Анализ финансового положения МУП «Водоканал»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в определении мероприятий по выводу из кризиса и стабилизации финансового состояния предприятия ЖКХ.
Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение следующих задач:
- изучить понятие и особенности кризисов на предприятии;
- рассмотреть механизмы и возможные направления выхода предприятия из кризиса;
- провести анализ финансового положения предприятия жилищно-коммунального хозяйства на примере МУП «Водоканал» г. Улан-Удэ;
- проанализировать действующее предприятие и разработать для него мероприятия по выводу из кризиса.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения кризиса на предприятии 5
1.1. Понятие и особенности кризисов на предприятии 5
1.2. Методика анализа финансового состояния организации 10
1.3. Механизмы и возможные направления выхода предприятия из кризиса 17
Глава 2. Анализ финансового положения МУП «Водоканал» 21
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия. Анализ имущественного положения 21
2.2. Анализ финансовой устойчивости и ликвидности 27
2.3. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 32
2.4. Мероприятия по выводу организации из кризиса 39
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Вложенные файлы: 1 файл

Мероприятия по выводу организации из кризиса МУП Водоканал.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

      Переход на «прямые расчеты» очень важен  для реформы ЖКХ. Производители  услуг начнут ценить деньги, которые  платит население, будут оптимизировать производственный процесс. Россияне начнут бережнее относиться к жилищно-коммунальным услугам.

      Установка водосчетчиков позволяет платить  только за то, что жилец реально  потратил, а не за среднее количество, рассчитанное коммунальщиками и, как  правило, часто завышенное.

      Для решения поставленных задач финансового  оздоровления МУП «Водоканал» необходимо достижение ряда целевых индикаторов  и показателей.

      Целевые индикаторы направлены на увеличение доходной части и снижение расходной  части предприятия, определяют объем расчетов по налогам, объем финансовой помощи, достижение реального уровня доходов в соответствии с фактическим уровнем инфляции.

      Таблица 2.10

Целевые индикаторы финансового оздоровления МУП «Водоканал»

Задача Целевые индикаторы и показатели Ед. измер. Исходное значение 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Оптимизация расходов МУП «Водоканал» Снижение просроченной кредиторской задолженности пере поставщиками и подрядчиками Тыс. руб. 211696 194397 174963 155529
Снижение  дебиторской задолженности потребителей Увеличение  собираемости платежей с потребителей % 97,2 98 102 104
Реструктуризация  кредиторской задолженности Сумма реструктуризированной  задолженности перед поставщиками и подрядчиками Тыс. руб. 85351 70351 41900 13450
Стабилизация  расчетов МУП «Водоканал» по финансовых обязательствам перед бюджетом и внебюджетными фондами Кредиторская  задолженность по финансовым обязательствам перед бюджетом и внебюджетными  фондами Тыс. руб. 88083 60083 14000 14000
Определение необходимой финансовой помощи для  полного погашения просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2011 г. Просроченная  кредиторская задолженность Тыс. руб. 95006 70292 35145 0
Совершенствование тарифной политики Принятие тарифов  в соответствии с планируемым  уровнем инфляции Тыс. руб. Выручка за 2009 г. 565000 613000 656000
Установление  тарифа на подключение водоснабжения Тыс. руб. 0 0 37000 54000

      Таким образом, стабилизация финансового  состояния МУП «Водоканал» является основой для нового строительства, реконструкции, модернизации объектов водо-канализационного хозяйства, что, в конечном счете, отразится на повышении качества жизни горожан, улучшении здоровья населения и экологической обстановки в городе.

      Финансовое  состояние – это устойчивая платежеспособность, достаточная обеспеченность собственными оборотными средствами и эффективное их использование, четкая организация расчетов, наличие устойчивой финансовой базы. Однако за последние пять лет (2004-2009 гг.) состояние жилищно-коммунальных предприятий свидетельствует о кризисном финансовом положении большинства из них, что характеризуется их неудовлетворительной платежеспособностью, просроченной задолженностью перед бюджетом, поставщиками и банками.

      МУП «Водоканал» сотрудничает с двумя  банками: ВТБ 24 и Сбербанк России.

