Бюджетирование как комплексный процесс в структуре управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный контроль — это процесс сопоставления фактических результатов с бюджетными, анализ отклонений и внесение необходимых корректировок в бюджеты следующих периодов.

Теоретически после окончательного согласования бюджета бюджетные доходы должны быть получены, а бюджетные затраты — не превышены.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Тема 1.Бюджетирование: цели и задачи………………………………………
Тема 2.Методика постановки бюджетирования………………………………

Тема 3.Специфика газораспределительных организаций…………………..
Тема 4.Отличительные особенности бюджетирования различных отраслей экономики……………………………………………………………..
Тема 5.Организация бюджетирования в ОАО "Свердловскоблгаз"……….

5.1.Основные результаты внедрения системы бюджетирования………

Заключение…………………………………………………………….

Список используемой литературы…………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая бюджетирование курсовая МШ.docx

— 98.22 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уральский Институт Фондового  рынка 
 

  
 
 

Курсовая  работа.

По предмету: «Финансовый менеджмент»

Тема: «Бюджетирование  как комплексный процесс в  структуре управления предприятием» 
 

                 Студентки 6 курса

              Ширяевой  Марины Ринатовны

                 Заочного отделения

                 Научный руководитель

                 Болотин.

                   
             
             
             

г.Екатеринбург

                 2010г

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Тема 1.Бюджетирование: цели и задачи………………………………………

Тема 2.Методика постановки бюджетирования………………………………

Тема 3.Специфика газораспределительных организаций…………………..

Тема 4.Отличительные особенности бюджетирования различных отраслей экономики……………………………………………………………..

Тема 5.Организация бюджетирования в ОАО "Свердловскоблгаз"……….

5.1.Основные результаты внедрения системы бюджетирования………

Заключение…………………………………………………………….

Список используемой литературы………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Бюджетирование  как управленческая технология является не только (а может, и не столько) инструментом планирования. Это еще  и инструмент контроля над состоянием и изменением положения дел с  финансами предприятия в целом  или в отдельном виде бизнеса.

Чтобы проанализировать исполнение бюджета и выявить  отклонения фактической деятельности от запланированной, в полную бюджетную  систему включаются не только плановые, но и фактические (отчетные) данные. Контролировать бюджет можно еженедельно, ежемесячно или ежеквартально. Для эффективности действий необходимо установить соответствующие методы контроля и убедиться в компетентности сотрудников предприятия в вопросах анализа доходов и своевременного контроля затрат, что позволит с заданной периодичностью правильно заполнять бюджетные формы.

Бюджетный контроль

Бюджетный контроль — это процесс сопоставления  фактических результатов с бюджетными, анализ отклонений и внесение необходимых  корректировок в бюджеты следующих  периодов.

Теоретически  после окончательного согласования бюджета бюджетные доходы должны быть получены, а бюджетные затраты  — не превышены.

Конечно, эта  цель скорее идеальна, чем реальна, поскольку внутренние и внешние  обстоятельства могут измениться, что  оказывает на бюджет предприятия  определенное влияние: положительное  или отрицательное. Поэтому на практике бюджеты подлежат постоянному пересмотру, в них могут вноситься поправки на заседании бюджетного комитета. Тем не менее следует стремиться к достижению поставленной цели, иначе  не имеет смысла приступать к составлению  бюджета. 
 

По мере развития и роста российской экономики  руководство предприятий все  больше стремится повысить эффективность  управления деятельностью последних. Повышение эффективности управления напрямую зависит от улучшения качественных характеристик системы планирования на предприятии. На сегодняшний день большинство российских предприятий  не имеют четко разработанной  и глубоко продуманной системы  планирования и контроля выполнения плана, используя при этом созданную  своими силами некую смесь устаревших методик и современных технологий планирования. Данный подход имеет  следующие недостатки:

  • отсутствие системности в планировании, процесс планирования не работает как единый механизм;
  • отсутствует увязка стратегических и тактических планов;
  • зачастую не учитывается специфика всех бизнес-процессов на предприятии.

