Бюджетирование как комплексный процесс в структуре управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный контроль — это процесс сопоставления фактических результатов с бюджетными, анализ отклонений и внесение необходимых корректировок в бюджеты следующих периодов.

Теоретически после окончательного согласования бюджета бюджетные доходы должны быть получены, а бюджетные затраты — не превышены.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Тема 1.Бюджетирование: цели и задачи………………………………………
Тема 2.Методика постановки бюджетирования………………………………

Тема 3.Специфика газораспределительных организаций…………………..
Тема 4.Отличительные особенности бюджетирования различных отраслей экономики……………………………………………………………..
Тема 5.Организация бюджетирования в ОАО "Свердловскоблгаз"……….

5.1.Основные результаты внедрения системы бюджетирования………

Заключение…………………………………………………………….

Список используемой литературы…………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая бюджетирование курсовая МШ.docx

— 98.22 Кб (Скачать файл)

Представленные  отличия касаются в основном бюджетной  структуры и способствуют разработке отдельной бюджетной модели и  комплекса финансовых показателей  для газораспределительных организаций.

Бюджетная модель

Под бюджетной  моделью понимается совокупность бюджетов предприятия и порядок их составления.

Далее будет  приведены отличия составления  бюджетной модели для промышленных предприятий и предприятий газораспределительной  отрасли.

Бюджетная модель промышленного  предприятия

По сравнению  с другими отраслями экономики, кругооборот оборотного капитала и  основного капитала в промышленности имеет свои особенности, которые  определяют основы бюджетирования деятельности промышленного предприятия.

Основной особенностью кругооборота оборотного капитала в  промышленности является наличие стадии производства (трансформации материальных ресурсов в готовую продукцию). Это  обуславливает усложненную по сравнению с другими отраслями экономики систему планирования затрат для промышленной компании. Финансовый цикл промышленного предприятия включает в себя и стадию снабжения, и стадию реализации, и производственную стадию, что определяет специфику и усложненность бюджетного процесса в промышленности по сравнению с другими отраслями.

На рис. 1 приведена  бюджетная модель промышленного  предприятия.

Рисунок 1 Бюджетная  модель промышленного предприятия

Бюджетная модель ГРО

Для газораспределительной  организации можно предложить бюджетную  модель, приведенную на рис. 2.

В отличие от бюджетной модели для промышленного  предприятия, бюджетная модель газораспределительной  организации:

  • не имеет бюджета производства;
  • имеет особый механизм формирования бюджета инвестиций.

Специфика финансового  цикла бюджетирования газораспределительных  организаций заключается в фактическом  отсутствии бюджета производства. Отсутствие бюджета производства связано с  отсутствием стадии производства как  стадии трансформации материальных ресурсов в готовую продукцию. Вместе с тем наблюдается наличие  бюджета эксплуатационных расходов, аккумулирующего все прямые расходы на содержание газового хозяйства и поддержание безаварийной работы газового оборудования. 
Особенности деятельности газораспределительных организаций определяют специфику не только финансового, но и инвестиционного цикла (цикла возобновления и увеличения основного капитала). Инвестиционная составляющая закладывается в стоимость реализуемой продукции посредством специальной надбавки к тарифу на транспортировку сетевого газа, имеющей целевой характер и направляемой на финансирование программы газоснабжения.

Рисунок 2 Бюджетная  модель газораспределительной организации 

Финансовые  показатели ГРО

В качестве целевых  финансовых показателей, характеризующих  эффективность деятельности газораспределительных  организаций можно предложить, например, следующую систему показателей (табл.2).