      Для нормализации финансов в жилищно-коммунальном хозяйстве целесообразно ужесточить меры против роста просроченной дебиторско-кредиторской задолженности. В отдельных случаях возможно введение нормативных требований к уровню абсолютной ликвидности жилищно-коммунального предприятия.

      Предприятиям  ЖКХ следует отслеживать денежную задолженность и формировать  фонд риска на наличие сомнительных договоров за счет чистой прибыли. Это  необходимо для оценки платежеспособности должника, перспектив и сроков взыскания  долга.

      Кредиторская  задолженность не должна нарушать нормальных отношений с поставщиками, оказывать  отрицательное воздействие на отгрузку товаров и выполнения других обязательств в адрес предприятия, что приводит к потерям в форме уплаты штрафов, пени, неустоек. Предприятиям ЖКХ необходимо напомнить, что кредиторская задолженность является формой краткосрочных обязательств предприятия – плательщика. Это – денежные активы предприятия-получателя средств, и недопустимо их необоснованное отвлечение из оборота. Необходима выработка такой политики, при которой халатность и преднамеренная задержка в оплате счетов отрицательно сказалась бы на репутации предприятия. Нужно осознавать огромное значение фактора времени для эффективного использования финансов ЖКХ. Финансовым службам предприятий нужно следить за темпами инфляции, соотношением курса рубля к мировым валютам и понимать, что всякая оборачиваемость, а не высокие тарифы приносят весомые доходы.

      Тем же предприятиям, которые не хотят  брать на себя выполнение работы по проверке платежеспособности клиентов, но заинтересованы в быстром получение по счетам, целесообразно было бы использовать факторинговый вид услуг. Сущность его состоит в получение факторинговой фирмой платежных документов клиентов и осуществлению операций по денежным расчетам.

      Факторинговые операции планируются в отношении  следующих дебиторов: ОАО «ТГК-14» - задолженность составляет 4710 тыс. руб., ООО «Сотниково» - 436 тыс. руб., ООО  «Сибэнергострой» 745 тыс. руб., а также  в отношении физических сумма  задолженности которых составляет более 50 тыс. руб.

      Таким образом, факторинговые операции будут  способствовать разрешению кризиса  неплатежеспособности, а значит ускорению  оборачиваемости финансов МУП «Водоканал».

     Планирование  дебиторской и кредиторской задолженности - важный этап формирования бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса. Неточности в планировании расчетов с контрагентами могут негативно повлиять на финансовую устойчивость жилищно-коммунальной компании. Планы погашения дебиторской и кредиторской задолженности являются частью маркетинговой и кредитной политики компании. К сожалению, в МУП «Водоканал» не ведется планирование и анализ дебиторской и кредиторской задолженности, что отражается на динамике этих показателей. Не смотря на то, что существует множество распространенных методик. Можно порекомендовать наиболее простую.

     Основой для планирования дебиторской и  кредиторской задолженности служит организация системы оперативного и бухгалтерского учета на предприятии, отражающего полную информацию по клиентам, видам деятельности, конкретным продуктам, материалам или услугам в разрезе каждого заключенного контракта.

     Для определения задолженности необходимо:

  • оперативно отслеживать состояние расчетов с дебиторами и кредиторами;
  • анализировать своевременность погашений и выплат, прогнозировать штрафные санкции.

     Прогноз дебиторской и кредиторской задолженности  включает:

  • определение суммы погашения задолженности на начало прогнозного периода - задолженность прошлых лет;
  • планирование состояния по расчетам с контрагентами на конец периода - текущая задолженность.

     Для многих российских предприятий ЖКХ  дебиторская задолженность составляет значительную часть в структуре  оборотных активов и требует  эффективного управления.

     Планируя  и заключая контракты с контрагентами, организация определяет баланс дебиторской и кредиторской задолженности для обеспечения оптимальной платежеспособности предприятия.

     В условиях становления рыночных отношений  в жилищно-коммунальном хозяйстве  в целях снижения уровня убыточности, улучшения финансового состояния предприятия целесообразно:

  • составлять план по доходам и расходам по видам работ и оперативно анализировать отклонения от плана и вызвавшие их причины, рассчитывать влияние факторов (особенно роста цен, расценок, тарифов, норм расхода материалов и трудоемкости работ). Ежемесячно анализировать использование материальных ресурсов в целях выявления экономии.
  • своевременно учитывать все вводимые изменения по расчету налогов, что будет способствовать снижению нереализационных расходов;
  • использовать дифференцированные тарифы на коммунальные услуги.