Больным местом многих предприятий является организация  взаимодействия подразделений и  служб в процессе планирования. Например, часто плановому отделу приходится выпрашивать данные из других подразделений, при этом нарушаются сроки составления  планов, качество самих планов снижается.

Применение бюджетного управления (бюджетирования) позволяет  навести порядок в планировании деятельности предприятия и объединить результаты планирования отдельных  подразделений в систему взаимосвязанных  бюджетов. 

Бюджетирование: цели и задачи

В.Хруцкий дает следующее определение бюджета  предприятия - это финансовый план, т.е. выраженное в цифрах запланированное  на будущее финансовое состояние  предприятия, финансовое, количественно  определенное выражение результатов  маркетинговых исследований и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей. Соответственно под  бюджетированием понимается процесс  составления бюджетов предприятия.

Основная цель постановки бюджетирования - повышение  управляемости бизнеса, при этом решаются следующие задачи:

  • планирование и контроль стратегических планов предприятия;
  • контроль и управление затратами, в т.ч. через установление лимитов использования ресурсов;
  • контроль за состоянием ликвидности предприятия;
  • сравнительный анализ запланированных и полученных результатов;
  • анализ рентабельности (по норме прибыли) отдельных видов продуктов;
  • контроль за дебиторской и кредиторской задолженностью;
  • контроль за доходностью общих активов.

 
Методика постановки бюджетирования

Анализ современной  литературы по вопросам постановки бюджетного управления, а также практика внедрения  на конкретных предприятиях, позволяет  авторам предложить следующую последовательность этапов постановки бюджетирования :

  1. Анализ имеющейся модели Предприятия;
  2. Формирование финансовой структуры Предприятия;
  3. Формирование бюджетной структуры Предприятия;
  4. Формирование управленческой учетной политики Предприятия;
  5. Постановка бухгалтерского и управленческого учета;
  6. Определение методики планирования и финансово-экономического анализа;
  7. Выбор программы бюджетирования;
  8. Настройка программы по бюджетированию;
  9. Разработка положений по бюджетированию на предприятии, обучение пользователей.

Вместе с тем, многие исследователи отмечают, что  постановки бюджетирования уникальна  для каждого предприятия. При  этом предприятиям из одной отрасли  экономики присущи схожие подходы  к построению системы бюджетирования (содержание каждого из этапов, состав, последовательность, сроки составления  бюджетов). Так, К.Щиборщ выделяет различные  подходы к бюджетированию:

  • промышленных предприятий;
  • предприятий торговли;
  • в банковской сфере.

По мнению авторов  статьи, предложенная классификация  по отраслям экономики не в полной мере является универсальной, и ни один из элементов классификации в  полной мере не подходит для газораспределительной  отрасли ввиду её специфики. Поэтому  можно говорить о необходимости  разработки методики бюджетирования для  предприятий газораспределительной  отрасли.

Специфика газораспределительных  организаций

Газораспределительными  организациями (ГРО) признаются предприятия  газового хозяйства, являющиеся специализированными  организациями по эксплуатации газовых  сетей в городах и населенных пунктах.

Можно выделить следующие отличительные особенности  деятельности газораспределительных  организаций:

