Анализ формирования и распределения прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ формирования и распределения прибыли ОАО «Югрател». Объектом исследования является ОАО «Югрател»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1.Теоретические основы анализа формирования и распределения прибыли………………………………………………………………………………..4
1.1.Экономическая сущность и виды прибыли……………………………………..4
1.2.Порядок формирования и распределения прибыли…………………………..7
1.3.Формы, направления и виды анализа прибыли. Показатели рентабельности……………………………………………………………………….12
Глава 2.Анализ формирования и политики распределения прибыли на примере ОАО «Югрател»……………………………………………………………………….20
2.1.Характеристика предприятия……………………....………………………….20
2.2.Анализ формирования и распределения прибыли……………………………21
Глава 3.Пути повышения прибыли…………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………………35
Список литературы………………………………………………………………….37
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

новая курсовая.docx

— 220.76 Кб (Скачать файл)

Резервный фонд предназначен для обеспечения финансовой устойчивости в период временного ухудшения производственно – финансовых показателей. Он также служит для компенсации ряда денежных затрат, возникающих в процессе производства и потребления продукции.

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении  прибыли была достигнута оптимальность  в сумме отчислений.

Распределение чистой прибыли позволяет  расширять деятельность организации  за счет собственных, более дешевых  источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации  на привлечение дополнительных источников.

Основная задача анализа формирования и распределения прибыли состоит  в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли  за отчетный год по сравнению с  прошлым годом. По результатам анализа  разрабатываются рекомендации по изменению  пропорций в распределении прибыли  и наиболее рациональному ее использованию.[9, c.340]

Характер распределения прибыли  определяет многие существенные аспекты  деятельности предприятия, оказывая влияние  на ее результативность.

Высокая роль характера распределения  прибыли в деятельности предприятия  определяется следующими основными  положениями [5,c.233]:

1.Распределение прибыли непосредственно реализует главную цель политики управления ею - повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал (в форме дивидендов, процентов и т.п.) и ростом этих доходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания вложенного капитала). При этом собственники предприятия самостоятельно формируют эти направления удовлетворения своих потребностей во времени.

2.Распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспечивается основными пропорциями этого распределения.

3. Пропорции распределения прибыли  определяют темпы реализации  стратегии развития предприятия.  Эта стратегия реализуется в  процессе инвестиционной деятельности  предприятия, объемы которой определяются  возможностями формирования финансовых  ресурсов, в первую очередь, за  счет внутренних источников. А  реинвестируемая в процессе распределения  прибыль является основным из  этих внутренних источников.

4. Характер распределения прибыли  является важнейшим индикатором  инвестиционной привлекательности  предприятия. В процессе привлечения  собственного капитала из внешних  источников уровень выплачиваемых  предприятием дивидендов (или других  форм инвестиционного дохода) является  одним из основных оценочных  критериев, определяющих результат  предстоящей эмиссии акций. Кроме  того, как было показано ранее,  возрастание уровня дивидендных  выплат определяет соответствующий  рост стоимости акций на фондовом  рынке, формируя дополнительный  доход инвесторов.

5.Распределение прибыли является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия. Объемы и формы участия персонала в прибыли определяют уровень трудовой мотивации работников, способствуют стабилизации персонала и росту производительности труда.

6.Пропорции распределения прибыли формируют уровень обеспечения дополнительной социальной защищенности работников. В условиях низкой действенности государственных форм социальной защиты занятых работников, эта роль распределительного механизма прибыли на предприятии позволяет дополнить их минимальную социальную защищенность.

7.Характер распределения прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия. Выплаты прибыли, предусмотренной к потреблению собственниками и персоналом предприятия, осуществляются, как правило, в денежной форме, т.е. в форме основного актива, обеспечивающего платежеспособность по неотложным финансовым обязательствам. При большом объеме выплат прибыли на цели потребления, уровень платежеспособности предприятия в текущем периоде может существенно снизиться.[8,c.267]

Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально разработанной  политикой (ее основу составляет дивидендная  политика), формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач  общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии  развития предприятия, обеспечивать повышение  его рыночной стоимости, формировать  необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения прибыли  необходимо учитывать противоположные  мотивации собственников предприятия (акционеров, вкладчиков) — получение  высоких текущих доходов или  значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.

Основной целью политики распределения  прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация  пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом обеспечения реализации стратегии  его развития и роста его рыночной стоимости.[13]

Исходя из этой основной цели в  процессе формирования политики распределения  прибыли предприятия решаются следующие  задачи: обеспечение получения собственниками необходимой нормы прибыли на инвестированный капитал; обеспечение приоритетных целей стратегического развития предприятия за счет капитализируемой части прибыли; обеспечение стимулирования трудовой активности и дополнительной социальной защиты персонала; обеспечение формирования в необходимых размерах резервного и других фондов предприятия.