     Обеспечить  более строгий учет сверхнормативной площади и второго жилья, что  касается оплаты сверхнормативного  потребления коммунальных услуг, оплата которых может производиться  по повышенным тарифам и ставкам, что позволит получить дополнительные средства. Тарифы за сверхнормативное потребление коммунальных услуг рекомендуется устанавливать на уровне, утвержденном на последующий период, и вплоть до полного возмещения затрат в зависимости от размера превышения норматива. Однако реализация этого предложения потребует создания информационной базы по демографическому и социальному составу семей, уровню их доходов и обеспеченности жильем, а также применения квартирных счетчиков по фактическому расходу воды.

     Организация учета потребления холодной воды позволит на 10-30% снизить расход этих ресурсов. Принимая во внимание высокую  стоимость счетчиков для поквартирного  учета, а также их установки и  обслуживания, на первом этапе рекомендуется  оборудовать приборами учета сначала дома.

     Учитывая  рост дебиторской задолженности  покупателей и заказчиков, которая  составила на 1 января 2009 года почти 89% оборотных активов, рекомендуется  создать при предприятии единый расчетно - кассовый центр, осуществляющий сбор платежей за коммунальные услуги, имеющий базу данных и своевременно отслеживающий задолженности по оплате. В этих условиях размер просроченной задолженности не будет превышать 12-14%.

     Другим  вариантом сокращения задолженности  по оплате коммунальных услуг является ее взыскание в бесспорном порядке на основании исполнительных документов органов, совершающих нотариальные действия: в случае, если оплата просрочена более чем на три месяца, исполнитель услуг вправе прекратить их предоставление до ликвидации задолженности.       

     Для оздоровления финансового состояния  предприятия, кроме ликвидации дебиторской  задолженности необходимы также  следующие мероприятия:

  1. Своевременное переутверждение тарифов в связи с изменениями тарифов по энергоносителям.
  2. Внедрение в производство новых технологий по очистке стоков; замена устаревшего оборудования.
  3. Неукоснительное исполнение планово-предупредительного ремонта оборудования в целях недопущения аварийных ситуаций.
  4. Консервация объектов неиспользуемых в производстве.

     Стабилизация  финансового состояния МУП «Водоканал»  имеет большое значение для социально-экономического положения региона. Проведение данных мероприятий позволит решить финансовые проблемы МУП «Водоканал» и обеспечит  его стабильную и бесперебойную  работу. 
 
 
 
 
 
 

 

Заключение

     Таким образом, в дипломной работе рассмотрены  основные аспекты антикризисного управление в МУП «Водоканал» г. Улан-Удэ.

     Анализ  организации финансов предприятия  жилищно-коммунального хозяйства  позволил сделать следующие выводы:

     1. МУП «Водоканал» исполняет функции единого поставщика услуг водоснабжения и водоотведения на территории г. Улан-Удэ.

     2. Применительно к МУП «Водоканал»   сумма поступлений от текущего  вида деятельности в 2008 г. составила  606439 тыс. руб., из них поступления  от покупателей и заказчиков – 606403 тыс. руб.,  т.е. почти 100% от общей суммы притока денежных средств от текущей деятельности. Наибольшие суммы оттока денежных средств в 2007 г. и 2008 г.  были связаны с перечислением средств поставщикам, подрядчикам (25,4% и 32,3% соответственно) и на оплату труда (35,6% и 30,7%).

      3. Анализ динамики финансовых результатов  предприятия показал, что в  2008 валовая прибыль составила  11802 тыс.руб., что на 19819 тыс. руб.  больше, чем в 2006 году. Это произошло  в результате большего увеличения выручки от реализации продукции на 82204 тыс. руб. или на 18% по сравнению с себестоимостью реализованной продукции, которая увеличилась на 62385 тыс. руб. или на 13%.

Информация о работе Анализ финансового положения МУП «Водоканал»