Показатель (Источник данных для расчета показателя) Подразделение /  
Ответственный
Ликвидность (платежеспособность) предприятия (Бюджет движения денежных средств) Зам директора  по экономике и финансам
Объемы  инвестиционной деятельности (Инвестиционный бюджет)
Общая сумма накладных расходов (Бюджет накладных расходов)
Сумма налогов к уплате в бюджет (Бюджет по налогам)
Объем чистой прибыли (Бюджет доходов и  расходов) Планово-экономическое  управление
Рентабельность  бизнесов (Бюджет продаж, Полная производственная себестоимость)
Доля  сжиженного газа в структуре затрат ГРО (Бюджет продаж, Полная производственная себестоимость)
Отношение длины газораспределительной сети к объему поставляемого природного газа (Технический паспорт газотранспортного  оборудования, Бюджет продаж)
Доля  населения в объеме реализации природного газа (Бюджет продаж)
Чистые  активы предприятия (Бюджет по балансовому  листу)
Объем реализации газа (Бюджет продаж) Отдел реализации газа
Дебиторская задолженность покупателей (Бюджет дебиторской задолженности)
Объем реализации участка (Бюджет продаж участка) Начальник участка / Участок реализации газа
Сумма прямых затрат участка (Бюджет прямых затрат участка)
Сумма накладных затрат участка (Бюджет накладных  затрат участка)
Объем строительства (Бюджет капитальных  вложений) Строительно-монтажное  управление
Сумма накладных затрат по строительству (Бюджет накладных расходов СМУ)
Сумма прямых расходов по строительству (Бюджет ТМЦ (стройматериалы), Бюджет прямых затрат труда)
 

 
При построении системы финансовых показателей, возникает проблема определения  оптимального соотношения между  показателями.

Необходимо учитывать, что зачастую показатели являются взаимоисключающими, и, оптимизируя один показатель, ухудшается другой. Разработанная система финансовых показателей должна соответствовать  стратегическим целям предприятия. При этом необходимо учитывать, что  стратегические цели предприятия могут  касаться не только финансовых, но и  нефинансовых показателей:

  • Показатели эффективности организации бизнес-процессов предприятия;
  • Показатели отношений с потребителями и поставщиками;
  • Показатели интеллектуального капитала предприятия.
 

Бюджетирование  в России пока не является инструментом регулярного менеджмента не только для газораспределительных организаций (ГРО), но и для предприятий других отраслей промышленности. Вместе с  тем, уже второй год система бюджетного управления успешно работает на предприятии  ОАО "Свердловскоблгаз". После  начала эксплуатации система претерпела определенные изменения, были модифицированы отчетные формы бюджетов и состав аналитических признаков управленческого учета. При этом остался неизменным основной принцип: бюджетирование осуществляется по территориальным центрам маржинального дохода (ТЦМД), организованным на базе территориально обособленных участков эксплуатации газового хозяйства.

Потребность ГРО в системах бюджетирования

Необходимость внедрения на газораспределительных  организациях современных методов  управления финансово-хозяйственной  деятельностью, к которым, несомненно, можно отнести и бюджетирование, обусловлена непростыми условиями  современного положения предприятий  отрасли, функционирующих в условиях государственного регулирования с  одной стороны и рыночного  внешнего окружения с другой.

Во-первых, государственное  регулирование тарифов на транспортировку  природного газа ограничивает потребности  ГРО. Для финансирования затрат, не признанных Федеральной службой  по тарифам РФ необходимыми, предприятия  вынуждены изыскивать внутренние резервы, в том числе экономить расходы, включенные в состав планируемых  при утверждении размера тарифов.

Во-вторых, помимо основной - доходной деятельности по транспортировке  природного газа, газораспределительные  организации обязаны осуществлять снабжение населения сжиженным  газом. Ценовая политика государства  по сжиженным углеводородам такова, что в настоящее время деятельность ГРО по их реализации часто является убыточной. Так, например, убытки ОАО "Свердловскоблгаз" от реализации сжиженного газа населению  Свердловской области в 2007г. составили более 12 млн. рублей. Существующая система компенсации убытков далека от совершенства, в результате субсидий и дотаций из различных бюджетов покрывается обычно не более 40% от реально понесенных убытков.

В-третьих, наличие  категорий населения, имеющих льготы по оплате за пользование природным  и сжиженным газом, приводит к  тому, что сумма предоставленных  льгот должна оплачиваться за счет бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Оплата льготируемых сумм производится с существенными  задержками и не всегда в полном объеме.