 

1.3 Формы, направления и виды  анализа прибыли

 

Анализ прибыли подразделяется на различные направления, виды и  формы в зависимости от следующих  признаков:

По направлениям исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее использования:

  • анализ формирования прибыли проводится в разрезе основных сфер деятельности - операционной, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой анализа для выявления резервов повышения суммы и уровня прибыли. Одним из его аспектов является анализ прибыли по данным бухгалтерского учета и налогооблагаемой прибыли;
  • анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям ее использования. Он призван выявить уровень потребления прибыли и ее капитализации, а также конкретные формы ее производственного потребления в инвестиционных целях.

По организации  проведения выделяют внутренний и внешний  анализ прибыли:

  • внутренний анализ проводится менеджерами или собственниками предприятия с использованием всей совокупности имеющейся информации. Результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну;
  • внешний анализ проводится налоговыми органами, банками, страховыми компаниями по материалам публикуемой предприятием в открытой печати отчетности.

По масштабам  деятельности можно выделить следующие  формы анализа прибыли:

  • анализ прибыли по предприятию в целом. В процессе этого анализа изучается формирование, распределение и использование прибыли без выделения отдельных структурных подразделений предприятия (используется в финансовом анализе);
  • анализ прибыли по структурному подразделению или центру ответственности (применяется в управленческом учете);
  • анализ прибыли по отдельным изделиям (является дополнительным видом анализа, который может использоваться как в финансовом, так и в управленческом учете).

По объему исследования выделяют полный и тематический анализ прибыли:

  • полный анализ проводится с целью изучения всех аспектов ее формирования, распределения и использования в комплексе;
  • тематический анализ ограничивается отдельными аспектами формирования или использования прибыли (влияние проводимой предприятием налоговой политики на формирование затрат, доходов и прибыли;
  • влияние структуры и стоимости капитала на уровень прибыльности предприятия и др.).

По периоду  и глубине проведения выделяют:

  • предварительный анализ прибыли (экспресс-анализ прибыли, прогнозный анализ), связанный с условиями ее формирования, распределения или предстоящего использования, с условиями осуществления отдельных коммерческих сделок, финансовых или инвестиционных операций, при составлении бизнес-плана, анализ итоговой бухгалтерской отчетности в целях определения массы и нормы прибыли, рентабельности продаж и активов предприятия;
  • оперативный анализ прибыли, проводимый в процессе осуществления производственной, инвестиционной и финансовой деятельности с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли;
  • последующий (углубленный) анализ прибыли, осуществляемый по результатам работы за отчетный период для наиболее полного изучения финансовых результатов в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, выявления факторов, повлиявших на изменение прибыли в сравнении с бизнес-планом, показателями реализуемого инвестиционного проекта или предыдущим периодом, а также для контроля и последующей корректировки показателей выполняемого предприятием бизнес-плана;
  • детализированный анализ прибыли, проводимый в разрезе изучения каждого из факторов, оказывающих влияние на величину прибыли в целом по предприятию, прибыли по отдельным видам выпускаемой продукции или конкретным продажам.[7,c.287]

Цель анализа прибыли состоит в выяснении причин, обусловивших изменение прибыли, определении резервов ее роста и подготовке управленческих решений по мобилизации выявленных резервов. Для достижения данной цели в ходе проведения анализа решаются следующие задачи:

  1. оценка выполнения плана (прогноза) и динамики финансовых результатов;
  2. изучение состава и структуры прибыли;
  3. выявление и количественное изменение влияния факторов формирования прибыли;
  4. анализ и оценка качества прибыли;
  5. изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли;
  6. выявление резервов роста прибыли;
  7. разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.

Процесс управления прибылью включает в себя осуществление ряда функций, таких как планирование конечных финансовых результатов, учет формирования, распределения и использования  прибыли, оценка и анализ достигнутого уровня, принятие управленческих решений. Таким образом, результаты анализа  используются для принятия решений  в области управления прибылью. В  ходе анализа разрабатывается несколько  вариантов принятия решения, на основе которых принимается решение, оптимальное  для предприятия в данной ситуации.[10,c.121]

 

 

 

 

 

Таблица 1.

 

№ п/п

Показатель

За аналогичный период предыдущего  года

За отчетный период

Отклонение

Темп роста, %

Темп прироста, %

Tыс. руб.

Удельный вес, %

Tыс. руб.

Удельный вес, %

Tыс. руб.

Удельный вес, %

A

B

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

             

ст.7 = ст.3/ст.1 * 100%

ст.8 = ст.5/ст.1 * 100%

 

Итого:

 

100%

 

100%

 

100%

   




 

При проведении анализа прибыли  за различные календарные годы необходимо вести расчеты в сопоставимых ценах – в ценах предыдущего  или отчетного периодов.

В ходе проведения анализа используются разнообразные приемы и способы  анализа, позволяющие получить количественную оценку финансовых результатов. К ним  можно отнести горизонтальный и  вертикальный анализ, сравнительный  анализ и анализ по факторам, анализ коэффициентов рентабельности и  анализ рисков, интегральный анализ и  др.

Безусловно, методика и последовательность анализа прибыли определяется тем, в какой форме предполагается его проводить. Однако можно отметить ряд общих методических моментов, позволяющих экономисту построить  схему анализа финансовых результатов  хозяйственной деятельности предприятия.

Информация о работе Анализ формирования и распределения прибыли