  • Отсутствие "свободного" рынка газа, наличие лимитов на поставки газа. Высокая степень монополизации газового рынка. Поставка газа предприятиям регулируется договорными отношениями с представителями ООО "Межрегионгаз", объемы потребления газа (устанавливаются т.н. лимиты) согласовываются договорами. За неисполнение условий договора (превышение или недобор лимита) следуют штрафные санкции.
  • Тарифная система ценообразования. Тарифная система ценообразования недостаточно эффективна и не позволяет в должной степени осуществлять всем ГРО безубыточную основную деятельность в соответствии с нормами безопасности при регулируемой норме прибыли. В механизме расчета тарифов не заложен механизм учета территориального распределения потребителей газа. Затраты на обслуживание газотранспортного оборудования не пропорциональны доходам, получаемым от различных категорий потребителей газа. В результате крупные потребители газа вынуждены оплачивать за более мелких, промышленность - за население (так называемое перекрестное субсидирование).
  • Применение специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа для финансирования программы газификации. Специальная надбавка включается в тарифы на транспортировку газа ГРО, и направляется для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства. Программы газификации включают в себя комплекс мероприятий и деятельность, направленные на осуществление перевода потенциальных потребителей на использование газа и поддержание надежного и безопасного газоснабжения существующих потребителей.
  • Несовершенство законодательной базы, регулирующей механизм возмещения убытков от реализации сжиженного газа населению. Реализация сжиженного углеводородного газа населению осуществляется с убытками для предприятия. Это достигается за счет заниженных тарифов на реализацию сжиженного газа населению, устанавливаемых Региональной Энергетической Комиссией. При этом компенсация убытков является неполной, реально возмещается от 40 до 60% суммы убытков.
  • Сезонный характер доходов от реализации сетевого газа при условно-постоянном характере затрат. Специфика газораспределительной деятельности такова, что в осенне-зимний "пиковый" период объемы реализации газа существенно больше, чем в весенне-летний период (обычно в 1,5 - 2 раза). В то же самое время расходы на поддержание надежного и безопасного газоснабжения существующих потребителей практически не зависят от времени года.
  • Необходимость учета величины пиковой нагрузки газотранспортного оборудования. Пиковая нагрузка на газопроводы в период в зимний период времени возрастает. Для обеспечения бесперебойных поставок природного гази и увеличения пропускной способности газопроводов с целью компенсации пиковой нагрузки необходимо строительство подземных хранилищ газа.
  • Поступления от компенсации по льготам по законам социальной направленности происходят с отставанием во времени.

Ввиду специфичности  деятельности, система бюджетирования для ГРО отличается от применяемых, например, в промышленности. Эти  различия касаются в первую очередь  бюджетной структуры и финансовых показателей: видов бюджетов, последовательность формирования бюджетов, показателей, характеризующих  эффективность деятельности предприятия  и т.п.

Отличительные особенности бюджетирования различных отраслей экономики.

А.Афанасьев  выделяет следующие основные факторы  предприятия, делающие систему бюджетирования каждого предприятия уникальной:

  • ограничения, влияющие на виды деятельности предприятия (производственные мощности, объем продаж и т.п.);
  • вид деятельности;
  • информационные потребности менеджмента;
  • стратегические цели;
  • размер предприятия и система управления.

Таблица 1 Отличительные особенности бюджетирования различных отраслей экономики

  Показатель Промышленные предприятия Предприятия торговли Газораспределительные хозяйства
1 Информация  для объема продаж маркетинговые исследования маркетинговые исследования лимиты  на поставку газа
технические возможности производства
2 Ограничения, влияющие на деятельность предприятия спрос на продукцию спрос на продукцию лимиты на поставку газа
производственные  мощности квалификация  персонала величина пиковой  нагрузки газотранспортного оборудования
доступность сырья и материалов тарифы на транспортировку  газа
квалификация  персонала установленные цены на газ для населения
состояние (износ) газопроводов
3 Особенность составления  инвестиционного бюджета составляется  при наличии чистой прибыли предусмотрен  программой газификации, закладывается  в спец.надбавке к тарифу
4 Информация  для маржинального анализа можно выделить условно-переменные и условно-постоянные расходы условно-переменные расходы выделить сложно, почти все  расходы являются условно-постоянными, маржинальный анализ затруднен
5 Используемые  методы учета затрат позаказный позаказный попроцессный
попередельный
попроцессный
комбинированный
6 Наличие стадии производства имеется производственная программа, производственный бюджет отсутствует производственный  бюджет отсутствует, имеется бюджет эксплутационных расходов

Информация о работе Бюджетирование как комплексный процесс в структуре управления предприятием