной карты сети газоснабжения  природным газом. Данная программа, включающая в себя паспортизацию  газопроводов и комплекс гидравлических расчетов, позволит не только повысить точность диагностики, снизить затраты  на ремонт и на эксплуатацию сетей, сократить сроки диагностики  и ремонта, но и предвидеть "узкие  места", более точно прогнозировать и планировать будущие затраты  на ремонт и модернизацию газопроводов. Действительно, она позволяет прогнозировать, например, нехватку давления на удаленных  участках вследствие расширения сети, что, возможно, повлияет на планирование строительства закольцовок или  на необходимость переукладки участков газопроводов с использованием труб большего диаметра. Наличие данной программы позволяет просчитывать различные сценарии развития сети на много лет вперед. Благодаря программе  прогнозируется возможность аварийных  ситуаций на газопроводах, оборудовании и сооружениях, таким образом, полностью  удовлетворяются требования МЧС  РФ.

Одним из перспективных  направлений инвестирования капитала в газораспределении является телемеханизация, также призванная повышать надежность и снижать аварийность газоснабжения. Так ОАО "Свердловскоблгаз" планирует  к 2008г. за счет специальной инвестиционной надбавки к тарифам на транспортировку газа телемеханизировать все газорегуляторные пункты (ГРП) одного из производственных участков. В результате диспетчер аварийной службы в режиме "он-лайн" сможет наблюдать за показаниями датчиков давления газа на входе и на выходе, температуры, открытия/закрытия дверей и т.п. Благодаря этому решения будут приниматься оперативно, например, поскольку падение давления может свидетельствовать об аварии, ликвидировать ее будет проще и дешевле, возможно, даже без отключения потребителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Система бюджетирования должна отражать специфику бизнес-процессов  предприятия, только при этом условии  бюджетирование будет являться эффективным  инструментом управления.

Особенности ведения  бизнеса накладывают определенные ограничения на подходы организации  бюджетирования на предприятии. Для  газораспределительных организаций  требуется разработка оригинальной методики бюджетирования, определение  бюджетной модели и показателей  оценки эффективности деятельности.

Модель планирования и бюджетирования, предложенная для  реализации в газораспределительных  предприятиях, может быть адаптирована с минимальными затратами для  предприятий, занимающихся тепло-, электро- и водоснабжением предприятий и  населения. Разработанная авторами бюджетная модель показала свою состоятельность и была успешно использована при постановке бюджетирования одной из крупнейших газораспределительных организаций Свердловской области ОАО "Свердловскоблгаз".Внедрение системы бюджетирования демонстрирует направленность предприятия на долгосрочную перспективу и развитие бизнеса и является основой для применения в скором будущем новых инструментов управленческого контроля:

 - системы нормативного регулирования и внедрения на ее основе корпоративных стандартов;

- системы сбалансированных показателей (построение стратегических карт);

- реинжиниринга бизнес-процессов в строительстве и эксплуатации газовых сетей.  
 

Список  литературы

  1. Казанцев К.А., Пермяков В.Г. Автоматизация бюджетирования ОАО "Свердловскоблгаз" // Газ России. 2008. №2.
  2. "Корпоративные финансы" в IBM. Результаты тестирования //Компания Инталев http://www.intalev.ru/news/?uin=896
  3. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В. В. Внутрифирменное бюджетирование. Настольная книга по постановке финансового планирования - М.: Финансы и статистика, 2003.
  4. Компания Инталев, Методическое руководство "5 шагов к бюджетному управлению", версия 2.0, 2003.
  5. 4. Бобылева А.З. Финансовый менеджмент: проблемы и решения: учебное пособие/А.З.Бобылева.- М.: Дело, 2007

Информация о работе Бюджетирование как комплексный процесс в структуре управления предприятием