В-четвертых, процедура  утверждения тарифов производится ежегодно на следующий планируемый  год и не может учесть издержки, необходимость в которых возникает  у ГРО в ходе текущего года.

В-пятых, помимо регулируемых государством видов деятельности газораспределительные организации  осуществляют так называемую "прочую деятельность", включающую в первую очередь услуги по проектированию газовых  сетей и услуги по газификации, цены на которые уже диктуются рыночными  отношениями. За счет прочей деятельности ГРО стремятся профинансировать свои потребности, не предусмотренные  в регулируемых тарифах.

Кроме того, системы  бюджетного управления должны учитывать  особенности функционирования каждой ГРО, определяемые комплексом следующих  факторов:

  • параметрами ГРО (протяженность сетей, объемы реализации услуг, количество потребителей, структура потребителей услуг);
  • соотношением объемов реализации природного и сжиженного газа;
  • уровнем квалификации и опытом работы управленческого персонала;
  • величиной цен и тарифов на газ;
  • климатическими условиями.
 

Организация бюджетирования в  ОАО "Свердловскоблгаз"

ОАО "Свердловскоблгаз" - одна из крупнейших газораспределительных организаций Свердловской области по объемам выручки. Основным видом деятельности является реализация сетевого и сжиженного газа потребителям. В настоящее время объемы поставки сетевого газа составляют более 2 млрд. куб.м. в год, протяженность трубопроводов - более 1500 км. В состав ОАО “Свердловскоблгаз” входят следующие производственно-эксплуатационные участки: Верхне-Пышминский, Березовский, Белоярский, Асбестовский, осуществляющие газоснабжение и эксплуатацию газового оборудования своих территорий; Свердловский участок; участок технического обследования, контроля и обслуживания оборудования и газовых сетей, осуществляющий наладку оборудования, установку и техническое обслуживание средств электрозащиты.

Кроме того, в состав ОАО “Свердловскоблгаз” входит строительно-монтажное управление, осуществляющее на территории эксплуатационных участков и Свердловской области строительство новых газовых сетей, перевод квартир с емкостного газа на природный газ, а также проектирование систем газоснабжения.

Предприятие может быть охарактеризовано как  прибыльное, динамично развивающееся. Распоряжением Правительства Свердловской области ОАО "Свердловскоблгаз" назначено уполномоченным представителем по поставкам сжиженного газа населению  в Свердловской области. В течение  последних четырех лет организации  присуждалось звание "Лучшее предприятие  газового хозяйства России" с  вручением диплома 1 степени.

Автоматизированное  бюджетирование в ОАО "Свердловскоблгаз", внедренное с помощью специалистов екатеринбургской аудиторской фирмы "Экономикс Бюро", построено  на базе комплекса программных средств  семейства "1С". Общая схема  программно-технического комплекса, используемого для планово-экономической деятельности предприятия, представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 Организация информационных баз в ОАО "Свердловскоблгаз"

Ядром комплекса  является система бюджетирования - программный продукт "Инталев: Корпоративные  финансы ". Группой компаний "Инталев" в период с 11 июля по 21 июля 2006 г проводилось тестирование этого продукта на программно-аппаратных средствах Центра инноваций IBM . Результаты тестирования, опубликованные на сайте www.intalev.ru, показывают, что "Инталев: Корпоративные финансы " может быть использован в условиях интенсивной внутренней работы компании при высокой оперативной нагрузке на систему и одновременном получении управленческой отчетности группой топ-менеджеров. Программой осуществляется собственно планирование и выдаются отчеты для план-фактного анализа деятельности предприятия. Планирование отдельных видов деятельности и отдельных бюджетных показателей допускается осуществлять в электронных таблицах MS Excel с последующей автоматической загрузкой в систему Инталев: Корпоративные финансы.

Программа учета  объемов газа предназначена для  учета плановых и фактических  данных по реализации газа в натуральных  и стоимостных показателях по группам потребителей. В бухгалтерской (учетной) системе ведется учет фактов хозяйственной деятельности предприятия  с учетом необходимой управленческой аналитики.

Информация о работе Бюджетирование как комплексный процесс в структуре управления предприятием